Файл: Литература по теме Практические задания Тема Основные понятия менеджмента Вопрос Понятия менеджмент иуправление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1070

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тематику журналов. Топ-менеджмент рассматривает почти все возможности, за исключением
«желтых» и общественно-политических изданий.
Ответьте на вопросы:
1.
Какие ограничения установило руководство для стратегии развития своего бизнеса?
2.
О каких еще ограничениях может идти речь в данной задаче? Какие ограничения приняли бы вы?
3.
Что является основным критерием эффективности решения, разрабатываемого издательским домом в данном примере? Какие критерии приняли бы вы?
Задание 2.
Компания «Сигма», производящая спортивные тренажеры, работает в условиях жесткой конкуренции. Генеральный директор компании в течение нескольких лет принимает стратегические и тактические решения, основываясь на сопоставлении текущих ситуаций с прошлым опытом работы. В целом, решения дают положительные результаты.
Ответьте на вопросы:
1.
Как называется такой подход к принятию решений?
2.
К чему может привести злоупотребление таким способом принятия решений?
3.
Какой подход предложили бы вы? Почему?
Задание 3.
Представьте себе, что вам необходимо выбрать учебное заведение, в котором вы планируете учиться. Воспользуйтесь для этого типовой схемой разработки рационального решения.
Заполните приведенную ниже таблицу.

Этап
Содержание (описание) этапа
1
Диагностика проблемы
2
Формулировка ограничений и критериев

Ограничения:

Критерии:
3
Определение вариантов решения
4
Оценка вариантов
5
Окончательный выбор
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Тема 9. Коммуникации в менеджменте
Вопросы темы:
1.
Понятие организационных коммуникаций.
2.
Свойства организационной информации.
3.
Коммуникационные потоки в организации.
Цель изучения темы:

изучение основных свойств и особенностей коммуникаций, используемых в менеджменте.
Задачи изучения темы:

изучение понятия «организационные коммуникации»;

ознакомление с основными свойствами, каналами и направлениями коммуникаций в организациях;


изучение принципов эффективности коммуникационных процессов.
Успешно изучив тему, Вы:
Будете знать:

элементы коммуникационного процесса;

от чего зависит эффективность коммуникационных процессов.
Будете уметь:

анализировать сообщения по основным свойствам информации и определять ее качество и пригодность для решения различных управленческих задач.
Будете владеть:

современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.
Вопрос 1. Понятие организационных коммуникаций.
Коммуникации (коммуникационный процесс ) – это обмен информацией между людьми.
Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации,
являющейся предметом обмена – сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей.
В менеджменте коммуникации выполняют интегрирующую – объединяющую роль.
Межличностные коммуникации находятся в центре деятельности любого менеджера. По данным исследований, менеджеры от 50 до 80% рабочего времени проводят в общении с другими людьми. У менеджеров высшего звена процент рабочего времени, занятый общением, доходит до
90%. Следовательно, отсутствие навыков межличностных коммуникаций может значительно снизить эффективность профессиональной деятельности менеджера и организации в целом.
Коммуникации в организации могут быть формальными и неформальными. Формальными называют коммуникации соответствующие целями деятельности организации, определенные правилами, должностными инструкциями, технологическими процессами и т.п.
При этом содержание информации может быть различным:

техническая информация (инструкции, стандарты, схемы, технологии и т.п.);

финансовая информация (отчеты об объемах продаж, прибыли, движении денежных средств и т.п.);

управленческая информация (планы отделов, результаты контроля, приказы и распоряжения и т.п.);

информация социально-психологического характера (мнения сотрудников об организации, выражение удовлетворения и недовольства, слухи и т.п.) и др.
В самом общем случае, элементами коммуникационного процесса являются (рис. 36):
1.
Отправитель – лицо, которое генерирует информацию и передает ее другому лицу.
2.
Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов.
3.
Канал – средство и среда передачи информации.
4.
Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует
(истолковывает) ее.


Рис. 36. Элементы коммуникационного процесса
Обмен информацией между отправителем и получателем проходит несколько взаимосвязанных этапов:
1)
зарождение идеи;
2)
кодирование и выбор канала передачи;
3)
передача сообщения;
4)
декодирование информации принимающей стороной.
Что такое кодирование? Всегда ли мы кодируем передаваемую информацию или можем обходиться без этого этапа? Кодирование – это преобразование информации в форму, удобную для передачи и восприятия получателем. В разговоре мы используем систему кодирования,
которая называется «русский язык». К способам кодирования относятся также письмо,
математические символы и т.п. К используемым нами символам (кодам) относятся также жесты и интонации.
Поэтому очень важно, чтобы у отправителя и получателя были одинаковыми «системы кодирования», другими словами, чтобы получатель точно и в полном объеме понимал мысли отправителя. К сожалению, даже в бытовом общении это удается далеко не всегда. В
менеджменте же значение точности и полноты восприятия информации возрастает многократно.
Важным элементом коммуникаций является обратная связь (рис. 37). При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями: изначальный получатель становится отправителем и передает свою информацию – отклик начальному отправителю, который играет роль получателя. Обратная связь может способствовать снижению ошибок в понимании информации и значительному повышению эффективности управления.
Рис. 37. Обратная связь в коммуникациях
Часто в процессе обмена информацией происходит некоторое искажение ее смысла из-за присутствия на каждом этапе передачи определенных помех, иногда называемых
«информационным шумом». Кроме того, на пути коммуникаций могут появляться т.н.
«преграды»:
1.
Преграды, обусловленные восприятием. Люди могут по-разному интерпретировать одну и ту же информацию в зависимости от знаний, воспитания и опыта.

