Файл: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения направления подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Теории карьеры
Этапы выполнения работы
1. Изучите рекомендованную литературу; познакомьтесь с новой литературой по теме самостоятельной работы; используйте необходимый материал в своей работе.
2. Раскройте следующие вопросы в теоретической части вашей работы:
2.1 Теоретические подходы к проблематике карьеры.
2.2 Понятие карьерных ориентаций.
2.3 Теория профессионального самоопределения Д.Сьюпера.
2.4 Типы стратегий в карьере.
3. Определите группу испытуемых (не менее 5 человек). Охарактеризуйте ее (возраст, пол, род занятий и др.).
4. Изучите методику предстоящего исследования. Подготовьте анкету и листы ответов (по количеству испытуемых).
5. Проведите исследование. Обработайте полученные данные и обработайте результаты.
Сделайте выводы и дайте практические рекомендации каждому испытуемому.
Тест «Шкала локуса контроля»
(Дж. Роттер)
Цель: определение уровня сформированности субъективного контроля, который позволяет оценить в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него.
Инструкция. Вам предлагается 44 утверждения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте «естественный» ответ. Помните, что в тесте «плохих» и «хороших» ответов нет. Предпочтителен тот вариант, который первым пришел вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» («да»), если не согласны – знак «–» («нет»).
1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от особенностей и собственных усилий человека.
2. Большинство разводов происходит от того, что люди не хотят уступать и приспосабливаться друг к другу.
3. Болезнь – дело случая, и если уж суждено кому-то заболеть, то с этим ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководители полностью контролируют действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.
26 10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например, от настроения учителя, а не от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то, в общем, верю в то, что смогу их осуществить.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем лекарства и врачи.
14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались наладить совместную семейную жизнь, у них скорее всего, ничего не получится.
15. То хорошее, что я делаю в жизни, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Я думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я не стараюсь планировать свою жизнь далеко вперед, потому что многое зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если я очень захочу, то могу расположить к себе почти любого человека.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.
30. Иногда трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успехов в своей работе, скорее всего просто не проявил достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, а не я.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, не надеясь на помощь других людей и не полагаясь на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
27 41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя.
43. Многие мои успехи стали возможными только благодаря помощи других людей.
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от моих незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Обработка результатов. Подсчитайте количество совпавших ответов по каждой шкале
(количество совпадений по шкале равняется количеству баллов по ней, при этом, если по шкале, например, совпало 5 положительных и 3 отрицательных баллов, то сумма баллов по этой шкале равна 8 баллам):
1. Шкала общей интернальности:
«+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44;
«–» 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.
2. Шкала интернальности в области достижений:
«+» 12, 15, 27, 32, 36, 37; и «–»1, 5, 6, 14, 26, 43.
3. Шкала интернальности в области неудач:
«+» 2, 4, 20, 31, 42, 44; и «–» 7, 24, 33, 38, 40, 41.
4. Шкала интернальности в семейных отношениях:
«+» 2, 16, 20, 32, 37; и «–» 7, 14, 26, 28, 41.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений:
«+» 19, 22, 25, 42; и «–» 1, 9, 10, 30.
6. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни:
«+» 13, 34; и «–» 3, 23.
Локус контроля (лат. locus – место, местоположение и франц. contrôle – проверка) – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний локус контроля), то есть локус контроля является двухполюсной характеристикой: на одном полюсе находятся интерналы, на другом – экстерналы.
Экстернальный тип (0-11 баллов) – человек интерпретирует все происходящие в его жизни события как зависящие не от него, а от каких-то других сил (Бога, судьбы, условий окружающей среды, случайности, везения или невезения, других людей и их действий и т.д.). Экстерналы эмоционально неустойчивы, склонны к неформальному общению и поведению, малообщительны, у них плохой самоконтроль и высокая напряженность.
Поскольку экстернал не чувствует себя способным как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий, он снимает с себя всякую ответственность за всё происходящее с ним.
Смешанный тип (12-32 балла) – характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п., то есть человек в разных обстоятельствах может вести себя и как интернальный и как экстернальный типы.
Интернальный тип (33-44 балла) – человек, имеющий высокий уровень субъективного контроля и считающий, что большинство важных событий в его жизни зависит от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, упорности, уровня способностей и т.п.) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности. Он считает, что может влиять на события своей жизни, управлять ими и, следовательно, нести ответственность за них и за свою жизнь в целом. Люди, имеющие такой локус контроля, обладают эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, отличаются общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью.
28
Шкала интернальности в области достижений. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом проследить свои цели в будущем. Низкие показатели по данной шкале говорят о том, человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Шкала интернальности в области неудач. Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели по шкале свидетельствуют о том, что, испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом своего невезения.
