Файл: Литература по теме Практические задания Тема Основные понятия менеджмента Вопрос Понятия менеджмент иуправление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1045

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 2. Различные значения термина «менеджмент»
В нижеследующем материале мы будем оперировать понятием «менеджмент» в соответствии с таким определением.
Менеджмент – это система принципов, методов и средств управления организациями с целью обеспечения высокой эффективности их работы.
Что же в самом общем случае означает понятие управление?
Управление – это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию,
подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров,
руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности.
Управленческое воздействие на организации (группы людей или отдельных сотрудников)
может реализовываться посредством приказов, распоряжений, планов, норм, регламентов,
контрольных функций, мотивационных процедур, межличностного общения и т.п. В самом общем и простейшем случае процесс управления можно проиллюстрировать следующей схемой
(рис. 3.).

Рис. 3. Упрощенная схема процесса управления
Под критерием эффективности управления понимается какой-либо показатель,
характеризующий успешность работы организации после того или иного управленческого воздействия на нее. Так, например, в результате грамотных действий менеджеров может значительно повыситься объем производства и продаж продукции, увеличиться выручка компании, снизиться текучесть кадров, улучшиться морально-психологический климат в коллективе и т.п. Часто, говоря об успешности управленческих решений, принимаемых менеджментом, используют понятия «результативность » и «эффективность.
Результативность – это достижение организацией поставленной цели (например, удвоение объема выручки компании). А эффективность – это, способ достижения цели, образно говоря, –
путь, который пришлось пройти компании. Например, достижение поставленной цели (удвоение объема выручки) вряд ли будет считаться эффективным, если это произошло в течение трех лет, в то время как конкурентам удалось добиться этого за полгода, или если это привело к массовым увольнениям квалифицированных сотрудников, не согласных с новыми условиями труда. Иначе говоря, эффективность – это отношение ценности полученного результата к затратам на его достижение.
Под ограничениями понимаются те условия (ситуация), в которых в данный момент принимается управленческое решение. Так, например, решение оборудовать производство новыми станками может быть ограничено отсутствием необходимых финансовых ресурсов, а решение применить штрафных санкций по отношению к сотрудникам – законами государства и т.п.
Важным элементом процесса управления является обратная связь – передача информации
(результатов работы, уточнений, предложений, отчетов и т.п.) от объекта к субъекту управления.
Обратная связь – это осуществление менеджером контроля за работой подчиненных, а также возможность узнавать их мнение и предложения. Без обратной связи менеджер лишается возможности эффективно управлять объектом.
Итак, управлять целой организацией, ее отдельным подразделением или одним сотрудником – это значит оказывать на них управленческое воздействие , т.е. отдавать распоряжения, формировать требования и планы, убеждать или просто беседовать с людьми.
Какими же ресурсами управляет менеджер в организации? При всем разнообразии их можно разделить на пять групп:
1.
Материальные (здания, оборудование, расходные материалы, сырье, необходимое для производства продукции и т.п.).
2.
Финансовые (наличные деньги, ценные бумаги, счета в банках и т.п.).
3.
Человеческие (работники, персонал организации).
4.
Информационные (базы данных, сведения, знания, технологии, инструкции и т.п.).
5.
Временные (рабочее время).
Итак, мы определили понятие «менеджмент». Осталось понять, кого же можно называть менеджером?
Менеджер – наемный специалист, занятый профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления организации, обладающий специальными компетенциями и наделенный для этого властными полномочиями.


Для того чтобы организация была успешной, конкурентоспособной и развивающейся, ею должна управлять команда профессионалов – менеджеров. А это в свою очередь означает, что в государстве должна существовать система профессиональной подготовки менеджеров. Как вам известно, профессию менеджера можно получить, обучаясь в колледжах, институтах,
университетах и т.п.
Вопрос 2. Понятие «организация».
В данном выше определении менеджера прозвучало, что он функционирует в аппарате управления организации. Значит необходимо определиться, что мы будем называть организацией.
В менеджменте этот термин употребляется в двух значениях:
а)
организация, как объект или система (предприятие, фирма, компания и т.п.);
б)
организация, как процесс или функция (деятельность по обеспечению эффективности и результативности совместной деятельности людей).
Самое простое определение организации как объекта:
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Часто менеджмент определяют как профессиональное управление социально-
экономическими системами, указывая тем самым на то, что объектом управления в менеджменте являются организации, характеризующиеся сложными социальными (связанными с человеком) и экономическими аспектами. Как правило, термин «менеджмент» употребляется для обозначения профессионального управления хозяйственными (рыночными) организациями (предприятиями,
компаниями, фирмами).
Хозяйственными принято называть такиеорганизации, которые предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества путем производства продукции и оказания услуг.
Итак, вы познакомились с понятием «организация» как объект или система. Организация как функция будет рассмотрена в теме 5.
Вопрос 3. Система менеджмента в организации.
Система менеджмента организации - это совокупность должностных лиц, совместная работа которых обеспечивает результативное и эффективное управление организацией; а также особые формы и методы управленческой деятельности, принятые в данной организации.
Все системы менеджмента (иначе говоря, системы управления) организациями имеют общие черты. Такими чертами являются вертикальное и горизонтальное разделение труда менеджеров.
Вертикальное разделение труда менеджеров состоит в выделении трех уровней управления: низшего (первичного), среднего и высшего. Такое разделение часто называют иерархией
[1]
власти в организации.


