Файл: Рабочая программа производственной практики (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)


Направление подготовки

Психология

Код

37.03.01

Профиль подготовки




Направленность (профиль)

Психологическое консультирование









Квалификация выпускника



бакалавр


Москва

2021

Содержание:

1.Вид практики, способы и формы ее проведения.

2.Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

3.Место практики в структуре ОПОП.

4.Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях и академических часах.

5.Содержание практики.

6. Формы отчетности по практике.

7.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике.

8.Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики.

9. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

10.Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

1.Вид практики, способы и формы ее проведения
Вид практики – производственная практика.

Тип практики – «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности». Производственная практика запланирована для студентов, осваивающих программу по направлению подготовки 37.03.01. Психология.

Способ проведения практики – стационарная.


Форма проведения практики – дискретная.

Цель производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности): закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний по группе изучаемых дисциплин, приобретение практических навыков самостоятельной работы, выработку умений применять их при решении конкретных вопросов в практической деятельности психолога. Практика предполагает введение студента в профессиональную среду и знакомство с особенностями деятельности психолога в учреждениях различного профиля с целью формирования у обучающихся целостного представления о деятельности психолога, овладение и совершенствование обучающимися умений и навыков диагностической и коррекционной работы, овладение навыками работы с документацией психолога, проведения просветительской работы с населением.

Задачами производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) являются:

- развитие и накопление специальных навыков;

- развитие навыков решения конкретных вопросов;

- изучение функции деятельности психологической службы в организациях (учреждениях, фирмах, на предприятиях) г. Москвы, являющихся местами прохождения практики;

- развитие навыков формулирования задач индивидуальной и совместной деятельности, кооперации с другими людьми в интересах решения задач психологической работы;

- накопление опыта практической работы и его критическое осмысление;

- принятие участия в практической работе, связанной с анализом и использованием нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности и осуществлением основных функций, установление эффективного взаимодействия с коллегами в организации (учреждении);

- подготовка рекомендаций по улучшению социально-психологического климата, обеспечению комфортной психологической среды саморазвития личности, профилактике социальных отклонений и деструктивных конфликтов в поведении личности и группы;

- апробирование инструментария и методов работы, полученных в процессе обучения: сбора информации; способов обработки данных; методов анализа информации; приемов проведения диагностики;

- освоение способов сбора и обработки информации, необходимой в процессе выполнения основных функциональных обязанностей, приобретение умений и навыков использования автоматизированного рабочего места психолога, компьютерных методов поиска, сбора, хранения и обработки психологической информации с учетом информационной безопасности;



- приобретение навыков саморегуляции в условиях профессиональной деятельности;

- выработка у обучающихся творческого, исследовательского подхода к профессиональной деятельности, приобретения навыков анализа своего труда, формирование потребности самообразовании;

- развитие навыка составления психологического заключения по результатам психодиагностического обследования;

- составление отчета по практике с формулировкой предложений по возможным направлениям более полного использования потенциала организации и повышения психолого-педагогической компетентности руководителей и персонала;

- изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач по месту прохождения практики.

Базы производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) – проводится в различных учреждениях г. Москвы, являющихся базами практики, в структурных подразделениях организации.

Место прохождения практики определяется с учетом пожеланий обучающихся и может быть выбрано обучающимися самостоятельно в организации (учреждении) г. Москвы, предоставляемой бакалавру от университета по его собственному желанию, из имеющейся базы практики, в структурных подразделениях организации.
Программа практики составлена в соответствии с:

  1. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ;

  2. Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015);

  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

  4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 946 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата);

  5. Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся».

  6. Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ




2.Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы



Код и содержание компетенции

Планируемые результаты освоения (показатели освоения компетенции)

ОК-1

способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

Знать:_-_основы_философских_знаний_при_выполнении_профессиональных_задач;Уметь'>Знать:

- основы философских знаний при выполнении профессиональных задач;

Уметь:

- использовать основы философских знаний в различных сферах деятельности, в сфере профессиональной деятельности;

Владеть:

- навыками использования основ философских знаний в различных сферах деятельности, в сфере профессиональной деятельности.

ОК-2

способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

Знать:

- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;

- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

Уметь:

- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

Владеть:

- навыками выражения своего мнения, ведения диалога по актуальным вопросам истории, а также способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

ОК-3

способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

Знать:

- основы экономических знаний в сфере профессиональной деятельности;

Уметь:

- использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности, в сфере профессиональной деятельности;

Владеть:

- навыками использования основ экономических знаний в различных сферах деятельности, в сфере профессиональной деятельности.

