Файл: Литература по теме Практические задания Тема Основные понятия менеджмента Вопрос Понятия менеджмент иуправление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1046
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
работник, получая в качестве стимула вознаграждение (моральное или материальное), отвечает на него положительной реакцией – эффективной работой.
Одним из наиболее ярких представителей школы наук о поведении является американский социальный психолог Дуглас Мак-Грегор (1906–1964). В 1960 году в труде «Человеческая стороны предприятия» он пришел к выводу, что существует два вида менеджмента: первый основывается на «теории Х», а второй – на теории «Y».
Теория Х:
•
люди изначально не любят трудиться;
•
больше всего люди хотят защищенности;
•
чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение.
Менеджеров, разделяющих взгляды теории Х, Д. Мак-Грегор назвал автократичными
руководителями.
Теория Y:
•
у работников часто встречаются способности к творческому решению проблем;
•
если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
•
если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней.
Менеджеров, разделяющих взгляды теории Y, Д. Мак-Грегор назвал демократичными
руководителями.
Понятно, что ни автократичное, ни демократичное поведение менеджера в чистом виде вряд ли приведет к эффективному управлению людьми. Однако, подход Д. Мак-Грегора вооружает менеджера некой «палитрой» стилей поведения, с помощью которой он должен выбрать оптимальный стиль руководства. При этом он должен стремиться создать такие условия,
при которых работник, достигая целей организации, одновременно достигает своих личных целей. Таким образом, наиболее полно используется интеллект и креативность работников.
Вопрос 4. Современные направления менеджмента.
Школа количественных методов. Суть количественных методов заключается в том, что для решения задачи управления предприятием разрабатывается модель процесса управления.
Модель представляет собой схематичное, упрощенное отображение реальной ситуации.
Одной из форм модели является математическая модель – описание систем и процессов взаимосвязанными математическими выражениями. Задавая переменным величинам различные значения, можно найти оптимальный вариант. Чем точнее выполнены расчеты, тем выше вероятность получения искомого результата в реальности.
Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в условиях:
•
сложных;
•
требующих обработки большого массива информации;
•
дефицита времени.
Количественные методы в менеджменте опираются на такие научные теории как:
•
принятия решений;
•
исследования операций;
Одним из наиболее ярких представителей школы наук о поведении является американский социальный психолог Дуглас Мак-Грегор (1906–1964). В 1960 году в труде «Человеческая стороны предприятия» он пришел к выводу, что существует два вида менеджмента: первый основывается на «теории Х», а второй – на теории «Y».
Теория Х:
•
люди изначально не любят трудиться;
•
больше всего люди хотят защищенности;
•
чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение.
Менеджеров, разделяющих взгляды теории Х, Д. Мак-Грегор назвал автократичными
руководителями.
Теория Y:
•
у работников часто встречаются способности к творческому решению проблем;
•
если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
•
если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней.
Менеджеров, разделяющих взгляды теории Y, Д. Мак-Грегор назвал демократичными
руководителями.
Понятно, что ни автократичное, ни демократичное поведение менеджера в чистом виде вряд ли приведет к эффективному управлению людьми. Однако, подход Д. Мак-Грегора вооружает менеджера некой «палитрой» стилей поведения, с помощью которой он должен выбрать оптимальный стиль руководства. При этом он должен стремиться создать такие условия,
при которых работник, достигая целей организации, одновременно достигает своих личных целей. Таким образом, наиболее полно используется интеллект и креативность работников.
Вопрос 4. Современные направления менеджмента.
Школа количественных методов. Суть количественных методов заключается в том, что для решения задачи управления предприятием разрабатывается модель процесса управления.
Модель представляет собой схематичное, упрощенное отображение реальной ситуации.
Одной из форм модели является математическая модель – описание систем и процессов взаимосвязанными математическими выражениями. Задавая переменным величинам различные значения, можно найти оптимальный вариант. Чем точнее выполнены расчеты, тем выше вероятность получения искомого результата в реальности.
Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в условиях:
•
сложных;
•
требующих обработки большого массива информации;
•
дефицита времени.
Количественные методы в менеджменте опираются на такие научные теории как:
•
принятия решений;
•
исследования операций;
•
игр;
•
массового обслуживания;
•
оптимальных систем.
Системный подход к менеджменту. Системный подход к менеджменту (1950-е годы – по настоящее время) заключается в изучении свойств любой организации как сложной системы,
состоящей из множества взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов.
Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов, образующих устойчивое единство. Система обладает как минимум одним новым свойством, которого нет у ее элементов.
