Файл: Формирование древнерусского государства. Норманнская проблема.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
направлением противостояния была гонка вооружений, которая усиливалась год от года и самым негативным образом сказывалась на развитии советской экономике и уровне жизни населения. Но благодаря значительным усилиям и перекачке средств в военно-промышленный комплекс СССР удалось в начале 70-х годов достичь стратегического паритета с США. СССР и США избегали прямого военного столкновения, но соперничество было достаточно острым и перманентным. Небольшие военные конфликты под влиянием двух стран возникали в различных районах мира.
В начале 70-х годов после целого ряда политических кризисов началась постепенная нормализация взаимоотношений между Востоком и Западом. Берлинский узел противоречий между великими державами был урегулирован в 1971 г. подписанием четырёхстороннего соглашения по Западному Берлину, которое исходило из положения о неприменении силы. Понимание необходимости создания нормальных взаимоотношений между странами и опасность распространения ядерного оружия, привели к созыву в 1975 г. Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшемуся в Хельсинки. 35 стран участниц Совещания подписали заключительный акт, в котором декларировались следующие принципы взаимоотношений стран участниц: суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость послевоенных границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод и другие. Но противоборствующие страны попытались извлечь каждая свои выгоды из этих решений и трактовали договорённости по-своему. Это и объясняет тот факт, что судьба разрядки оказалась недолговечной. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и ЧССР. Это рассматривалось на Западе как дополнительная угроза и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и в мире. Реакция на Западе была крайне негативной. Окончательный удар по разрядке был нанесён вводом советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Война в Афганистане, продолжавшаяся 10 лет, унесла жизни более 14 тыс. советских солдат, были ранены 35 тыс. чел., около 300 пропали без вести. Афганистан потерял около 1 млн. человек. Афганская акция резко ухудшила отношения между СССР и США, которые развязали против СССР настоящую идеологическую войну. США создали в 1979 г. "силы быстрого развёртывания", провозгласили очередную ядерную стратегию, создавая систему противоракетного оружия (ПРО).
В рассматриваемые годы противостояние двух великих держав проявлялось в перманентных военных конфликтах в ряде стран Азии и Африки. Поддерживая ту или другую сторону, СССР и США пытались утвердить своё влияние в этих странах, преследуя стратегические интересы. В течение более 10 лет (1964-1975 гг.) США осуществляли агрессию во Вьетнаме, который благодаря поддержке СССР и ряда стран социализма сумел победить столь могучего агрессора. Американцы с позором ушли из Вьетнама. С июня 1967 г. после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял однозначно проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию не только огромное количество оружия, но и своих специалистов. СССР решительно выступал на стороне Индии в ряде индийско-пакистанских конфликтов в середине 60-х и в 70-е годы. В Африке СССР поддержал просоветские антиимпериалистические и антиколониальные движения в Африке, на Кубе и в Никарагуа, которые заявили о построении социализма. Все они ориентировались на СССР и получали огромную помощь из нашей страны.
Многочисленные локальные конфликты несли на себе печать глобального противостояния СССР и США.
Но в эти годы положение в соцстранах было не всегда стабильным. В 1970 г. произошли массовые выступления рабочих в Польше, возник независимый профсоюз "Солидарность". Через 10 лет это объединение трудящихся стало реальной оппозицией власти. Второй кризис в Польше в 1981 г. привёл к падению старого режима, и лидер профсоюза Л. Валенса был избран новым президентом Польши. От СССР дистанцировались Китай, Югославия, Албания, Румыния. Сложность отношений с ними была обусловлена в основном ихбольшей или меньшей самостоятельностью в проведении внутренней и внешней политики. Отношения с КНР в конце 60-х годов обострились настолько, что начались вооружённые провокации на границе. А в 1979 г. вспыхнула война Китая и Вьетнама, на стороне последнего выступал СССР. С годами становилось очевидным, что "мир социализма" проигрывает в соревновании с ведущими капиталистическими странами.
