Файл: Глава III. Технология Самодеят. Творчества.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2021

Просмотров: 1200

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Современные аспекты рассмотрения феномена творчества (процесс, результат, совокупность факторов, определяющих социальный климат человеческой деятельности, соединение индивидуальных особенностей субъекта) привели в 30-40-е годы к развитию эвристики – методологии творческой деятельности. Этому предшествовали работы многих ученых, в числе которых были: Декарт, Паппа, Лейбниц, Больцано, Буль, Пойа и др.

К началу XXI века творчество становится объектом особого изучения по возможностям развития творческих предрасположений и умений людей. В вузах появляются новые предметы «Педагогика творчества», «Психология творчества», программы курса «Общие вопросы природы одаренности», «Диагностика одаренности», «Развитие творческих способностей у детей», «Психологические требования к учителю и воспитателю одаренных детей» и т.п. Важность рассмотрения проблемы происхождения одаренности (роль природного и социального) касается творческих групп художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, хореографической и др.), которые используют и вносят множество путей, способствующих созданию творческого эмоционального подъема. Так, в краткой литературной энциклопедии охарактеризованы пять главных комплексов в художественном творчестве. Это искусство: слова, воображения, звуков (музыка), вещей (архитектура и прикладные искусства), зрелищные искусства. Ведь каждому возрасту присуще свое личностное новообразование творческого развития, и в этом большую роль может сыграть мастерство руководителя, лидера коллектива и группы. А.М. Горький писал, что талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант в сущности его – и есть любовь к делу, к процессу работы… Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества.

Список рекомендованной литературы

Каждый жанр представлен автором различными видами. Например, в фольклорные виды входят: фольклорные театры, группы скоморохов, кукольников и др. Народно-певческие коллективы имеют солистов, организуются в ансамбли: народной песни, фольклорные. Сюда относятся и народные хоры. Народно-инстру-ментальные и народно-танцевальные также имеют солистов и ансамбли: народных инструментов, народного танца и др.

Раскрывая традиционный классический тип, можно представить музыкальные коллективы такими жанрами и видами, как академические (хоры и ансамбли), симфонические и духовые оркестры. Театральные – народными театрами и новыми формами – музыкально-театральными, народными коллективами. Хореографические коллективы – это танцевальное искусство классического, бального, эстрадного жанра. Изобразительное творчество включает студии живописи, авторско-оформитель-ского искусства (разработка эскизов и пр.). Жанрово-видовое многообразие, различающееся по типам творчества, имеет и дальнейшие пути развития в самодеятельности. Так как в человеке с рождения уже заложены задатки творческого восприятия, то в процессе жизнедеятельности, развивая свои способности и используя приобретенный опыт, человек, непроизвольно способствует проявлению новообразований в самодеятельности.

Мнения исследователей самодеятельного художественного творчества имеют некоторые расхождения в определении классификации самодеятельного творчества, видов деятельности и функций. Так, например, Т.И. Бакланова отмечает наличие нескольких видов самодеятельного творчества (авторский, исполнительский, импровизаторский и создание новых «технологий») и видов деятельности, имеющих организационно-воспитатель-ную, художественно-личностную основу (реализация внутренних потребностей личности) [2].

3. Дайте классификацию коллективов художественной самодеятельности.

Список рекомендованной литературы

Список рекомендуемой литературы

3.9. Технология самодеятельного художественного творчества

Насколько подходит в качестве соотносительного с категорией творчества термин «нетворчество», который нередко встречается в философской и иной литературе? Он не является удачным в силу того, что понятие нетворчества в строгом смысле слова обозначает такую сферу деятельности, которая находится за пределами творческой деятельности и вследствие этого не может быть стороной ее внутреннего противоречия. Поэтому необходимо подобрать более адекватное и притом аксиологическое понятие, способное эффективно отразить внутреннее противоречие общественной деятельности.

Иными словами, задача состоит в том, чтобы выделить такие соотносительные понятия, которые смогли бы зафиксировать диалектически противоречивый характер однотипной деятельности людей в условиях существования различных (а порой и диаметрально противоположных) общественных систем.

