ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2021
Просмотров: 529
Скачиваний: 1
Образы кельтских богов преимущественно антропоморфны – либо трёхголовые, либо трёхликие. Встречаются также боги козлоногие и рогатые. Среди кельтов широко распространились культы быка, вепря, медведя, волка, ворона. Почитание животных было неотделимо от веры в оборотничество. Кельты веровали в добрых и злобных духов природы, демонов оружия и ядов. Со своими богами кельты сообщались через обряды жертвоприношений людей. В «Записках» написано, что галлы плели огромные фигуры из ивовых прутьев, помещали внутрь живых людей, после чего жертвенный истукан сжигался. В других античных источниках рассказывается о вешании человека на дереве, перерезывании горла, утоплении, сжигании в чане.
Магические ритуалы составляли внушительную часть ритуальной практики кельтов. Кельты обладали богатым арсеналом магических заговоров, благопожелательных или злотворных. Широкое применение при колдовстве находили магические предметы – особые жезлы, пруты и т.п.34
§ 2. Духовный мир древних германцев
Германцы, имеющие с кельтами общий индоевропейский корень, выделились из общего состава древнеевропейцев в самостоятельную группу примерно около XI века до н.э. Германский мир, который раскинулся на территории островной и континентальной Европы, представлял собой огромный конгломерат племён, условно разделённый на северогерманские, западногерманские и восточногерманские группировки. В историко-культурном отношении германцы имели много общего с кельтами. Древний германский племенной мир по условиям формирования и развития не мог выработать религиозного единого мировоззрения. Размеры территории, особенности ландшафта препятствовали регулярному сообщению племён. Архаическая германская религия – по сути, религия племён и племенных объединений. Постоянное движение дружин и переселения племён отрывали германские общины от земли предков, от святилищ и могил. Как следствие это деформировало традиционные устои их религии. Миграции вели к смешению верований, обрядов в германской среде, а также и к усвоению иногерманских традиций. Ранние этапы религии древних германцев не зафиксированы надёжными источниками. В поле зрения античных авторов германцы попали фактически только во II веке до н.э. Фрагментарные сведения о них можно узнать по «Запискам» Юлия Цезаря (I до н.э.), по трудам римского историка Корнелия Тацита, в том числе по его работе «Германия» (конец I века н.э.), в эпоху христианизации Европы в трудах христианских авторов: Павла Диакона «История лангобардов», Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов» и прочее. Германские источники, дошедшие до нас, также обработаны христианскими авторами: (англосаксонская поэма «Беовульф» (VII – VIII века); немецкая «Песнь о нибелунгах», «Круг земной», датская хроника «Деяния датчан», исландские поэмы «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» (XIII век) и т.д.. В этих источниках не всегда удаётся отделить исконногерманскую основу от позднейших христианских наслоений. К тому же они относятся к разным ветвям германского древа.
Наиболее полно общий германский фонд религиозных представлений отражён в «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде», где начало мира показано как мировая бездна – пустота, которая заполняется сначала льдом и инеем. С таянием льда и инея появляются ожившие капли, которые принимают образ первочеловека – двуполого великана Имира, родившего себе злых инеистых великанов и первых мужчину и женщину. Из инея также появилась корова Аудумла, которая вылизала из камня человека по имени Бури. От него родился сын Бор. От брака с дочерью великана родились три сына – Один, Вили, Ве – божественные правители неба и земли. Они убили Имира, расчленили и бросили его тело так, что из его плоти возникла земля, из ко- горы, из крови – море и воды, из волос – лес, из черепа – небосвод. Летавшие во время этого преображения искры, стали небесными светилами. Так, тьма была отделена от света, день от ночи. В результате упорядочения стихий Мировой бездны и жертвенного расчленения первосущества в первозданном хаосе возникает упорядоченный мир с землёй в центре и океаном вокруг земли. В середине земли боги из век Имира поставили стену – крепость Мидгард («среднее огороженное пространство»). Здесь были поселены люди, изготовленные богами из древесных заготовок – мужчину из ясеня, женщину из ивы. В неком центре мира боги построили себе город Асгард («ограда асов»), откуда на самом высоком престоле восседал Один и наблюдал за делами людей на земле. Главное святилище богов, где они собирались каждый день и вершили суд, находилось у ясеня Иггдрасиль. «Сучья его простёрты над миром и поднимаются выше неба». Это мировое дерево является осью, которое соединяет небесный, земной и подземный миры35. Согласно представлениям древних германцев, под землёй находится царство душ обычных смертных. Оно нечистое и опасное. Там собираются силы, враждебные богам. Боги с помощью оружия и обмана сдерживают эти враждебные силы. Но так будет длиться не вечно. Скандинавская пророчица Вельва в «Старшей Эдде» вещает о времени, когда природа и общественная жизнь выйдут из под контроля богов, нарушится ход светил и смена сезонных циклов, наступит мрак и зима – страшный «век бурь и волков». Боги вступят в решающую битву с ними, но в ней вместе с людьми погибнут. А за этой гибелью погибнет и весь мир, на который обрушится «жар нестерпимый».
