Файл: Методика обучения катанию на коньках детей 78 лет, занимающихся хоккеем в учреждении дополнительного образования.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 624
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Начальное обучение детей катанию на коньках
1.2 Методика начального обучения катанию на коньках
1.3 Специфика обучения техники катания на коньках в системе обучения хоккею
1.4 Место обучения катанию на коньках в системе обучения хоккеистов
1.5 Эффективность начального обучения катанию на коньках юных хоккеистов
2.1.1 Анализ научной и методической литературы
2.2.3 Методы статистической обработки данных
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра теоретических основ физической культуры
Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»
Профиль «Физическая культура»
Б А К А Л А В Р С К А Я Р А Б О Т А
на тему: Методика обучения катанию на коньках детей 7-8 лет, занимающихся хоккеем в учреждении дополнительного образования
СТУДЕНТ________________________________________ Кузовков Н.А.
РУКОВОДИТЕЛЬ ______________ канд. психол. наук, доцент Н.Б. Воробьев
Допустить к защите
ИО ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ ___канд. пед. наук, доцент Ю.С. Жемчуг
«____» декабря 2021 г.
Нижний Новгород, 2021
Содержание
Введение 3
Глава 1 Обзор научной литературы по теме исследования 6
1.1 Начальное обучение детей катанию на коньках 6
1.2 Методика начального обучения катанию на коньках 9
1.3 Специфика обучения техники катания на коньках в системе обучения хоккею 15
1.4 Место обучения катанию на коньках в системе обучения хоккеистов 20
1.5 Эффективность начального обучения катанию на коньках юных хоккеистов 25
Глава 2 Методы и организация исследования 29
2.1 Методы исследования 29
2.1.1 Анализ научной и методической литературы 29
2.1.2 Тестирование 29
2.2.3 Методы статистической обработки данных 30
2.2 Организация исследования 30
Глава 3 Результаты исследования 32
3.1 Результаты предварительного исследования 32
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 33
Заключение 39
Выводы 41
Список литературы 43
Приложения 47
Введение
Во время хоккейного матча даже юные хоккеисты преодолевают на коньках значительные расстояния. Взрослый хоккеист на коньках пробегает не менее семи километров интенсивным темпом. Если не обладать хорошей школой бега на коньках, то хоккеисту будет сложно выполнять технические элементы. К тому же, обладая высокой техникой перемещения на коньках, хоккеист преодолевает физическую нагрузку в более энергоемком режиме. Обладая хорошей техникой катания на коньках, выполняя перемещения на автоматическом уровне, хоккеисту более просто овладевать широким спектром технических элементов – передачи, броски и т.д. Одной из основных задач тренировок юных хоккеистов является сохранение равновесия во время движения по льду. Если хоккеист уверенно держится во время передвижений на льду, это позволяет сосредоточиться на выполнение технико-тактических задач, для реализации всех имеющихся возможностей. Следовательно, уже с
самых первых занятий хоккеистов, основной задачей является обучение катанию на коньках. Без этого рост мастерства хоккеиста становится невозможным. Как отмечают ведущие тренеры – самое сложное из всех компонентов хоккейной техники, это восполнять или корректировать конькобежную подготовку.
Рассматривая катание на коньках можно отметить что этот вид двигательной активности является эффективным средством улучшения здоровья человека. Простейшее по своей структуре движение на коньках, на ограниченной опоре по скользкой поверхности является таким физическим упражнением, которое способствует всестороннему развитию, а также физическому совершенствованию. Особое значение катание на коньках приобретает для детей, которым необходима и эмоциональная составляющая двигательной активности.
Многие авторы занимались изучением проблемы начального обучения катанию на коньках [1, 2, 3, 6, 11, 12, 15, 18, 19, 27, 28, 34]. Практика катания на коньках в различных формах организации учебных занятий показывает, что очень много детей сталкиваются с трудностями при овладении основам катания на коньках. Основной проблемой при овладении техникой катания на начальном этапе обучения является отсутствие равновесия при скольжении. Менее значительной проблемой в начальном овладении катании на коньках являются падения, при которых дети не умеют правильно группироваться.
На сегодняшний день отечественные и зарубежные специалисты в области физической культуры и спорта накопили достаточно опыта в вопросах начального обучения детей. Однако развитие материально-технической базы, возможностей обучения в крытых помещениях и передовой опыт показывает, что этот опыт редко используется по ряду причин [20, 21, 22, 29, 43].
Актуальность исследования. Основная задача детского тренера по хоккею во время начального обучения – достичь хорошего катания на льду юных хоккеистов. При обучении базовым движениям на льду, их необходимо усложнять и совершенствовать. В самом начале юные хоккеисты должны понимать, что вр время обучения возможны падения, а движения на льду могут осуществляться в различных направлениях и с различной скорость. Катание на коньках для хоккеиста является базовой основой роста спортивного мастерства. Невозможно выполнять технико-тактические действия в учебно-тренировочном и соревновательном процессе без хорошей коньковой подготовки. Поэтому весьма актуально уделять большое внимание обучению катанию на коньках на первых этапах учебно-тренировочного процесса.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс детей, занимающихся хоккеем в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования - программа начального обучения катанию на коньках детей, занимающихся хоккеем в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования: разработать программу начального обучения катанию на хоккейных коньках детей, занимающихся хоккеем в учреждении дополнительного образования.
