Файл: Оперативный статистический бухгалтерский.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бухгалтерский учет

Хозяйственный учет деятельности организации — это система наблюдения, контроля, обработки и передачи информации, необходимой для управления

Виды учета:
  • оперативный
  • статистический
  • бухгалтерский
  • налоговый

Бухгалтерский учет

Предмет бухгалтерского учета – это хозяйственная деятельность предприятия, с точки зрения отражения ресурсов, экономических процессов и финансовых результатов

Принципы бухгалтерского учета

Требования:

- полноты

- своевременности

- осмотрительности (песси-мизма)

- приоритета содержания перед формой

- непротиворечивости

- рациональности

Допущения:

- автономности (имуществен-ной обособленности)

- непрерывности деятельности

- последовательности приме-нения учетной политики

- временной определенности фактов хозяйственной жизни (принцип начисления)

Руководитель предприятия обязан:

- возложить ведение бухгалтер-ского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо;

- заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Руководитель субъекта МСП может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Объектами бухгалтерского учета являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами

Активы организации — это контролируемые ею ресурсы, возникшие в результате прошлых событий, использование которых вызовет в будущем приток экономической выгоды.

Активы = имущество

Активы

Оборотные Внеоборотные

(< 12 мес.) (> 12 мес.)

Пассивы

Внутренние Внешние

(собственный капитал) (заемный капитал)

Источники финансирования – это каналы получения финансовых средств для обеспечения деятельности предприятия.

Источники финансирования = пассивы

Обязательства — это существующая задолженность организации, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов.


Обязательства = заемный капитал

Факт хозяйственной жизни – это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, результат его деятельности и движение денежных средств

ФХЖ

Безусловные Условные

Доходы организации – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников.

Расходы организации – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников

Специфические способы бухгалтерского учета:

1) наблюдение за объектами учета:

- документация;

- инвентаризация;

2) измерение объектов учета в денежном выражении:

- оценка;

- калькуляция;

3) группировка и отражение хозяйственных операций:

- счета;

- двойная запись;

4) обобщение информации о результатах хозяйственной деятельности:

- баланс;

- бухгалтерская отчетность.

Документация — это письменное или электронное свидетельство о совершенных фактах хозяйственной деятельности, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация — это сопоставление фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учета на определенную дату.

Денежная оценка — представление информации об объектах бухгалтерского учета в денежном выражении.

Калькуляция — это группировка затрат и определение затрат в денежной форме на производство единицы или группы единиц изделий.

Бухгалтерская отчетность — это информация о финансовом положении предприятия на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законодательством

Бухгалтерская отчетность состоит из:

- бухгалтерского баланса;

- отчета о финансовых результатах;

- приложений к ним.

В состав приложений обычно включаются:

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- пояснения к балансу.



Бухгалтерский баланс – это основная форма бухгалтерской отчетности, характеризующая финансовое состояние предприятия на определенную дату

Задача. Что из перечисленного относится к активам?
  • Здания цехов
  • Уставный капитал
  • Денежные средства на расчетном счете
  • Долгосрочные кредиты банков
  • Задолженность поставщикам за приобретенные товары

Счета бухгалтерского учета — это способ группировки и текущего учета однородных по экономическому содержанию хозяйственных средств предприятия, их источников, а также хозяйственных процессов

Для каждого вида активов, пассивов и фактов хозяйственной жизни открываются отдельные счета со своим наименованием и цифровым кодом (шифром). Например, здания, сооружения и транспорт учитываются на счете 01 «Основные средства», сырье, топливо и инвентарь – на счете 10 «Материалы», наличные деньги – на счете 50 «Касса» и т.д.

01

02

03

04

05

11

10

08

14

83

84

86

90

91

98

97

96

99

Графически счет представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой называется дебет и обозначается буквой Д, а правая — кредит и обозначается буквой К.

Открыть счет — это значит дать ему название и на соответствующей стороне записать начальное состояние учитываемого объекта, которое называется сальдо начальное. Суммы всех записей, сделанных за период по дебету и по кредиту счета, называются соответственно дебетовым и кредитовым оборотами.

Результат соизмерения дебетовых и кредитовых оборотов с учетом начального сальдо определяется как остаток по счету и называется сальдо конечное.

Д

К

Сн

Ск

Оборот

В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные, пассивные и активно-пассивные счета.