Шкала интернальности в семейных отношениях. Высокие показатели по шкале означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнёров причиной значимых ситуаций, возникающих в семье.
Шкала интернальности в области производственных отношений. Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. Низкий – указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению или невезению.
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Высокие показатели по шкале свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за своё здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по шкале считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придёт в результате действия других людей, прежде всего врачей.
Список литературы
1. Сотникова С.И. Управление персоналом: деловая карьера: [Электронный ресурс]: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2016. – 328с. Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2.php? book=501180 2. Управление персоналом организации [Электронный ресурс]: учебник / под ред.
А.Я. Кибанова М.: ИНФРА-М, 2017. – 695 с. Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2. php? book=92801 3. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала: [Электронный ресурс]: Учебник / Минева О.К., Ахунжанова И.Н., Мордасова
Т.А.; Под ред. Миневой О.К. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 160 с. Режим доступа: https://znanium.com/bookread2.php?book=100354
Контрольная работа № 8
Тема: Организации и управленческая культура
Этапы выполнения работы
1. Изучите рекомендованную литературу; познакомьтесь с новой литературой по теме самостоятельной работы; используйте необходимый материал в своей работе.
2. Раскройте следующие вопросы в теоретической части вашей работы:
2.1 Корпоративная культура, функции и элементы.
2.2 Классификация организационных культур с мотивационными компонентами карьерного продвижения.
2.3 Виды корпоративной культуры с точки зрения общей ориентации.
29 2.4 Виды корпоративной культуры с точки зрения отраслевой специфики.
3. Определите группу испытуемых (не менее 5 человек). Охарактеризуйте ее (возраст, пол, род занятий и др.).
4. Изучите методику предстоящего исследования. Подготовьте анкету и листы ответов (по количеству испытуемых).
5. Проведите исследование. Обработайте полученные данные и обработайте результаты.
Сделайте выводы и дайте практические рекомендации каждому испытуемому.
Анкета для исследования корпоративной культуры
Тест «Уровень корпоративной культуры» (ОК)
Суждения
Баллы
1. На нашем предприятии вновь нанятым работникам предоставляется возможность овладеть специальностью
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. У нас имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3. Наша деятельность четко и детально организована
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4. Система заработной платы у нас не вызывает нареканий работников
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5. Все, кто желает, у нас могут приобрести новые специальности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6. На нашем предприятии налажена система коммуникаций
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7. У нас принимаются своевременные и эффективные решения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 8. Рвение и инициатива у нас поощряются
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9. В наших подразделениях налажена разумная система выдвижения на новые должности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10.
У нас культивируются разнообразные формы и методы коммуникаций
(деловые контакты, собрания, информационные распечатки и др.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11.
Наши работники участвуют в принятии решений
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12.
Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 13.
Рабочие места у нас обустроены
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 14.
У нас нет перебоев в получении внутрифирменной информации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 15.
У нас организована профессиональная
(продуманная) оценка деятельности работников
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 16.
Взаимоотношения работников с руководством достойны высокой оценки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
30 17.
Все, что нужно для работы, у нас всегда под рукой
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 18.
У нас поощряется двухстороння коммуникация
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 19.
Дисциплинарные меры у нас применяются как исключения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 20.
У нас проявляется внимание к индивидуальным различиям работников
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 21.
Работа ля меня интересна
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 22.
На нашем предприятии поощряется непосредственное обращение мастеров и бригадиров к руководству
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 23.
Конфликтные ситуации у нас допускаются с учетом всех реальностей обстановки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 24.
Рвение к труду у нас всячески поощряется
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 25.
Трудовая нагрузка у нас оптимальная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 26.
У нас практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 27.
В наших подразделениях господствует кооперация и взаимоуважение между работниками
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 28.
Наше предприятие постоянно нацелено на нововведения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 29.
Наши работники испытывают гордость за свою организацию
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подсчет баллов
1. Подсчитайте общий балл. Для этого надо сложить показатели всех ответов.
2. Посчитайте средний балл по секциям:
Работа - 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25.
Коммуникации - 2, 6, 10, 14, 18, 22.
Управление - 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26, 28.
Мотивация и мораль - 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29.
Интерпретация
Индекс «ОК» определяется по общей сумме по общей сумме полученных баллов.
Наибольшее количество баллов - 290, наименьшее - 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне «ОК».
261 - 290 - очень высокий
175 - 260 - высокий
115 - 174 - средний ниже 115 - имеющий тенденцию к деградации
Узкие места «ОК» определяются по средним величинам секций. Показатели в баллах по секциям свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе:
9-10 - великолепное
Этапы выполнения работы
1. Изучите рекомендованную литературу; познакомьтесь с новой литературой по теме самостоятельной работы; используйте необходимый материал в своей работе.
