ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2021
Просмотров: 216
Скачиваний: 1
В 1965 г. новой компанией Мао стала «культурная революция». Так была названа «великим кормчим» широкомасштабная кампания репрессий в отношении всех, не согласных с его курсом, вплоть до смерти Мао в 1976 г. В итоге над Китаем нависла угроза экономической катастрофы. После смерти Мао верх взял Дэн Сяопин, подвергавшийся репрессиям в годы «культурной революции».
С 1979 г. в Китае начинаются серьезные экономические реформы. В деревне вводится система семейного подряда, земля предоставляется крестьянам в пользование. Отныне крестьяне могли свободно продавать на рынке излишки продуктов. На втором этапе, с 1984 г., начинаются реформы в промышленности. В сфере услуг, в мелкой и средней промышленности, вводится свободное предпринимательство. В приморских районах создаются специальные экономические зоны в целях привлечения иностранного капитала.
В итоге в ходе реформ был создан потенциал индустриального общества, удовлетворены минимальные жизненные потребности населения. Однако в стране сохраняется громоздкий и нерентабельный государственный сектор, не осуществлено массовой приватизации. Китай по-прежнему остается страной мелкого крестьянского хозяйства. В современном Китае сохраняется жесткий политический режим, отсутствует реальная многопартийность. Но Компартия Китая уже не является однородной массой, бездумно повинующейся указаниям «великого кормчего». На смену былым политико-идеологическим спорам пришел конфликт интересов.
Исламская революция в Иране
Иран - один из примеров неудавшейся модернизации на Востоке. В 1979 г. пала монархия, существовавшая в стране две с половиной тысячи лет. В апреле 1979 г. была провозглашена Исламская Республика Иран (ИРИ). Во главе нового государства встал лидер революции аятолла Рухолла Мусави Хомейни (имам Хомейни).
Почему вдруг взорвалась достаточно стабильная страна с устойчивым государственным механизмом?
В Иране с начала 60-х гг. XX в. тогдашний правитель - шах Мохаммед Реза Пехлеви - начинает проводить серию реформ — «белая революция шаха и народа». Но неграмотное сельское население не было готово к быстрым переменам. Понадобились силовые методы, как в петровской России. Всеобщую неприязнь вызывала политика шахского двора, направленная на тесное сотрудничество с Западом и с США. Она вела к разрушению традиционных устоев иранского общества и распространению западной культуры. К тому же в Иране находились десятки тысяч западных советников, американских военных, которые вызывали раздражение как своими высокими зарплатами, так и поведением, игнорирующим общепринятые в Иране нормы. И, наконец, слишком высок был разрыв между богатыми и бедными. Таким образом, болезненное переживание населением последствий ускоренной модернизации и просчеты шахского режима превратили Иран в «пороховую бочку». Вопрос заключался лишь в том, кто поднесет к ней «фитиль». Это силой стали шиитские религиозные лидеры, в которых народ видел своих духовных наставников и защитников. Патриотично настроенное иранское «духовенство» выступало против иностранного вторжения в Иран, против разрушения национальных традиций и культурной самобытности.
Священнослужители подвергались гонениям со стороны властей. Они жертвовали собой во имя праведного дела и веры, превращаясь в мучеников (шахидов), особо почитаемых именно в шиизме. Наряду с другими за активную антимонархическую деятельность подвергался репрессиям и аятолла Хомейни. В 1963 г. его арестовали, а в 1964 г. выслали в Турцию. Оттуда он в 1965 г. переехал в Ирак, где готовил почву для свержения шахского режима.
Именно «духовенство» по-настоящему начало формировать массовое движение протеста, используя мечети, религиозные церемонии и периодически повторяющиеся траурные манифестации. В результате шаха вынудили покинуть страну в январе 1979 г. А уже 1 февраля из Парижа в Тегеран прибыл самолет, который привез Хомейни и его команду. Итогом стала победа исламской революции в феврале 1979 г. и установление в Иране власти мулл.
Опыт модернизации в развивающемся мире
В 1970-е гг. сложилась модель модернизации новых индустриальных стран. Первыми на этот путь встали Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Гонконг. Их экономический и социальный скачок особенно впечатляет, если учитывать крайне низкие стартовые условия. Затем на путь «новоиндустриального» развития встали Филиппины, Индонезия, Малайзия, Таиланд.
Так, Сингапур в 1950-е гг. представлял собой отсталую, заброшенную на край свет маленькую страну, раздираемую мятежами. В центре процесса модернизации Сингапура волею судеб оказался Ли Куан Ю — премьер-министр Сингапура в 1959-1990 гг., который с группой соратников совершил успешную модернизацию страны. Что касается краеугольного для либерализма понятия свободы, то Ли Куан Ю считал, что она может существовать только в государстве, в котором существует порядок. Ли Куан Ю требовал дисциплины, полного повиновения и упорной работы. Он, к примеру, считал: если на улицах грязь, то народ становится небрежным во всем остальном. Поэтому чистота — превыше всего!
Первая особенность этой модернизации состояла в том, что она основывалась на наследии Великобритании — господстве закона, создании правового государства и гражданского общества. Вторая особенность - идея развития в правовых рамках соединилась с собственным социокультурным комплексом, который до сих пор является духовной основой модернизации. Сингапурцы восприняли многие западные стандарты, но не утратили своих культурных особенностей.
Впечатляет также опыт модернизации Тайваня (Китайской Республики). Оказавшись в 1949 г. на голом и почти не заселенном огромном острове, китайцы начинали с нуля. Сначала стали развивать сельское хозяйство, затем — промышленный сектор. Фактически модернизация тайваньского общества началась с создания на острове авторитарного режима — однопартийной диктатуры партии гоминдан (ГМД). Важную роль сыграл Чан Кайши. Рефреном всех высказываний Чан Кайши было обращение и к китайским традициям, и к трем народным принципам знаменитого китайского революционера Сунь Ятсена. Подлинная модернизация началась здесь уже после смерти Чан Кайши при его сыне Цзян Цзинго, президенте Китайской республики в 1978-1988 гг. Именно он - отец тайваньского «экономического чуда». Сами жители Тайваня главными условиями успеха считают «дисциплинированность плюс хорошее образование».
Большой интерес вызывает также опыт модернизации Южной Кореи. После корейской войны начала 1950-х гг. страна, бывшая отсталой японской колонией, лежала в руинах. При режиме Ли Сынмана неимоверно расцвела коррупция. К началу 1960-х годов Южная Корея находилась в числе самых бедных стран мира. Затем к власти пришел генерал Пак Чон хи, человек левых взглядов. Он начинает беспощадную войну с коррупцией. Проводится жесткая протекционистская политика. Именно с периодом правления Пак Чонхи связано начало форсированной экономической, а затем и социальной модернизации страны.
Во второй половине XX века появляется модель модернизации арабских стран-нефтеэкспортеров. В основе экономического развития — нефтедоллары, при относительно слабом развитии экономики. Значительную роль играл дешевый труд иммигрантов. В политическом плане эту модель отличает авторитаризм и слабо выявленная демократия. Вместе с тем, страны-нефтеэкспортеры — это страны-рантье. В этом заключается их внутренняя слабость, которую, впрочем, новые поколения начинают осознавать.