Современный менеджмент рассматривает организацию (предприятие, фирму) как сложную
открытую систему. Слово «открытая» говорит о том, что для нормального функционирования любой организации необходимо обмениваться с внешней средой разнообразными ресурсами.
Ситуационный подход к менеджменту. В основе данного подхода лежит утверждение о том, что в современных условиях внутренняя и внешняя среда любой организации подвержены резким изменениям. Постоянно возникают такие обстоятельства, которые сильно влияют на организацию в каждый конкретный период времени. Набор возникающих обстоятельств,
сформировавшихся к определенному моменту времени внутри организации и в ее окружении называют ситуацией.
Закон ситуации» в 1920-х годах впервые был сформулирован социологом Мери Паркер
Фоллет. Она отмечала, что различные ситуации требуют различных типов знаний. Ситуационный подход увязывает конкретные приемы и методы управления с конкретными ситуациями таким образом, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации в сложившейся ситуации.
Методология ситуационного подхода к управлению приведена на рис. 1.
Рис. 1. Методология ситуационного подхода к управлению
Процессный подход к менеджменту. В основе данного подхода к менеджменту лежит понятие процесса как последовательности исполнения работ (функций, операций), направленных на создание результата, имеющего ценность для потребителя.
Традиционно управление организациями строилось через выделение и обособление отдельных функций управления: планирование, контроль, учет, финансы, кадры, маркетинг,
снабжение, сбыт и т.д. В 1980-е годы появились идеи перехода к принципиально новому виду построения организаций и группировке в них работ – управлению через бизнес-процессы.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и связующих процессов – коммуникации и принятия решений.
Категория, определяющая, насколько результат, полученный в ходе процесса, соответствует потребностям потребителя этого результата, называется взаимодействием.
Вклад П. Друкера в теорию и практику менеджмента. К истинным классикам мировой управленческой мысли можно с уверенностью отнести американского ученого, экономиста,
публициста, педагога Питера Фердинанда Друкера (1909-2005).
Главный вклад ученого – систематизация знаний по проблемам управления и выделение менеджмента в отдельную науку. Крупнейшим из его многочисленных теоретических положений является концепция «Управление по целям» (Management by objectives – МВО), в соответствии с которой во главу угла ставятся цели организации. Лишь после их выработки, по мнению П.
Друкера, можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления.
Вопрос 5. Развитие управленческой мысли в России.
В развитии менеджмента в России можно выделить следующие этапы:
1)
1900–1910-е годы – зарождение;
2)
1920-е годы – этап интенсивного развития на мировом уровне;
3)
1930–1950-е годы – затяжной кризис и глубокое отставание;
4)
1960–1980-е годы – активное возрождение;
5)
1990-е годы – н/время – «догоняющее» развитие.
В доказательство того, что в начале ХХ века российская управленческая мысль не уступала американской, можно привести имена двух наших соотечественников - Александра Богданова и
Алексея Гастева.
Александр Александрович Богданов (1873–1928) – выдающийся русский ученый,
экономист, философ, врач, писатель-фантаст. Его монография «Тектология. Всеобщая организационная наука», написанная в 1910 году, по сей день признается одним из основополагающих трудов современной теории организации. Исходным пунктом подходов А.
Богданова стало признание, что к изучению любого явления необходимо подходить с точки зрения его организации.
Алексей Капитонович Гастев (1882-1939) – один из наиболее ярких представителей отечественной научной мысли в области управления, основатель Центрального института труда.
Он с большим уважением относился к идеям западных основоположников научного менеджмента, переписывался с Г. Фордом. Однако, в отличие от идей Ф. Тейлора, в теории А.
Гастева центральное место занимал человеческий фактор.
Об интенсивном развитии управленческой мысли в России в первой четверти ХХ века свидетельствуют и следующие факты:
•
Основные работы Ф.Тейлора и других основоположников школы научного менеджмента были переведены на русский язык в 1911-1914 гг.
•
Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства состоялась январе 1921 года.
•
Подход к анализу проблем менеджмента, сформулированный в 1920-х годах российскими учеными, получил название социального подхода. Они высказали идеи, во многом аналогичные сформулированным позже положениям американской доктрины «человеческих отношений».
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и связующих процессов – коммуникации и принятия решений.
Категория, определяющая, насколько результат, полученный в ходе процесса, соответствует потребностям потребителя этого результата, называется взаимодействием.
