Файл: Формирование древнерусского государства. Норманнская проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко.

Культура Киевской Руси

Письменность Договор князя Олега с греками 911г., составленный на греческом и русском языках, является одним из первых памятников русской письменности. Значительно ускорило распространение образования принятие Русью христианства. Оно способствовало широкому проникновению на Русь византийской литературы и искусства. Достижения византийской культуры первоначально попадали на Русь через Болгарию, где к этому времени уже был значительный запас как переводной, так и оригинальной литературы на понятном и на Руси славянском языке. Создателями славянской азбуки считаются болгарские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий, жившие в IX в. С принятием христианства связано появление первых учебных заведений. По сообщению летописи, сразу после крещения киевлян Владимир Святой устроил школу, в которой должны были обучаться дети "лучших людей". Во времена Ярослава Мудрого в школе при Софийском соборе обучалось более 300 детей. Своеобразными школами были и монастыри. В них переписывали церковные книги и изучали греческий язык. Как правило, при монастырях существовали школы и для мирян. Грамотность была довольно широко распространена среди городского населения. Об этом свидетельствуют надписи на вещах и стенах древних зданий—граффити, а также найденные в Новгороде и некоторых других городах берестяные грамоты. Литература Литература Киевской Руси зарождается с распространением письменности. В X-XI вв. литература была в основном переводной. С греческого, древнееврейского, сирийского и других языков переводились богослужебные книги, эпические произведения, хроники и т.д. Во второй половине XI в. появляются произведения славянских авторов. Это летописи, жития святых, проповеди.Выдающимися деятелями культуры были митрополит Иларион («Слово о законе и благодати»); епископ Феодосий Печерский (автор 11 сочинений религиозного, морального, политического содержания); летописцы: Никон** (летописный свод 1073 г.), Нестор (монах, один из авторов «Повести временных лет»); Сильвестр (епископ, автор 2-й редакции «Повести временных лет»); князь Владимир Мономах («Поучение детям») Архитектура и изобразительное искусство При князе Владимире в Киеве была сооружена Десятинная церковь, при Ярославе Мудром - знаменитый Софийский собор, Золотые ворота и другие постройки. Первые каменные храмы на Руси строили византийские мастера. Лучшие византийские художники украшали новые киевские храмы мозаиками и фресками. Благодаря заботам русских князей Киев называли соперником Константинополя. У приезжих византийских зодчих и художников учились русские мастера. Их произведения соединяли высочайшие достижения византийской культуры с национальными эстетическими представлениями.
МузыкаМногочисленные исторические источники (песни, былины, летописи, произведения литературы и изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком уровне музыки в Киевской Руси; многообразии музыкальных жанров и инструментов. Известна военная музыка, торжественная, праздничная, церковная. Нот у славян не было до XVI в. Однако существовали способы записи мелодий, сохранившиеся до наших дней, - знаменный и кондакарный. Знаменные и кондакарные нотации (ноты) - древнерусские безлинейные способы записи мелодий. Наиболее популярными музыкальными инструментами были трубы, бубны, гусли. При дворе князей и знатных феодалов состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты как славянского, так и византийского происхождения. В народном быту большую роль играло музыкальное искусство скоморохов - бродячих артистов. После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церковная музыка. Основы церковной музыки были заимствованы из Византии, но впоследствии на нее оказали влияние и музыкальные традиции славян.

3 Билет Особенности развития Древнерусской культуры.Культура Киевской Руси:

Основой для развития древнерусской культуры стало культурное наследие восточных славян и традиции христианской культуры Византии. Фольклор представлен обрядовой поэзией (заговоры, заклинания, песни, плачи), былинами (о русских богатырях), преданиями, пословицами, поговорками, загадками, сказками. С принятием христианства развивается письменная литература, представленная житиями святых (первое - «Сказание о Борисе и Глебе»), поучениями («Поучение детям» Владимира Мономаха). Начинается летописание (древнейший летописный свод – «Повесть временных лет» (1113) - составлен монахом Киево-Печерского монастыря Нестором). В архитектуре развиваются традиции деревянного зодчества, заимствуются принципы византийского каменного строительства (распространяется крестово-купольного типа храма). Первыми каменными постройками были Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Сильное византийское влияние испытывала живопись, основными видами которой были фреска(роспись по сырой штукатурке), мозаика(изображение из цветных камней, смальты и керамических фрагментов),