Эпоха "перестройки" и ее результаты. 1985-1991
К середине 1980-х гг. в СССР назрел кризис командно-административной модели социализма. Он проявлялся в экономике: в монополии государства на основные средства производства (90% - государственный сектор),в централизованном управлении всей экономикой планово-административными методами; в политической сфере: в господстве однопартийной системы (страной фактически управляла КПСС), в отсутствии реальной демократии в рамках КПСС (выборы проводились номинально: кандидаты подбирались заранее и избирались на безальтернативной основе).Сложившаяся к 1985 г. система требовала преобразований. После смерти К.У. Черненко в марте 1985 г. новым Генеральным секретарем ЦК КПСС и фактическим руководителем государства стал М.С. Горбачев (1985-1991). Был взят курс на проведение реформ, на «перестройку». Одним из её идеологов А.Н. Яковлев. Председателем Совета министров СССР стал Н.И. Рыжков. Экономические реформы. На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК М.С. Горбачев он провозгласил курс на ускорение социально-экономического развитиястраны. В рамках ускорения планировалось: сделать ставку на научно-техническое развитие (НТР), внедрить новые формы управления и стимулирования, увеличить капиталовложения в экономику, внедрялась госприемка продукции для контроля качества, началась «борьба с нетрудовыми доходами», проводилась антиалкогольная кампания (1985-1987). С 1987 г. был взят курс на проведение радикальной экономической реформы для создания планово-рыночной экономики. На предприятиях вводились самофинансирование, самоокупаемость и самоуправление. Для стимулирования хозяйственной активности граждан правительство провело Закон о кооперации (1988). Комплекс мер привел к росту доходов работников, но темпы роста экономики были слабыми, не была решена проблема дефицита товаров. К 1989 г. экономические реформы привели к разбалансированию потребительского рынка и «проеданию» большей части резервов страны. К этому добавились расходы на преодоление последствий Чернобыльской аварии (апрель 1986), землетрясения в Армении (1988), потери бюджета от падения цен на нефть, от проведения антиалкогольной кампании
и т.д. Оппоненты Горбачева требовали перехода к рыночной экономике. В 1990 г. появилась программа рыночных реформ Г. Явлинского «500 дней», но М.С. Горбачев отдал предпочтение менее радикальной и более длительной программе правительства.Политические реформы. «Перестройка» политической системы в СССР началась с внедрения лозунга гласности, подразумевавшего политику открытости в деятельности властей и свободу информации. Вскоре на волне гласности стали обостряться национальные проблемы, начались национальные конфликты (Алма-Ата, Нагорный Карабах, Прибалтика, Сумгаит, Грузия, Абхазия, Приднестровье и др.). Общество требовало демократизации политическойсистемы: создания правового государства, альтернативных выборов, плюрализма мнений и т.п. В 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции было принято решение о начале проведения радикальной реформы политической системы: создан выборный Съезд народных депутатов СССР (позднее свои съезды появятся в союзных республиках, в т.ч. в РСФСР); Верховный Совет СССРстал постоянным законодательным органом. Во главе этих органов стал М.С. Горбачев, его заместителем избран А.И. Лукьянов; отменена 6-я статья Конституции о монопольном положении КПСС в обществе (1990), что способствовало формированию легальной многопартийности в СССР. Выборы на съезд оживили политическую жизнь в стране и обострили многие проблемы. Появилась легальная оппозиция КПСС и Горбачеву, которая позже оформилась в межрегиональную депутатскую группу (МДГ), лидерами которой стали Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров, Г.Х. Попов (позже мэр Москвы), А.А. Собчак (позже мэр Санкт-Петербурга) и др. «Консервативный» лагерь оппозиции составили партийные работники, настаивавшие на более осторожном проведении реформ (Е.К. Лигачев, В.И. Воротников и др.). Усиливавшийся экономический кризис, политическая борьба, рост национальных конфликтов поставили вопрос о сохранении СССР как единого федеративного государства. В марте 1990 г. М.С. Горбачев согласился на разработку и подписание нового Союзного договора(взамен Договора об образовании СССР 1922). Был введен пост Президента СССР, им стал М.С. Горбачев.К этому времени часть республик - Латвия, Литва, Эстония, Грузия - уже были настроены на выход из СССР. 12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР
главой России стал Б.Н. Ельцин. Принятая по его инициативе Декларация о суверенитете Российской Федерации нанесла удар по единству СССР, так как породила «парад суверенитетов» и «войну законов» союзного центра и республик. В июле 1990 г. Б.Н. Ельцин вышел из КПСС. Вокруг него в Российском парламенте образовалась новая фракция «Демократическая Россия», которая стала проводить курс на замену социалистической системы капиталистическими отношениями. Часть «демороссов» были согласны ради достижения этой цели отказаться от единства СССР. В связи с этим борьба вокруг нового Союзного договора к началу 1991 г. обострилась. Политический кризис 1991 г. 17 марта 1991 г. был проведен референдум о сохранении СССР (участвовали 80% граждан, 76,4% голосов - за сохранения союза). Лидеры республик согласились на продолжение переговоров по сохранению СССР в резиденции Ново-Огарево (лето 1991), получивших название «новоогаревского процесса». К августу проект Союзного договора, сохранявший федерацию, но дававший широкие права республикам, был согласован. Его подписание намечалось на 20 августа. Противники проекта в руководстве СССР образовали Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению (ГКЧП). В него вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго и др. Это привело страну к политическому кризису 19-21 августа 1991г., известномукак «путч ГКЧП». Российские власти выступили против ГКЧП и победили. Путч окончательно подорвал авторитет союзных властей и сорвал подписание Союзного договора. Республики стали провозглашать свою независимость от Союза, была запрещена деятельность КПСС. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) главы трех республик - Б. Ельцин (РСФСР), Л. Кравчук (Украина) и С. Шушкевич (Белоруссия) - подписали Беловежские соглашенияо прекращении существования СССР и о создании Содружества Независимых Государств(СНГ). Распад Советского Союза означал конец эпохи «перестройки». 25 декабря 1991 г. первый и единственный президент СССР М.С. Горбачев ушел в отставку. Внешняя политика. В период «перестройки» был взят курс на разрядку международной напряженности. Планировалось договориться с США о прекращении
В начале 70-х годов после целого ряда политических кризисов началась постепенная нормализация взаимоотношений между Востоком и Западом. Берлинский узел противоречий между великими державами был урегулирован в 1971 г. подписанием четырёхстороннего соглашения по Западному Берлину, которое исходило из положения о неприменении силы. Понимание необходимости создания нормальных взаимоотношений между странами и опасность распространения ядерного оружия, привели к созыву в 1975 г. Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшемуся в Хельсинки. 35 стран участниц Совещания подписали заключительный акт, в котором декларировались следующие принципы взаимоотношений стран участниц: суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость послевоенных границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод и другие. Но противоборствующие страны попытались извлечь каждая свои выгоды из этих решений и трактовали договорённости по-своему. Это и объясняет тот факт, что судьба разрядки оказалась недолговечной. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и ЧССР. Это рассматривалось на Западе как дополнительная угроза и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и в мире. Реакция на Западе была крайне негативной. Окончательный удар по разрядке был нанесён вводом советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Война в Афганистане, продолжавшаяся 10 лет, унесла жизни более 14 тыс. советских солдат, были ранены 35 тыс. чел., около 300 пропали без вести. Афганистан потерял около 1 млн. человек. Афганская акция резко ухудшила отношения между СССР и США, которые развязали против СССР настоящую идеологическую войну. США создали в 1979 г. "силы быстрого развёртывания", провозгласили очередную ядерную стратегию, создавая систему противоракетного оружия (ПРО).