Вклад П. Друкера в теорию и практику менеджмента. К истинным классикам мировой управленческой мысли можно с уверенностью отнести американского ученого, экономиста,
публициста, педагога Питера Фердинанда Друкера (1909-2005).
Главный вклад ученого – систематизация знаний по проблемам управления и выделение менеджмента в отдельную науку. Крупнейшим из его многочисленных теоретических положений является концепция «Управление по целям» (Management by objectives – МВО), в соответствии с которой во главу угла ставятся цели организации. Лишь после их выработки, по мнению П.
Друкера, можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления.
Вопрос 5. Развитие управленческой мысли в России.
В развитии менеджмента в России можно выделить следующие этапы:
1)
1900–1910-е годы – зарождение;
2)
1920-е годы – этап интенсивного развития на мировом уровне;
3)
1930–1950-е годы – затяжной кризис и глубокое отставание;
4)
1960–1980-е годы – активное возрождение;
5)
1990-е годы – н/время – «догоняющее» развитие.
В доказательство того, что в начале ХХ века российская управленческая мысль не уступала американской, можно привести имена двух наших соотечественников - Александра Богданова и
Алексея Гастева.
Александр Александрович Богданов (1873–1928) – выдающийся русский ученый,
экономист, философ, врач, писатель-фантаст. Его монография «Тектология. Всеобщая организационная наука», написанная в 1910 году, по сей день признается одним из основополагающих трудов современной теории организации. Исходным пунктом подходов А.
Богданова стало признание, что к изучению любого явления необходимо подходить с точки зрения его организации.
Алексей Капитонович Гастев (1882-1939) – один из наиболее ярких представителей отечественной научной мысли в области управления, основатель Центрального института труда.
Он с большим уважением относился к идеям западных основоположников научного менеджмента, переписывался с Г. Фордом. Однако, в отличие от идей Ф. Тейлора, в теории А.
Гастева центральное место занимал человеческий фактор.
Об интенсивном развитии управленческой мысли в России в первой четверти ХХ века свидетельствуют и следующие факты:
•
Основные работы Ф.Тейлора и других основоположников школы научного менеджмента были переведены на русский язык в 1911-1914 гг.
•
Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства состоялась январе 1921 года.
•
Подход к анализу проблем менеджмента, сформулированный в 1920-х годах российскими учеными, получил название социального подхода. Они высказали идеи, во многом аналогичные сформулированным позже положениям американской доктрины «человеческих отношений».
Вопросы для самопроверки:
1.
Приведите классификацию научных направлений и школ менеджмента.
2.
Каковы основные положения школа научного менеджмента?
3.
Каковы основные положения административной школы менеджмента?
4.
Каковы основные положения бюрократической школы менеджмента?
5.
В чем заключалось развитие менеджмента в рамках школы человеческих отношений?
6.
Каковы основные результаты хоторнских экспериментов Э. Мэйо?
7.
В чем суть теории «Х» и теории «Y» Д. Мак-Грегора?
8.
Каковы современные направления менеджмента?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М: МФПУ «Синергия», 2014. – Глава 1.
Дополнительная литература:
1.
Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. / Редкол. Л.И.
Абалкин и др. – М.: Экономика, 1989.
2.
Друкер П. Практика менеджмента: учебное пособие / пер. с англ. – М.: Вильямс, 2009.
3.
Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. 5-е изд. – М.:
Академический проект; Трикста, 2005.
4.
Маршев В.И. История управленческой мысли. – М.:ИНФРА-М, 2010.
5.
Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. / пер. с англ. 3-е изд. – М.:
Вильямс, 2008.
Интернет-ресурсы:
1.
Сайт «Корпоративный менеджмент» www.cfin.ru
2.
Журнал «Менеджмент в России и за рубежом». http://www.mevriz.ru www.gd.ru
Практические задания:
Задание 1.
Запишите названия изученных школ и подходов менеджмента в соответствии с приведенной ниже схемой.
Задание 2.
Руководствуясь подходами Ф. Тейлора, рекомендовавшего точно устанавливать ожидаемый результат труда каждого работника, заполните свободный столбец приведенной ниже таблицы.
Должность
Результат труда, по которому можно оценивать работника
Работник конвейера на автомобильном заводе
Сотрудник отдела по привлечению клиентов
Курьер
Заведующий кафедрой вуза
Преподаватель вуза
Дилер коммерческого банка (сделки по купле-продаже ценных бумаг)
Кредитный инспектор коммерческого банка
Главный бухгалтер фирмы
Водитель
Секретарь руководителя
Председатель Правления коммерческого банка
Кассир универмага
Старшая медсестра больницы
Задание 3.