2. Раскройте следующие вопросы в теоретической части вашей работы:
2.1 Теоретические подходы к проблематике карьеры.
2.2 Понятие карьерных ориентаций.
2.3 Теория профессионального самоопределения Д.Сьюпера.
2.4 Типы стратегий в карьере.
3. Определите группу испытуемых (не менее 5 человек). Охарактеризуйте ее (возраст, пол, род занятий и др.).
4. Изучите методику предстоящего исследования. Подготовьте анкету и листы ответов (по количеству испытуемых).
5. Проведите исследование. Обработайте полученные данные и обработайте результаты.
Сделайте выводы и дайте практические рекомендации каждому испытуемому.
Тест «Шкала локуса контроля»
(Дж. Роттер)
Цель: определение уровня сформированности субъективного контроля, который позволяет оценить в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него.
Инструкция. Вам предлагается 44 утверждения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте «естественный» ответ. Помните, что в тесте «плохих» и «хороших» ответов нет. Предпочтителен тот вариант, который первым пришел вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» («да»), если не согласны – знак «–» («нет»).
1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от особенностей и собственных усилий человека.
2. Большинство разводов происходит от того, что люди не хотят уступать и приспосабливаться друг к другу.
3. Болезнь – дело случая, и если уж суждено кому-то заболеть, то с этим ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководители полностью контролируют действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.
26 10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например, от настроения учителя, а не от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то, в общем, верю в то, что смогу их осуществить.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем лекарства и врачи.
14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались наладить совместную семейную жизнь, у них скорее всего, ничего не получится.
15. То хорошее, что я делаю в жизни, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Я думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я не стараюсь планировать свою жизнь далеко вперед, потому что многое зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если я очень захочу, то могу расположить к себе почти любого человека.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.
30. Иногда трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успехов в своей работе, скорее всего просто не проявил достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, а не я.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, не надеясь на помощь других людей и не полагаясь на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
27 41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя.
43. Многие мои успехи стали возможными только благодаря помощи других людей.
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от моих незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Обработка результатов. Подсчитайте количество совпавших ответов по каждой шкале
(количество совпадений по шкале равняется количеству баллов по ней, при этом, если по шкале, например, совпало 5 положительных и 3 отрицательных баллов, то сумма баллов по этой шкале равна 8 баллам):
1. Шкала общей интернальности:
«+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44;
«–» 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.
2. Шкала интернальности в области достижений:
«+» 12, 15, 27, 32, 36, 37; и «–»1, 5, 6, 14, 26, 43.
3. Шкала интернальности в области неудач:
«+» 2, 4, 20, 31, 42, 44; и «–» 7, 24, 33, 38, 40, 41.
4. Шкала интернальности в семейных отношениях:
«+» 2, 16, 20, 32, 37; и «–» 7, 14, 26, 28, 41.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений:
«+» 19, 22, 25, 42; и «–» 1, 9, 10, 30.
6. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни:
«+» 13, 34; и «–» 3, 23.
Локус контроля (лат. locus – место, местоположение и франц. contrôle – проверка) – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний локус контроля), то есть локус контроля является двухполюсной характеристикой: на одном полюсе находятся интерналы, на другом – экстерналы.
Экстернальный тип (0-11 баллов) – человек интерпретирует все происходящие в его жизни события как зависящие не от него, а от каких-то других сил (Бога, судьбы, условий окружающей среды, случайности, везения или невезения, других людей и их действий и т.д.). Экстерналы эмоционально неустойчивы, склонны к неформальному общению и поведению, малообщительны, у них плохой самоконтроль и высокая напряженность.
Поскольку экстернал не чувствует себя способным как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий, он снимает с себя всякую ответственность за всё происходящее с ним.
Смешанный тип (12-32 балла) – характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п., то есть человек в разных обстоятельствах может вести себя и как интернальный и как экстернальный типы.
Интернальный тип (33-44 балла) – человек, имеющий высокий уровень субъективного контроля и считающий, что большинство важных событий в его жизни зависит от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, упорности, уровня способностей и т.п.) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности. Он считает, что может влиять на события своей жизни, управлять ими и, следовательно, нести ответственность за них и за свою жизнь в целом. Люди, имеющие такой локус контроля, обладают эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, отличаются общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью.
28
Шкала интернальности в области достижений. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом проследить свои цели в будущем. Низкие показатели по данной шкале говорят о том, человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Шкала интернальности в области неудач. Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели по шкале свидетельствуют о том, что, испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом своего невезения.
