Файл: Формирование древнерусского государства. Норманнская проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«гонки вооружений» и сокращении ядерных потенциалов (встречи М. Горбачева с президентом США Р. Рейганом в Женеве (1985), в Рейкьявике (1986)). Этот внешнеполитический курс М.С. Горбачева получил название «нового политического мышления»: 1987 г. - в Вашингтоне подписано соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и малой дальности. 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана. 1989-1991 гг. – переговоры М.Горбачева с президентом США Дж. Бушем-старшим о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1); 1990 г. - М.С. Горбачев дал согласие на объединение Германии. Внешняя политика Горбачева получила признание за рубежом (Нобелевская премия мира за 1990 г.).

Но в отношениях с социалистическими странами Восточной Европы отказ от «доктрины Брежнева» привел к ряду революций 1989 г., в ходе которых ликвидировались коммунистические режимы. Это привело к распаду в 1991 г. Организации Варшавского договора (ОВД) и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Усиление кризиса внутри СССР окончательно ослабило его международное положение. Последовавший в декабре 1991 г. распад СССР и социалистического лагеря фактически означал проигрыш Советским Союзом «холодной войны».

  1. Россия в 1990-е гг. Политика Б. Ельцина

Экономические реформы. В октябре 1991 г. была одобрена предложенная Б.Н. Ельциным программа «крупного реформистского прорыва». Она включала: либерализацию цен, т.е. освобождение их из-под контроля государства; отказ от монополии государства на внутреннюю и внешнюю торговлю; приватизацию и акционирование предприятий с целью создания класса собственников; реформирование банковской системы и т.д. Методом реализации стала «шоковая терапия», предполагавшая разовый отпуск цен (либерализация цен) и ликвидацию государственного регулирования экономики. В ноябре 1991 г. сторонники радикальных экономических реформ (Е.Гайдар, А.Шохин, А.Чубайс и др.) вошли в новое правительство, названное «правительством Гайдара». Реформа началась 2 января 1992 г. Летом 1992 г. утверждена программа приватизации государственной собственности
. Первый ее этап проводился на основе приватизационных чеков, бесплатно выданных всем россиянам. Надежды на экономический рост не оправдались и в декабре 1992 г. Е.Т. Гайдар был отправлен в отставку. С конца 1992 по май 2000 сменилось 5 председателей правительства: декабрь 1992 - март 1998 гг. - правительство, возглавляемое В.С. Черномырдиным, оказало поддержку топливно-энергетическому комплексу, создало систему Государственных краткосрочных обязательств - ГКО, продолжило приватизацию (второй - денежный - этап), осуществило деноминацию рубля (1998). В этот период в России действовал целый ряд компаний, в спекулятивных целях привлекавших денежные средства граждан под высокие проценты («МММ», «Властилина» и др.). К 1997 г. удалось добиться относительной стабилизации экономики; апрель - август 1998 г. – правительство возглавил С.В. Кириенко. Резкое падение мировых цен на нефть поставило под угрозу финансовую пирамиду ГКО. 17 августа 1998 г. правительство объявило дефолт (временный отказ от выплаты внешних долгов и выполнения финансовых обязательств внутри страны). В результате рухнула финансовая пирамида ГКО, произошел скачок инфляции и резкое падение обменного курса рубля; сентябрь 1998 – май 1999 гг. – правительство во главе с Е.М. Примаковым приняло меры по административному регулированию валютного рынка, ограничению денежной эмиссии, попыталось добиться реструктуризации долгов по ГКО; май – август 1999 г. – председателем правительства стал С.В. Степашин, а 16 августа 1999 г. его сменил на этом посту В.В. Путин. Политическое развитие России. Декларация о государственном суверенитете, принятая 12 июня 1990 г., стала началом формирования российской государственности. 12 июня 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. После распада СССР Верховный совет РСФСР изменил наименование государства на новое – Российская Федерация (Россия). 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, разграничивший полномочия центра и регионов. Конфронтация между президентом и парламентом подтолкнула Б. Ельцина к форсированной подготовке новой Конституции, которая должна была превратить Россию в президентскую республику. 21 сентября 1993 г. президентом был издан указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Попытка отстранить Б. Ельцина от власти усилила противостояние.