Горизонтальное (функциональное) разделение представляет собой выделение групп менеджеров, отвечающих за определенные функциональные направления деятельности организации. К наиболее общим функциональным направлениям деятельности любой хозяйственно организации относятся: производственная деятельность (в непроизводственных компаниях эта деятельность называется операционной), коммерческая деятельность (продажа производимой продукции), маркетинг (изучение рынка), управление финансами компании,
управление персоналом компании (человеческими ресурсами) и т.п.
Таким образом, в самом общем случае система менеджмента организации представляет собой взаимосвязанную работу групп менеджеров, отвечающих за определенные функции на определенных уровнях управления.
Рассмотрим подробнее уровни управления организации (рис. 4).
Рис. 4. Уровни управления организацией
Руководителей высшего уровня часто называют топ-менеджерами (или топ-менеджментом
) организации, от английского – top-managers или top-management (где top означает «вершина»).
Топ-менеджеры отвечают за принятие важнейших стратегических решений, определяющих судьбу всей компании. Как правило, деятельность топ-менеджеров не разделяется по функциям
(производство, финансы и т.п.), поскольку высшие руководители управляют компанией в целом,
отвечая за всю ее деятельность и развитие. Тем не менее, иногда к этому уровню относят должности вице-президентов компании, отвечающих за конкретные направления деятельности.
Руководители среднего уровня(middle managers ), как правило, возглавляют крупные подразделения компании (департаменты, отделы). Они отвечают за практическую реализацию стратегических планов, разработанных высшим руководством. Руководители среднего уровня формируют тактические планы и управляют реализацией тактических решений в масштабах своих подразделений или бизнес-функций. Они координируют и контролируют работу младших менеджеров. Готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего уровня,
и передают эти решения в виде конкретных заданий руководителям низового уровня. Типичными должностями руководителей среднего звена являются: директора крупных департаментов, на заводах – начальники цехов, в торговых сетях – директора магазинов, в поликлиниках –
заместители главного врача, в институтах – деканы факультетов.
Руководители низового уровня (first-line managers – менеджеры первичного уровня)
являются младшими начальниками в организации. Их также часто называют операционными
менеджерами. Первичный уровень – это организационный уровень, отвечающий за непосредственное управление работниками – сотрудниками организации, занимающими исполнительские должности. Руководители первичного уровня осуществляют контроль над выполнением производственных и иных заданий, отвечают за грамотное использование выделенных ресурсов: материалов, оборудования, а также – рабочее времени. Типичными должностями на данном уровне являются, например: на заводе – старший мастер, в магазине –
старший продавец-консультант, в поликлинике – старшая медсестра, в институте – заведующий кафедрой.
Одной из наиболее заметных тенденций в перераспределении ролей и сфер влияния менеджеров современных организаций является возрастание вклада в совершенствование деятельности компаний менеджеров проектов. Число таких менеджеров в наши дни значительно возросло. Менеджер проекта отвечает за реализацию определенной рабочей задачи, требующей активного, творческого участия других сотрудников того же организационного уровня. По завершении проекта руководители проектов, как правило, «сдают вахту», переходя на другой участок работы. Важной особенностью работы проектных команд является то, что менеджер одного из проектов может быть членом команды по выполнению другой рабочей задачи. Участие менеджеров в работе над несколькими проектами позволяет отказаться от необходимости введения дополнительных должностей вследствие получения максимальной отдачи от управленцев среднего звена.
Вопрос 4. Основные функции менеджмента.
При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций. Такие функции называют основными (или базовыми) функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности.
Эти функции называются (рис. 5):

планирование;

организация;

мотивация;

контроль;

координация.


