Файл: Литература по теме Практические задания Тема Основные понятия менеджмента Вопрос Понятия менеджмент иуправление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1052
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 7. Управленческий контроль
Вопросы темы:
1.
Понятие управленческого контроля.
2.
Виды управленческого контроля.
3.
Принципы управленческого контроля.
Цель изучения темы:
•
изучение принципов контроля как функции менеджмента.
Задачи изучения темы:
•
изучение управленческого контроля как функции менеджмента;
•
ознакомление с основными видами и принципами управленческого контроля.
Успешно изучив тему, Вы:
Будете знать:
•
понятие и содержание управленческого контроля.
Будете уметь:
•
анализировать возможные масштабы допустимых отклонений в контрольных мероприятиях различных типов.
Будете владеть:
•
навыками выбора средств контроля, в наибольшей степени адекватных поставленной цели.
Вопрос 1. Понятие управленческого контроля.
Контроль – это количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности организации.
Общая блок-схема алгоритма управленческого контроля представлена на рис. 29.
Рис. 29. Общая блок-схема алгоритма управленческого контроля
Как видно из блок-схемы, начальным этапом процесса контроля является планирование, т.к.
только при наличии установленных норм, стандартов и требований, предъявляемых к результатам работы организации, можно говорить об объективном контроле ее деятельности.
Таким образом, управленческий контроль включает в себя три основных компонента:
1.
Установление стандартов. Контроль невозможно осуществлять, если цель не является конкретной. Неясность целей (стандартов, норм и т.п.) может привести к конфликтам между руководителя и исполнителя: работники будут убеждены, что выполнили свою работу качественно и в срок, тогда как руководитель, иначе трактующий стандарты и цели, будет другого мнения.
2.
Сопоставление результатов, достигнутых за определенный период, с планами. Если цели четко и однозначно определены, то появляется возможность установить, в какой степени они достигнуты, и что необходимо сделать, чтобы добиться желаемого результата.
3.
Понимание способов устранения отклонений (исправления ошибок). Если план не выполнен (имеются количественные или качественные отклонения), то необходимо определить,
Рис. 31. Виды контроля
Кроме того, в менеджменте часто выделяют общий, функциональный и выборочный контроль.
Общим (тотальным) называют контроль деятельности всей организации в целом. Он обычно применяется в небольших компаниях, при небольших объемах производства, когда имеется возможность проконтролировать работу практически каждого работника. Несмотря на кажущуюся безупречность такого подхода к контролю, он далеко не всегда оправдывает себя. Во- первых, тотальный контроль является слишком затратным, а во-вторых – часто вызывает негативную реакцию или неверное понимание целей контроля со стороны персонала организации.
Функциональным называют контроль деятельности отдельной функции, отдельного подразделения, отдельного участка предприятия.
Выборочным называют контроль, позволяющий сделать вывод о качестве продуктов, услуг и работ на основе оценивания части партии изделий или отдельных видов работ (отдельных сотрудников). Так, например, в крупносерийном и массовом производстве контролю подвергают только часть партии произведенной продукции – т.н. случайную выборку. Если качество изделий в выборке соответствует установленным требованиям, то и вся партия признается годной, в противном случае вся партия бракуется. К такой форме контроля менеджменту приходится прибегать для сокращения затрат на осуществление контрольных функций и повышения его рентабельности.
В зависимости от субъекта контроля контроль разделяют на внутренний и внешний.
Внутренний контроль осуществляется субъектами самой организации: собственниками,
администрацией, назначенными сотрудниками.
Такой контроль призван оценивать результативность и эффективность работы подразделений и компании в целом, эффективность расходования ресурсов, производительность труда и квалификацию персонала, выявлять слабые места и ошибочные решения и т.п.
Внешний контроль осуществляется внешними, по отношению к организации, субъектами управления: государственными или независимыми контрольными органами, контрагентами компании (кредитными организациями, страховыми и т.п.) общественностью. Основная цель внешнего контроля – составить мнение ответственных органов о соответствии деятельности
Рис. 33. Принципы эффективного контроля
Организуя контрольные процедуры, очень важно помнить, что контроль может оказывать на сотрудников как положительное, так и отрицательное влияние (рис. 34).