Заполните приведенную ниже таблицу краткими примерами, иллюструющими реализацию каждого из универсальных принципов управления А. Файоля.
№№ п/
п
Принципы
Собственные объяснения и примеры
1
Разделение труда
2
Власть
3
Дисциплина
4
Единство распорядительства
5
Единство руководства
6
Подчинение частных интересов общему
7
Вознаграждение
8
Централизация
9
Иерархия
10
Порядок
11
Справедливость
12
Постоянство состава персонала
13
Инициатива
14
Единение персонала
Задание 4.
Прочитайте кейс.
Развитие компании «Инфо-Инвест».
Компания «Инфо-Инвест» работает на рынке информационных технологий около десяти лет, оказывая услуги по разработке и установке корпоративных информационных сетей и систем информационной безопасности.
В момент образования компании в 2005 году численность ее сотрудников, включая основателя, занимавшего тогда пост Генерального директора, составляла всего девять человек. В
2006 году в компании уже работали 32 сотрудника. В 2009-м численность персонала увеличилась до 56 человек. В этом же году у компании насчитывалось всего пять постоянных клиентов, но уже к началу 2011 года количество заказчиков, заключивших договора с «Инфо-Инвест» на условиях длительного обслуживания сетей, достигло двадцати двух. При этом чистая прибыль компании по сравнению с 2009 годом выросла почти в 3 раза.
В 2015 году численность персонала составляет более 120 человек. Прибыль превышает 150
млн. руб. в год, что на 90 млн. руб. больше, чем в 2011 году. В 2013 году компания заключила два договора о стратегическом партнерстве: с банком «Регион-Развитие» и компанией «Oracle». По прогнозам в 2016 прибыль должна вырасти в 1,5 раза за счет заключения договоров еще с пятью постоянными клиентами.
Учредители «Инфо-Инвест» полагают, что успех компании обусловлен тем, что с 2009 по
2010 годы удалость создать команду эффективных менеджеров, владеющих современными технологиями управления.
Задания:
1.
Письменно ответьте на вопросы:
а)
Чем занимается компания «Инфо-Инвест»?
б)
По каким характеристикам можно судить о развитии компании?
2.
Составьте таблицу (см. образец ниже) и сгруппируйте количественные характеристики,
используемые в кейсе, по их содержанию.
Название характеристики
Единица измерения
1.
2.
3.
4.
3.
Постройте два-три графика, иллюстрирующих динамику развития компании «Инфо-
Инвест».
Тема 2. Основные понятия менеджмента
Вопросы темы:
1.
Понятия «менеджмент» и «управление».
2.
Понятие «организация».
3.
Система менеджмента в организации.
4.
Основные функции менеджмента.
5.
Методы менеджмента.
6.
Виды менеджмента.
Цель изучения темы:
•
изучение базовых понятий и определений менеджмента.
Задачи изучения темы:
•
изучение понятий «менеджмент», «управление», «организация», «система менеджмента в организации»;
•
ознакомление с содержанием и взаимосвязью основных функций менеджмента;
•
ознакомление с методами менеджмента;
•
изучение классификации видов менеджмента по различным признакам.
Успешно изучив тему, Вы:
Будете знать:
•
содержание понятий «менеджмент», «управление», «организация», «система менеджмента в организации»;
•
понятие «уровни управления в организации».
Будете уметь:
•
определять отраслевую и функциональную специфику видов менеджмента;
•
уровни управления в организации по признакам управленческой деятельности;
•
определять, к какой группе методов управления относится тот или иной инструмент управления.
Будете владеть:
•
навыками научно обоснованного выбора средств управления для эффективного решения производственных задач.
Вопрос 1. Понятия «менеджмент» и «управление».
Можно ли считать понятия «менеджмент» и «управление» синонимами? Очевидно, что вполне употребимы выражения «управление автомобилем», «управление лошадью» и т.п. Но применимо ли в этих случаях слово «менеджмент»? Понятно, что нет.
В современном языке термин «менеджмент» применяется в следующих контекстах (рис.
2.):
•
вид профессиональной деятельности;
•
категорию людей (представителей определенной профессии);
•
аппарат управления организации (предприятия, фирмы, учреждения и т.п.);
•
процесс управления организацией;
•
науку (имеющую свой понятийно-категорийный аппарат, научные труды, методы,
методики и т.п.);
•
искусство (систему специфических требований, предъявляемых к творческим способностям, личностным качествам, навыкам, манере поведения и имиджу специалиста в области управления – менеджера).