Ведь одни и те же виды активности (научной, технической и т.п.) противостоят друг другу в зависимости от того, интересам каких социальных сил они служат. Одни и те же процессы и продукты человеческой деятельности (например, военная техника) могут служить делу защиты мира и стабильности, или, напротив, способны представлять угрозу мировому или региональному сообществу.

Трудности с подбором полноценного эквивалента антиподу творчества привели к тому, что в качестве такового называются самые различные понятия, порой имеющие определенный философско-мировоззренческий статус, а нередко им не обладающие. Творчеству противополагают репродуктивность и застой, простые исполнительские и узкоспециализированные операции, нетворчество и антитворчество и т.д. На обыденном уровне подобное противопоставление имеет известное значение.

Вместе с тем философско-методологический анализ должен теоретически обосновать и доказать, действительно ли какое-либо из вышеперечисленных понятий является в полной мере коррелятивным творчеству, либо они противостоят последнему в каких-то частных и специальных видах общественных связей.

Наиболее точно аксиологически-противоречивое содержание передается словосочетанием «творчество – контртворчество».

Приставка «контр» является универсальной формой для обозначения альтернативы любым оценкам, языковой эквивалент которых почему-либо не сложился. Необходимо также учесть, что до настоящего времени ни философская, ни научно-формальная логика оценочного сознания в достаточной мере не разработана, в результате чего не только нормы разговорного языка, но и специальная научно-философская терминология формируются стихийно. Целый ряд ключевых оценочных и диалектически противоположных понятий давно сложились и выдержали проверку временем. Для них использование приставки «контр» не требуется. Это, в частности, такие категории социальной философии, эстетики и этики, как прогресс – регресс, богатство – бедность (нищета), высший – низший, оптимизм – пессимизм, положительный – отрицательный, правда – ложь, прекрасное – безобразное, добро – зло, праведный – грешный.


Другие категориальные пары традиционно используют приставку «контр»: революция – контрреволюция, культура – контркультура и т.п. И, наконец, у ряда важных аксиологических понятий языковые нормы еще не сложились. Поэтому нам порой приходится употреблять термины, которые вполне удачными не являются (так, в оппозиции творчеству используются понятия нетворчества и антитворчества, репродуктивности и шаблона и многие другие). Во всех случаях, когда общепризнанный коррелят понятия отсутствует, целесообразно употреблять приставку «контр».

Анализ особенностей ее использования в современном разговорном, литературном и специальном языках показывает наличие трех вариантов подобного употребления. Во-первых, ряд терминов носит ярко выраженную классово-аксиологическую направленность (революция – контрреволюция); во-вторых, используются термины, которые не обязательно имеют классовый смысл, хотя и являются аксиологическими (культура – контркультура, субъект – контрсубъект, агент – контрагент, атака – контратака, деятельность – контрдеятельность); в-третьих, у некоторых терминов возможно нулевое оценочное содержание (контр-адмирал, контроктава). Совершенно очевидно, что третий (нулевой) вариант употребления языковой приставки «контр» прямого отношения к логике оценочного сознания не имеет.

Понятия творчества и контртворчества есть конкретизация наиболее общих аксиологических категорий прогресса и регресса применительно к сфере человеческой деятельности.

Анализ творчества в единстве с его антиподом позволяет выявить и диагностировать общественную значимость и социально-классовую направленность динамичных общественных связей. Вся человеческая история определялась, определяется и будет определяться борьбой и сотрудничеством между силами прогресса и регресса, социальными субъектами с большим и меньшим творческим потенциалом. При этом взаимосвязь между субъектами творчества и контртворчества диалектична.

При неблагоприятном развитии в целом прогрессивных социальных систем в них могут заметно усилиться факторы контртворческого характера, нарастать элементы консерватизма и антигуманизма. Примеры подобной эволюции имеются во всех общественно-экономических формациях. Ни творчество, ни контртворчество не представляют собой в рамках реального социума безоговорочно прямолинейного пути, полностью исключающего возможности его развития в противоположном направлении. Конкретные черты творческой и контртворческой деятельности всегда есть результат столкновения и взаимодействия многих поступков и операций различных субъектов, обусловленых как внутренним, так и международным балансом сил.