Рис. 34. Поведенческие аспекты контроля
К основным рекомендациям по организации эффективного контроля можно отнести следующее:
1.
Сотрудники должны знать и разделять цели и ценности компании. Причины и характер системы контроля должны быть понятны исполнителям.
2.
Менеджмент должен устанавливать адекватные, понятные работникам, стандарты и нормы. Для чего должно быть организовано двухстороннее общение «работник – менеджер».
3.
Руководство должно отказываться от чрезмерно сложного и частого контроля. Сложность механизмов контроля должна соответствовать сложности управляемого объекта – организации.
Частота контрольных замеров должна соответствовать динамике контролируемых процессов и уровню информационной неопределенности. Чем чаще происходят изменения и чем неопределеннее информация об условиях протекания процессов, тем чаще и точнее должны осуществляться контрольные процедуры.
4.
В организации должен соблюдаться принцип справедливого вознаграждения лучших сотрудников по результатам контроля, а также принцип обязательных последующих мер по отношению к лицам, допустившим существенные нарушения. Для этого менеджмент должен иметь четкие представления не только о стандартах и номах, но и о масштабах допустимых отклонений для каждого контролируемого процесса, параметра и т.п.
Вопросы для самопроверки:
1.
Что представляет собой контроль, как функция менеджмента?
2.
Что такое масштаб допустимых отклонений?
3.
Что представляет собой предварительный контроль? Зачем он осуществляется?
4.
Перечислите принципы эффективного контроля.
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М: МФПУ «Синергия», 2014. – Глава 7.
Дополнительная литература:
1.
Вересов Н.Н. Все схвачено: психологические аспекты и сущность управленческого контроля. // Элитариум: Центр дистанционного образования, http://www.elitarium.ru, 2005.
2.
Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: Проспект, 2010.
3.
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. –
Таганрог: ТРГУ, 2003.
4.
Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. / пер. с англ. 3-е изд. – М.:
Вильямс, 2008.
5.
Шеметов П.В. Эффективный управленческий контроль. // Элитариум: Центр дистанционного образования, http://www.elitarium.ru, 2009.
Интернет-ресурсы:
Сайт «Корпоративный менеджмент» www.cfin.ru
Журнал «Управление компанией» www.management.web-standart.net/
Практические задания:
Задание 1.
Представьте себе, что вы – генеральный директор крупного предприятия, производящего продукты питания. Контроль каких процессов вы будете осуществлять с помощью ваших менеджеров? Составьте и заполните таблицу (см. пример оформления).
Пример оформления
Сфера
Содержание контрольных мероприятий
Комментарии
Персонал
Производство
Продажи
Другое
Задание 2.
Представьте, что вы управляете отделом, отвечающим за сбор информации о мнениях клиентов о продукции вашей компании (рекламаций, предложений и т.п.). В вашем подчинении –
семь человек. Сформируйте свою систему допусков на отклонения работы отдела от установленных норм. Заполните таблицу (см. пример оформления).
Пример оформления
№
Контролируемый процесс
Допустимое отклонение
от нормы
Ваши действия в
случае превышения
допустимых
отклонений
1
Распорядок рабочего дня – прибытие сотрудников на работу.
Опоздание:
… мин.
Однократно:
Повторно:
2
Сроки выполнения сотрудниками индивидуальных заданий.
Затягивание сдачи отчетов:
… дней
Однократно:
Повторно:
3
Точность оценки мнений клиентов.
Ошибка оценки количества недовольных клиентов (по итогам анализа за один месяц):
… %
Однократно:
Повторно:
4
Сроки выполнения отделом отчетов о работе за квартал (три месяца) и отправка их руководству компании.
Подумайте, кто (что) в этом случае
будет являться объектом контроля?
Затягивание сдачи отчетов:
… дней
Однократно:
Повторно:
Тема 8. Принципы разработки управленческих решений
Вопросы темы:
1.
Понятие управленческого решения.
2.
Классификация управленческих решений.
3.
