ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2021
Просмотров: 527
Скачиваний: 1
К самым древним формам духовной культуры относятся: «фетишизм» от португальского слова Fetico (магическая вещь); «тотемизм» от слова североамериканских индейцев Оджибве Ototeman (род его); «магия» от греческого слова Mageia (колдовство, чародейство); «анимизм» от латинского слова Anima (душа).
На известных современной науке ранних этапах истории человечества первобытные формы духовной культуры в чистом виде не существовали. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из этих форм духовной культуры возникла раньше, не корректно. Композиция этого комплекса могла быть весьма разнообразной. У аборигенов Австралии наиболее предпочтительным был тотемизм с тщательно разработанной системой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока доминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Народы Африки отличались большей склонностью к фетишизму.
В период перехода от родоплеменного строя к классовому обществу сначала появился полидемонизм – традиции и обрядность почитания множества духов, на смену которому пришел политеизм, превращающий наиболее почитаемых духов в божества. В эпоху формирования государственности у наиболее государственно-организованных народов стали развиваться национальные духовные культуры (индуизм, джайнизм, сикхизм, парсизм, конфуцианство, даосизм, синто, иудаизм).
Затем наступает эпоха мировых духовных культур в сфере мировых религий. Мировыми религиями называются монотеистические религии, которые выходят за пределы государственных образований, одной нации, народности, этнических групп. Это буддизм, христианство и ислам.
Религия как одна из областей науки. Различные подходы к изучению взаимосвязи религии и культуры. Проблема соотношения религии и культуры в историографии заключается в разном представлении об этом соотношении. В христианской теологии принято считать, что религия не является культурой и автономна от неё, но при этом выражается в культуре. Главная цель религии - духовное формирование и обновление человека, в развитии его способности любить и познавать мир, людей, уметь сдерживаться и жертвовать собой, быть солидарным и готовым содействовать общему благу. Проявление этих полученных через религию качеств человек осуществляет с помощью своей культуры. Так, культура возникает как средство для проявления чувств, как результат веры, душевного внутреннего стимула, данного религией. Русский религиозный философ и историк П.А. Флоренский, например, считал, что религия стоит над явлениями духовной культуры, которая возникает на основе религии. Он писал, что «искусство родилось как культовое, наука и философия явились, как попытка осмыслить религиозный взгляд на мир, а мораль и право вечно базировались на религиозных заповедях»1. По мнению протестантского теолога и философа П. Тиллиха, религия и культура, с одной стороны, противостоят друг другу, а с другой, образуют единство: «Религия есть высшая забота… Религия есть субстанция, основа и глубина духовной жизни человека. Она питает культуру и придаёт ей смысл. Религия есть субстанция культуры, а культура – форма религии»2.
Светское представление основано на понимании религии как явлении духовной культуры. В светской науке принято считать, что «исторически первой областью духовной жизни была мифология, которая синкретически объединяла разные способы освоения мира – знания и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы, мимесис3, орнамент, песню, пляску и прочее. В ходе дифференциации мифологического комплекса постепенно вычленяются и относительно отделяются различные сферы духовной культуры: искусство, мораль, философия, наука, религия и т.д. Вместе с другими областями культуры религия производила и накапливала способы и приёмы бытия человека в области как материальной, так и духовной деятельности, реализовывала их в продуктах духовной культуры, передавала от поколения к поколению4.
При всей сложности, неоднозначности взаимоотношений религии, искусства, морали, философии и науки в истории человечества, они взаимно влияли друг на друга, образовывали единство и целостность – универсум духовной жизни. В разные эпохи на первый план выдвигались разные области культуры этого универсума. В эпоху античности главными областями культуры были искусство и философия, в средние века – религия, в XVIII – XIX веках – философия, а в XX – XXI веках – наука.
Религия в системе культуры представляет собой одну из её областей, а именно духовную область, смысло-полагание которой заключается в воспитании, образовании и почитании.
§ 2. Роль религиозной культуры в создании
«жизненного мира человека»
Религия как сложное комплексное культурное образование. Религиозная культура представляет собой сложное, комплексное образование. Все аспекты религии как общественной подсистемы находят выражение в социокультурной области. Содержание культурных ценностей задаётся религиозным сознанием и организуются вокруг религиозного мировоззрения, наполнены соответствующими образами, представлениями, понятиями, притчами. В качестве материальных носителей верований выступают: устная речь, в которой излагаются предания, священная литература, ритуальные тексты, средства культа, произведения искусства, которые реализуются через традиции и обрядность народов мира.
В рамках культуры складываются религиозная философия, мораль, искусство. Религиозная философия, исходя из религиозных мировоззренческих предпосылок, использует понятийный аппарат и язык теологии (богословия), решает онтологические, гносеологические, логические, социологические, антропологические и другие проблемы. Религиозная мораль – это развиваемая и проповедуемая религией система нравственных представлений, норм, понятий, чувств, ценностей, наполняемых конкретным содержанием. Религиозное искусство представляет собой область созидания, восприятия и трансляции художественных ценностей, в которых «живут» религиозные символы.
Можно выделить две части религиозной культуры. Одна из них непосредственно и прямо выражает вероучение через сакральные тексты, богословие, различные элементы культа. Другую часть составляют явления из области философии, морали, искусства, которые исторически вовлекаются в религиозно-духовную и культовую деятельность, в церковную жизнь. В разных религиях и конфессиях духовная культура различна. В различных исторических обстоятельствах духовная культура в большей или меньшей мере оказывает влияние на светскую культуру в целом, на отдельные её части, а значит и на жизненное пространство человека.
Функции религии. Религия в качестве духовной культуры выполняет определённые, социальные функции: мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, интегрирующую и дезинтегрирующую, культуротранслирующую, а также легитимирующую и разлегитимирующую.
Мировоззренческая функция религии включает в себя: миропонимание, то есть объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нём; миросозерцание, то есть отражение мира в ощущении и восприятии; мирочувствование, то есть эмоциональное принятие или отвержение мира; мироотношение, то есть оценку мира и пр. Мировоззренческая функция позволяет выработать каноны, догматы, с помощью которых осмысливаются мир, общество и человек в этом мире. Эта функция придаёт земному бытию смысл, предоставляет возможность верующим вырваться за пределы своей ограниченности, поддерживает надежду на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения, на достижение «светлого будущего».
Компенсаторная функция религии позволяет преодолеть реальное угнетение свободой духа, социальное неравенство – равенством во грехе и страдании, безразличие друг к другу индивидов – личностным богообщением и общением в религиозной группе, способствует перестройке сознания и изменения объективных условий существования. Большое значение имеет психологический аспект компенсации, а именно снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение. Компенсаторная функция реализуется с помощью церковной благотворительности, милосердия, призрения, перераспределения доходов, которое смягчает бедствия обездоленных.
Коммуникативная функция религии обеспечивает общение, как в религиозной, так и нерелигиозной деятельности и отношениях. Существует два плана религиозного общения: 1. Верующих друг с другом, 2. Верующих с Богом через идеальных посредников общения между людьми и Создателем в молитве, медитации и прочее.
Регулятивная функция позволяет осуществлять управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов и групп с помощью идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов. Регулятивная функция основывается на системе норм религиозного права и морали, на образцах или многочисленных примерах для подражания, контролирует реализацию предписаний, поощрений и наказаний.
Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном случае объединяет, а в другом разъединяет индивиды, группы, институты. Интеграция выполняется в тех пределах, в которых признаётся более или менее единое, общее вероисповедание. Дезинтеграция обнаруживается в социальных группах и обществах, в которых имеются разные конфессии.
Культуротранслирующая функция религии способствует развитию определённых её слоёв – письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.
Благодаря легитимирующе-разлегитимирующей функции узакониваются некоторые общественные порядки, институты, отношения, нормы, образцы, как должных или, наоборот, утверждается неправомерность каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование – максиму5, в соответствии с которой даётся оценка определённым явлениям, и формируется определённое отношение к ним. Максиме придаётся обязательный и непреложный характер.