На активных счетах отражается имущество предприятия. Суммы приходных операций регистрируются в дебете, а суммы расходных операций — в кредите, сальдо всегда дебетовое.

Скон = Снач + ОД - ОК

Операция

Д

К

Сальдо начальное

12.000









Поступило с расчетного счета по чеку

51.000



Поступило от покупателей

45.500



Выдана заработная плата работникам



82.200

Выдан аванс подотчетному лицу



3.000







Итого оборот

96.500

85.200







Сальдо конечное

23.300




Счет 50 – Касса

На пассивных счетах отражается наличие и изменение источников финансирования предприятия. Пассивный счет отражается в пассиве баланса.

Суммы операций, отражающих приход средств по пассивному счету, регистрируются в кредите счета, а суммы расходных операций — в дебете. Сальдо пассивного счета расположено в кредите и определяется путем сложения начального кредитовому сальдо и суммы кредитового оборота и вычитания из полученного итога сумм дебетового оборота.  

Скон = Снач + ОК – ОД

Операция

Д

К

Сальдо начальное



550.000







Получен дополнительный кредит



170.000

Начислены проценты по кредиту



10.000

Погашена часть старого кредита

55.000



Перечислены проценты

10.000









Итого оборот

65.000

180.000







Сальдо конечное



665.000

Счет 66 – Краткосрочные кредиты

Счета, которые сочетают в себе признаки активных и пассивных счетов, носят название активно-пассивных счетов. На активно-пассивном счете обычно одновременно учитываются два и более объектов учета. Сальдо по таким счетам может быть как дебетовым, так и кредитовым, или одновременно по дебету и кредиту счета. Одновременно показываемое дебетовое и кредитовое сальдо называется развернутым.

Операция

Д

К

Сальдо начальное (долг перед ООО «Пик»)



120.000







Отгружены товары ООО «Пик»

50.000



Получена оплата от ООО «Пик»



140.000

Отгружены товары ООО «Мороз»

56.000



Получена оплата от ООО «Мороз»



46.000



Итого оборот

106.000

186.000



Сальдо конечное

10.000

210.000


Счет 62 – Расчеты с покупателями

Двойная запись и корреспонденция счетов

Всякий факт хозяйственной жизни вызывает изменение объекта учета: деньги превращаются в товар, материалы превращаются в готовую продукцию и т.д. При этом ничто не возникает ниоткуда и не пропадает в никуда. Т.о., любой ФХЖ касается двум разным счетов: на одном он уменьшает стоимость объектов учета, на другом он ее увеличивает

ОТСЮДА СЮДА

20.000 рублей

Двойная запись на счетах бухгалтерского учета: всякий факт хозяйственной жизни затрагивает два счета и поэтому должен записываться дважды — в дебет одного счета и в кредит другого

Процедура определения счетов, затрагиваемых данным ФХЖ, и последующего отражения в этих счетах суммы произведенной операции называется бухгалтерской проводкой

Этапы составления бухгалтерской проводки :

1) определить, какие объекты учета затрагиваются данной операцией;

2) по плану счетов выбрать счета, по которым должна быть записана сумма данного факта хозяйственной жизни;

3) определить характер счетов (активный или пассивный);

4) определить, какой счет дебетуется, а какой кредитуется

Пример. С расчетного счета в кассу предприятия поступило 20.000 рублей на текущие расходы.

1. Объекты учета – наличные и безналичные деньги, активы.

2. Для регистрации операции используются два счета: 50 «Касса» —и 51 «Расчетные счета»

3 .Оба счета активные, возрастают по дебету.

4. Следовательно, операция записывается в дебет счета 50 «Касса» и в кредит счета 51 «Расчетные счета» на одинаковую сумму 20 тыс. руб.

Д50 - К51: 20.000.

Взаимная связь между счетами, возникающая при двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает такая связь, называются корреспондирующими счетами.

Поскольку регистрация хозяйственных операций осуществляются только на основе первичных документов, то при записи ФХЖ и при отражении корреспонденции счетов необходимо указывать основание проводки (документ).

Для контроля правильности произведенных записей на счетах и составления бухгалтерского баланса служат оборотные ведомости. Это таблица в виде сводки итоговых данных, характеризующая наличие и движение объектов бухгалтерского учета за определенный период.

Счет, код

Сальдо начальное

Обороты по Д

Обороты по К

Сальдо конечное

Д

К

Д

К