Основы разработки рациональных управленческих решений.
4.
Методы коллективной разработки управленческих решений.
Цель изучения темы:
•
изучение сущности и содержания понятия «управленческое решение».
Задачи изучения темы:
•
ознакомление с основными методами коллективной разработки управленческих решений;
•
изучение содержания и роли управленческих решений в менеджменте;
•
изучение классификации управленческих решений;
•
изучение основ разработки рационального управленческого решения.
Успешно изучив тему, Вы:
Будете знать:
•
классификацию управленческих решений;
•
основы разработки рационального управленческого решения.
Будете уметь:
•
анализировать типы управленческих решений;
•
пользоваться схемой разработки рационального управленческого решения для подготовки решения.
Будете владеть:
•
навыками структурирования и анализа информации, необходимой для принятия эффективного управленческого решения.
Вопрос 1. Понятие управленческого решения.
Решение – это выбор одного варианта действий из нескольких возможных.
В менеджменте принятие решений, а также их реализация представляют собой значительно более сложный, чем в бытовой практике, систематизированный и ответственный процесс,
учитывающий интересы не одного человека, а целой организации. Поэтому принять управленческое (организационное) решение – значит ответить на вопрос: как поступить в данной ситуации, чтобы результат оказался наиболее успешным и выгодным для организации, а необходимые затраты времени, сил и ресурсов – минимальными?
Управленческое решение – это выбор, который осуществляет менеджер в процессе реализации основных функций управления.
Иными словами, принятие управленческих решений является составной частью любой функции менеджмента: планирования деятельности организации, создания или корректировки ее организационной структуры, выбора подходов к мотивации трудовой деятельности персонала,
контроля хода работы и ее результатов и т.д.
Принято говорить, что управленческие решения являются непосредственным результатом
деятельности любого менеджера, ведь именно с помощью управленческих решений менеджер и оказывает свое управленческое воздействие на организацию, побуждая подчиненных ему сотрудников действовать определенным образом.
К основным условиям принятия решений в организации относятся:
•
наличие четко и однозначно поставленной цели, на достижение которой направлено данное решение;
•
наличие вариантов достижения цели, т.е. возможных методов решения;
•
наличие ограничивающих факторов, которые не позволяют принимать решение,
ориентируясь лишь на поставленную цель и желание самого менеджера.
К ограничивающим факторам относятся: экономические, технические, социальные,
правовые, нравственно-этические и другие факторы. Так, например, отсутствие необходимых финансовых средств, не позволит руководителю принять решение о закупке нового оборудования до тех пор, пока не будут получены средства.
Есть несколько базовых требований, предъявляемых к управленческим решениям, для того,
чтобы они считались результативными и эффективными:
1.
Решение должно быть реализуемым. Другими словами, в основе решения должно лежать соответствие между целями и имеющимися у организации ресурсами: материальными,
финансовыми, человеческими, информационными и временными.
2.
Решение должно включать в себя механизм реализации, т.е. в решении должно быть указано, какими действиями будет достигаться поставленная цель.
3.
Решение должно приниматься и реализовываться в масштабе времени управляемых
процессов. Различные организационные процессы имеют различную динамику и периоды решения задач, поэтому управленческое решение должно соответствовать этой динамике.
4.
Решение должно быть устойчивым по эффективности. Допустим, руководство компании приняло решение о развертывании автономной системы энергоснабжения предприятия.
Эффективность такого решения может быть выражена ожидаемым снижением затрат на энергию.
Однако это решение будет признано неустойчивым по эффективности, если в процессе строительства выяснится, что в результате роста цен на запасные части и техническое обслуживание заданное снижение затрат не будет достигнуто.
5.
Решение должно быть гибким (адаптивным). Это требование заключается в том, что грамотное решение обязательно должно предполагать возможность изменения (корректировки)
цели или алгоритма достижения цели при изменении условий внешней или внутренней среды.
Одним из условий адаптивности решения является наличие в нем описания внешних факторов или состояний организации, при которых реализация данного решения должна быть приостановлена и начата разработка нового решения.
Вопрос 2. Классификация управленческих решений.