2.
Семантические барьеры – неправильная трактовка значений слов.
3.
Невербальные преграды – неправильная трактовка значений жестов, мимики, интонации и т.п. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной (словесной) и может усиливать или изменять смысл слов.
4.
Плохая обратная связь.
5.
Неумение слушать.
Вопрос 2. Свойства организационной информации.
В современной теории информации выделяют следующие свойства информации,
определяющие ее качество:
1.
Релевантность – соответствие информации запросам потребителя. Нерелевантная информация часто представляет собой «информационный мусор», засоряющий коммуникационные потоки и мешающий принятию правильных управленческих решений.
2.
Полнота – свойство информации исчерпывающе характеризовать интересующий объект,
процесс, событие. Использование в управлении неполной информации может привести к искажению ее смысла и снижению качества работы.
3.
Достоверность – отсутствие скрытых ошибок. Принятие управленческих решений на основе недостоверной информации повышает риск ошибочных действий и убытков для компании. Тем не менее, иногда менеджерам приходится принимать экстренные решения «на свой страх и риск», не имея возможности повысить достоверность информации за счет увеличения ее количества и точности обработки.
4.
Своевременность – соответствие запросам потребителя информации в нужный момент времени. В некоторых случаях информация может оказаться устаревшей либо полученной слишком рано (опережающей решения). Принятие управленческих решений на основе несвоевременной информации также может значительно снизить результативность и эффективность работы организации. При этом умение осознать ценность «опережающей»
информации – важное качество эффективного менеджера.
5.
Доступность – возможность получения информации данным потребителем.
Необходимая информация должна быть своевременно и в полной мере доступна тем менеджерам,
которые на ее основе принимают управленческие решения. Часто причиной снижения эффективности работы компании является невозможность вовремя получить необходимые данные.
6.
Защищенность – невозможность несанкционированного доступа к информации или ее изменения. Задача защиты информации в организациях, как правило, возлагается на специальные службы.
7.
Эргономичность – удобство формы и объема информации с точки зрения данного пользователя. Эргономичность информации обеспечивается применением современных аппаратных и программных средств получения, обработки и хранения информации.
Организационные коммуникации могут быть эффективными только в том случае, если менеджеры, отвечающие за организацию и регулирование коммуникационных потоков,
обеспечивают реализацию всех перечисленных свойств информации.
Вопрос 3. Коммуникационные потоки в организации.
Организационные коммуникации принято делить на внешние и внутренние.


Внешние коммуникации связывают организацию с ее внешней средой. Для успешной работы любая компания использует различные средства коммуникации с элементами своего внешнего окружения:

потребителями (реклама и программы продвижения товаров на рынок);

общественностью (создание привлекательного имиджа организации на местном,
общенациональном или международном уровне);

государственными органами (письменные отчеты, информация о финансах, сведения о своем размещении, соблюдении трудового и иного законодательства и т.п.);

партнерами (контракты, согласования, рекламации и т.п.) и другими элементами окружения.
Внутренние коммуникации осуществляются в рамках организации: между работниками,
между подразделениями. Как правило, такие коммуникации связаны с координацией деятельности работников или подразделений. Внутри организации информация может перемещаться по разным каналам, в разных направлениях и с разной скоростью. Рассмотрим основные каналы передачи информации в организации.
Вертикальными коммуникациями называютперемещение информации между уровнями управления. Она может передаваться по нисходящей – с высших уровней на низшие или по
восходящей – с нижних уровней на высшие (рис. 38).
По нисходящей руководители передают подчиненным приказы и распоряжения, планы и нормы, сообщают о текущих задачах, рекомендуемых процедурах и т.п. По восходящей передаются отчеты о работе, предложения сотрудников и т.п.
Коммуникации по восходящей выполняют функцию оповещения руководства о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство, например, может узнавать о текущих или назревающих проблемах. Наличие восходящих коммуникаций значительно повышает эффективность работы организации.
Рис. 38. Вертикальные коммуникации
Любая организация состоит из множества подразделений, поэтому для координации задач и действий между ними необходим обмен информацией. А это значит, что помимо нисходящих и восходящих информационных потоков, организации нуждаются еще в т.н. горизонтальных
коммуникациях – информационных связях между подразделениями (или между отдельными сотрудниками), принадлежащими к одному уровню управления.