Противоречивость человеческой деятельности заключается и в том, что с ростом интеграционно-глобальных процессов многие ее результаты начинают тиражироваться в общепланетарном масштабе и одновременно с этим снижаются их глубина и оригинальность. «Композитор был более творческой личностью, нежели «музыкальный программист», так же, как художник в сравнении с компьютерным графиком», – пишет В.А. Кутырев [2]. Иными словами, усиление репродуктивного характера современной общественной деятельности нередко рассматривается, во-первых, как снижение ее творческого уровня, и, во-вторых, как нарастание ее пассивного характера [3, с. 26].


Приведенные утверждения не представляются бесспорными, ведь снижение творческой глубины, равно как и активности восприятия человеком каждого отдельного массово-тиражируемого художественного, научного и иного продукта, сопровождается, во-первых, невиданным ростом числа его потребителей, сопоставимых с населением всей планеты.

Тем самым снижение творческой значимости каждого отдельного массового продукта (телесериалов, комиксов и т.д.) может быть до определенной степени компенсировано в количественном плане. Речь идет о том, что к образцам современной материальной и духовной культуры, пусть и далеким от элитарных, приобщается все население планеты. С этой точки зрения, само по себе неглубокое отдельное произведение компьютерной графики, музыки и т.д. способно сыграть роль вполне творчески-активного и глубоко позитивного фактора в масштабах всего мира, учитывая общий уровень духовного развития шестимиллиардного населения нашей планеты. Следует признать, что лидером массовых коммуникаций стали ныне, прежде всего, США, наводнившие мир кино- и телепередачами, видеофильмами крайне убогого антиэстетического содержания, что существенно влияет на духовную культуру молодежи.

Относительно программ подобного рода, зачастую, вообще нельзя говорить как о «творческих» или «культурных». Ибо это типичная контркультура, контрдеятельность, отличающаяся духовным примитивизмом и отражающая процесс цивилизационной деградации Запада. Между тем передовые и гуманистические образцы массовой культуры не могут рассматриваться как продукты пониженной культурной и творческой активности.

Итак, основное диалектическое противоречие общественной деятельности заключается в борьбе между творчеством и контртворчеством. Творчество есть прогрессивная деятельность, напротив, контртворчество отличает регрессивная направленность. На примере анализа категории творчества весьма реально высвечиваются все недостатки ее расширительного и нестрогого употребления, а также тупики гносеологизма.



Контрольные вопросы


1. Дайте определение понятиям «творчество» и «контртворчество».

2. Какую роль играет творчество в контексте теории деятельности?



Список рекомендуемой литературы


1.Булычев И.И. Основы философии, изложенные методом универсального логического алгоритма. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999.

2.Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н.-Нов-город, 1994.

3.Симкин Г.Н. Атомы поведения или этология культуры // Человек. № 2. 1990.


3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности


Существенным фактором, оказывающим воздействие на социально-культурные процессы в художественной культуре общества и сферу творческой активности масс, является самодеятельность как общественно историческое явление. Основными признаками самодеятельного художественного творчества являются ориентация на форму бытования профессионального искусства, фольклора, организованного и неорганизованного любительства. Рассматривая самодеятельное художественное творчество, необходимо подробнее раскрыть понятия «творчество» и «мастерство», которые являются его основными составляющими. Каковы же «корни» творчества и мастерства?


В основе творчества и мастерства заложен природный талант личности любителя. Мастерство – умение овладеть каким-либо ремеслом, применяя опыт предшественников. Можно быть мастером, но не быть творцом. Творчество – это свободное выражение своей индивидуальности, результатом которого может быть нечто качественно новое. Именно творческий потенциал личности и потребность самоорганизации, самоактулизации движет врожденным свойством людей к результату творческого саморазвития. Творческий потенциал в отличие от уровня мастерства личности не зависит от социальных условий – в этом их принципиальное различие. Поэтому творчество является условием становления личности, в котором возникают и удовлетворяются ее нравственно-эстетические потребности. Творчество – «вечный двигатель» к порождению нового. Острая общественная потребность повышения уровня духовного развития личности наиболее ярко проявляется в потоке народного художественного творчества, которое проходит несколько начальных этапов. Среди них можно выделить «примитив», «наивное творчество» и «самодеятельное творчество любительской деятельности». Эти формы базируются на общечеловеческих ценностях и, затрагивая духовную сферу личности, формируют готовность к гуманным поступкам, гуманистическим отношениям. Каждого человека в процессе его жизненного пути увлекает какая-либо идея, стремление к реализации «себя». Это имеет как отрицательные (в некоторых случаях), так и положительные стороны. Стремление к нравственному результату через эстетические особенности «увлеченности» обязательно даст положительный эффект, даже если это увлечение будет на уровне примитивизма.

