Файл: Глава IV. Рекреативные Технологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2021

Просмотров: 351

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Творческие конкурсы. Игровые конкурсные программы. Этот вид игровой деятельности, который имеет наряду с традиционными элементами игрового действа (алгоритм организации) нестандартное нововведение, содержащее в равной мере талант творчества и фантазии.

Исследователями отмечается факт малочисленного распространения подобных игровых программ в школе. Причиной является слабая подготовка кадров и нежелание многих педагогов вносить новое. На это необходимо потратить время, видоизменив форму и содержание, поэтому используются одни и те же игровые разработки. Как отмечает С.П. Афанасьев, процесс изобретения новых творческих конкурсов – очень увлекательное занятие, своеобразная «гимнастика ума» и, если воспользоваться всеми приемами придумывания, а их, кроме классификации, существует еще немало, можно составить картотеку, насчитывающую десятки тысяч названий. Классическому примеру творческого конкурса «Природа и фантазия» он предлагает придумать такие конкурсы, как:

  • «Берестяная дудочка»;

  • «Шишкодром»;

  • «Водный бум»;

  • «Небесный тихолет»;

  • «Соломкины причуды» и др.

Творческие конкурсы всегда интересны, ярки и надолго остаются в памяти участников, помогают раскрыть каждому свой индивидуальный, творческий потенциал [5, с. 21].

Интеллектуально-творческие игры – «…специально организованное соревнование в эрудиции и логике, проводимое по заранее определенным правилам» [5, с. 30]. Среди этого многообразия телевизионных игр, С.П. Афанасьев выделяет игры – соревнования, викторины и многое другое. Он указывает на определенные правила, существующие в организации интеллектуально-творческих игр, в которых есть такие пункты, как:

  • количество игроков в команде;

  • первоочередность поставленных вопросов в игре (ведущий задает вопросы командам; команда – команде);

  • оценка каждого ответа, конкурса (баллы);

  • определение временных рамок каждого ответа, конкурса и многие другие пункты.

Дидактические игры входят в интеллектуально-творческие игры и подразделяются по области деятельности. К ним относят дидактический материал, содержащий задачи, карточки-упраж-нения, занятия-упражнения (научение основам сравнения и группировки предметов по внешним признакам, их назначению). В результате подобных упражнений игровых действий воспитываются сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.

Существуют и музыкально-дидактические игры, содержащие в себе определенные музыкальные задания. При проведении игр-уроков, под руководством опытного педагога, полученные навыки в процессе разучивания подобной аранжировки, помогают успешно выполнять задания. Опыт проведения подобных игр-уроков есть в театре-студии «Дали» (г. Москва), которая работает на школьной площадке. Для этого ребят объединяют в группы по 12-15 человек. На занятия вводят ключевые упражнения – игра «Жребий», «Игра на выбывание», «Развитие памяти, фантазии и воображения», «Борьба стихий», «Аквариум» и многие другие. Например, в игре «Жребий» можно задействовать от двух до четырех команд, которые по жребию вытягивают табличку с указанием времени года. Одна команда предлагает цепочку выбранного природного обстоятельства, другая обязана угадать время года. Там же разработаны несколько уроков-игр. На уроке-игре «Обряд инициации» учащиеся 5 и 6-х классов в игровой форме знакомятся с обрядами первобытных людей. «Культура древних славян» или «Путешествие в сказку» – урок-игра, способствующая развитию интуиции учащихся. Здесь ребята попадают в сказочное путешествие с помощью путевых листов и карточек со сказочными средствами передвижения – ковер-самолет, Серый Волк и т.п. В игре задействовано шесть команд по 3-4 человека. В течение путешествия дети отвечают на заданные вопросы и прикрепляют карточки (ответы) с изображением сказочного существа на плакат с Мировым Древом. Оценивает жюри из числа выбранных голосованием ребят и учителя [10].