В результате христианского влияния на германский фольклор в последних сценах пророчества говорится о возрождении земли и возвращении младших богов второго поколения на её зелёные поля.
Германский пантеон содержал две основные категории богов – асов, которых по «Младшей Эдде» было двенадцать во главе с богом Одином, и ванов, составлявших малую группу богов плодородия. В Скандинавии сохранилась в памяти традиция о войне асов и ванов, которая завершилась обменом заложниками, примирением и включением ванов в сообщество асов. Один «знатнее и старше всех асов, он вершит всем в мире, и как ни могущественны другие боги, все они ему служат, как дети отцу»36. Один имел много имён, и его свита была самой многочисленной. Одно из его имён – Бог воронов. «Два ворона сидят у него на плечах и шепчут ему на ухо обо всём, что видят или слышат»37. Один, как божество смерти войны, появлялся на поле боя скачущим на чудесном коне Слейпнире («Скользящий») в окружении прекрасной богини Фригг – его супруги, и валькирий – дев смерти, которые избирали тех, кто должен был пасть на поле брани и решали исход сражения. С подземным богатством и сокровенной мудростью были связаны карлики, которые сначала родились в теле Имира в виде червей. Но по воле богов они, продолжая жить в земле и камнях, приобрели человеческий разум и приняли облик богов38. Четыре карлика: Восточный, Западный, Северный и Южный, были посажены богами по четырём сторонам света, поддерживать небосвод – череп Имира.
Религиозные ритуалы германцев казались античным авторам грубыми и жестокими. Греческий географ и историк Страбон (64 г. до н.э. – 20 г. н.э.) описал человеческие жертвоприношения в походном лагере кимвров39. О жертвоприношениях людей и животных богу войны и смерти Вотану писал Тацит, называя его Меркурием. В частности, Вотану-Одину приносили в жертву волков, которых вешали на столбах. Кроме военных умилостивительных обрядов, были у германских племён военные обряды посвящения врагов богу войны. Поэтому война между германскими племенами для одного племени заканчивалась удачей, а другое заранее обрекалось на гибель. У древних германцев были развиты также обряды гадания на срубленных с плодовых деревьев ветках, по голосам и полёту птиц, по поведению коня. Кони считались посредниками богов. Погребальный обряд отправлялся преимущественно по обряду кремации. Знатного человека сжигали в ладье. В могиле вместе с прахом оставляли оружие, умершего коня. Иногда погребальный обряд сопровождался человеческими жертвоприношениями.
В германской среде были широко распространены магические ритуалы. Для защиты от вредоносной магии они применяли обереги. Для увеличения силы магии использовали особые магические предметы, амулеты.
Коллективные обряды отправлялись под открытым небом в рощах, посвящённых определённому божеству. Там же на алтарях совершались жертвоприношения, возносились молитвы, под сенью деревьев, ночью устраивались ритуальные пиры и игрища. Здесь же проходили племенные собрания. Храмов в своих святилищах древние германцы не возводили.
Ячейкой религиозной организации древних германцев считалась семейная община и племя, которые носили имя своего тотема. Племена, почитавшие одного бога, объединялись в культовые мужские и женские союзы. Культ межплеменных и племенных богов обслуживали жрецы, которые участвовали в отправлении коллективных священнодействий, обслуживали святилища, наводили должный порядок на племенных собраниях, где верховодили вожди и старейшины. Огромную роль в жизни древних германцев играли женщины прорицательницы. Считалось, что даже боги нуждались в их советах. Мужские союзы или братства были воинскими. Их особый наряд указывал на название членов этих братств. Например, одетые в медвежьи или волчьи шкуры «берсерки» назывались – «ряженые под медведя или под волка». Это определяло их особую природу и принадлежность к тому или иному богу войны.
