Файл: Литература по теме Практические задания Тема Основные понятия менеджмента Вопрос Понятия менеджмент иуправление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1050
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ситуации наиболее эффективными.
Вопрос 6. Виды менеджмента.
Каждому руководителю приходится выполнять разнообразные функции, применять различные методы. Менеджеры работают во всех отраслях экономики, на всех предприятиях, во всех подразделениях компаний. Поэтому достаточно сложно классифицировать менеджмент по его отдельным видам, выделяя существенные особенности. Тем не менее, приведем два подхода к классификации видов менеджмента.
Первый из них состоит в выделении таких видов менеджмента:
•
организационный;
•
стратегический
•
тактический;
•
оперативный.
Организационный менеджмент отвечает (как и следует из его названия) за создание организации, т.е. за разработку ее организационной структуры и системы управления.
Постоянное и правильное осуществление управленческих функций, выработка стандартов и инструкций, контроль за их соблюдением – все это – организационный менеджмент. При наличии такого менеджмента обеспечивается нормальное функционирование организации и успешное достижение стоящих перед ней целей.
Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства организации. Его задачами являются:
•
выбор миссии и формирование стратегических (перспективных) целей, обеспечивающих устойчивое развитие компании ее лидерство на рынке, в отрасли, стране или мире;
•
адаптация к изменениям, происходящим во внешнем окружении компании;
•
постоянная ориентация компании на удовлетворение потребностей клиентов,
потребителей, покупателей.
Тактический менеджмент обеспечивает достижение стратегических целей путем постановки и реализации тактических планов компании. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический менеджмент реализуется на уровне руководства среднего звена. Результаты тактического менеджмента проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. Он управляет процессами в таких сферах деятельности организации, как маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, управление финансами и кадрами и т.п.
Оперативный менеджмент управляет реализацией оперативных планов. Действия осуществляются путем распределения задач и ресурсов, а также внесением необходимых корректировок в ход выполнения текущих заданий. Задачей оперативного менеджмента является принятие решений, способных быстро и вовремя корректировать производственные и другие процессы компании.
Второй подход к классификации состоит в выделении отраслевой и функциональной
специфики менеджмента.
К функциональным относятся такие виды менеджмента, которые присутствуют практически во всех организациях, независимо от того, чем они занимаются:
•
производственный (операционный ) менеджмент – управление производственными процессами предприятия или основными операциями;
Вопрос 6. Виды менеджмента.
Каждому руководителю приходится выполнять разнообразные функции, применять различные методы. Менеджеры работают во всех отраслях экономики, на всех предприятиях, во всех подразделениях компаний. Поэтому достаточно сложно классифицировать менеджмент по его отдельным видам, выделяя существенные особенности. Тем не менее, приведем два подхода к классификации видов менеджмента.
Первый из них состоит в выделении таких видов менеджмента:
•
организационный;
•
стратегический
•
тактический;
•
оперативный.
Организационный менеджмент отвечает (как и следует из его названия) за создание организации, т.е. за разработку ее организационной структуры и системы управления.
Постоянное и правильное осуществление управленческих функций, выработка стандартов и инструкций, контроль за их соблюдением – все это – организационный менеджмент. При наличии такого менеджмента обеспечивается нормальное функционирование организации и успешное достижение стоящих перед ней целей.
Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства организации. Его задачами являются:
•
выбор миссии и формирование стратегических (перспективных) целей, обеспечивающих устойчивое развитие компании ее лидерство на рынке, в отрасли, стране или мире;
•
адаптация к изменениям, происходящим во внешнем окружении компании;
•
постоянная ориентация компании на удовлетворение потребностей клиентов,
потребителей, покупателей.
Тактический менеджмент обеспечивает достижение стратегических целей путем постановки и реализации тактических планов компании. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический менеджмент реализуется на уровне руководства среднего звена. Результаты тактического менеджмента проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. Он управляет процессами в таких сферах деятельности организации, как маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, управление финансами и кадрами и т.п.
Оперативный менеджмент управляет реализацией оперативных планов. Действия осуществляются путем распределения задач и ресурсов, а также внесением необходимых корректировок в ход выполнения текущих заданий. Задачей оперативного менеджмента является принятие решений, способных быстро и вовремя корректировать производственные и другие процессы компании.
Второй подход к классификации состоит в выделении отраслевой и функциональной
специфики менеджмента.