§ 3. Религия в социальной и культурной жизни общества
Религия не является случайным образованием, навязанным богословами, философами, жрецами и тиранами, как полагали многие мыслители прошлого. Она представляет собой необходимый продукт самого общества в разной степени, воспринимавшийся на разных этапах его развития6. Религия необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и культуры, подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами, особенно, в материальной области. Скажем, догматика православного христианства со времён первых семи Вселенских Церковных соборов, которые проходили с IV по VIII века в городах Византийской империи, осталась в православии почти неизменной до сих пор. А внешний вид храмов, одежды духовенства, материальные условия богослужения, сохранив главную символику христианства, несколько изменились в соответствии с материальным развитием и научно-техническим прогрессом того или иного общества.
Роль религии в сферах жизни общества имела и имеет ту или иную значимость. Степень влияния религии связана с её местом в обществе, которое изменяется в контексте процессов сакрализации и секуляризации. Понятие «сакрализация» происходит от латинского слова «sacer», которое переводится как «священный». Сакрализация общества представляет собой процесс, когда в сферу религиозного санкционирования в максимальной степени вовлекаются формы общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов общества и государства. Так, сакрализация западноевропейского общества была очевидной в эпоху средневековья до Возрождения, когда папа римский со своей курией и всем католическим духовенством имели максимальное влияние на государственную политику европейских стран, социальную и культурную жизнь общества и отдельно взятого человека. Это влияние на сегодняшний день сохранилось в государственной символике европейских стран и в традиционной культуре. Например, многие современные европейские страны до их пор сохранили символические христианские цвета (белый, синий, красный, зелёный и чёрный) и христианские кресты на государственных флагах:
Болгария Болгария Германия
Польша Сербия Черногория
Испания Португалия Португалия
Португалия Португалия Португалия
Швеция Англия Шотландия
Ирландия Крит Самос
Самос Мальта
и прочее.
Ряд стран Ближнего Востока являются сакральными и сегодня, что отразилось в их государственной символике. К таковым относятся Королевство Саудовской Аравии, теократическая исламская республика Иран, Иорданское Хашимитское королевство, где проживает более 90% населения, исповедующего ислам, Объединённые Арабские Эмираты со 100% мусульманским населением и прочее.
Флаги исламских государств:
Египет Египет Египет
Сирия Сирия Ирак
Ирак Ливия Судан
Турция Турция Турция Турция
Понятие «секуляризация» тоже имеет латинское происхождение и переводится как мирской, светский. Иными словами процесс секуляризации напротив, ведёт к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание7, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов. Ярким примером процесса секуляризации могут служить результаты эпохи Возрождения, когда происходило активное обмирщение государственной политики, образования, искусства и в целом культуры, а также попытки строительства атеистического государства в нашей стране в XX веке.
§ 4. Религия и искусство
Всякая религия есть образное отражение социальных и природных сил, реальных человеческих отношений через искусство. Ещё в древности религиозные верования нашли отражение в произведениях наскальной и пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков – это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шкуры, а иногда – зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил учёным сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование особого рода связей между людьми и животными, в возможность воздействия на поведение животных с помощью ряда магических приёмов.
Первая в мире цивилизация возникла в Южной Месопотамии (4300 - 2334 до н.э. (Шумер). Население этой плодородной заболоченной низменности объединялось и основывало небольшие города, как правило, на месте святилищ местных божеств. Первые крупные города были построены здесь около 3500 года до н.э. Они строились по принципу абсолютной самостоятельности в виде городов-государств. Существовало около 12 таких городов государств, главным из которых до 3000 года до н.э. являлся Урук. Каждый город поклонялся собственному божеству, и в его центре находился большой храмовый комплекс, управляемый жрецами. Религия в шумерском обществе играла очень важную роль8. Представление месопотамцев о богах и божественной силе отражалось в их художественном творчестве и литературе. Главным легендарным героем месопотамской литературы, наделённым сверхчеловеческой храбростью и силой был Гильгамеш. Первый в мире литературный эпос, записанный клинописью на 12 табличках, посвящался ему. Эпос, долгое время живший в устном народном творчестве, а затем записанный ассирийским царём в VII веке, рассказывает о царе Урука - полубоге, получеловеке. Согласно преданию, Гильгамеш был сыном смертного человека и богини Нинсун. Он правил в Уруке. Но сохранившаяся традиция позволяет полагать, что Гильгамеш был историческим лицом. Например, в шумерских царских списках он упоминается как один из царей первой династии города Урука.