Структура древнегерманской общины, включавшей деление на мужские и женские культовые сообщества, демонстрировала архаические черты, свойственные многим другим сторонам религии германцев.
§ 3. Древнеславянская религиозная культура
Славянская религия формировалась в процессе этногенеза славян, которые представляют собой одну из ветвей индоевропейского сообщества. В середине I тысячелетия н.э. славяне участвовали в «великом переселении народов», мигрируя на новые земли. Процесс миграций и заселения новых территорий предопределил последующее разделение славян на три главных ветви – восточных, западных и южных. Каждой из ветвей были свойственны религиозные отличия. Этногенез праславянской общности на обширной территории в соприкосновении и близком контакте с районами германских, кельтских, балтских, ираноязычных (скифских) поселений привёл к серьёзному культурному внешнему воздействию на праславян в пограничных районах. С V века н. э. миграция славян значительно усилилась. Этот процесс привёл их к соприкосновению с новыми народами: на западе – с романизированным населением Европы, на востоке – с фино-уграми. В тесном контакте с фино-уграми культурогенез славянских племён завершился.
Религиозные славянские древности в своём исконном виде почти не оставили о себе свидетельств, потому что славянская письменность возникла очень поздно, а византийские и арабские источники относятся ко второй половине I тысячелетия н. э. и по сведениям о славянах выглядят скудными, разрозненными и неточными. Тем не менее, можно представить религиозную древность славян по её проявлению уже в эпоху их христианизации. Древнеславянская религия не исчезла целиком. Её древние формы жизни перешли эпоху средневековья как языческие верования и обряды, бытуя во всех слоях общества, включая зачастую и духовенство (особенно сельское). При этом следует учитывать, что под влиянием христианства древняя традиция и разрушалась, и эволюционировала.
Религия у славян, не выделяясь в самостоятельную сферу общественной жизни, являлась органической частью коллективного и индивидуального бытия. Об этом можно судить по терминам, используемым в праславянскую эпоху. Слово «вера» имело несколько значений – «доверие», «верность», «честность», обещание», особый тип богопочитания. Знаменательно то, что славянскому книжнику-христианину, приходилось в своих произведениях уточнять, о какой вере шла речь. Так, Илларион в «Слове о законе и благодати», Нестор в «Повести временных лет» и т.д., писали, что речь идёт о православной вере, вере благодатной, правоверной, истинной вере, божьей вере и прочее40. Понятие вера, обращённое к внутренней стороне религии, дополнялось понятием закон в смысле внешнего порядка религиозной жизни. Первые древнерусские писатели, переняв дохристианскую лексику, пользовались понятием закон в смысле идейной, нравственной или обрядовой нормы, установленной определённым религиозным сообществом41. Этимологически слово «закон» связано со словом «кон» (начало, предел). Закон понимался как священное правило, учреждённое предками в начале времени42. Нестор в «Повести временных лет», порицая дохристианский обряд погребения, установленный по «закону отцов», противопоставлял древнему правилу «закон божий». Следующим праславянским словом, вошедшим в христианский обиход, стало слово «диво». Этим словом праславяне обозначали необыкновенные явления, поражавшие человека и вызывавшие изумление. В строе чувств и смыслов диво и дивное сопряжены со страхом, глубоким потрясением, восхищением, истинным почитанием, поскольку их общим источником является откровение запредельной реальности. В религиозном сознании в праславянскую эпоху сложилось также понятие чудо, под которым понималась деятельность потусторонних сил. Разница между чудом и дивом была в том, что чудо воспринималось на слух, а диво представляло собой зрительное чудо. Мировоззренческой предпосылкой восприятия этих понятий являлось разделение мира на две плоскости: посюсторонний, реальный мир и потустороннее бытие. К понятиям диво и чудо примыкало представление о чарах как особых средствах для вызова экстраординарных следствий, влияющих на окружающий мир. Производителями чар были чародеи. Представления о чародее и чародействе тесно были сопряжены с представлениями о волхвах, волховании и волшебстве. Эти понятия свидетельствуют о развитых в славянской среде представлениях о колдовстве и магии. Слово душа также относится к праславянскому лексическому фонду и связано с рядом слов индоевропейской семьи43. Под словом душа понималось нечто воздушное, духовное начало, средоточие эмоций, субстанция религиозных состояний веры и прочее. Представлению о душе родственно праславянское понятие духа. Дух имел несколько сущностей. Он, как и душа, являлся