К функциональным относятся такие виды менеджмента, которые присутствуют практически во всех организациях, независимо от того, чем они занимаются:
•
производственный (операционный ) менеджмент – управление производственными процессами предприятия или основными операциями;
•
финансовый менеджмент – управление финансовыми потоками предприятия;
•
управление человеческими ресурсами (кадровый менеджмент , менеджмент персонала)
– управление процессами подбора, подготовки, продвижения персонала;
•
инновационный менеджмент – управление внедрением технических, технологических и управленческих нововведений, обеспечивающих конкурентоспособное развитие предприятия;
•
менеджмент в сфере управления потоками материально-технических ресурсов
(логистика ) – управление доставкой, хранением сырья, оборудования и товаров и т.п.
К отраслевым относятся такие виды менеджмента, специфика которых существенно зависит от той отрасли, в которой работают компании:
•
менеджмент в гостиничном бизнесе;
•
менеджмент в ресторанном бизнесе;
•
менеджмент в девелопменте (строительстве);
•
менеджмент в спорте;
•
банковский менеджмент и т.п.
Вопросы для самопроверки:
1.
Что такое «менеджмент»?
2.
Дайте определение понятию «управление».
3.
Кого можно называть менеджером?
4.
Какие уровни управления организацией вы знаете?
5.
Перечислите основные функции менеджмента.
6.
Назовите методы менеджмента.
7.
Приведите примеры видов менеджмента исходя из отраслевой и функциональной специфики.
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М: МФПУ «Синергия», 2014. – Глава 2.
Дополнительная литература:
1.
Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: Проспект, 2010.
2.
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. –
Таганрог: ТРГУ, 2003.
3.
Орехов С.А., Селезнев В.А. Основы корпоративного управления: учебник. – 2 изд.,
перераб. и доп. – М.: Маркет ДС, 2010.
4.
Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. / пер. с англ. 3-е изд. – М.:
Вильямс, 2008.
5.
Рубин Ю.Б. Основы бизнеса: учебник. 10-е изд. – М: Маркет ДС, 2008.
Интернет-ресурсы:
1.
Сайт «Корпоративный менеджмент» www.cfin.ru
2.
Журнал «Управление компанией» www.management.web-standart.net/
Практические задания:
Задание 1.
Что такое менеджмент? Укажите номера верных определений этого понятия. Объясните,
почему вы не выбрали оставшиеся определения?
Задание 2.
Что такое субъект и объект управления? Как они взаимодействуют друг с другом в процессе управления?
а)
Нарисуйте схему процесса управления, используя следующие элементы:
•
ограничения и критерии эффективности управления;
•
цель управления;
•
субъект управления (руководитель, менеджер, координатор);
•
объект управления (организация, подразделение, сотрудник);
•
обратная связь;
•
управленческое воздействие;
•
результат управления.
б)
Приведите примеры целей управления для какой-либо организации.
в)
Приведите примеры критериев эффективности управления организацией или ее подразделениями.
Задание 3.
Планирование, организация, мотивация, контроль и координация являются основными функциями менеджмента. Приведите примеры реализации каждой из функций в зависимости от специфики управленческой деятельности. Перерисуйте и заполните следующую таблицу (см.
пример).
Сфера
Основные функции менеджмента
деятельности
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Координация
Магазин
(пример)
Объемов поставок товаров;
рабочих смен продавцов;
времени поставки товаров.
Распределение обязанностей между консультантами;
отчетность кассиров перед старшим кассиром.
Премии за лучшее обслуживание покупателей;
профессиональный рост: стажер –
продавец – ст.
продавец.
Рабочего времени и качества работы продавцов;
количества товаров на складе;
объемов продаж.
Совместная работа консультантов и кассиров;
решение спорных ситуаций;
оперативная связь с поставщиком.
Автозавод
Университет
Ресторан
Спортивный комплекс
Другая организация
Задание 4.
Прочитайте приведенный ниже кейс. Дайте название каждому из перечисленных этапов.
Расставьте этапы в порядке, обеспечивающем эффективную реализацию основных функций менеджмента компании (см. ниже пример оформления). Объясните, почему такой порядок вы считаете правильным?
Этапы деятельности менеджмента компании «Альфа» при создании нового департамента:
а)
формирование организационной структуры департамента и обеспечение его необходимыми ресурсами: персоналом, финансами, помещением и оборудованием и т.п.;
б)
реализация процедур количественной и качественной оценки и учета результатов деятельности департамента;
в)
выработка и реализация мотивационных процедур, направленных на активизацию деятельности персонала департамента и повышение эффективности выполнения им своих функций;
г)
определение целей деятельности нового департамента, необходимых средств,
разработка методик эффективной работы департамента.
Правильный
порядок
Номер этапа
по кейсу
Название этапа
1 2
3 4
Задание 5.
В менеджменте используются три группы методов управления: экономические (Э),
организационно-распорядительные (О) и социально-психологические (С). Укажите соответствие
каждого инструмента управления из приведенного перечня тому или иному методу менеджмента
(см. ниже пример оформления ответа).
Инструменты управления:
1.