Рис. 5. Взаимосвязь основных функций менеджмента
Что означает каждая из этих функций? И как они связаны между собой? Давайте разберемся.
[2]
Планирование – это процесс составления планов организации, т.е. такой этап управления,
на котором определяются:
а)
цели деятельности организации;
б)
ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
в)
способы достижения поставленных целей.
Планирование представляет собой начальный этап управления, т.к. без четкого представления о целях деятельности не имеет смысла приступать к работе. Кроме того важно понимать, какие ресурсы (оборудование, деньги, специалисты, технологии и т.п.) выделяются для достижения этой цели и как они буду использоваться. Пожалуй, одним из главнейших элементов любого плана является указание на сроки выполнения каждого его пункта (сроки достижения целей).
Наличие правильно составленного плана позволяет перейти к следующему этапу управления – организации (иначе говоря – организовыванию) работы.
Организация – это функция, заключающаяся в правильном распределении задач,
полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями и обеспечение их совместной работы.
Когда организационные задачи касаются всего предприятия в целом (или его крупных частей), то говорят, что менеджмент формирует организационную структуру управления (ОСУ)
компанией. Поэтому функция организации – это еще и процесс разработки организационной структуры предприятия.
[3]
Выбор правильной организационной структуры и рациональное распределение между сотрудниками задач, полномочий и ресурсов позволяют приступать к работе. Однако эта работа будет результативной и эффективной, только в том случае, если исполнители (да и руководители тоже) будут понимать свою выгоду от успешной работы, видеть перспективы своего развития,
соглашаться с установленными в компании порядками и принимать ее нравственные ценности.
Обеспечить выполнение этих сложных условий в коллективе можно только путем специальной
работы, которая называется мотивированием или стимулированием персонала, или просто –
мотивацией.
Мотивация – это активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.
С помощью этой функции менеджмент создает условия работы на предприятии, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу.
Строго говоря, слово «мотивация» означает особое внутреннее (психологическое)
состояние человека, побуждающее его действовать определенным образом. Однако в менеджменте этим термином обозначается одна из функций управления – действия руководителя,
направленные на формирование таких мотивов поведения сотрудников, которые побуждали бы их действовать не только в своих интересах, но и в интересах компании.
Если сотрудники осознают свою выгоду, понимают и принимают цели и ценности своей компании, то значительно повышается их сознательность и производительность труда.
[4]
Тем не менее, нормальная работа любого предприятия или подразделения невозможна без осуществления контроля.
Контроль – это процесс, в ходе которого менеджмент определяет: во-первых, достигнуты или нет цели организации, а во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.
Другими словами, контроль – это оценивание результатов труда в организации и формирование на их основе соответствующих выводов и решений.
В некоторых учебниках по менеджменту авторы ограничиваются упоминанием только четырех рассмотренных функций. Однако в современном менеджменте крайне важна роль еще одной – пятой функции – координации. Иногда специалисты полагают, что координация
«растворена» в четырех других функциях. Но на практике координационная деятельность менеджера зачастую приобретает вполне специфический характер, требуя много времени, сил,
специальных навыков, владения специальными инструментами координации. Что же такое координация?
Координация – это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы компании.
Целью координации является установление взаимодействия в работе различных подразделений компании, руководителей, специалистов, а также устранение помех и отклонений от заданного режима работы.
В нижеследующем материале не будут отдельной темы, посвященной функции координации, но, поскольку координация, чаще всего, является коммуникационным процессом,
то будем считать, что тема 9 «Коммуникации в менеджменте» осветит основные особенности координации.
Вопрос 5. Методы менеджмента.
Функции менеджмента показывают, что должен делать менеджер, чтобы управлять организацией. На вопрос «как менеджер должен управлять организацией?» отвечают методы
[5]


менеджмента (или иначе говоря, методы управления).
В менеджменте используются три группы методов управления:

экономические;

организационно-распорядительные;

социально-психологические.
Экономические методыуправления заключаются в том, чтоменеджмент применяет для мотивации сотрудников либо материальное вознаграждение за количество и качество труда, либо материальные санкции (штрафы) за несоответствующее качество и недостаточное количество. В
качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.
Кроме того? к экономическим методам управления относится создание таких условий работы предприятия или подразделения, в которых работники максимально заинтересованы в улучшении качества своей работы и увеличении прибыли. Например:

закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для его хозяйственной деятельности;

предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;

предоставление подразделению права использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению;

применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств и т.п.
Организационно-распорядительные
[6]
методы управления – это методы прямого воздействия, носящие директивный (руководящий), обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.
К числу организационных методов относят:

создание организационной структуры управления;

регламентирование и нормирование всех видов деятельности;

приказы и распоряжения;

инструктажи и т.п.
Социально-психологические методы управления оказывают воздействие на сознание работников, социальные, эстетические и другие мотивы их поведения. Эти методы предназначены для социального стимулирования трудовой деятельности.
К ним относятся:

моральное поощрение;

планирование карьерного роста сотрудника;

убеждение и внушение;

личный пример руководителя;

регулирование межличностных и межгрупповых отношений в коллективе;

создание и поддержание позитивного морального климата в коллективе и т.п.
Хороший менеджер должен уметь грамотно комбинировать различные методы управления,
выбирая из них те, которые наиболее соответствуют сложившейся ситуации, которые будут в этой