Задачи исследования:
-
Рассмотреть научную и научно-методическую литературу по теме исследования; -
Разработать программу начального обучения катанию на хоккейных коньках на начальном этапе обучения хоккею; -
Оценить эффективность разработанной методики начального обучения катанию на хоккейных коньках на начальном этапе обучения хоккею.
Гипотеза исследования. В качестве рабочей гипотезы выступало предположение что разработанная программа начального обучения катания на коньках повысит эффективность катания на коньках детей 7-8 лет, занимающихся хоккеем.
Теоретическая значимость. В работе рассмотрены научно-методические подходы к обучению детей катанию на коньках на первых этапах спортивной тренировки. Рассмотрена специфика начального обучения детей катанию на коньках в учебном процессе юных хоккеистов.
Практическая значимость. Разработанная программа может быть использована тренерами-преподавателями хоккея, для начального обучения катанию на коньках детей, занимающихся хоккеем.
Структура работы. Работа объемом 50 состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает в себя 46 источников.
Глава 1 Обзор научной литературы по теме исследования
1.1 Начальное обучение детей катанию на коньках
Любое начально обучения в спортивной тренировке начинается с простых элементов, доступных каждому ребенку. Элементы подбираются соответственно возрасту ребенка, и выстаивается своеобразная методическая лесенка освоения двигательного действия. Начальное обучение катанию на коньках детей, занимающихся хоккеем в учреждении дополнительного образования, или секционных занятиях, строится примерно по одинаковым стандартным программам. Многие тренеры, особенно молодые, учат, как правило, так как учили их. Однако технический прогресс не стоит на месте, и уже начиная с прошлого века, для начального обучения передвижению на коньках обучают с помощью специальных технических средств. Также, для более простого освоения навыка катания на коньках, сейчас производятся коньки с двумя лезвиями, которые увеличивают площадь соприкосновения со льдом, и позволяю значительно лучше удерживать равновесие на льду.
Для отечественно школы обучения катанию на коньках, еще в дошкольном возрасте, детей, обутых в коньки направляли для ходьбы по снегу, глубокому или утрамбованному, что позволяло не только привыкать к конькам, но и формировать первые навыки удержания равновесия на льду. Затем, как осваивался навык хождения, также на коньках детей выводили перемещаться шагом. И только после освоения ходьбы по льду, приступали к обучению передвижению на коньках лицом вперед по прямой.
Чтобы понять правильность перемещения по технике, можно воспользоваться визуальным осмотром ледового покрытия. При правильном скольжении следы от лезвий конька будут напоминать рисунок елочки. При просмотре рисунка, оставленного на ледовом покрытии можно обнаружить одну из самых распространенных ошибок – отталкивание носком лезвия конька. Такая ошибка может происходить из-за потери равновесия при отталкивании во время движения на коньках во время движения по прямой линии. Чтобы в дальнейшем избежать основных ошибок начального обучения, необходимо добиваться, чтобы обучающийся выполнял отталкивание серединой лезвия конька. Опять же, это возможно при нормальном равновесии обучающегося во время движения на коньках по прямой. Наиболее простым упражнением при катании на коньках по прямой является выполнения катания по счёт. На три счёта обучающийся должен выполнить: на раз – отталкивание левой ногой и про скользить на двух коньках, на два – отталкивание правой ногой и про скользить на двух ногах, на три – выполнить паузу при скольжении [15].
Переход к обучению движения на коньках по дуге возможен только тогда, когда достаточно четко обучающийся выполняет скольжение по прямой, без нарушения вышесказанных ошибок. Сложность в обучении скольжения по дуге, что во время движения необходимо не только сохранить равновесие, но и наклонить туловище внутрь дуги по повороту. То есть при левом повороте наклонить туловище влево и сохранить равновесие, при правом повороте наклонить туловище вправо, также сохраняя равновесие.
При скольжении во время выполнения движения по дуге внимание необходимо переключать на перенос плечей и подгибания ноги на опоре в голеностопе. Отталкивание происходит также серединой лезвия конька. При обучении движения на коньках по дуге наиболее легкое и оптимальное упражнение – это выполнение змейки. Выполнение движения змейкой легко отследить производят ли плечи вращения относительно таза обучающегося.
На первоначальном этапе обучения передвижению на коньках для новичков основную сложность вызывают отталкивания лезвиями коньков. С целью овладения техникой отталкивания лезвиями коньков, новичков зачастую используют для толкания каких то предметов по льду перед собой. На современном этапе развития конькобежного спорта и хоккея уже есть специальные поддерживающие средства и салазки, санки.
Существует множество интересных упражнений для начально обучения детей катанию на коньках – такими являются отталкивания от бортов площадки, с целью наиболее длительного скольжения. Есть еще упражнение под названием самокат, это когда обучающийся во время движения вперед лицом производит отталкивание только одной какой-то ногой – правой или левой. Иногда тренер-преподаватель сам указывает ногу, которой необходимо отталкиваться обучающемуся [8].
Освоение на начальном этапе обучения правильного отталкивания лезвиями коньков, должно сопровождаться началу обучения бегу по дуге, бегу со сменой направления. Освоение поворотов, может также сопровождаться параллельным изучением различных торможений коньками.
Хоккей, как и конькобежный спорт отличается разнообразием остановок. Конькобежный спорт значительно меньше, тогда как в хоккее наблюдается значительное разнообразие как одноопорных