Все игры имеют познавательное и воспитательное значение. Их относят к воспитательным мероприятиям, имеющим свою форму и содержание. Так, С.П. Афанасьев в своей работе «Детские праздники в школе, оздоровительном лагере, дома», подробно раскрывает сценарные основы технологии игр, игровых программ. В его работе отмечается, что при подготовке различных мероприятий необходимо:

  1. знать существующие формы;

  2. уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;

  3. уметь придумать полученному результату название.

Автор пишет, что «…не существует необходимости владеть методикой сотен мероприятий, все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму. Владение двумя десятками организационных алгоритмов и технологий «придумывания» – это все, что требуется от педагога для проведения воспитательных мероприятий. Количество форм воспитательного мероприятия невелико, поэтому множество мероприятий (имеющие общие признаки) относятся к одной форме воспитательной работы. Игры, содержащие необычный, нестандартный подход, относятся к творческим и многие из них подходят к комплексному, досуговому виду. Так, творческие конкурсы принято называть понятием «Игровые конкурсные программы», и суть их состоит в современном лозунге «Новому названию – новое содержание» [5].

Поэтому цели игровых методов мы сформулировали следующим образом:

  • изменение моделей поведения;

  • формирование уверенности в себе;

  • привитие навыков коммуникации.

В ходе реализации игровых технологий соблюдаются определенные условия, на которые указывает ряд психологов. При этом отмечают нежелательность включения в группу лиц с психической патологией и ярко выраженными защитными механизмами. Участие в группе должно быть добровольным. Перед началом занятий с каждым потенциальным участником необходимо проводить индивидуальную консультацию, включающую психологическое тестирование (САТ, тесты Кейрси, Голланда и др.). Игровое пространство должно представлять собой содержащее минимум мебели, а также отдельное помещение с ковровым покрытием на полу и техническим оборудованием: музыкальным центром, видеомагнитофоном, видеокамерой.

Для активизации игровой деятельности необходимо:

  • наличие более или менее постоянной группы (7-12 человек), гетерогенной по полу и образованию, но гомогенной по возрасту;

  • соблюдение принципов групповой работы;

  • использование режима игры-марафона, продолжающейся 3-4 дня;

  • наличие ответственной организации;

  • использование технических средств и аксессуаров для игр;

  • работа группы в режиме «здесь и теперь»;

  • последовательное чередование игровых ситуаций с блоками включенной рефлексии, направленной на осознание собственных неэффективных коммуникационных стереотипов и проигрышных моделей поведения на рынке труда;

  • создание радостной, раскованной, эмоционально наполненной атмосферы, в рамках которой обеспечивается большая безопасность при решении игровых задач по сравнению с абстрактными задачами.


Азартные игры с давних пор люди пытались выделить и обустроить в специально отведенные места. Виды этих игр относят к предметной области. В современной трактовке наравне с азартными играми (в старину назывались роковыми или отважными) близко находятся коммерческие (интеллектуальные – бридж, преферанс и др.) и престижные (шахматы, шашки, спортивные игры). Объединяет их то, что в них часто играют на деньги.

В Азии имеется множество народных преданий о том, как мужчины использовали в качестве ставок собственных жен, сестер, дочерей, собственные тела или части тела. До сих пор еще исследователи карточных игр не могут достоверно указать страну, где впервые они появились, но известно, что карты возникли в VIII веке н.э., а вот первые карты в художественном оформлении появились в Индии.

В Россию карты проникли из Германии и особенно карточные игры были очень распространены среди простолюдинов при царе Алексее Михайловиче. Со временем игры разделились на азартные и неазартные. Становясь в XVIII-XIX веках как бы моделью общественной жизни, карты сулили успех, удачу, власть, т.е. карты привлекали людей пушкинской эпохи не только надеждами на выигрыш. Кстати, А.С. Пушкин посвятил карточным играм много поэтических строчек, например: «Я бы предпочел умереть, чем не играть». Карточные игры делятся на азартные, коммерческие и престижные.