иконопись(на деревянной доске, обтянутой холстиной, яичными (темперными) красками) - Владимирская богоматерьи Спас Нерукотворный; книжная миниатюра. Культура периода раздробленности:С XII в. возникает множество летописных центров, усиливается светская направленность и местный характер летописей. Призыв к русским князьям прекратить усобицы содержится в «Слове о полку Игореве», рассказе о неудачном походе 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. В архитектуре с XII в. типичным стал кубический храм с одной массивной главкой, меньше стал масштаб церквей, более простыми и гармоничными формы, использовалась каменная резьба на внешней поверхности стен, скромностью отличалась отделка. Формируются региональные особенности: более строгие каноны в новгородской архитектурной школе (ц. Спаса-Нередицы, Георгиевская церковь в Старой Ладоге), более парадное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (в княжение Андрея Боголюбского - Золотые воротаиУспенский соборвоВладимире, ц. Покрова Богородицы на р. Нерли, позже - Дмитриевский собор во Владимире, прославившийся богатством каменной резьбы). В этот период формируется русская иконописная школа.Культура Московской Руси:Восстановление и развитие русской культуры после татаро-монгольского нашествия шло в условиях борьбы с игом. Эта тема становится главной в литературеЗадонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», посвященные Куликовской битве). Становятся популярными бытовые повести и хождения (описания путешествий в святые места или чужие страны («Хождение за три моря» Афанасия Никитина)). Развивается жанр житийной литературы (повесть об Александре Невском, житие Сергия Радонежского и др.). В архитектуре ведущей становится московская школа, опиравшаяся на традиции Владимиро-Суздальского зодчества XII в. При Иване III разворачивается строительство Московского Кремля (в том числе и его современных каменных стен). Особенностью этого периода стало приглашение в Россию иностранных архитекторов, сумевших создать кремлевский комплекс с учетом национальных русских традиций. Ими возведены крупнейшие постройки Кремля - Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Архангельский собор (Алевиз Новый), Грановитая палата
. В XVI в. утверждается шатровый стиль, возродивший традиции деревянного зодчества. Его лучшие образцы – ц. Вознесения в Коломенском и ц. Покрова-на-Рву (храм Василия Блаженного). Выдающимися живописцами Московской Руси были Феофан Грек, Андрей РублевТроица»), Дионисий.
  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Становление Московского государства в 14-15 вв. Свержение татаро-монгольского ига.

Становлению Московского государства предшествовал период политической (феодальной) раздробленности- закономерный этап развития древнерусской государственности. В 30-40-е гг. XII в. удельные князья перестали признавать власть киевского князя. Русь распалась на отдельные княжества и земли. Сильнейшими среди них были: Владимиро-Суздальская (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо), Галицко-Волынская (Ярослаа Осмомысл, Роман Мстиславович Волынский, его страший сын Дании) и Новгородская земли (Святослав Ольгович, Ярослав и др). (Новгородская земля, избежавшая разорения монголами, в первой половине ХIII в. столкнулась с агрессией шведских и немецких рыцарей. В 1240 г. новгородский князь Александр Ярославич в ходе Невской битвы разгромил шведский отряд под командованием ярла Биргера. За эту победу князя Александра нарекли Невским. 5 апреля 1242 г. новгородское войско под его командованием одержало победу над рыцарями Ливонского ордена. В ходе битвы на льду Чудского озера (т.н. Ледовое побоище) рыцари потерпели сокрушительное поражение. Это заставило крестоносцев отказаться от дальнейшей агрессии на восток) Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства становится Владимиро-Суздальская земля, в которой постепенно возвышается Москва, превращаясь в центр политического объединения русских земель. Первое упоминание о Москве (1147 г.) содержится в летописи, где рассказывается о встрече Юрия Долгорукого с черниговским князем Святославом. Городок на окраине Владимиро-Суздальской земли возвышается в конце XIII — начале XIV в.

К середине XIII в. русские земли оказались в зависимости от монголо-татарских ханов. Установлению монголо-татарского ига предшествовали следующие события:1223 г. – первое столкновение Руси с монголо-татарами в битве на р. Калке, где половецкое войско и русские отряды были разбиты; конец 12371238 гг. – первый поход Батыя (внука Чингисхана) завершился взятием Рязани и Владимира, разорением Владимиро-Суздальской Руси, поражением русских войск у р. Сити. Избежал разорения лишь Великий Новгород, поскольку после падения Торжка монголо-татары повернули обратно в степи;