В рассматриваемые годы противостояние двух великих держав проявлялось в перманентных военных конфликтах в ряде стран Азии и Африки. Поддерживая ту или другую сторону, СССР и США пытались утвердить своё влияние в этих странах, преследуя стратегические интересы. В течение более 10 лет (1964-1975 гг.) США осуществляли агрессию во Вьетнаме, который благодаря поддержке СССР и ряда стран социализма сумел победить столь могучего агрессора. Американцы с позором ушли из Вьетнама. С июня 1967 г. после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял однозначно проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию не только огромное количество оружия, но и своих специалистов. СССР решительно выступал на стороне Индии в ряде индийско-пакистанских конфликтов в середине 60-х и в 70-е годы. В Африке СССР поддержал просоветские антиимпериалистические и антиколониальные движения в Африке, на Кубе и в Никарагуа, которые заявили о построении социализма. Все они ориентировались на СССР и получали огромную помощь из нашей страны.
Многочисленные локальные конфликты несли на себе печать глобального противостояния СССР и США.
Но в эти годы положение в соцстранах было не всегда стабильным. В 1970 г. произошли массовые выступления рабочих в Польше, возник независимый профсоюз "Солидарность". Через 10 лет это объединение трудящихся стало реальной оппозицией власти. Второй кризис в Польше в 1981 г. привёл к падению старого режима, и лидер профсоюза Л. Валенса был избран новым президентом Польши. От СССР дистанцировались Китай, Югославия, Албания, Румыния. Сложность отношений с ними была обусловлена в основном ихбольшей или меньшей самостоятельностью в проведении внутренней и внешней политики. Отношения с КНР в конце 60-х годов обострились настолько, что начались вооружённые провокации на границе. А в 1979 г. вспыхнула война Китая и Вьетнама, на стороне последнего выступал СССР. С годами становилось очевидным, что "мир социализма" проигрывает в соревновании с ведущими капиталистическими странами.
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Эпоха "перестройки" и ее результаты. 1985-1991
К середине 1980-х гг. в СССР назрел кризис командно-административной модели социализма. Он проявлялся в экономике: в монополии государства на основные средства производства (90% - государственный сектор),в централизованном управлении всей экономикой планово-административными методами; в политической сфере: в господстве однопартийной системы (страной фактически управляла КПСС), в отсутствии реальной демократии в рамках КПСС (выборы проводились номинально: кандидаты подбирались заранее и избирались на безальтернативной основе).Сложившаяся к 1985 г. система требовала преобразований. После смерти К.У. Черненко в марте 1985 г. новым Генеральным секретарем ЦК КПСС и фактическим руководителем государства стал М.С. Горбачев (1985-1991). Был взят курс на проведение реформ, на «перестройку». Одним из её идеологов А.Н. Яковлев. Председателем Совета министров СССР стал Н.И. Рыжков. Экономические реформы. На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК М.С. Горбачев он провозгласил курс на ускорение социально-экономического развитиястраны. В рамках ускорения планировалось: сделать ставку на научно-техническое развитие (НТР), внедрить новые формы управления и стимулирования, увеличить капиталовложения в экономику, внедрялась госприемка продукции для контроля качества, началась «борьба с нетрудовыми доходами», проводилась антиалкогольная кампания (1985-1987). С 1987 г. был взят курс на проведение радикальной экономической реформы для создания планово-рыночной экономики. На предприятиях вводились самофинансирование, самоокупаемость и самоуправление. Для стимулирования хозяйственной активности граждан правительство провело Закон о кооперации (1988). Комплекс мер привел к росту доходов работников, но темпы роста экономики были слабыми, не была решена проблема дефицита товаров. К 1989 г. экономические реформы привели к разбалансированию потребительского рынка и «проеданию» большей части резервов страны. К этому добавились расходы на преодоление последствий Чернобыльской аварии (апрель 1986), землетрясения в Армении (1988), потери бюджета от падения цен на нефть, от проведения антиалкогольной кампании