Приказы.
2.
Регулирование межличностных и межгрупповых отношений.
3.
Убеждение.
4.
Инструктажи.
5.
Разрешение структурному подразделению использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению.
6.
Личный пример руководителя.
7.
Применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.
8.
Постановления руководства.
9.
Внушение.
10.
Команды.
11.
Рекомендации.
12.
Моральное поощрение.
13.
Распоряжения.
14.
Создание и поддержание благоприятного морального климата в коллективе.
Пример оформления ответа:
1 – О
2 – С
и т.п.
Задание 6.
Существуют отраслевые (О) и функциональные (Ф) особенности менеджмента. Какие из перечисленных видов менеджмента являются функциональными, а какие – отраслевыми? (см.
ниже пример оформления ответа).
Виды менеджмента:
1.
Управление персоналом.
2.
Банковский менеджмент.
3.
Стратегический менеджмент.
4.
Менеджмент в торговле.
5.
Управление финансами.
6.
Менеджмент в сфере телевидения.
7.
Менеджмент в гостиничном бизнесе.
8.
Управление проектами.
9.
Менеджмент в социальной сфере.
10.
Информационный менеджмент.
11.
Менеджмент в ресторанном бизнесе.
12.
Спортивный менеджмент.
13.
Управление производством.
14.
Менеджмент в девелопменте (строительстве).
15.
Инновационный менеджмент.
Пример оформления ответа:
1 – Ф
(см. ниже пример оформления ответа).
Инструменты управления:
1.
Приказы.
2.
Регулирование межличностных и межгрупповых отношений.
3.
Убеждение.
4.
Инструктажи.
5.
Разрешение структурному подразделению использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению.
6.
Личный пример руководителя.
7.
Применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.
8.
Постановления руководства.
9.
Внушение.
10.
Команды.
11.
Рекомендации.
12.
Моральное поощрение.
13.
Распоряжения.
14.
Создание и поддержание благоприятного морального климата в коллективе.
Пример оформления ответа:
1 – О
2 – С
и т.п.
Задание 6.
Существуют отраслевые (О) и функциональные (Ф) особенности менеджмента. Какие из перечисленных видов менеджмента являются функциональными, а какие – отраслевыми? (см.
ниже пример оформления ответа).
Виды менеджмента:
1.
Управление персоналом.
2.
Банковский менеджмент.
3.
Стратегический менеджмент.
4.
Менеджмент в торговле.
5.
Управление финансами.
6.
Менеджмент в сфере телевидения.
7.
Менеджмент в гостиничном бизнесе.
8.
Управление проектами.
9.
Менеджмент в социальной сфере.
10.
Информационный менеджмент.
11.
Менеджмент в ресторанном бизнесе.
12.
Спортивный менеджмент.
13.
Управление производством.
14.
Менеджмент в девелопменте (строительстве).
15.
Инновационный менеджмент.
Пример оформления ответа:
1 – Ф
2 – О
и т.п.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тема 3. Содержание и специфика деятельности менеджера
Вопросы темы:
1.
Профессия «менеджер».
2.
Компетенции и имидж менеджеров.
3.
Роли менеджеров.
4.
Национальные особенности менеджмента.
Цель изучения темы:
•
изучение содержания и специфики деятельности менеджера.
Задачи изучения темы:
•
ознакомление с базовыми требованиями, предъявляемыми к профессии менеджера;
•
изучение ролей менеджеров по классификации Г. Минцберга;
•
сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента.
Успешно изучив тему, Вы:
Будете знать:
•
роли менеджеров по классификации Г. Минцберга;
•
сходства и различия американской и японской моделей менеджмента.
Будете уметь:
•
анализировать роли менеджеров;
•
анализировать функциональные обязанности менеджеров.
Будете владеть:
•
навыками научно обоснованного выбора роли менеджера для эффективного решения производственных задач.
Вопрос 1. Профессия «менеджер».
Ответ на вопрос: «Кого можно называть менеджером?» прозвучал в вопросе 2 предыдущей темы. Здесь остановимся на толковании отдельных слов, которые присутствуют в данном определении.
Слова «профессиональная деятельность »применительно к менеджеру означают, что он занимает в организации одну их руководящих должностей. Слово «менеджер», в большинстве случаев является обобщенным названием всех руководителей в организации: и генеральный директор компании, и директор департамента, и начальник отдела, все они – менеджеры. Однако слово «менеджер» может также означать и название конкретной должности, например,
«менеджер по продажам», «менеджер по персоналу», «менеджер гостиницы» и т.п.
