ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бухгалтерский учет
Хозяйственный учет деятельности организации — это система наблюдения, контроля, обработки и передачи информации, необходимой для управления
Виды учета:
- оперативный
- статистический
- бухгалтерский
- налоговый
Бухгалтерский учет
Предмет бухгалтерского учета – это хозяйственная деятельность предприятия, с точки зрения отражения ресурсов, экономических процессов и финансовых результатов
Принципы бухгалтерского учета
Требования:
- полноты
- своевременности
- осмотрительности (песси-мизма)
- приоритета содержания перед формой
- непротиворечивости
- рациональности
Допущения:
- автономности (имуществен-ной обособленности)
- непрерывности деятельности
- последовательности приме-нения учетной политики
- временной определенности фактов хозяйственной жизни (принцип начисления)
Руководитель предприятия обязан:
- возложить ведение бухгалтер-ского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо;
- заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Руководитель субъекта МСП может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Объектами бухгалтерского учета являются:
1) факты хозяйственной жизни;
2) активы;
3) обязательства;
4) источники финансирования его деятельности;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами
Активы организации — это контролируемые ею ресурсы, возникшие в результате прошлых событий, использование которых вызовет в будущем приток экономической выгоды.
Активы = имущество
Активы
Оборотные Внеоборотные
(< 12 мес.) (> 12 мес.)
Пассивы
Внутренние Внешние
(собственный капитал) (заемный капитал)
Источники финансирования – это каналы получения финансовых средств для обеспечения деятельности предприятия.
Источники финансирования = пассивы
Обязательства — это существующая задолженность организации, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов.
Обязательства = заемный капитал
Факт хозяйственной жизни – это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, результат его деятельности и движение денежных средств
ФХЖ
Безусловные Условные
Доходы организации – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников.
Расходы организации – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников
Специфические способы бухгалтерского учета:
1) наблюдение за объектами учета:
- документация;
- инвентаризация;
2) измерение объектов учета в денежном выражении:
- оценка;
- калькуляция;
3) группировка и отражение хозяйственных операций:
- счета;
- двойная запись;
4) обобщение информации о результатах хозяйственной деятельности:
- баланс;
- бухгалтерская отчетность.
Документация — это письменное или электронное свидетельство о совершенных фактах хозяйственной деятельности, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.
Инвентаризация — это сопоставление фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учета на определенную дату.
Денежная оценка — представление информации об объектах бухгалтерского учета в денежном выражении.
Калькуляция — это группировка затрат и определение затрат в денежной форме на производство единицы или группы единиц изделий.
Бухгалтерская отчетность — это информация о финансовом положении предприятия на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законодательством
Бухгалтерская отчетность состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах;
- приложений к ним.
В состав приложений обычно включаются:
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- пояснения к балансу.
Бухгалтерский баланс – это основная форма бухгалтерской отчетности, характеризующая финансовое состояние предприятия на определенную дату
Задача. Что из перечисленного относится к активам?
- Здания цехов
- Уставный капитал
- Денежные средства на расчетном счете
- Долгосрочные кредиты банков
- Задолженность поставщикам за приобретенные товары
Счета бухгалтерского учета — это способ группировки и текущего учета однородных по экономическому содержанию хозяйственных средств предприятия, их источников, а также хозяйственных процессов
Для каждого вида активов, пассивов и фактов хозяйственной жизни открываются отдельные счета со своим наименованием и цифровым кодом (шифром). Например, здания, сооружения и транспорт учитываются на счете 01 «Основные средства», сырье, топливо и инвентарь – на счете 10 «Материалы», наличные деньги – на счете 50 «Касса» и т.д.
01
02
03
04
05
11
10
08
14
83
84
86
90
91
98
97
96
99
Графически счет представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой называется дебет и обозначается буквой Д, а правая — кредит и обозначается буквой К.
Открыть счет — это значит дать ему название и на соответствующей стороне записать начальное состояние учитываемого объекта, которое называется сальдо начальное. Суммы всех записей, сделанных за период по дебету и по кредиту счета, называются соответственно дебетовым и кредитовым оборотами.
Результат соизмерения дебетовых и кредитовых оборотов с учетом начального сальдо определяется как остаток по счету и называется сальдо конечное.
Д
К
Сн
Ск
Оборот
В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные, пассивные и активно-пассивные счета.
На активных счетах отражается имущество предприятия. Суммы приходных операций регистрируются в дебете, а суммы расходных операций — в кредите, сальдо всегда дебетовое.