Сначала рассмотрим классификацию управленческих решений в зависимости от количества вариантов возможных действий.
Все управленческие решения можно условно разделить на четыре группы:
1.
Стандартные.
2.
Бинарные.
3.
Многовариантные.
4.
Инновационные.
Стандартным называют решение , предполагающее однозначный выбор варианта.
Стандартные решения принимаются, как правило, в хорошо известных (стандартных),
повторяющихся ситуациях. Принимая такое решение, менеджер понимает, что возможно оно не является наилучшим, но в силу различных обстоятельств (ограниченность времени, желание следовать традициям, нежелание заниматься поиском оптимального решения и т.п.) он останавливает свой выбор именно на хорошо известном, зарекомендовавшем себя с лучшей стороны в прошлом, варианте действий.
Вопросы темы:
1.
Понятие управленческого контроля.
2.
Виды управленческого контроля.
3.
Принципы управленческого контроля.
Цель изучения темы:
•
изучение принципов контроля как функции менеджмента.
Задачи изучения темы:
•
изучение управленческого контроля как функции менеджмента;
•
ознакомление с основными видами и принципами управленческого контроля.
Успешно изучив тему, Вы:
Будете знать:
•
понятие и содержание управленческого контроля.
Будете уметь:
•
анализировать возможные масштабы допустимых отклонений в контрольных мероприятиях различных типов.
Будете владеть:
•
навыками выбора средств контроля, в наибольшей степени адекватных поставленной цели.
Вопрос 1. Понятие управленческого контроля.
Контроль – это количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности организации.
Общая блок-схема алгоритма управленческого контроля представлена на рис. 29.
Рис. 29. Общая блок-схема алгоритма управленческого контроля
Как видно из блок-схемы, начальным этапом процесса контроля является планирование, т.к.
только при наличии установленных норм, стандартов и требований, предъявляемых к результатам работы организации, можно говорить об объективном контроле ее деятельности.
Таким образом, управленческий контроль включает в себя три основных компонента:
1.
Установление стандартов. Контроль невозможно осуществлять, если цель не является конкретной. Неясность целей (стандартов, норм и т.п.) может привести к конфликтам между руководителя и исполнителя: работники будут убеждены, что выполнили свою работу качественно и в срок, тогда как руководитель, иначе трактующий стандарты и цели, будет другого мнения.
2.
Сопоставление результатов, достигнутых за определенный период, с планами. Если цели четко и однозначно определены, то появляется возможность установить, в какой степени они достигнуты, и что необходимо сделать, чтобы добиться желаемого результата.
3.
Понимание способов устранения отклонений (исправления ошибок). Если план не выполнен (имеются количественные или качественные отклонения), то необходимо определить,
что требуется предпринять в данной ситуации. Иногда может потребоваться пересмотр первоначальных стандартов, требования которых оказались нереалистичными.
На первый взгляд, если менеджер обнаруживает, что результаты не соответствуют планам
(цели не достигнуты), то он должен принимать срочные меры: наказывать нерадивых, требовать ускорения работы и т.п. Однако это не совсем так. Дело в том, что прежде менеджер должен получить ответ на второй вопрос – «существенны ли отклонения результатов от норм?». И лишь при наличии существенных отклонений, он должен начинать корректировочные мероприятия:
устранение отклонений или даже пересмотр стандартов.
Какие же отклонения следует считать существенными? Все зависит от особенностей контролируемых процессов, времени, условий и много другого. Для описания этих условий в менеджменте используется понятие «масштаб допустимых отклонений».
В большинстве случаев организация (подразделение, отдельный исполнитель) может себе позволить незначительные отклонения от поставленной цели (стандартов), если в последующем их можно без труда устранить, не подвергая компанию риску. Кроме того, эффективность системы контроля должна превышать затраты на ее функционирование. Поэтому одним из признаков эффективного контроля является наличие реалистичных допусков на параметры цели –
масштаб допустимых отклонений (МДО) (рис. 30).
Рис. 30. Масштаб допустимых отклонений
Из понятия МДО вытекает принцип исключения :система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Менеджеры должны уметь правильно определять опасность для компании каждого отклонения.