Например, директора магазинов, входящих в розничную торговую сеть могут периодически встречаться для обсуждения общих проблем, координации стратегии продаж и обмена информацией о продукции. В наукоемких компаниях менеджеры среднего звена и специалисты проектно-исследовательских, производственных и маркетинговых отделов могут встречаться для обсуждения действий по обновлению продукции. В университетах преподаватели разных кафедр могут обсуждать взаимосвязь учебных дисциплин и т.п.
Внутренние коммуникации могут быть межличностными и организационными.
Межличностные связывают двух и более человек, а к организационным относят такие коммуникации, при которых хотя бы одним из участников является группа (подразделение).
С точки зрения общения коммуникацию подразделяют как вербальную (в виде письменной и устной речи) и невербальную (мимика, жесты, позы, а также разнообразные изображения,
например, графики, диаграммы).
Эффективность коммуникационных процессов зависит, прежде всего, от следующих факторов:
1.
Определение потребности в информации.
2.
Осведомленность персонала о наличии необходимой информации.
3.
Обеспечение возможности доступа персонала к необходимой информации.
Вопросы для самопроверки:
1.
Что представляют собой коммуникации в организации?
2.
Перечислите основные элементы коммуникационного процесса.
3.
Перечислите основные свойства информации.
4.
Дайте характеристику вертикальным и горизонтальным коммуникациям.
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М: МФПУ «Синергия», 2014. – Глава 9.
Дополнительная литература:
1.
Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: Проспект, 2010.
2.
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. –
Таганрог: ТРГУ, 2003.
3.
Крейнер С. Бизнес путь: Джек Уэлч. 10 секретов величайшего в мире короля менеджмента. – СПб.: Крылов, 2004.
4.
Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. / пер. с англ. 3-е изд. – М.:
Вильямс, 2008.
5.
Шеметов П.В. Организационные коммуникации: совершенствование и управление ими. //
Элитариум: Центр дистанционного образования, http://www.elitarium.ru, 2009.
Интернет-ресурсы:
1.
Журнал «Управление компанией» www.management.web-standart.net/
2.
Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» http://www.mevriz.ru/www.gd.ru/


Практические задания:
Задание 1.
Проанализируйте качество приведенных ниже информационных сообщений.
Сообщения
Условия передачи
Содержание сообщения
Сообщение
№1
Отправитель
– вице- президент компании.
Получатель – начальник отдела продаж.
Время получения

середина рабочего дня.
Форма сообщения

устно (по телефону).
«Сергей Иванович! Сегодня мы запускаем новую программу продаж. Она была утверждена руководством компании в прошлом месяце. Вы уже завтра должны выполнить первые пять пунктов программы. Сегодня же изучите ее основные параметры. Сейчас я их вам зачитаю …»
Далее
вице-президент
зачитывает
параметры
программы.
Сообщение
№2
Отправитель

преподаватель менеджмента.
Получатель – студенты факультета менеджмента
(80 чел.).
Время получения

лекция.
Форма сообщения

устно.
«Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад».
Сообщение
№3
Отправитель – инженер.
Получатель – рабочие сборочного цеха (30 чел.).
Время получения – конец рабочего дня.
Форма сообщения

устно и письменно (на маркерной доске).
«Завтра приступаем к внедрению новой технологии …
Маршрутная технология включает установление последовательности и содержания технологических и вспомогательных операций сборки. Последовательность сборки определяется на основе технологических схем.
Содержание операций устанавливают в зависимости от выбранного типа производства и темпа сборки.
При серийном производстве содержание операции принимают таким, чтобы на отдельных рабочих местах выполняемая узловая и общая сборка данного и других изделий периодически сменяемыми партиями обеспечива ла достаточно высокую загрузку рабочих мест. Для общей сборки характерно (пишет на доске):
[(t1N1 + t2N2 + … + t m
N
m
) + (T1 + T2 + … +T
m
)k] m <

Здесь t1, t2,... – время общей сборки первого, второго,...,
l-го изделия; Т
1
Т
2
,... – подготовительно-заключительное время для первого, второго,... , l-го изделия; k – число партий и год; Fд – действительный годовой фонд рабочего времени; N1, N2,... – годовая программа выпуска первого, второго,... , l-го изделия; m – число стендов общей сборки; l – число изделий, собираемых на данном стенде.
Остальное вы прочитаете самостоятельно …»
Инженер выдает бригадиру один буклет объемом 120
страниц.