ОК-4

способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности

Знать:

- основы правовой терминологии, сущность, характер и взаимодействие различных правовых явлений;

- систему нормативных правовых актов и иных правовых документов;

- сущность и содержание основных отраслей Российского права;

Уметь:

- оперировать юридическими понятиями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения;

- ориентироваться в системе отраслей права и действующих нормативных право­вых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;

- использовать нормы гражданского, трудового, администра­тивного и других отраслей права в различных сферах деятельности;

Владеть:

- навыками использования основ правовых знаний в различных сферах деятельности;

- навыками анализа правовых норм, необходимых для принятия решений и оформления соответствующих документов;

- навыками поиска, анализа и использования нормативных и иных правовых документов в своей профессиональной деятельности.

ОК-5

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

Знать:

- понятие, функции и структуру общения;

- цели и основные идеи коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

- о роли вербальной и невербальной информации в процессе общения;

- феномены и закономерности общения, возможности управления впечатлением в общении;

- культуру и традиции своей страны, правила речевого этикета;

- основы ораторского искусства и культуры речи;

Уметь:

- осуществлять коммуникацию с клиентами, коллегами и руководством организации в устной и письменной форме для решения профессиональных и учебных задач;

- использовать в устной и письменной речи разнообразные средства и тактики речевого общения;

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; анализировать логику рассуждений, высказываний и действий;

Владеть:

- навыками устной и письменной речи;

- техниками эффективной и неэффективной коммуникации, техниками налаживания контакта, техниками обратной связи, техниками поведения в ситуации стресса;

- навыками эффективного общения и психологического анализа различных ситуаций взаимодействия;

- навыками практического применения методов ведения деловой коммуникации, навыками разработки единого корпоративного стиля в деловой переписке;

- коммуникативными навыками в конкретных условиях профессиональной деятельности психолога.

ОК-6

способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Знать:

- основные определения, понятия коллектива, взаимоотношений в коллективе;

- характеристику и отличительные особенности социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий;

- основные проблемы фундаментальных исследований психологии субъекта познания и психологии субъекта деятельности;

Уметь:

- выявлять особенности социально-психологической характеристики группы, учитывая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

- определять основные проблемы малой группы и динамические процессы в малых группах;

- анализировать социально-психологические явления и процессы, происходящие в различных группах и коллективах;

- самостоятельно разрабатывать рекомендации по обеспечению психологической совместимости членов учебных и профессиональных коллективов, снижению конфликтности, формированию здорового социально-психологического климата, решению проблем руководства и лидерства;

  • работать самостоятельно и в коллективе;

Владеть:

- психологическими технологиями, позволяющими решать задачи в области социальной психологии личности и социальных групп, общения и совместной деятельности;

- навыками организации конструктивного взаимодействия в группе, социальной перцепции;

- навыками применения методов социально-психологического обучения и воздействия.

- навыком эффективного общения с другими людьми с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.

ОК-7

способность к самоорганизации и самообразованию

Знать:_-_возможности_и_приемы_самоорганизации_и_самообразования_в_ситуации_получения_профессиональных_умений_и_навыков.Уметь'>Знать:

- возможности и приемы самоорганизации и самообразования в ситуации получения профессиональных умений и навыков.

Уметь:

- применять на практике приемы организации рабочего места и организации своего рабочего времени в ходе практики;

- уметь использовать ситуацию получения профессиональных умений и навыков для самообразования.

Владеть:

- приемами самоорганизации и самообразования в ситуации получения профессиональных умений и навыков.

ОК-9

способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

Знать:

- научные (теоретические) основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных условиях;

- нормативные уровни и последствия воздействий на человека вредных, травмирующих (поражающих) факторов, методы их идентификации и возможные средства и способы защиты от указанных факторов при их угрозе и возникновении;

- требования федеральных законов и иных законодательных и нормативных актов в области пожарной и радиационной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, экологическими и стихийными бедствиями, применением возможным противником современных средств поражения;

- организационные основы осуществления мероприятий по защите населения от поражающих факторов природного, техногенного и военного характера в условиях мирного и военного времени;

- правила антитеррористического поведения в условиях террористической деятельности;

Уметь:

- соблюдать необходимые меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оценивать радиационную и химическую обстановку;

- оказывать при необходимости первую помощь пострадавшим и содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работах при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС);

Владеть:

- навыками оказания первой помощи;

- методами защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

ОПК-1

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Знать:

- взаимосвязь теоретического и практи­ческого курсов обучения по профессиональным дисциплинам;

Уметь:

- проводить библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

- проводить информационно-поисковую и библиографическую работу, в том числе с использованием современных информационных технологий, применять полученную информацию для решения различных профессиональных задач, написания научных статей, отчетов, заключений;

- самостоятельно анализировать и извлекать необходимую диагностическую информацию из различных источников (анамнеза, наблюдения, беседы, диагностики), научно обосновывать выводы психологической диагностики и рекомендации по специальной коррекционной помощи;

- оказывать консультативную помощь лицам, взаимодействующим с испытуемыми, вести исследовательскую работу.

Владеть:

- психологической компетентностью в области практической психологии.