Вопрос 2. Виды управленческого контроля.
Менеджерам приходится контролировать самые разные параметры и процессы: количество и качество производимой продукции, квалификацию персонала, затраты времени и финансовых средств, износ оборудования, своевременность и качество исполнения рабочих заданий и планов и т.п.
При всем разнообразии контрольных процедур можно выделить три вида контроля,
различающихся по времени (периоду) действия (рис. 31):
1)
предварительный;
2)
текущий;
3)
заключительный (итоговый).
На первый взгляд, если менеджер обнаруживает, что результаты не соответствуют планам
(цели не достигнуты), то он должен принимать срочные меры: наказывать нерадивых, требовать ускорения работы и т.п. Однако это не совсем так. Дело в том, что прежде менеджер должен получить ответ на второй вопрос – «существенны ли отклонения результатов от норм?». И лишь при наличии существенных отклонений, он должен начинать корректировочные мероприятия:
устранение отклонений или даже пересмотр стандартов.
Какие же отклонения следует считать существенными? Все зависит от особенностей контролируемых процессов, времени, условий и много другого. Для описания этих условий в менеджменте используется понятие «масштаб допустимых отклонений».
В большинстве случаев организация (подразделение, отдельный исполнитель) может себе позволить незначительные отклонения от поставленной цели (стандартов), если в последующем их можно без труда устранить, не подвергая компанию риску. Кроме того, эффективность системы контроля должна превышать затраты на ее функционирование. Поэтому одним из признаков эффективного контроля является наличие реалистичных допусков на параметры цели –
масштаб допустимых отклонений (МДО) (рис. 30).
Рис. 30. Масштаб допустимых отклонений
Из понятия МДО вытекает принцип исключения :система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Менеджеры должны уметь правильно определять опасность для компании каждого отклонения.
Вопрос 2. Виды управленческого контроля.
Менеджерам приходится контролировать самые разные параметры и процессы: количество и качество производимой продукции, квалификацию персонала, затраты времени и финансовых средств, износ оборудования, своевременность и качество исполнения рабочих заданий и планов и т.п.
При всем разнообразии контрольных процедур можно выделить три вида контроля,
различающихся по времени (периоду) действия (рис. 31):
1)
предварительный;
2)
текущий;
3)
заключительный (итоговый).
Рис. 31. Виды контроля
Кроме того, в менеджменте часто выделяют общий, функциональный и выборочный контроль.
Общим (тотальным) называют контроль деятельности всей организации в целом. Он обычно применяется в небольших компаниях, при небольших объемах производства, когда имеется возможность проконтролировать работу практически каждого работника. Несмотря на кажущуюся безупречность такого подхода к контролю, он далеко не всегда оправдывает себя. Во- первых, тотальный контроль является слишком затратным, а во-вторых – часто вызывает негативную реакцию или неверное понимание целей контроля со стороны персонала организации.
Функциональным называют контроль деятельности отдельной функции, отдельного подразделения, отдельного участка предприятия.
Выборочным называют контроль, позволяющий сделать вывод о качестве продуктов, услуг и работ на основе оценивания части партии изделий или отдельных видов работ (отдельных сотрудников). Так, например, в крупносерийном и массовом производстве контролю подвергают только часть партии произведенной продукции – т.н. случайную выборку. Если качество изделий в выборке соответствует установленным требованиям, то и вся партия признается годной, в противном случае вся партия бракуется. К такой форме контроля менеджменту приходится прибегать для сокращения затрат на осуществление контрольных функций и повышения его рентабельности.
В зависимости от субъекта контроля контроль разделяют на внутренний и внешний.
Внутренний контроль осуществляется субъектами самой организации: собственниками,
администрацией, назначенными сотрудниками.
Такой контроль призван оценивать результативность и эффективность работы подразделений и компании в целом, эффективность расходования ресурсов, производительность труда и квалификацию персонала, выявлять слабые места и ошибочные решения и т.п.
