Файл: Рекомендации по составлению проекта Описание проекта Название проекта должно быть броским и кратким. Оно может быть достаточно общим например Дети природы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проекты нацелены на решение проблем и получение определенных результатов – иными словами, они ориентированы на достижение поставленных целей. Именно эти четко сформулированные цели являются движущей силой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы они были достигнуты.

Цели – это наиболее общие утверждения, задающие ориентир на планируемые результаты. Причем, цели не могут быть оценены количественно. Их главное назначение – показать тип проблемы, с которой имеет дело проект. Тем самым цели отличаются от задач.

Задачи – конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую вы охарактеризовали в разделе «Описание проблемы». Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления вашего проекта. Если имеет смысл, здесь можно указать, кто охвачен проектом, что следует изменить, в каком направлении, насколько. Задачи должны быть максимально конкретизированы. В них могут содержаться и количественные данные о степени полезности проекта. Такие данные называются показателями. Показатели – инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цели и задачи проекта и измерить его эффект.

Выполнение задач приводит к достижению целей и, следовательно, решению проблемы. Цель рассматривается как общее видение итога, а задачи – это конкретные частные результаты, и будучи взаимосвязанными логически, вытекая из описания проблемы, они заметно отличаются друг от друга. Можно сопоставлять задачи с проблемами, обозначенными в пункте заявки «Описание проблемы». Тогда каждой проблеме будет соответствовать по крайней мере одна четкая задача.

Для формулирования цели и задач проекта часто используют графический прием построения «дерева целей». Законченное «дерево целей» представляет суммарную картину желаемой ситуации в будущем. Его главное достоинство заключается в том, что оно обеспечивает строгое соответствие целей потенциального проекта выявленным на предыдущем этапе проблемам.

Шаги по построению «дерева целей».

Шаг 1. Переформулируйте все негативные ситуации, выявленные при анализе проблем, в позитивные ситуации, которые являются желаемыми и реально достижимыми.

Шаг 2. В случае необходимости: пересмотрите формулировки; добавьте новые цели, если они представляются уместными и необходимыми для достижения цели на следующем, более высоком уровне; удалите цели, которые кажутся неуместными или ненужными.

Проведенный анализ проблем и целей дает важную информацию для выбора стратегии проекта. На этом этапе полезно ответить на следующие вопросы:


Следует ли пытаться решить все выявленные проблемы или только часть их?

Какова возможная связь данного проекта с другими проектами (текущими или планируемыми) организации?

Какие воздействия на существующую негативную ситуацию наиболее вероятно приведут к желаемым результатам и обеспечат устойчивость проекта?

Каким образом может быть достигнута максимальная польза для целевых групп?

Каким способом лучше всего обеспечить заинтересованность партнеров?

Какая стратегия наиболее эффективна в плане соотношения затрат и результатов?

Какие финансовые средства могут быть реально предоставлены на реализацию проекта, из каких источников?

Из целей и задач должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.

Рекомендуется формулировать для проекта одну общую цель и несколько задач – этапов ее достижения.

Пример 1

Цель проекта – консолидация действий лидеров местного сообщества, некоммерческих организаций, органов исполнительной власти, учреждений здравоохранения Воронежской области по формированию навыков здорового образа жизни в молодежной среде сел и небольших городов посредством просветительских программ.

Задачи проекта. Информирование представителей целевой группы и внесение предложений для принятия решений, облегчающих работу по проблеме ЗОЖ.

Введение компонента ЗОЖ в деятельность сельских и городских школ, клубов и библиотек (проведение массовых мероприятий просветительского характера с участием представителей органов власти, работников здравоохранения, педагогов, ученых, библиотекарей, сотрудников общественных организаций).

Включение просветительского компонента по ЗОЖ в информационную деятельность региональных газет: «Коммуны», «Моё!», сельских районных газет и др.

Создание и тиражирование социальных механизмов инициирования, сохранения и развития традиций ЗОЖ в молодежной среде сел и небольших городов Воронежской области.

Разработка просветительской и образовательной модели ЗОЖ для представителей сельского и городского населения Воронежской области.

Пример 2

Цель проекта – создание и организация работы сети центров этнической и социальной толерантности как методических центров, разрабатывающих и распространяющих инновационные технологии по развитию культуры этнической и социальной толерантности, профилактике экстремизма и ксенофобии.

Задачи проекта.



Создание методической и организационной базы центров этнической и социальной толерантности с целью внедрения норм толерантного поведения в социальную практику, противодействия экстремизму и снижения социальной напряженности.

Разработка и издание просветительских материалов по этнической толерантности.

Налаживание механизмов взаимодействия общественных организаций и органов исполнительной власти Воронежской области в ходе совместной реализации проекта.

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта; конкретные ожидаемые результаты и эффект проекта в долгосрочной перспективе

В этом разделе должна содержаться конкретная информация (с указанием количественных и качественных показателей) о результатах проекта. Например, если запланировано проведение семинара, то нужно указать количество обученных слушателей; если реализуется программа по предоставлению каких-либо услуг, нужно указать количество слушателей или организаций (привести перечень), пользующихся этими услугами.

Если проект может быть продолжен или состоит из нескольких этапов, то необходимо предоставить следующую информацию:

Как предполагается развивать деятельность в этом направлении после выполнения проекта?

Каким образом предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта?

Каким образом данная программа будет существовать в дальнейшем?