Шкала интернальности в семейных отношениях. Высокие показатели по шкале означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнёров причиной значимых ситуаций, возникающих в семье.
Шкала интернальности в области производственных отношений. Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. Низкий – указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению или невезению.
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Высокие показатели по шкале свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за своё здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по шкале считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придёт в результате действия других людей, прежде всего врачей.
Список литературы
1. Сотникова С.И. Управление персоналом: деловая карьера: [Электронный ресурс]: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2016. – 328с. Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2.php? book=501180 2. Управление персоналом организации [Электронный ресурс]: учебник / под ред.
А.Я. Кибанова М.: ИНФРА-М, 2017. – 695 с. Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2. php? book=92801 3. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала: [Электронный ресурс]: Учебник / Минева О.К., Ахунжанова И.Н., Мордасова
Т.А.; Под ред. Миневой О.К. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 160 с. Режим доступа: https://znanium.com/bookread2.php?book=100354
Контрольная работа № 8
Тема: Организации и управленческая культура
Этапы выполнения работы
1. Изучите рекомендованную литературу; познакомьтесь с новой литературой по теме самостоятельной работы; используйте необходимый материал в своей работе.
2. Раскройте следующие вопросы в теоретической части вашей работы:
2.1 Корпоративная культура, функции и элементы.
2.2 Классификация организационных культур с мотивационными компонентами карьерного продвижения.
2.3 Виды корпоративной культуры с точки зрения общей ориентации.
29 2.4 Виды корпоративной культуры с точки зрения отраслевой специфики.
3. Определите группу испытуемых (не менее 5 человек). Охарактеризуйте ее (возраст, пол, род занятий и др.).
4. Изучите методику предстоящего исследования. Подготовьте анкету и листы ответов (по количеству испытуемых).
5. Проведите исследование. Обработайте полученные данные и обработайте результаты.
Сделайте выводы и дайте практические рекомендации каждому испытуемому.
Анкета для исследования корпоративной культуры
Тест «Уровень корпоративной культуры» (ОК)
Суждения
Баллы
1. На нашем предприятии вновь нанятым работникам предоставляется возможность овладеть специальностью
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. У нас имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3. Наша деятельность четко и детально организована
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4. Система заработной платы у нас не вызывает нареканий работников
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5. Все, кто желает, у нас могут приобрести новые специальности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6. На нашем предприятии налажена система коммуникаций
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7. У нас принимаются своевременные и эффективные решения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 8. Рвение и инициатива у нас поощряются
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9. В наших подразделениях налажена разумная система выдвижения на новые должности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10.
У нас культивируются разнообразные формы и методы коммуникаций
(деловые контакты, собрания, информационные распечатки и др.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11.
Наши работники участвуют в принятии решений
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12.
Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 13.
Рабочие места у нас обустроены
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 14.
У нас нет перебоев в получении внутрифирменной информации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 15.
У нас организована профессиональная
(продуманная) оценка деятельности работников
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 16.
Взаимоотношения работников с руководством достойны высокой оценки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
30 17.
Все, что нужно для работы, у нас всегда под рукой
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 18.
У нас поощряется двухстороння коммуникация
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 19.
Дисциплинарные меры у нас применяются как исключения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 20.
У нас проявляется внимание к индивидуальным различиям работников
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 21.
Работа ля меня интересна
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 22.
На нашем предприятии поощряется непосредственное обращение мастеров и бригадиров к руководству
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 23.
Конфликтные ситуации у нас допускаются с учетом всех реальностей обстановки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 24.
Рвение к труду у нас всячески поощряется
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 25.
Трудовая нагрузка у нас оптимальная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 26.
У нас практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 27.
В наших подразделениях господствует кооперация и взаимоуважение между работниками
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 28.
Наше предприятие постоянно нацелено на нововведения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 29.
Наши работники испытывают гордость за свою организацию
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подсчет баллов
1. Подсчитайте общий балл. Для этого надо сложить показатели всех ответов.
2. Посчитайте средний балл по секциям:
Работа - 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25.
Коммуникации - 2, 6, 10, 14, 18, 22.
Управление - 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26, 28.
Мотивация и мораль - 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29.
Интерпретация
Индекс «ОК» определяется по общей сумме по общей сумме полученных баллов.
Наибольшее количество баллов - 290, наименьшее - 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне «ОК».
261 - 290 - очень высокий
175 - 260 - высокий
115 - 174 - средний ниже 115 - имеющий тенденцию к деградации
Узкие места «ОК» определяются по средним величинам секций. Показатели в баллах по секциям свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе:
9-10 - великолепное