ПК-1

способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности

Знать:

- социально-психологические аспекты поведения и деятельности людей, а также психологической сущности групп;

- методы психодиагностики и коррекции психических процессов, свойств, состояний, образований личности и группы;

Уметь:

- пропагандировать психологические знания;

- определять пути своего дальнейшего профес­сионального роста;

- использовать базовые процедуры анализа проблем индивидов в профессиональной и образовательной деятельности, в том числе у людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями;

- использовать дидактические приемы при реализации стандартных реабилитационных, коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека;

Владеть:

- психологической компетентностью в области практической психологии;

- навыками рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности.

ПК-2

способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией

Знать:

- основы научно-исследовательской работы;

- порядок планирования и реализации прикладного психологического исследования в организациях различных сфер деятельности;

Уметь:

- формулировать задачи исследования в области практической психологии; разрабатывать план исследования;

- обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения;

- отбирать и применять психодиагностические методики с учетом целей и задач конкретной профессиональной деятельности, специфики контингента респондентов, выбирать и использовать методы математико-статистической обработки данных, интерпретировать полученные данные;

Владеть:

- методами организации и проведения экспериментальной и исследовательской работы в сфере практической психологии;

- методиками проведения научных исследований;

- способами обработки получаемых эмпирических данных и их интерпретаций.

ПК-3

способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий

Знать:

- стандартные базовые процедуры оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием различных методов и технологий;

Уметь:

- осуществлять базовые процедуры оказания психологической помощи индивиду, группе с использованием психологических методов и технологий;

- реализовывать интерактивные методы, психологические технологии, ориентированные на личностный рост и охрану здоровья индивидов и групп;

Владеть:

- целостным представлением о процессе психологической помощи;

- конкретными методами и формами проведения организационно-психологических исследований диагностической и оптимизационной направленности.

ПК-4

способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

Знать:

- психологию контингента испытуемых в учреждении, методику сбора анамнестических данных об испытуемом, этапы подготовки и процедуру проведения психодиагностического обследования, структуру заключения, приемы установления контакта с испытуемым, формы и методы работы с клиентами;

- этические критерии профессиональной психологической помощи;

Уметь:

- пользоваться приемами организации диагностического, коррекционного, консультативного процесса;

- вести научные дискуссии, не нарушая законы логики и правил аргументирования;

- планировать и осуществлять прикладное исследование в определенной области профессиональной деятельности;

Владеть:

- навыками дифференциальной диагностики с целью выделения специфических нарушений у испытуемых, разработки программ индивидуальной и групповой работы с испытуемыми определенной категории, грамотного взаимодействия с лицами с нарушениями в развитии на каждом этапе их возрастного развития, владеть приемами работы.

ПК-5

способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека

Знать:

- методы психологической диагностики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций с целью гармонизации психического функционирования клиентов;

- принципы интеграции в рамках общего теоретического подхода к психопрофилактике, психодиагностике, психологическому консультированию;

Уметь:

- пользоваться приемами организации диагностического, коррекционного, консультативного процесса;

- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

- ассистировать деятельности специалиста-психолога при осуществлении консультативной, психокоррекционной и развивающей работы;

- осуществлять подготовку общей схемы проведения диагностико-оптимизационной работы, выбирать конкретные методические процедуры ее реализации, соответствующие специфике организационных проблем с учетом профессиональных компетенций и этических норм работы психолога в прикладных условиях;

- ставить профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности;

Владеть:

- конкретными методами и формами проведения организационно-психологических исследований диагностической и оптимизационной направленности;

- навыками дифференциальной диагностики с целью выделения специфических нарушений у испытуемых, разработки программ индивидуальной и групповой работы с испытуемыми определенной категории, грамотного взаимодействия с лицами с нарушениями в развитии на каждом этапе их возрастного развития, владеть приемами работы.




3. Место практики в структуре ОП
В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 37.03.01 Психология, разработанным на основе ФГОС ВО, производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Содержание производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) тесно связано с логикой и содержанием изучаемых обучающимися учебных дисциплин «Общая психология», Специальная психология», «Этнопсихология», «Социально-психологический тренинг», «Психоконсультирование», «Психокоррекция», «Социальная психология», «Основы патопсихологии», «Основы психопатологии», «Психология семьи», «Психология труда» и др.

Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) включена в цикл (Б.2) «Практики» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки: 37.03.01 Психология (квалификация/ степень бакалавр).
4. Объем практики


Виды учебной работы

Заочная




Общая трудоемкость: зачетные единицы/часы

216(6 ЗЕТ)

Контактная работа с преподавателем (всего):

2




Лекции (установочная конференция)

2

Индивидуальные и групповые консультации

-

Промежуточная аттестация: Зачет / зачет с оценкой / экзамен /

4

Практическая работа

-

Самостоятельная работа (СРС)

210