индивидуальной субстанцией человека, но мог использоваться в смысле сверхчувственной субстанции сверхчеловеческого существа. Не менее древним является понятие о святом, святости, воспринятое славянами из индоевропейской древности как натуралистическое представление о плодоносной силе, «способной животворить и увеличивать природную производительность»44. Представлению славян о животворной субстанции соответствовала, прежде всего, земля – женское существо, родительница. Она наделялась качеством святости, силой животворения, целительства, дароношения с признаком чистоты. Согласно славянским воззрениям, святая Мать-земля чиста, непорочна, безущербна – эти признаки она незыблемо хранит сама и переносит на своих чад. В восточнославянской синкретической религии прочно держалось дохристианское представление об очищающей силе исповеди земле. Славяне наделяли качеством святости горы. Наиболее крупные культовые центры славян находились на вершинах холмов и высоких участках речных берегов45. Признак святости несли на себе также люди. Подтверждением тому служат дохристианские личные имена с элементом svet – Святослав, Святополк и прочее. Относительно культа воды, славяне почитали её и как святую стихию, и как обитель водяных бесов. В народе сохранилось также двойственное отношение к святкам. Считалось, что в это время открывался посюсторонний мир миру реальному. В общение с человеком вступали не только нечеловеческие существа, несущие благо, но и опасные существа, враждебные человеку. Поэтому святые дни могут быть «страшными, тяжёлыми, кривыми». Они страшны гаданиями, поверьями в разгул бесовской силы46. Одновременно с этим святки являлись весёлым праздником, то есть чего-то нового, рождающегося, молодого, растущего, процветающего47.
Пантеон богов древних славян имеет также свою специфику. Несмотря на корни почитания, которые восходят к глубокой индоевропейской древности, отношение славян к единому богу Небу-отцу – прародителю несколько иное. В славянской мифологии не сохранились развёрнутые повествования о верховном божестве. Единственное действо, которое связано с его образом, это оплодотворение богини-матери земли дождём-семенем небесного отца.
Земля в мифологическом изображении славян отчётливо антропоморфна и персонифицирована – это сложное женское существо с положительными и негативными признаками. С одной стороны она Мать сыра-земля, «хлебородница», родоначальница человеческого рода, ассоциировалась с материнской утробой – источником жизни. Каждый младенец обязан был своим рождением не только родителям, но и праматери-земле, которая изображалась в мифологии участницей всякого рождения48. С другой стороны, Она несла в себе опасную женскую сексуальность, способную умертвить мужчину во время брачной ночи. Некоторые обряды плодородия сопровождались кровавыми жертвами силам подземного мира, чтобы умилостивить Матерь-землю. Археологи обнаружили в славянских землях следы жертвоприношений мужчин в священном колодце, который по кельтской и лужицкой традиции воспринимался как отверстие в земле к подземному миру. В других случаях славяне приносили в жертву животных в культовых рвах с плоским дном. В жертвенных ямах были обнаружены украшения, хлебные зёрна, кости и черепа животных и людей. Все эти жертвоприношения датируются IX – XIII веком49. В эпоху христианизации Руси признак материнства был поставлен в связь с образом Богородицы, что способствовало смягчению черт древнего божества. Позитивные признаки святой Матери-земли возобладали, а отрицательные качества её образа фактически исчезли. Образ Матери-земли в сохранившейся языческой культуре ассоциировался с богиней Мокошью – покровительницей женского рукоделья, связанной с земной влагой и плодородием полей. На исконно славянский культ Мокоши наложился христианский образ святой Параскевы Пятницы, которая восприняла многие черты языческого культа50.
Хорошо реконструирован у восточных славян бог грозы Перун, который ассоциируется с подобными богами индоевропейской древности. В мифе индоевропейцев показана борьба Бога Грозы с змеевидным противником, похитившим воду. Борьба заканчивается победой Бога Грозы, который возвращает в мир благодатный дождь. Образ Перуна отчётливо персонифицирован. В «Повести временных лет» культовое изображение Перуна было антропоморфным. Оно имело серебряную голову и золотые усы. Но достоверных фрагментов мифологии Перуна в древних текстах славян науке не известны51. Заимствованными у других народов в пантеоне славянских богов были: бог солнца Хорс из аланской мифологии – xur «солнце»; Симаргл – прототип иранского Симурга – огромного мифологического орла, соотнесённого с верхним миром. Есть предположения, что бога Симаргла представляли на Руси в виде образа собако-птицы52.