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта

Конечный результат связан со специфическими результатами и материально осязаемыми объектами (товарами и услугами, фиксированной информацией и пр.), которые получаются при реализации целей и задач проекта. В этом подпункте желательно сделать прогноз о том, каким образом будет отчасти решена или, может быть, исчерпана основная проблематика проекта.

Конкретные ожидаемые результаты

Каждая задача имеет свои результаты. Здесь необходимо описать как можно более точно те изменения, которые должны произойти после реализации проекта. Это могут быть новые знания и умения, изменившиеся убеждения и ценности, новое поведение, изменения в условиях жизни.

Пример формулировки конкретных ожидаемых результатов: «Содержание молочных продуктов в меню детского сада составит 30 %», «10 воспитателей применят методы обучения здоровому образу жизни».


Формами продуктов проектной деятельности могут быть: выставка, газета, журнал, сценарий, экскурсия, игра, праздник, проведение и анализ социологического опроса, видеофильм, вебсайт, буклет, брошюра, сборник статей или материалов, учебное или методическое пособие, путеводитель, справочник и многое другое.

Количественные и качественные показатели результативности аналогичны индикаторам оценки проекта (см. пояснения к следующему пункту).

Эффект проекта в долгосрочной перспективе

Содержание этого подпункта призвано разъяснить, каким образом, за счет каких ресурсов заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта; убеждает грантодателя в том, что после расходования его средств найдутся ресурсы для поддержания данной инициативы. Если вам требуются деньги для организации некоторой новой программы или реорганизации уже существующей, то как вы поступите, когда средства кончатся? Заверений о поисках нового грантодателя недостаточно. Вы должны представить план, который убедил бы спонсора в том, что программа будет успешно функционировать и в будущем. Среди вопросов, которые надо рассмотреть в связи с этим (т. е. попытаться ответить на них не только грантодателю, но и себе самим), можно назвать следующие:

Какие существуют возможные источники будущего финансирования?

Найдутся ли местные государственные или частные учреждения, готовые продолжать финансирование вашего проекта?

Собираетесь ли вы заниматься поиском не грантовых источников финансирования?

Имейте в виду, что наилучший план будущего финансирования – это план, не требующий поддержки от спонсора.

Пример 1

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта

Основным результатом проекта станет разработка эффективной рабочей модели деятельности центра этнической и социальной толерантности, организация этой деятельности на базе образовательных, культурных, других некоммерческих организаций и учреждений Воронежской области. Таким образом будет достигнута цель проекта: создание и организация работы сети пилотных центров этнической и социальной толерантности как методических центров, разрабатывающих и распространяющих инновационные технологии по развитию культуры этнической и социальной толерантности, профилактике экстремизма и ксенофобии.

Конкретные ожидаемые результаты

Будет организовано 2 центра этнической и социальной толерантности. В городе А – на базе МОУ СОШ № … . В городе Б будет создан центр на базе НКО «…» с участием партнеров: МОУ СОШ № …, Воронежского … колледжа, студенческого клуба «…», Дома культуры … района города Б.


В организации материальной базы фестиваля «Школа мира» активно примет участие ряд коммерческих структур: «…» и др.

В качестве организующих центров для подростков выступит не менее 7 школ городов и районов Воронежской области.

В ходе Фестиваля будет представлено на рассмотрение экспертной комиссии не менее 20–25 проектных предложений.

Будет тиражирована и распространена среди заинтересованных организаций, в т. ч. непосредственных участников проекта, «Декларация принципов толерантности» (60 экз.).

Состоится 1 стартовый и 1 обучающий семинары по социальному проектированию в сфере этнической толерантности.

Во всех мероприятиях проекта примет участие не менее 100 человек.

Эффект проекта в долгосрочной перспективе

В конечном итоге, данный проект внесет вклад в распространение идей этнической и социальной толерантности, профилактику экстремизма и ксенофобии. Он станет шагом на пути изменения сознания общественности в духе не только терпимости, но и уважения к разным народам. Деятельность по проекту повысит уровень осведомленности населения и представителей органов власти региона о роли структур гражданского общества в улучшении межэтнического взаимодействия и профилактики конфликтов.

Заложенная основа и реализованные механизмы обеспечат дальнейшее развитие проекта:

- формирование положительного отношения общественного мнения к вопросам этнической и социальной толерантности, необходимости профилактики экстремизма и ксенофобии;

- партнеры проекта, обладающие значительным организационным потенциалом, обеспечат стабильную деятельность центров этнической и социальной толерантности;

- разработанные в ходе подготовки к Фестивалю социальные проекты могут быть положены в основу проектных заявок на участие в грантовых конкурсах, таким образом будет поддерживаться дальнейшая бесперебойная деятельность центров;

- методические решения по организации центров этнической и социальной толерантности могут быть востребованы государственными структурами при разработке перспективных профилактических программ противодействия экстремизму и ксенофобии.

Пример 2

Эффект проекта в долгосрочной перспективе

Методические материалы семинаров-практикумов, курсов тренеров ЗОЖ будут распространены в сельских районах Воронежской области, не входивших в географию данного проекта. Они могут применяться для проведения мероприятий по социальной коррекции школьников и студентов, работниками здравоохранения, учителями, библиотекарями, преподавателями вузов, ответственными за воспитательную работу, самими студентами и школьниками. Информационно-методический центр по вопросам ЗОЖ после окончания проекта будет по-прежнему открыт для всех желающих. В целом посредством работы с целевой группы в рамках проекта предполагается сформировать у них устойчивые навыки ЗОЖ, воспитать из них медиаторов в сфере ЗОЖ.