и т.д. Оппоненты Горбачева требовали перехода к рыночной экономике. В 1990 г. появилась программа рыночных реформ Г. Явлинского «500 дней», но М.С. Горбачев отдал предпочтение менее радикальной и более длительной программе правительства.Политические реформы. «Перестройка» политической системы в СССР началась с внедрения лозунга гласности, подразумевавшего политику открытости в деятельности властей и свободу информации. Вскоре на волне гласности стали обостряться национальные проблемы, начались национальные конфликты (Алма-Ата, Нагорный Карабах, Прибалтика, Сумгаит, Грузия, Абхазия, Приднестровье и др.). Общество требовало демократизации политическойсистемы: создания правового государства, альтернативных выборов, плюрализма мнений и т.п. В 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции было принято решение о начале проведения радикальной реформы политической системы: создан выборный Съезд народных депутатов СССР (позднее свои съезды появятся в союзных республиках, в т.ч. в РСФСР); Верховный Совет СССРстал постоянным законодательным органом. Во главе этих органов стал М.С. Горбачев, его заместителем избран А.И. Лукьянов; отменена 6-я статья Конституции о монопольном положении КПСС в обществе (1990), что способствовало формированию легальной многопартийности в СССР. Выборы на съезд оживили политическую жизнь в стране и обострили многие проблемы. Появилась легальная оппозиция КПСС и Горбачеву, которая позже оформилась в межрегиональную депутатскую группу (МДГ), лидерами которой стали Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров, Г.Х. Попов (позже мэр Москвы), А.А. Собчак (позже мэр Санкт-Петербурга) и др. «Консервативный» лагерь оппозиции составили партийные работники, настаивавшие на более осторожном проведении реформ (Е.К. Лигачев, В.И. Воротников и др.). Усиливавшийся экономический кризис, политическая борьба, рост национальных конфликтов поставили вопрос о сохранении СССР как единого федеративного государства. В марте 1990 г. М.С. Горбачев согласился на разработку и подписание нового Союзного договора(взамен Договора об образовании СССР 1922). Был введен пост Президента СССР, им стал М.С. Горбачев.К этому времени часть республик - Латвия, Литва, Эстония, Грузия - уже были настроены на выход из СССР. 12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР
главой России стал Б.Н. Ельцин. Принятая по его инициативе Декларация о суверенитете Российской Федерации нанесла удар по единству СССР, так как породила «парад суверенитетов» и «войну законов» союзного центра и республик. В июле 1990 г. Б.Н. Ельцин вышел из КПСС. Вокруг него в Российском парламенте образовалась новая фракция «Демократическая Россия», которая стала проводить курс на замену социалистической системы капиталистическими отношениями. Часть «демороссов» были согласны ради достижения этой цели отказаться от единства СССР. В связи с этим борьба вокруг нового Союзного договора к началу 1991 г. обострилась. Политический кризис 1991 г. 17 марта 1991 г. был проведен референдум о сохранении СССР (участвовали 80% граждан, 76,4% голосов - за сохранения союза). Лидеры республик согласились на продолжение переговоров по сохранению СССР в резиденции Ново-Огарево (лето 1991), получивших название «новоогаревского процесса». К августу проект Союзного договора, сохранявший федерацию, но дававший широкие права республикам, был согласован. Его подписание намечалось на 20 августа. Противники проекта в руководстве СССР образовали Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению (ГКЧП). В него вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго и др. Это привело страну к политическому кризису 19-21 августа 1991г., известномукак «путч ГКЧП». Российские власти выступили против ГКЧП и победили. Путч окончательно подорвал авторитет союзных властей и сорвал подписание Союзного договора. Республики стали провозглашать свою независимость от Союза, была запрещена деятельность КПСС. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) главы трех республик - Б. Ельцин (РСФСР), Л. Кравчук (Украина) и С. Шушкевич (Белоруссия) - подписали Беловежские соглашенияо прекращении существования СССР и о создании Содружества Независимых Государств(СНГ). Распад Советского Союза означал конец эпохи «перестройки». 25 декабря 1991 г. первый и единственный президент СССР М.С. Горбачев ушел в отставку. Внешняя политика. В период «перестройки» был взят курс на разрядку международной напряженности. Планировалось договориться с США о прекращении