Файл: Рабочая программа производственной практики (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Направление подготовки | Психология |
Код | 37.03.01 |
Профиль подготовки | |
Направленность (профиль) | Психологическое консультирование |
| |
Квалификация выпускника | бакалавр |
Москва
2021
Содержание:
1.Вид практики, способы и формы ее проведения.
2.Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
3.Место практики в структуре ОПОП.
4.Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях и академических часах.
5.Содержание практики.
6. Формы отчетности по практике.
7.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике.
8.Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики.
9. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
10.Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.
1.Вид практики, способы и формы ее проведения
Вид практики – производственная практика.
Тип практики – «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности». Производственная практика запланирована для студентов, осваивающих программу по направлению подготовки 37.03.01. Психология.
Способ проведения практики – стационарная.
Форма проведения практики – дискретная.
Цель производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности): закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний по группе изучаемых дисциплин, приобретение практических навыков самостоятельной работы, выработку умений применять их при решении конкретных вопросов в практической деятельности психолога. Практика предполагает введение студента в профессиональную среду и знакомство с особенностями деятельности психолога в учреждениях различного профиля с целью формирования у обучающихся целостного представления о деятельности психолога, овладение и совершенствование обучающимися умений и навыков диагностической и коррекционной работы, овладение навыками работы с документацией психолога, проведения просветительской работы с населением.
Задачами производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) являются:
- развитие и накопление специальных навыков;
- развитие навыков решения конкретных вопросов;
- изучение функции деятельности психологической службы в организациях (учреждениях, фирмах, на предприятиях) г. Москвы, являющихся местами прохождения практики;
- развитие навыков формулирования задач индивидуальной и совместной деятельности, кооперации с другими людьми в интересах решения задач психологической работы;
- накопление опыта практической работы и его критическое осмысление;
- принятие участия в практической работе, связанной с анализом и использованием нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности и осуществлением основных функций, установление эффективного взаимодействия с коллегами в организации (учреждении);
- подготовка рекомендаций по улучшению социально-психологического климата, обеспечению комфортной психологической среды саморазвития личности, профилактике социальных отклонений и деструктивных конфликтов в поведении личности и группы;
- апробирование инструментария и методов работы, полученных в процессе обучения: сбора информации; способов обработки данных; методов анализа информации; приемов проведения диагностики;
- освоение способов сбора и обработки информации, необходимой в процессе выполнения основных функциональных обязанностей, приобретение умений и навыков использования автоматизированного рабочего места психолога, компьютерных методов поиска, сбора, хранения и обработки психологической информации с учетом информационной безопасности;
- приобретение навыков саморегуляции в условиях профессиональной деятельности;
- выработка у обучающихся творческого, исследовательского подхода к профессиональной деятельности, приобретения навыков анализа своего труда, формирование потребности самообразовании;
- развитие навыка составления психологического заключения по результатам психодиагностического обследования;
- составление отчета по практике с формулировкой предложений по возможным направлениям более полного использования потенциала организации и повышения психолого-педагогической компетентности руководителей и персонала;
- изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач по месту прохождения практики.
Базы производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) – проводится в различных учреждениях г. Москвы, являющихся базами практики, в структурных подразделениях организации.
Место прохождения практики определяется с учетом пожеланий обучающихся и может быть выбрано обучающимися самостоятельно в организации (учреждении) г. Москвы, предоставляемой бакалавру от университета по его собственному желанию, из имеющейся базы практики, в структурных подразделениях организации.
Программа практики составлена в соответствии с:
-
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ; -
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015); -
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»; -
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 946 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата); -
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся». -
Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ
2.Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Код и содержание компетенции | Планируемые результаты освоения (показатели освоения компетенции) |
ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | Знать:_-_основы_философских_знаний_при_выполнении_профессиональных_задач;Уметь'>Знать: - основы философских знаний при выполнении профессиональных задач; Уметь: - использовать основы философских знаний в различных сферах деятельности, в сфере профессиональной деятельности; Владеть: - навыками использования основ философских знаний в различных сферах деятельности, в сфере профессиональной деятельности. |
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | Знать: - факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса; - важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; - историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения; Уметь: - использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений; - систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса; Владеть: - навыками выражения своего мнения, ведения диалога по актуальным вопросам истории, а также способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции. |
ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности | Знать: - основы экономических знаний в сфере профессиональной деятельности; Уметь: - использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности, в сфере профессиональной деятельности; Владеть: - навыками использования основ экономических знаний в различных сферах деятельности, в сфере профессиональной деятельности. |
ОК-4 способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности | Знать: - основы правовой терминологии, сущность, характер и взаимодействие различных правовых явлений; - систему нормативных правовых актов и иных правовых документов; - сущность и содержание основных отраслей Российского права; Уметь: - оперировать юридическими понятиями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; - ориентироваться в системе отраслей права и действующих нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности; - использовать нормы гражданского, трудового, административного и других отраслей права в различных сферах деятельности; Владеть: - навыками использования основ правовых знаний в различных сферах деятельности; - навыками анализа правовых норм, необходимых для принятия решений и оформления соответствующих документов; - навыками поиска, анализа и использования нормативных и иных правовых документов в своей профессиональной деятельности. |
ОК-5 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Знать: - понятие, функции и структуру общения; - цели и основные идеи коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; - о роли вербальной и невербальной информации в процессе общения; - феномены и закономерности общения, возможности управления впечатлением в общении; - культуру и традиции своей страны, правила речевого этикета; - основы ораторского искусства и культуры речи; Уметь: - осуществлять коммуникацию с клиентами, коллегами и руководством организации в устной и письменной форме для решения профессиональных и учебных задач; - использовать в устной и письменной речи разнообразные средства и тактики речевого общения; - логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; анализировать логику рассуждений, высказываний и действий; Владеть: - навыками устной и письменной речи; - техниками эффективной и неэффективной коммуникации, техниками налаживания контакта, техниками обратной связи, техниками поведения в ситуации стресса; - навыками эффективного общения и психологического анализа различных ситуаций взаимодействия; - навыками практического применения методов ведения деловой коммуникации, навыками разработки единого корпоративного стиля в деловой переписке; - коммуникативными навыками в конкретных условиях профессиональной деятельности психолога. |
ОК-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Знать: - основные определения, понятия коллектива, взаимоотношений в коллективе; - характеристику и отличительные особенности социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; - основные проблемы фундаментальных исследований психологии субъекта познания и психологии субъекта деятельности; Уметь: - выявлять особенности социально-психологической характеристики группы, учитывая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; - определять основные проблемы малой группы и динамические процессы в малых группах; - анализировать социально-психологические явления и процессы, происходящие в различных группах и коллективах; - самостоятельно разрабатывать рекомендации по обеспечению психологической совместимости членов учебных и профессиональных коллективов, снижению конфликтности, формированию здорового социально-психологического климата, решению проблем руководства и лидерства;
Владеть: - психологическими технологиями, позволяющими решать задачи в области социальной психологии личности и социальных групп, общения и совместной деятельности; - навыками организации конструктивного взаимодействия в группе, социальной перцепции; - навыками применения методов социально-психологического обучения и воздействия. - навыком эффективного общения с другими людьми с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий. |
ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию | Знать:_-_возможности_и_приемы_самоорганизации_и_самообразования_в_ситуации_получения_профессиональных_умений_и_навыков.Уметь'>Знать: - возможности и приемы самоорганизации и самообразования в ситуации получения профессиональных умений и навыков. Уметь: - применять на практике приемы организации рабочего места и организации своего рабочего времени в ходе практики; - уметь использовать ситуацию получения профессиональных умений и навыков для самообразования. Владеть: - приемами самоорганизации и самообразования в ситуации получения профессиональных умений и навыков. |
ОК-9 способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций | Знать: - научные (теоретические) основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных условиях; - нормативные уровни и последствия воздействий на человека вредных, травмирующих (поражающих) факторов, методы их идентификации и возможные средства и способы защиты от указанных факторов при их угрозе и возникновении; - требования федеральных законов и иных законодательных и нормативных актов в области пожарной и радиационной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, экологическими и стихийными бедствиями, применением возможным противником современных средств поражения; - организационные основы осуществления мероприятий по защите населения от поражающих факторов природного, техногенного и военного характера в условиях мирного и военного времени; - правила антитеррористического поведения в условиях террористической деятельности; Уметь: - соблюдать необходимые меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности; - пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; - оценивать радиационную и химическую обстановку; - оказывать при необходимости первую помощь пострадавшим и содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работах при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС); Владеть: - навыками оказания первой помощи; - методами защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. |
ОПК-1 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | Знать: - взаимосвязь теоретического и практического курсов обучения по профессиональным дисциплинам; Уметь: - проводить библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; - проводить информационно-поисковую и библиографическую работу, в том числе с использованием современных информационных технологий, применять полученную информацию для решения различных профессиональных задач, написания научных статей, отчетов, заключений; - самостоятельно анализировать и извлекать необходимую диагностическую информацию из различных источников (анамнеза, наблюдения, беседы, диагностики), научно обосновывать выводы психологической диагностики и рекомендации по специальной коррекционной помощи; - оказывать консультативную помощь лицам, взаимодействующим с испытуемыми, вести исследовательскую работу. Владеть: - психологической компетентностью в области практической психологии. |
ПК-1 способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности | Знать: - социально-психологические аспекты поведения и деятельности людей, а также психологической сущности групп; - методы психодиагностики и коррекции психических процессов, свойств, состояний, образований личности и группы; Уметь: - пропагандировать психологические знания; - определять пути своего дальнейшего профессионального роста; - использовать базовые процедуры анализа проблем индивидов в профессиональной и образовательной деятельности, в том числе у людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями; - использовать дидактические приемы при реализации стандартных реабилитационных, коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека; Владеть: - психологической компетентностью в области практической психологии; - навыками рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности. |
ПК-2 способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией | Знать: - основы научно-исследовательской работы; - порядок планирования и реализации прикладного психологического исследования в организациях различных сфер деятельности; Уметь: - формулировать задачи исследования в области практической психологии; разрабатывать план исследования; - обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения; - отбирать и применять психодиагностические методики с учетом целей и задач конкретной профессиональной деятельности, специфики контингента респондентов, выбирать и использовать методы математико-статистической обработки данных, интерпретировать полученные данные; Владеть: - методами организации и проведения экспериментальной и исследовательской работы в сфере практической психологии; - методиками проведения научных исследований; - способами обработки получаемых эмпирических данных и их интерпретаций. |
ПК-3 способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий | Знать: - стандартные базовые процедуры оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием различных методов и технологий; Уметь: - осуществлять базовые процедуры оказания психологической помощи индивиду, группе с использованием психологических методов и технологий; - реализовывать интерактивные методы, психологические технологии, ориентированные на личностный рост и охрану здоровья индивидов и групп; Владеть: - целостным представлением о процессе психологической помощи; - конкретными методами и формами проведения организационно-психологических исследований диагностической и оптимизационной направленности. |
ПК-4 способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам | Знать: - психологию контингента испытуемых в учреждении, методику сбора анамнестических данных об испытуемом, этапы подготовки и процедуру проведения психодиагностического обследования, структуру заключения, приемы установления контакта с испытуемым, формы и методы работы с клиентами; - этические критерии профессиональной психологической помощи; Уметь: - пользоваться приемами организации диагностического, коррекционного, консультативного процесса; - вести научные дискуссии, не нарушая законы логики и правил аргументирования; - планировать и осуществлять прикладное исследование в определенной области профессиональной деятельности; Владеть: - навыками дифференциальной диагностики с целью выделения специфических нарушений у испытуемых, разработки программ индивидуальной и групповой работы с испытуемыми определенной категории, грамотного взаимодействия с лицами с нарушениями в развитии на каждом этапе их возрастного развития, владеть приемами работы. |
ПК-5 способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека | Знать: - методы психологической диагностики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций с целью гармонизации психического функционирования клиентов; - принципы интеграции в рамках общего теоретического подхода к психопрофилактике, психодиагностике, психологическому консультированию; Уметь: - пользоваться приемами организации диагностического, коррекционного, консультативного процесса; - выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; - ассистировать деятельности специалиста-психолога при осуществлении консультативной, психокоррекционной и развивающей работы; - осуществлять подготовку общей схемы проведения диагностико-оптимизационной работы, выбирать конкретные методические процедуры ее реализации, соответствующие специфике организационных проблем с учетом профессиональных компетенций и этических норм работы психолога в прикладных условиях; - ставить профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности; Владеть: - конкретными методами и формами проведения организационно-психологических исследований диагностической и оптимизационной направленности; - навыками дифференциальной диагностики с целью выделения специфических нарушений у испытуемых, разработки программ индивидуальной и групповой работы с испытуемыми определенной категории, грамотного взаимодействия с лицами с нарушениями в развитии на каждом этапе их возрастного развития, владеть приемами работы. |
3. Место практики в структуре ОП
В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 37.03.01 Психология, разработанным на основе ФГОС ВО, производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Содержание производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) тесно связано с логикой и содержанием изучаемых обучающимися учебных дисциплин «Общая психология», Специальная психология», «Этнопсихология», «Социально-психологический тренинг», «Психоконсультирование», «Психокоррекция», «Социальная психология», «Основы патопсихологии», «Основы психопатологии», «Психология семьи», «Психология труда» и др.
Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) включена в цикл (Б.2) «Практики» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки: 37.03.01 Психология (квалификация/ степень бакалавр).
4. Объем практики
Виды учебной работы | Заочная | |
| ||
Общая трудоемкость: зачетные единицы/часы | 216(6 ЗЕТ) | |
Контактная работа с преподавателем (всего): | 2 | |
| Лекции (установочная конференция) | 2 |
Индивидуальные и групповые консультации | - | |
Промежуточная аттестация: Зачет / зачет с оценкой / экзамен / | 4 | |
Практическая работа | - | |
Самостоятельная работа (СРС) | 210 |