Организованные и стихийно возникающие формы любительских занятий искусством через сохранение этнокультурных традиций, а также развитие самодеятельного творчества масс являются наиболее актуальными и необходимыми для рассмотрения в современной социально-культурной сфере. В основе данного процесса лежит способность подрастающего поколения к эстетическому восприятию тех норм и ценностей, которые наполнены значимым содержанием, основанным на опыте поколений. Такая личность готова к социальным действиям, в том числе к действиям, происходящим в организованном и неорганизованном свободном времяпрепровождении. Основным связующим звеном здесь является духовно-эмоциональное общение. Результатом самодеятельности является оригинальность, новизна «для себя», даже если она не имеет значение «для других». Художественная самодеятельность – это огромный вклад в развитие творчества разных уровней общественной значимости. Это представление касается всех видов самодеятельного творчества: научного, технического, художественного, которые реализуются в художественно-эстетическом, прикладном творчестве, спортивно-туристическом, оздоровительно-валеологиче-ском, культурно-образовательном, психолого-коммуникативном, техническом, военно-патриотическом, эколого-природоведческом, досуговом и социально-педагогическом направлениях. Функцией творчества является развитие, движение человеческого общества, прогресс. Тем не менее, каждый человек имеет талант, который по-своему индивидуален, самобытен и неповторим.


Само понятие «творчество» еще с древнейших времен имело обозначение «Божественная деятельность». Начиная с эпохи Возрождения и появления первых исследований и изобретателей, понятие «творчество» открывает возможность возвеличивания человека в ранг творца и в искусстве. Особенно это относится к эпохе романтизма. В XX веке понятие «творчество» (эпитет «творческий») стало применяться к различным видам жизнедеятельности человека (профессиональной деятельности, общению, управлению и др.). Появились такие определения, как творческая экспрессия, творческое отношение, творческое развитие, творческая личность. Наряду с этим, в 20-х годах XX века наблюдалось многообразие форм организации творческой деятельности масс, что способствовало изменению и традиционных форм самодеятельного творчества. В это же время создается множество любительских объединений, студий, кружков, стремительно стала развиваться художественная самодеятельность (агитколлективы, изостудии, музыкальные коллективы, певческие кружки, агитсуды, литмонтажи, театральные студии – постановки клубных оперетт, говорящий хор – коллективная декламация и пр.).

Современные аспекты рассмотрения феномена творчества (процесс, результат, совокупность факторов, определяющих социальный климат человеческой деятельности, соединение индивидуальных особенностей субъекта) привели в 30-40-е годы к развитию эвристики – методологии творческой деятельности. Этому предшествовали работы многих ученых, в числе которых были: Декарт, Паппа, Лейбниц, Больцано, Буль, Пойа и др.

К началу XXI века творчество становится объектом особого изучения по возможностям развития творческих предрасположений и умений людей. В вузах появляются новые предметы «Педагогика творчества», «Психология творчества», программы курса «Общие вопросы природы одаренности», «Диагностика одаренности», «Развитие творческих способностей у детей», «Психологические требования к учителю и воспитателю одаренных детей» и т.п. Важность рассмотрения проблемы происхождения одаренности (роль природного и социального) касается творческих групп художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, хореографической и др.), которые используют и вносят множество путей, способствующих созданию творческого эмоционального подъема. Так, в краткой литературной энциклопедии охарактеризованы пять главных комплексов в художественном творчестве. Это искусство: слова, воображения, звуков (музыка), вещей (архитектура и прикладные искусства), зрелищные искусства. Ведь каждому возрасту присуще свое личностное новообразование творческого развития, и в этом большую роль может сыграть мастерство руководителя, лидера коллектива и группы. А.М. Горький писал, что талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант в сущности его – и есть любовь к делу, к процессу работы… Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества.