ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2021

Просмотров: 530

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Два других бога славянского пантеона Стрибог и Даждьбог являются исконно славянскими53. О Стрибоге упоминается в «Слове о полку Игореве», где сказано, что ветры являются Стрибожьими внуками. Его имя – это славянское новообразование, состоящее из двух слов: иранского – bogъ и славянского – sterti (распространять, простирать)54.

К общеславянским прототипам относится и бог Велес (Волос) – бог богатства, плодородия, хранитель скота, владыка подземных живительных соков, которые питают злаки и скот. Он был богом всех, кто кормится от земли, а значит всей Руси, в отличие от Перуна – бога княжеской дружины. В эпоху христианизации Велес слился с образом святого Власия, который почитался в крестьянской среде покровителем крупного рогатого скота. Фрагменты культа Велеса инкопорированы в народное почитание святых Флора и Лавра – покровителей коневодства, святого Василия Кесарийского – покровителя свиноводства. Фольклорные и этнографические данные свидетельствуют в пользу совмещения в синкретической религии культов Велеса и святого Николая55.

Помимо общепризнанных верхних богов, в славянский пантеон вошли божества среднего мира, населённого людьми. К таковым, например, относился бог огня Сварог. Домашний огонь считался святым вплоть до XIX века. В крестьянской среде нельзя было при огне браниться, плевать в него и делать другие непотребные действия, оскорблявшие домашний огонь. Огонь считался идеей дома, а глава семьи назывался огнищанином. Культ бога Рода выражал идею единства поколений, уходившей своими корнями в глубокую древность за пределы отдельной семьи. Этот бог выражал также отдельный культ княжеских родоначальников56. К божествам среднего мира относились и общеславянские образы дев судьбы, которые определяли долю новорождённого. Образ этих рожаниц совмещался с поклонением Богородице57.

К богам низшего уровня у древних славян относились духи, оборотни, бесы, название которых происходит от болгарского слова бяс (дикая ярость, злоба) и македонского – бес (бешенство, ярость, злоба), а также другие представители славянской демонологии. О демонологии древних славян можно судить по данным этнографии и фольклористики. К наиболее враждебным и опасным бесам относилась «группа полудемоном человеческого происхождения». Эту группу составили люди, которые ушли в мир иной неестественным путём без узаконенных обрядов, а потому не порвавших с земной жизнью и вредивших живым. К ним относились упыри (ходячие покойники с богровым лицом и хвостом), вурдалаки, ведуницы, отчасти русалки и прочее58.

Помимо низших богов, находившихся на границе земного и загробного миров, религиозное сознание древних славян сохранило образы призраков потустороннего мира: манья – безобразный призрак умершей старухи, которая ищет по свету погубленного ею сына; духи, олицетворявшие болезни – тресея, огнея, мимохода, лихорадка; смертоносные существа женского рода, приносившие смерть – марухи, мора, кикиморы (уродливые, косоглазые с заиканием и немотой), водяной (старик с одутловатым лицом, длинной зелёной бородой, раздутым животом) и т.д. Все эти персонажи низшей мифологии разделены в соответствии с архаическим представлением древних славян о картине мира на чужих (диких, неосвоенных пространствах) и своих. К чужим, например, относились водяной, леший, болотник, а к своим, то есть освоенным, привычным для людей и домашней атмосферы – домовой, овинник, дворовый, полевой и прочее59. Группа существ низшей мифологии представляла персонифицированные понятия о судьбе. Таковыми стали Доля, Недоля, Нужа, Лихо, Горе, Среча, Несреча, Усуд и т.д. К этим понятиям примыкают и этические понятия – Правда, Кривда. В религиозном славянском языке существует понятие чёрт. Название этого демонологического существа родственно слову «бес», но имеет не только общеславянские, но и индоевропейские признаки. Чёрт не ограничен конкретной территорией на земле и потустороннего мира. Он не ограничен также временем года, может появляться всегда и везде, даже в церкви, «на зов или без зова», во что угодно превращаться60. При этом любимое место пребывания чертей на перекрёстках, развилках дорог, на порубежных местах времени. Это свидетельствует о наличии у древних славян магии и мифологии.


У древних славян был очень развит культ предков. Он основывался на уходящую корнями в индоевропейскую древность веру в существование бессмертной души. Душа предков выступала в роли помощников для живых родственников, если усопший умер естественной смертью и прошёл все стадии жизни. Чтобы сохранить все стадии жизни для умерших в молодые годы, древние славяне соблюдали ритуал погребения с ритуалом свадьбы, а именно хоронили в свадебных одеждах, с изготовлением свадебного деревца, с участием в похоронной процессии дружка. Считалось, что этот ритуал восполнял пропущенные звенья жизненной цепи61. На русском севере древних славянских кладбищ ещё во второй половине I тысячелетия н. э., полагая, что усопший частью своего существа, продолжал жить в могиле, погребали его головой на закат солнца, чтобы его лицо могло озаряться первыми лучами восхода. Могила представлялась, как дом умершего. Поэтому за ней старались ухаживать. Существовал также обряд кормления предков на могилах.

Затем протославянская эпоха пережила крутой перелом в погребальном обряде. При этом ранний обряд захоронения продолжал существовать. До конца I тысячелетия н. э. у славян была преобладающей древнеевропейская традиция кремации. Тело сжигали, собирали кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах. В «Повести временных лет» рассказано об этом обряде у вятичей. Считалось, что так усопший отправлялся в дальние края, причём, не только сухопутным, но и водным путём62. Имеет праславянскую природу и поминальный обряд зажигания свечей, пускания их на дощечках по течению воды. Он основан на представлении о воде как стихии, соединяющей мир живых и мёртвых.






Вопросы и задания для повторения:


  1. Каковы религиозные предпосылки бесстрашия кельтов и их презрения смерти.

  2. Назовите имена богов кельтов и расскажите об обряде жертвоприношения им.

  3. Изложите религиозные представления древних германцев о возникновении мира.

  4. Каковы были религиозные ритуалы и магические коллективные обряды у древних германцев.

  5. Расскажите об исторических предпосылках особенностей религиозной культуры и этимологии древних славян, об особом отношении их к земле.

  6. Какие Вы знаете имена, уровни и функции славянских божеств?

  7. Расскажите о культе предков у древних славян.



Раздел II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ МИРА


Национальные религии Индии. Традиции и обрядность духовной культуры Китая. Традиции и обрядность японской религии синто. Иудаизм как религиозная культура одного народа.


Глава I. Национальные религии Индии


Ведическая религиозная культура. Философские книги брахманизма об идее социального неравенства. Джайнизм как политеистическая религия Индии. Индуизм, его направления, течения. Сикхизм как самая молодая национальная религия Индии.



Зарождение индийской национальной религии относится к III тысячелетию до н. э. – периоду, так называемой, протоиндийской цивилизации, современницы древнего Египта и Месопотамии. Религия Индии родилась среди земледельческих племён, населявших долину реки Инда, и тесным образом связана с земледельческими культами, которые были подчинены цели увеличения плодородия. Именно поэтому в ней почиталось женское и мужское начало. Женское начало отражено в найденных глиняных фигурках с ярко выраженными женскими половыми признаками. Сексуальная мужская сила была выражена в статуэтках баранов и буйволов. Культ буйвола, почитаемого в древности как олицетворение плодородия и власти царя, сохранился в Индии до сих пор.


1 Флоренский П.А. Из Богословского наследия //Богословские труды. Вып. 17. М.; 1977. С. 105.

2 Там же.

3 Мимесис (греч. мimesis) – подражание; термин древнегреческой философии, характеризующий сущность человеческого творчества, в том числе искусства.

4 См.: Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994. С. 65.

5 Максима – от латинского слова «мaxima» – высший принцип.

6 Подробнее см.: Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова… С. 34-38.

7 См.: Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994. С. 67 – 71.

8 Подробнее об истории Месопотамии см.: История Древнего Востока. Учебник / Под ред. В.И. Кузищина. Изд. 3-е. М.: Высшая школа. 1999. С. 98-182; Вульф А. Краткая история мира. История человечества с древнейших времён до наших дней /Пер. с англ. Ю.В. Крыжевской, А.Е. Кулакова, Е.Е. Сырневой. М.: АСТ: Артель. 2010. С. 22-29.

9 Подробнее содержание эпоса о Гильгамеше см.: История Древнего Востока. Учебник / Под ред. В.И. Кузищина. Изд. 3-е. М.: Высшая школа. 1999. С. 173-174.

10 См.: Яковлев Е.Г. Эстетика, искусствознание, религиоведение. – М ., 2003. С. 37 – 38.

11 Аллеманов Д. Курс истории русского церковного пения. – М., 1914. С. 16.

12 Страхов А. Мысли о церковном пении. – М., 1891. С. 15.

13 Яковлев Е.Г. Указ. Соч. С. 45.

14 Под «древним народом» бушмены понимают всех людей, небесных светил, животных и прочую живность, которые жили в древности.

15 История религии /Под общ. редакцией профессора И.Н. Яблокова: В 2 т. Т. 1. М., 2002. С. 58 – 59.

16 См.: Шаревская Б.И. Старые и новые боги тропической и Южной Африки. М., 1964. С. 152.

17 Демиург – (от греч. слова demiurges – мастер, творец), 1. в Древней Греции – ремесленники, торговцы, люди свободных профессий; 2.в философии – создающее начало; 3. в теологии – бог, творец мира.

18 История религии /Под общ. редакцией профессора И.Н. Яблокова: В 2 т. Т. 1. С. 75.

19 Мехико переводится как место Мехитили. Мехитили – одно из имён бога Уицилопочтли.

20 См.: История религии /Под общ. редакцией профессора И.Н. Яблокова: В 2 т. Т. 1… С. 80.

21 Там же. С. 81 – 82.

22 См.: Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1965. С. 86; Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб., 1997. С. 236.


23 Подробнее см.: Токарев С.А. Указ. Соч. С. 103 – 104.

24 См.: Элиаде М. Религии Австралии. СПб., 1998. С. 73 – 92.

25 См.: Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 98.

26 В двухтомном учебнике «История религии» под общей редакцией профессора И.Н. Яблокова встречается иное написание имен сестёр-жён Осириса и Нефтис – Изис и Нефтис. См.: История религии /Под общ. редакцией профессора И.Н. Яблокова: В 2 т. Т. 1… С. 121.

27 Культурология. История мировой культуры / Под ред. профессора А.Н. Марковой. 2-е изд. М., 1998. С. 42.

28 Вавилон (Бабили) – переводится, как «Ворота бога».

29 См.: Бытие. 11, 1 – 9; Вавилонская башня //Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1990. С. 110 – 111.

30 Хтонос с греческого на русский язык переводится, как земля, почва.

31 Мисты с греческого на русский язык переводятся, как посвящённые.

32 Гений происходит от греч. слова genus – род, происхождение.

33 См.: Широкова Н.С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб., 2000. С.153 – 154, 193.

34 См.: Шкунаев С.В. Герои и хранители ирландских преданий // Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991. С. 18, 27.

35 См.: Младшая Эдда /Издание подготовили О.А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский. М., 1994. С. 32.

36 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. С. 107.

37 Младшая Эдда… С. 59.

38 См.: Младшая Эдда… С. 31, 34.

39 См.: Страбон. География в 17 книгах / Перевод, статья и комм. Г.А. Стратановского. М., 1964.

40 См.: Словарь древнерусского языка (XIXIV вв.). Т. II. М., 1989. С. 299 – 300.

41 См.: Там же. С. 317 – 321.

42 См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. М., 1996. С. 75, 513 – 514.

43 См.: Фасмер М. Указ. Соч. С. 556.

44 Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. С. 346.

45 См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994; Русанова И.П. Культовые сооружения и жертвоприношения славян-язычников // Истоки русской культуры (археология и лингвистика). Материалы по археологии России. Вып. 3. М., 1997; Тимощук Б.А. Сакральные границы языческих святилищ // Истоки русской культуры (археология и лингвистика). Материалы по археологии России. Вып. 3. М., 1997.

46 Толстая С.М. Праздники // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 323.

47 См.: Толстой Н.И. Культурная семантика славянского vesel //Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. 294, 313 – 316.

48 См.: История религии: В 2 т. Т. 1. /Под ред. Профессора И.Н. Яблокова. М., 2002. С. 255 – 256.

49 См.: Русанов И.П. Культовые сооружения и жертвоприношения славян-язычников // Истоки русской культуры (археология и лингвистика). Материалы по археологии России. Вып. 3. М., 1997. С. 59; Тимощук Б.А. Об археологических признаках восточно-славянских городищ-святилищ // Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989.

50 См.: Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 416; Иванов В.В., Топоров В.Н. Мокошь // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1988. С. 169; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994. С. 387 – 392.


51 См.: Иванов В.С., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период). М., 1965. С. 12 – 14; Якобсон Р.О. Роль лингвистических показаний в сравнительной мифологии // VIII Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Т. V. М., 1970. С. 61.

52 См.: Васильев М.Я. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира. М., 1998.

53 Подробнее см.: Иванов В.В., Топоров В.Н. Дажьбог // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1988. С. 347; Топоров В.Н. Об иранском элементе в русской духовной культуре //Славянский и балканский фольклор /Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. М., 1989. С. 41.

54 См.: Трубачёв О.Н. Этногенез и культура древнейших славян // Этимологический словарь славянских языков /Ред. О.Н. Трубачёв. Вып. 4. М., 1979. С. 180.

55 См.: Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.

56 См.: Комарович В.Л. Культ рода и земли в княжеской среде XIXIII вв. // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 16. М.: Л., 1960.

57 См.: Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха. Сборник отделения русского языка и словесности. Т. 46. № 6. СПб., 1889. С. 179, 189.

58 См.: Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М., 1958. С. 60; Толстой Н.И. Указ соч. С. 260; Трубачёв О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 1991. С. 217.

59 Подробнее см.: Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 109.

60 Толстой Н.И. Указ. Соч. С. 94, 262.

61 См.: Там же. С. 232 – 233.

62 См.: Трубачёв О.Н. Указ. Соч. С. 174.