3-4 октября 1993 г. конфликт между Президентом и Верховным Советом перешел в вооруженное противостояние. 4 октября здание Верховного Совета было обстреляно танками и вертолетами, а к вечеру взято под контроль президентских сил, руководители сопротивления (Р. Хасбулатов, А. Руцкой и др.) были арестованы. После разгона парламента был подготовлен проект новой Конституции, одобренный на референдуме 12 декабря 1993 г. Согласно Конституции президенту России предоставлялись широкие полномочия, а высшей законодательной властью Российской Федерации стало Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Одновременно 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу (1994-1995). 17 декабря 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу 2 созыва. Этот период сопровождался осложнением обстановки на Северном Кавказе. Президент Чечни Д. Дудаев 1 ноября 1991 г. объявил о независимости Чеченской республики. Переговоры Москвы с чеченским руководством о сохранении Чечни в составе в РФ не принесли результата. В декабре 1994 г. Ельцин отдал приказ о начале военных действий. Война в Чечне (1994-1996) принесла многочисленные жертвы, углубила экономический и политический кризис в самой России. 16 июня 1996 г. состоялись новые президентские выборы. Во втором туре (3 июля 1996) участвовали два кандидата – Б. Ельцин и Г. Зюганов. Победу одержал Б.Ельцин (50,8% голосов). 31 декабря 1999 г. Б. Ельцин объявил о добровольной отставке с поста Президента РФ. Исполняющим обязанности президента стал В.В. Путин (с 7 мая 2000 г. – президент РФ).Внешняя политика России. 1992 г. – президенты США и России подписали декларацию «О прекращении холодной войны»; 24 июня 1994 г. – двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и РФ; 28 февраля 1996 г. – вступление Российской Федерации в Совет Европы; 1999 г. – подписание Белоруссией и Россией Договора о создании Союзного государства.

  1. Результаты выборов президента в марте 2000 г. Политика В. Путина

На президентских выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин уже в первом туре одержал победу и был избран вторым в истории России Президентом.7 мая 2000 г. он вступил в должность. Главой Правительства Российской Федерации был утвержден М. М. Касьянов — первый вице-премьер в Правительстве Путина.В. В. Путин показал себя сторонником сильной государственной власти, являющейся залогом любых прогрессивных преобразований в России, поэтому и первые шаги нового Президента были направлены на укрепление авторитета и роли государства в жизни общества, наведение должного порядка. При этом демократический выбор, сделанный страной в 90-е гг., никогда не подвергался сомнению.
Укрепление российской государственности. Политические реформы. Для укрепления роли федерального Центра Президент учредил 7 федеральных округов — Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, что стало началом реформы системы местного управления. Главами округов были назначены полномочные представители Президента. В короткий срок удалось решить чрезвычайно важную задачу: вести местные законы в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством. В округах были созданы органы прокуратуры и внутренних дел. Более 3,5 тысяч нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали Конституции России и федеральным законам, четыре пятых из них были приведены в соответствие. Эти меры позволили усилить роль Центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России. По инициативе Президента была проведена реформа Федерального Собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных их законодательными органами и назначенных главами администраций. Эти решения усовершенствовали федеративное устройство России, позволили преодолеть наиболее острые противоречия, существовавшие между Центром и регионами. Совершенствовалась и российская многопартийная система. Принятый Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения. В результате значение политических партий в жизни страны усилилось. Была начата судебная реформа. Одним из ее элементов стало введение суда присяжных. Была заметно ускорена военная реформа, целью которой является создание профессиональной, хорошо вооруженной и обученной Российской армии к 2015 г. В начале нового тысячелетия
экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала 30 лет. По инициативе Президента была осуществлена налоговая реформа. В 2001 г. введен единый 13%-ный налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. В результате стала постепенно решаться задача вывода из тени реальных доходов населения.

Были приняты законы о поддержке малого и среднего предпринимательства. Начата аграрная реформа. Были одобрены проекты законов о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Это был важный шаг на пути к формированию рынка и новой социальной структуры общества. Были приняты меры по ограничению власти естественных монополий — гигантских объединений, занимающих исключительное положение в производстве важнейших источников сырья, электроэнергии, а также на транспорте (таковы прежде всего Газпром, российское акционерное общество «Единая энергетическая система России», Министерство железнодорожного транспорта). Новый курс проводился в отношении «олигархов», как с 90-х гг. стало принято называть представителей крупного бизнеса, пытающихся определять политику государства. Сотрудничая с ними, государство в то же время последовательно лишало их возможности вмешиваться в вопросы, относящиеся только к его ведению, внимательно следило за соблюдением налогового кодекса. В 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке стали увеличиваться расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В июле 2001 г. Россия третьей в мире (после США и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий 1 трлн. операций в секунду. Открыты перспективы разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. Мировые цены на нефть в 2000—2003 гг. держались на высоком уровне. Доходы государственного бюджета выросли. Правительство смогло не только рассчитаться с международными кредитными организациями, но и решить ряд социальных задач. Проект бюджета на 2002 г. впервые за историю России предусматривал превышение расходов на образование над военными затратами. В мае 2002 г. золотовалютные резервы страны впервые за долгие годы превысили 40 млрд долларов. Правительство России приступило к реализации мер по модернизации (совершенствованию и обновлению) системы образования и здравоохранения. Увеличились государственные расходы на развитие науки, особенно ее наиболее перспективных направлений.