Внешний контроль осуществляется внешними, по отношению к организации, субъектами управления: государственными или независимыми контрольными органами, контрагентами компании (кредитными организациями, страховыми и т.п.) общественностью. Основная цель внешнего контроля – составить мнение ответственных органов о соответствии деятельности
контролируемой организации законам, о ее финансовом положении и эффективности деятельности.
Кроме того, контроль по форме может быть открытым, наглядным и неофициальным.
Открытый контроль представляет собой такую систему оценивания и учета деятельности,
которая закреплена в соответствующих регламентах: приказах, распоряжениях и положениях
(например, положение о мониторинге трудовой дисциплины сотрудников предприятия).
Особенностью наглядного контроля является удобство периодического ознакомления с его результатами. Как правило, результаты наглядного контроля различных процессов оформляются в виде диаграмм, гистограмм и учетно-плановых графиков (рис. 32).
Рис. 32. Пример контрольной гистограммы с линией тренда
Скрытый контроль осуществляется без оповещения контролируемых лиц. Так, например,
широко распространенной является методика «тайный покупатель» (mystery shopping) (иногда используется словосочетание «таинственный покупатель»). Этот способ контроля заключается в том, что контролирующее лицо под видом покупателя проверяет качество работы конкретных сотрудников (как правило, продавцов, менеджеров по работе с клиентами и т.п.) оказывающих услуги клиентам. Эта методика применяется, с одной стороны, для того, чтобы выявить нарушения в обслуживании, допускаемые персоналом компании, а с другой – для выявления и поощрения самых лучших и добросовестных работников. Другими словами, методика «тайный покупатель» позволяет сделать вывод о том, как в компании соблюдаются установленные стандарты.
Вопрос 3. Принципы управленческого контроля.
Эффективным можно назвать контроль, параметры которого отвечают следующим требованиям (рис. 33):
Кроме того, контроль по форме может быть открытым, наглядным и неофициальным.
Открытый контроль представляет собой такую систему оценивания и учета деятельности,
которая закреплена в соответствующих регламентах: приказах, распоряжениях и положениях
(например, положение о мониторинге трудовой дисциплины сотрудников предприятия).
Особенностью наглядного контроля является удобство периодического ознакомления с его результатами. Как правило, результаты наглядного контроля различных процессов оформляются в виде диаграмм, гистограмм и учетно-плановых графиков (рис. 32).
Рис. 32. Пример контрольной гистограммы с линией тренда
Скрытый контроль осуществляется без оповещения контролируемых лиц. Так, например,
широко распространенной является методика «тайный покупатель» (mystery shopping) (иногда используется словосочетание «таинственный покупатель»). Этот способ контроля заключается в том, что контролирующее лицо под видом покупателя проверяет качество работы конкретных сотрудников (как правило, продавцов, менеджеров по работе с клиентами и т.п.) оказывающих услуги клиентам. Эта методика применяется, с одной стороны, для того, чтобы выявить нарушения в обслуживании, допускаемые персоналом компании, а с другой – для выявления и поощрения самых лучших и добросовестных работников. Другими словами, методика «тайный покупатель» позволяет сделать вывод о том, как в компании соблюдаются установленные стандарты.
Вопрос 3. Принципы управленческого контроля.
Эффективным можно назвать контроль, параметры которого отвечают следующим требованиям (рис. 33):
Рис. 33. Принципы эффективного контроля
Организуя контрольные процедуры, очень важно помнить, что контроль может оказывать на сотрудников как положительное, так и отрицательное влияние (рис. 34).
Рис. 34. Поведенческие аспекты контроля
К основным рекомендациям по организации эффективного контроля можно отнести следующее:
1.
Сотрудники должны знать и разделять цели и ценности компании. Причины и характер системы контроля должны быть понятны исполнителям.
2.
Менеджмент должен устанавливать адекватные, понятные работникам, стандарты и нормы. Для чего должно быть организовано двухстороннее общение «работник – менеджер».
3.
Руководство должно отказываться от чрезмерно сложного и частого контроля. Сложность механизмов контроля должна соответствовать сложности управляемого объекта – организации.
Частота контрольных замеров должна соответствовать динамике контролируемых процессов и уровню информационной неопределенности. Чем чаще происходят изменения и чем неопределеннее информация об условиях протекания процессов, тем чаще и точнее должны осуществляться контрольные процедуры.
4.
В организации должен соблюдаться принцип справедливого вознаграждения лучших сотрудников по результатам контроля, а также принцип обязательных последующих мер по отношению к лицам, допустившим существенные нарушения. Для этого менеджмент должен иметь четкие представления не только о стандартах и номах, но и о масштабах допустимых отклонений для каждого контролируемого процесса, параметра и т.п.
Вопросы для самопроверки:
1.
Что представляет собой контроль, как функция менеджмента?
2.
Что такое масштаб допустимых отклонений?
3.
Что представляет собой предварительный контроль? Зачем он осуществляется?
4.
Перечислите принципы эффективного контроля.
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М: МФПУ «Синергия», 2014. – Глава 7.
Дополнительная литература:
1.
Вересов Н.Н. Все схвачено: психологические аспекты и сущность управленческого контроля. // Элитариум: Центр дистанционного образования, http://www.elitarium.ru, 2005.
2.
Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: Проспект, 2010.
3.
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. –
Таганрог: ТРГУ, 2003.
4.
Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. / пер. с англ. 3-е изд. – М.:
Вильямс, 2008.
5.
Шеметов П.В. Эффективный управленческий контроль. // Элитариум: Центр дистанционного образования, http://www.elitarium.ru, 2009.
Интернет-ресурсы:
Сайт «Корпоративный менеджмент» www.cfin.ru
Журнал «Управление компанией» www.management.web-standart.net/
Практические задания:
Задание 1.
Представьте себе, что вы – генеральный директор крупного предприятия, производящего продукты питания. Контроль каких процессов вы будете осуществлять с помощью ваших менеджеров? Составьте и заполните таблицу (см. пример оформления).
Пример оформления
Сфера
Содержание контрольных мероприятий
Комментарии
Персонал
Производство
Продажи
Другое
Задание 2.
Представьте, что вы управляете отделом, отвечающим за сбор информации о мнениях клиентов о продукции вашей компании (рекламаций, предложений и т.п.). В вашем подчинении –
семь человек. Сформируйте свою систему допусков на отклонения работы отдела от установленных норм. Заполните таблицу (см. пример оформления).
Пример оформления
№
Контролируемый процесс
Допустимое отклонение
от нормы
Ваши действия в
случае превышения
допустимых
отклонений
1
Распорядок рабочего дня – прибытие сотрудников на работу.
Опоздание:
… мин.
Однократно:
Повторно:
2
Сроки выполнения сотрудниками индивидуальных заданий.
Затягивание сдачи отчетов:
… дней
Однократно:
Повторно:
3
Точность оценки мнений клиентов.
Ошибка оценки количества недовольных клиентов (по итогам анализа за один месяц):
… %
Однократно:
Повторно:
4
Сроки выполнения отделом отчетов о работе за квартал (три месяца) и отправка их руководству компании.
Подумайте, кто (что) в этом случае
будет являться объектом контроля?
Затягивание сдачи отчетов:
… дней
Однократно:
Повторно:
Тема 8. Принципы разработки управленческих решений
Вопросы темы:
1.
Понятие управленческого решения.
2.
Классификация управленческих решений.
3.
Основы разработки рациональных управленческих решений.
4.
Методы коллективной разработки управленческих решений.
Цель изучения темы:
•
изучение сущности и содержания понятия «управленческое решение».
Задачи изучения темы:
•
ознакомление с основными методами коллективной разработки управленческих решений;
•
изучение содержания и роли управленческих решений в менеджменте;
•
изучение классификации управленческих решений;
•
изучение основ разработки рационального управленческого решения.
Успешно изучив тему, Вы:
Будете знать:
•
классификацию управленческих решений;
•
основы разработки рационального управленческого решения.
Будете уметь:
•
анализировать типы управленческих решений;
•
пользоваться схемой разработки рационального управленческого решения для подготовки решения.
Будете владеть:
•
навыками структурирования и анализа информации, необходимой для принятия эффективного управленческого решения.
Вопрос 1. Понятие управленческого решения.
Решение – это выбор одного варианта действий из нескольких возможных.
В менеджменте принятие решений, а также их реализация представляют собой значительно более сложный, чем в бытовой практике, систематизированный и ответственный процесс,
учитывающий интересы не одного человека, а целой организации. Поэтому принять управленческое (организационное) решение – значит ответить на вопрос: как поступить в данной ситуации, чтобы результат оказался наиболее успешным и выгодным для организации, а необходимые затраты времени, сил и ресурсов – минимальными?
Управленческое решение – это выбор, который осуществляет менеджер в процессе реализации основных функций управления.
Иными словами, принятие управленческих решений является составной частью любой функции менеджмента: планирования деятельности организации, создания или корректировки ее организационной структуры, выбора подходов к мотивации трудовой деятельности персонала,
контроля хода работы и ее результатов и т.д.
Принято говорить, что управленческие решения являются непосредственным результатом
деятельности любого менеджера, ведь именно с помощью управленческих решений менеджер и оказывает свое управленческое воздействие на организацию, побуждая подчиненных ему сотрудников действовать определенным образом.
К основным условиям принятия решений в организации относятся:
•
наличие четко и однозначно поставленной цели, на достижение которой направлено данное решение;
•
наличие вариантов достижения цели, т.е. возможных методов решения;
•
наличие ограничивающих факторов, которые не позволяют принимать решение,
ориентируясь лишь на поставленную цель и желание самого менеджера.
К ограничивающим факторам относятся: экономические, технические, социальные,
правовые, нравственно-этические и другие факторы. Так, например, отсутствие необходимых финансовых средств, не позволит руководителю принять решение о закупке нового оборудования до тех пор, пока не будут получены средства.
Есть несколько базовых требований, предъявляемых к управленческим решениям, для того,
чтобы они считались результативными и эффективными:
1.
Решение должно быть реализуемым. Другими словами, в основе решения должно лежать соответствие между целями и имеющимися у организации ресурсами: материальными,
финансовыми, человеческими, информационными и временными.
2.
Решение должно включать в себя механизм реализации, т.е. в решении должно быть указано, какими действиями будет достигаться поставленная цель.
3.
Решение должно приниматься и реализовываться в масштабе времени управляемых
процессов. Различные организационные процессы имеют различную динамику и периоды решения задач, поэтому управленческое решение должно соответствовать этой динамике.
4.
Решение должно быть устойчивым по эффективности. Допустим, руководство компании приняло решение о развертывании автономной системы энергоснабжения предприятия.
Эффективность такого решения может быть выражена ожидаемым снижением затрат на энергию.
Однако это решение будет признано неустойчивым по эффективности, если в процессе строительства выяснится, что в результате роста цен на запасные части и техническое обслуживание заданное снижение затрат не будет достигнуто.
5.
Решение должно быть гибким (адаптивным). Это требование заключается в том, что грамотное решение обязательно должно предполагать возможность изменения (корректировки)
цели или алгоритма достижения цели при изменении условий внешней или внутренней среды.
Одним из условий адаптивности решения является наличие в нем описания внешних факторов или состояний организации, при которых реализация данного решения должна быть приостановлена и начата разработка нового решения.
Вопрос 2. Классификация управленческих решений.
Сначала рассмотрим классификацию управленческих решений в зависимости от количества вариантов возможных действий.
Все управленческие решения можно условно разделить на четыре группы:
1.
Стандартные.
2.
Бинарные.
3.
Многовариантные.
4.
Инновационные.
Стандартным называют решение , предполагающее однозначный выбор варианта.
Стандартные решения принимаются, как правило, в хорошо известных (стандартных),
повторяющихся ситуациях. Принимая такое решение, менеджер понимает, что возможно оно не является наилучшим, но в силу различных обстоятельств (ограниченность времени, желание следовать традициям, нежелание заниматься поиском оптимального решения и т.п.) он останавливает свой выбор именно на хорошо известном, зарекомендовавшем себя с лучшей стороны в прошлом, варианте действий.