Файл: Страны Востока для 2 семестра.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2021

Просмотров: 216

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1965 г. новой компанией Мао стала «культурная рево­люция». Так была названа «великим кормчим» широкомасш­табная кампания репрессий в отношении всех, не согласных с его курсом, вплоть до смерти Мао в 1976 г. В итоге над Китаем нависла угроза экономической катастрофы. После смерти Мао верх взял Дэн Сяопин, подвергавшийся реп­рессиям в годы «культурной революции».

С 1979 г. в Китае начинаются серьезные экономические реформы. В деревне вводится система семейного под­ряда, земля предоставляется крестьянам в пользование. От­ныне крестьяне могли свободно продавать на рынке излиш­ки продуктов. На втором этапе, с 1984 г., начинаются реформы в промышленности. В сфере услуг, в мелкой и средней промышленности, вводится свободное предпринимательство. В приморских районах создаются спе­циальные экономические зоны в целях привлечения иност­ранного капитала.

В итоге в ходе реформ был создан потенциал ин­дустриального общества, удовлетворены минимальные жиз­ненные потребности населения. Однако в стране сохраняется громоздкий и нерен­табельный государственный сектор, не осуществлено массо­вой приватизации. Китай по-прежнему остается страной мел­кого крестьянского хозяйства. В совре­менном Китае сохраняется жесткий политический режим, от­сутствует реальная многопартийность. Но Компартия Китая уже не является однородной массой, бездумно повинующейся указаниям «ве­ликого кормчего». На смену былым политико-идеологиче­ским спорам пришел конфликт интересов.














Исламская революция в Иране

Иран - один из примеров неудавшейся модернизации на Востоке. В 1979 г. пала монархия, су­ществовавшая в стране две с половиной ты­сячи лет. В апреле 1979 г. была провозглашена Исламская Республика Иран (ИРИ). Во главе нового государства встал лидер революции аятолла Рухолла Мусави Хомейни (имам Хомейни).

Почему вдруг взорвалась до­статочно стабильная страна с устойчивым государственным механизмом?

В Иране с начала 60-х гг. XX в. тогдашний правитель - шах Мохаммед Реза Пехлеви - начинает проводить серию ре­форм — «белая революция шаха и народа». Но негра­мотное сельское население не было готово к быстрым переменам. Понадобились силовые методы, как в петровской России. Всеобщую неприязнь вызывала политика шах­ского двора, направленная на тесное сотрудничество с Запа­дом и с США. Она вела к разрушению традици­онных устоев иранского общества и распространению запад­ной культуры. К тому же в Иране находились десятки тысяч западных совет­ников, американских военных, которые вызывали раз­дражение как своими высокими зарплатами, так и поведением, игнорирующим общепринятые в Иране нормы. И, наконец, слишком высок был разрыв между богатыми и бедными. Таким образом, болезненное переживание населением последствий ускоренной модернизации и просчеты шахского режима превратили Иран в «пороховую бочку». Вопрос заключался лишь в том, кто поднесет к ней «фитиль». Это силой стали шиитские религиозные лидеры, в которых народ видел своих духовных наставников и защитников. Патриотично настроенное иранское «духовенство» выступало против иностран­ного вторжения в Иран, против разрушения национальных традиций и культурной самобытности.


Священнослужители подвергались гонениям со стороны властей. Они жертвовали собой во имя праведного дела и веры, превращаясь в мучеников (шахидов), особо почитае­мых именно в шиизме. Наряду с другими за активную анти­монархическую деятельность подвергался репрессиям и аятол­ла Хомейни. В 1963 г. его арестовали, а в 1964 г. выслали в Турцию. Оттуда он в 1965 г. переехал в Ирак, где готовил почву для свержения шахского режима.

Именно «духовен­ство» по-настоящему начало формировать массовое движение протеста, используя мечети, религиозные церемонии и пе­риодически повторяющиеся траурные манифестации. В ре­зультате шаха вынудили покинуть страну в январе 1979 г. А уже 1 февраля из Парижа в Тегеран прибыл само­лет, который привез Хомейни и его команду. Итогом стала победа исламской революции в феврале 1979 г. и установле­ние в Иране власти мулл.


Опыт модернизации в развивающемся мире

В 1970-е гг. сложилась модель модернизации новых инду­стриальных стран. Первыми на этот путь встали Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Гонконг. Их экономический и со­циальный скачок особенно впечатляет, если учитывать край­не низкие стартовые условия. Затем на путь «новоиндустриального» развития встали Филиппины, Индонезия, Малайзия, Таиланд.

Так, Сингапур в 1950-е гг. представлял собой отсталую, заброшенную на край свет маленькую страну, раздираемую мятежами. В центре процесса модернизации Сингапура во­лею судеб оказался Ли Куан Ю — премьер-министр Сингапура в 1959-1990 гг., который с группой соратников совершил успешную модерни­зацию страны. Что касается краеугольного для либерализма понятия свободы, то Ли Куан Ю считал, что она может суще­ствовать только в государстве, в котором существует порядок. Ли Куан Ю требо­вал дисциплины, полного повиновения и упорной работы. Он, к примеру, считал: если на улицах грязь, то народ становится небрежным во всем остальном. По­этому чистота — превыше всего!

Первая особенность этой модернизации состо­яла в том, что она основывалась на наследии Великобритании — господстве закона, создании правового го­сударства и гражданского общества. Вторая особенность - идея развития в правовых рамках соединилась с собственным социокультурным комплексом, который до сих пор является духовной основой модернизации. Сингапурцы восприняли многие западные стандарты, но не утратили своих культурных особенностей.

Впечатляет также опыт модернизации Тайваня (Китай­ской Республики). Оказавшись в 1949 г. на голом и почти не заселенном огромном острове, китайцы начинали с нуля. Сначала стали развивать сельское хозяйство, затем — про­мышленный сектор. Фактически модернизация тайваньско­го общества началась с создания на острове авторитарного режима — однопартийной диктатуры партии гоминдан (ГМД). Важную роль сыграл Чан Кайши. Рефреном всех высказываний Чан Кай­ши было обращение и к китайским традициям, и к трем народным принципам знаменитого китайского революционе­ра Сунь Ятсена. Подлинная модернизация началась здесь уже после смерти Чан Кайши при его сыне Цзян Цзинго, президенте Китайской республики в 1978-1988 гг. Именно он - отец тайваньского «экономическо­го чуда». Сами жители Тайваня главными условиями успеха считают «дисциплинированность плюс хорошее образование».


Большой интерес вызывает также опыт модернизации Южной Кореи. После корейской войны начала 1950-х гг. страна, бывшая отсталой японской колони­ей, лежала в руинах. При режиме Ли Сынмана неимоверно расцвела коррупция. К началу 1960-х годов Южная Корея на­ходилась в числе самых бедных стран мира. Затем к власти пришел генерал Пак Чон хи, чело­век левых взглядов. Он начинает беспощадную войну с кор­рупцией. Проводится жесткая протекционистская политика. Именно с периодом правления Пак Чонхи связано начало форсированной экономической, а за­тем и социальной модернизации страны.

Во второй половине XX века появляется модель модерни­зации арабских стран-нефтеэкспортеров. В основе экономи­ческого развития — нефтедоллары, при относительно слабом развитии экономики. Значительную роль играл дешевый труд иммигрантов. В по­литическом плане эту модель отличает авторитаризм и слабо выявленная демократия. Вместе с тем, страны-нефтеэкспортеры — это страны-рантье. В этом заключается их внутренняя слабость, кото­рую, впрочем, новые поколения начинают осознавать.

8