Скон = Снач + ОД - ОК
Операция | Д | К |
Сальдо начальное | 12.000 | |
| | |
Поступило с расчетного счета по чеку | 51.000 | |
Поступило от покупателей | 45.500 | |
Выдана заработная плата работникам | | 82.200 |
Выдан аванс подотчетному лицу | | 3.000 |
| | |
Итого оборот | 96.500 | 85.200 |
| | |
Сальдо конечное | 23.300 | |
Счет 50 – Касса
На пассивных счетах отражается наличие и изменение источников финансирования предприятия. Пассивный счет отражается в пассиве баланса.
Суммы операций, отражающих приход средств по пассивному счету, регистрируются в кредите счета, а суммы расходных операций — в дебете. Сальдо пассивного счета расположено в кредите и определяется путем сложения начального кредитовому сальдо и суммы кредитового оборота и вычитания из полученного итога сумм дебетового оборота.
Скон = Снач + ОК – ОД
Операция | Д | К |
Сальдо начальное | | 550.000 |
| | |
Получен дополнительный кредит | | 170.000 |
Начислены проценты по кредиту | | 10.000 |
Погашена часть старого кредита | 55.000 | |
Перечислены проценты | 10.000 | |
| | |
Итого оборот | 65.000 | 180.000 |
| | |
Сальдо конечное | | 665.000 |
Счет 66 – Краткосрочные кредиты
Счета, которые сочетают в себе признаки активных и пассивных счетов, носят название активно-пассивных счетов. На активно-пассивном счете обычно одновременно учитываются два и более объектов учета. Сальдо по таким счетам может быть как дебетовым, так и кредитовым, или одновременно по дебету и кредиту счета. Одновременно показываемое дебетовое и кредитовое сальдо называется развернутым.
Операция | Д | К |
Сальдо начальное (долг перед ООО «Пик») | | 120.000 |
| | |
Отгружены товары ООО «Пик» | 50.000 | |
Получена оплата от ООО «Пик» | | 140.000 |
Отгружены товары ООО «Мороз» | 56.000 | |
Получена оплата от ООО «Мороз» | | 46.000 |
| ||
Итого оборот | 106.000 | 186.000 |
| ||
Сальдо конечное | 10.000 | 210.000 |
Счет 62 – Расчеты с покупателями
Двойная запись и корреспонденция счетов
Всякий факт хозяйственной жизни вызывает изменение объекта учета: деньги превращаются в товар, материалы превращаются в готовую продукцию и т.д. При этом ничто не возникает ниоткуда и не пропадает в никуда. Т.о., любой ФХЖ касается двум разным счетов: на одном он уменьшает стоимость объектов учета, на другом он ее увеличивает
ОТСЮДА СЮДА
20.000 рублей
Двойная запись на счетах бухгалтерского учета: всякий факт хозяйственной жизни затрагивает два счета и поэтому должен записываться дважды — в дебет одного счета и в кредит другого
Процедура определения счетов, затрагиваемых данным ФХЖ, и последующего отражения в этих счетах суммы произведенной операции называется бухгалтерской проводкой
Этапы составления бухгалтерской проводки :
1) определить, какие объекты учета затрагиваются данной операцией;
2) по плану счетов выбрать счета, по которым должна быть записана сумма данного факта хозяйственной жизни;
3) определить характер счетов (активный или пассивный);
4) определить, какой счет дебетуется, а какой кредитуется
Пример. С расчетного счета в кассу предприятия поступило 20.000 рублей на текущие расходы.
1. Объекты учета – наличные и безналичные деньги, активы.
2. Для регистрации операции используются два счета: 50 «Касса» —и 51 «Расчетные счета»
3 .Оба счета активные, возрастают по дебету.
4. Следовательно, операция записывается в дебет счета 50 «Касса» и в кредит счета 51 «Расчетные счета» на одинаковую сумму 20 тыс. руб.
Д50 - К51: 20.000.
Взаимная связь между счетами, возникающая при двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает такая связь, называются корреспондирующими счетами.
Поскольку регистрация хозяйственных операций осуществляются только на основе первичных документов, то при записи ФХЖ и при отражении корреспонденции счетов необходимо указывать основание проводки (документ).
Для контроля правильности произведенных записей на счетах и составления бухгалтерского баланса служат оборотные ведомости. Это таблица в виде сводки итоговых данных, характеризующая наличие и движение объектов бухгалтерского учета за определенный период.
Счет, код | Сальдо начальное | Обороты по Д | Обороты по К | Сальдо конечное | ||
Д | К | Д | К | |||
| | | | | | |