К азартным карточным играм относятся такие, выигрыш в которых почти целиком зависит от случая и очень мало – от искусства самого игрока. В азартных играх, как нигде в других, используются различные шулерские приемы, мошенничество. Чаще всего в повседневной жизни играют в такие азартные карточные игры, как «очко», «сека», «блэк джэк», «покер» и др.

Лотереи, скачки – тоже вид азартных игр. Так, впервые в 1880 году в Новой Зеландии был использован тотализатор Экберга – механическое устройство для регистрации ставок. В настоящее время используются тотализаторы, интегрированные с электронными компьютерами.

Коммерческие карточные игры имеют широкое распространение как среди молодежи, так и среди лиц преклонного возраста. Выигрыш зависит от умения, искусства игрока, хотя фортуна и здесь играет немаловажную роль. К этому виду игр относятся: вист, подкидной, преферанс, кинг и др.

Игорный бизнес является сегодня составляющей экономики культуры. Принося немалый доход в государственную казну, он также является неотъемлемой частью культурно-досуговой сферы. В настоящее время стали организовываться учреждения для коммерческих игр (клубы, казино). Игорный дом (казино) – это стационарный досуговый центр конкретного типа, являющийся структурным подразделением головной организации определенной организационно-правовой формы.

Целями казино являются: предоставление услуг населению в области организации досуга на высоком профессиональном и культурном уровне, а также извлечение прибыли. Порядок и условия деятельности казино определяется действующим законодательством РФ. Деятельность казино строится на основе проведения на его территории игр с выплатой денежных выигрышей в точном соответствии с установленными для данного казино правилами игр.


Немаловажную роль в успешной работе казино играет его месторасположение на территории населенного пункта. Помещение для казино должно располагаться по возможности в центральной части города, желательно в отдельно стоящем здании, иметь удобные подъезды. Деятельностью казино руководит директор, назначаемый головной организацией, и в его функции входит решение всего комплекса вопросов, связанных с деятельностью казино. Директор имеет двух заместителей, один из которых занимается материально-техническим обслуживанием и обеспечением деятельности казино, а другой – организацией непосредственно процесса игры. Самыми многочисленными работниками казино являются крупье.

У крупье игра в азартные игры – это работа. Они должны быть уверены в победе, не бояться никого, но и не отрицать то, что новичкам может просто повезти. Это относится и к крупье, и игрокам. В основном, вся игра рассчитана на фортуну. В нее верили Пушкин, Лермонтов и многие другие известные люди, при этом часто страдая от невезения. Среди множества литературных произведений в стихах, прозе и многом другом отражаются моменты авторских переживаний, причиной которых были азартные игры.

Таким образом, играя для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, каждый находит удовлетворение своих индивидуальных способностей, импровизируя и «творя» собственные действия. Важность игровых движений бесспорна, так как они создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь более полной, насыщенной активности и поиска. Поэтому задача сферы досуга – обеспечение благоприятных условий, где преобладание социально-культурных, социально-педагогических усилий могло бы способствовать активизации положительных моментов в организационном, социально-психологическом и индивидуальном плане.



Список рекомендуемой литературы


  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.

  2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань. Центр инновационных технологий, 2000.

  3. Бибарцева Т.С. Учебно-игровой тренинг специалистов социокультурной сферы. Спб.,1999.

  4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. сост. П.В. Алексеев. М.: «Школа – Пресс», 1995.

  5. Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности. М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.

  6. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. М.; МГУК, 1998.

  7. Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. М.: Знание, 1990.

  8. Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2001 года). Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 2001.

  9. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1996.

  10. Я вхожу в мир искусств. Учебно-методическая библиотечка. М.: ООО «Издательство Родник». Вып. №5-6. 1997.



Контрольные вопросы


1. Назовите основные разделы технологии игр.

2. Раскройте виды игр, их познавательное и воспитательное значение.

3. Какие пункты важны для активизации игровой деятельности?

4. Выделите современные трактовки азартных игр и раскройте их.


79