Фраза «наделенный властными полномочиями »означает, что менеджер – это особый тип специалиста, работающего в организации. От других сотрудников его отличает наличие у него определенной власти над другими людьми – исполнителями. В пределах данных ему полномочий, менеджер имеет право отдавать распоряжения подчиненным сотрудникам,
требовать точного исполнения заданий, контролировать работу, поощрять подчиненных и накладывать взыскания. Властные полномочия менеджера являются необходимым инструментом его профессиональной деятельности. Как видно из приведенных выше рассуждений, одним из наиболее близких русскоязычных синонимов слову менеджер является слово руководитель.
Правда, иногда менеджер может не иметь сотрудников в непосредственном подчинении, но и в этом случае, ему даются права планировать и координировать деятельность других людей,
принимать решения и контролировать работу людей, а также производственных, коммерческих и иных процессов.
Слово «наемный »в определении профессии менеджера указывает на то, что его, как правило, нанимают на работу в организацию для осуществления управленческой деятельности.
Другими словами, функции собственника и управляющего, чаще всего, разъединены.
Иногда люди, далекие от бизнеса и менеджмента, полагают, что понятия «предприниматель
» и «менеджер» являются синонимами. На самом деле это не так. Ведь предпринимателем
называют человека, который создает предприятие, вкладывая в него свои сбережения, отдавая этому делу все свои силы и время. Основная задача предпринимателя – получение прибыли в результате ведения хозяйственной деятельности. При этом он понимает, что идет на определенный риск – не получить желаемого результата.
Менеджер же управляет компанией, получая за это зарплату. Однако и сами предприниматели (собственники предприятий) часто тоже занимаются управлением своими компаниями. Так, например, предприниматель, открывший кафе, магазин или туристическую фирму будет сам какое-время управлять ею. По мере роста фирмы сложность и трудоемкость управленческой деятельности заставят его нанять профессиональных управляющих –
менеджеров. Часто владельцы крупных фирм, имеющих большой штат менеджеров, все же продолжают управлять своими предприятиями, оставляя за собой такие должности, как генеральный директор или президент компании.
Вопрос 2. Компетенции и имидж менеджеров.
В данном в теме 2 определении понятия «менеджер» прозвучало также, что менеджер должен обладать специальными компетенциями. Рассмотрим, какие компетенции здесь имеются в виду, но прежде определим само понятие «компетенция».
Компетенция (лат. competentia) – это:
1)
круг вопросов и явлений, в которых данное лицо обладает авторитетом, познанием,
опытом;
2)
сфера полномочий, область вопросов и задач, подлежащих чьему-нибудь ведению.
Сегодня под компетенциями понимают комплекс знаний, навыков, установок и личностных качеств человека, без которых невозможна его эффективная работа в конкретной должности или в
Правда, иногда менеджер может не иметь сотрудников в непосредственном подчинении, но и в этом случае, ему даются права планировать и координировать деятельность других людей,
принимать решения и контролировать работу людей, а также производственных, коммерческих и иных процессов.
Слово «наемный »в определении профессии менеджера указывает на то, что его, как правило, нанимают на работу в организацию для осуществления управленческой деятельности.
Другими словами, функции собственника и управляющего, чаще всего, разъединены.
Иногда люди, далекие от бизнеса и менеджмента, полагают, что понятия «предприниматель
» и «менеджер» являются синонимами. На самом деле это не так. Ведь предпринимателем
называют человека, который создает предприятие, вкладывая в него свои сбережения, отдавая этому делу все свои силы и время. Основная задача предпринимателя – получение прибыли в результате ведения хозяйственной деятельности. При этом он понимает, что идет на определенный риск – не получить желаемого результата.
Менеджер же управляет компанией, получая за это зарплату. Однако и сами предприниматели (собственники предприятий) часто тоже занимаются управлением своими компаниями. Так, например, предприниматель, открывший кафе, магазин или туристическую фирму будет сам какое-время управлять ею. По мере роста фирмы сложность и трудоемкость управленческой деятельности заставят его нанять профессиональных управляющих –
менеджеров. Часто владельцы крупных фирм, имеющих большой штат менеджеров, все же продолжают управлять своими предприятиями, оставляя за собой такие должности, как генеральный директор или президент компании.
Вопрос 2. Компетенции и имидж менеджеров.
В данном в теме 2 определении понятия «менеджер» прозвучало также, что менеджер должен обладать специальными компетенциями. Рассмотрим, какие компетенции здесь имеются в виду, но прежде определим само понятие «компетенция».
Компетенция (лат. competentia) – это:
1)
круг вопросов и явлений, в которых данное лицо обладает авторитетом, познанием,
опытом;
2)
сфера полномочий, область вопросов и задач, подлежащих чьему-нибудь ведению.
Сегодня под компетенциями понимают комплекс знаний, навыков, установок и личностных качеств человека, без которых невозможна его эффективная работа в конкретной должности или в