ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 543
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».
а) Мария Болконская
б) Наташа Ростова +
в) Лиза Болконская
15. Какой художественный прием использует писатель в следующих отрывках ?
«И к чему ей выходить замуж? — думал он. — Наверно, быть несчастною. Вон Лиза за Андреем (лучше мужа теперь, кажется, трудно найти), а разве она довольна своей судьбой? И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство. И разве не живут в девках? Еще счастливее!»
«Ведь он знает, — говорил он сам себе, — что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие?..»
«Да, да, вот они, те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, — говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни… — Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество — как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня».
а) внутренний монолог + б) метонимия в) аллитерация
16. На какой вопрос пытается ответить писатель раскрывая образы Наполеона и Кутузова?
а) что такое великий человек ? + б) что такое война? в) что такое власть и сила ?
17. Для кого из героев Наполеон был кумиром ?
а) Андрей Болконский + б) Пьер Безухов в) Наташа Ростова
18. В каком году начинает действие в произведении «Война и мир»?
а) 1800 год б) 1841 год в) 1805 год +
19. «Неизменяющаяся улыбка» является характерной чертой какой из героинь ?
а) воспитанница Ростовых Соня б) Анна Шерер в) Элен Курагина +
20. С каким героем знакомит нас писатель в следующих строках : «У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближению с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни… Что-то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми».
а) князь Василий + б) князь Андрей в) Анатоль Курагин
21.Какая идея привлекла Пьера Безухова в масонстве ?
а) единения и братства людей +
б) сила как основополагающая идея создания политического строя в стране
в) мистические идеи
22. Какую смысловую нагрузку несет эпилог произведения ?
а) затрагивает вопросы о величии исторических личностей
б) показывает насколько разрушительна война для народа и каждой личности отдельно
в) затрагивает мысль о духовности семьи и о роли личности в истории +
23. Какой эпизод является кульминацией романа «Война и мир» ?
а) Бородинское сражение +
б) ранение Андрея при Аустерлице
в) первый бал Наташи Ростовой
24. За кого выходит замуж Наташа Ростова ?
а) Пьер Безухов +
б) Анатоль Курагин
в) Андрей Болконский
25. Изначально произведение «Война и мир «задумывалось как :
а) рассказ
б) повесть +
в) очерк
26. Обозначьте годы написания произведения «Война и мир»:
а) 1863-1869 гг. + б) 1860-1900 гг. в) 1867- 1903 гг.
27. В каком журнале впервые появились главы произведения «Война и мир» ?
а) «Нева »
б) «Русский вестник» +
в) «Современник »
28. Изначально героем произведения должен был стать :
а) декабрист + б) крестьянин в) граф, прибывший из эмиграции
29. Во времена правления какого императора происходят события в романе ?
а) Александра I +
б) Александра II
в) Николая I
30. Творческое задание . Как вы понимаете смысл названия «Война и мир» ? (опишите не более 10 предложений ).
2.10 Антон Павлович Чехов (1860—1904)
Сочинение по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад
1. А. П. Чехов — враг пошлости и мещанства.
2. Проблема "футлярных" людей в творчестве А. П. Чехова.
3. История духовного оскудения личности в рассказе "Ионыч".
4. Рогов и Ионыч.
5. "Вишневый сад" — пьеса о судьбе России.
6. Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе "Вишневый сад".
7. Художественные функции пейзажа в пьесе "Вишневый сад".
8. Новаторство Чехова-драматурга.
9. Серьезное и смешное в творчестве А. П. Чехова.
10. Судьбы интеллигенции в произведениях А. П. Чехова.
11. Художественная деталь в произведениях А. П. Чехова
Сочинение проверяет знание по данному художественному произведению, умение анализировать художественное произведение, а также грамотно, хорошим литературным языком излагать результаты такого анализа.
Тема 3. Поэзия II половины XIX века
3.1 Поэзия второй половины XIX века
Тест по «Поэзия второй половины XIX века»
1. Какое направление появляется в русской поэзии второй половины 19 века?
А) сентиментализм;
Б) модернизм;
В) акмеизм;
Г) футуризм.
2. Кто из поэтов II половины 19 века уже в 15 лет был удостоен звания «сотрудника» Общества любителей русской словесности?
А) А.Толстой;
Б) А.Фет;
В) Н.Некрасов;
4) Ф.Тютчев.
3. Какая тема не исследуется в творчестве Ф.И. Тютчева?
А) природа и человек;
Б) назначение поэта и поэзии;
В) любовь;
Г) революционное преобразование действительности.
4. Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»
А) А.К.Толстой;
Б) А.А.Фет;
В) А.С.Пушкин;
Г) Ф.И.Тютчев.
5. Укажите, какой художественный прием использует А.А. Фет в выделенных словосочетаниях:
«Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,//Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет».
А) олицетворение;
Б) эпитет;
В) инверсия;
Г) аллегория.
6. Как звали поэта, который был сторонником «чистого искусства»?
А) А.С.Пушкин;
Б) Н.А.Некрасов;
В) А.А.Фет;
Г) М.Ю.Лермонтов.
7. В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?
А) А.Толстой;
Б) Н.Некрасов;
В) А.Фет;
Г) Ф.Тютчев.
8. Назовите адресата любовной лирики А.А. Фета
А) Е.А. Денисьева;
Б) А.П. Керн;
В) Амалия Крюденер;
Г) Мария Лазич.
9. Псевдоним А.К.Толстого, созданный как образ не очень умного и самовлюблённого бюрократа, под которым публиковались в основном сатирические произведения.
А) Красногорский;
Б) Жемчужников;
В) Прутков;
Г) Алексеев.
10. Кто из поэтов II половины 19 века, будучи ещё ребёнком, читал стихи из «Полтавы» А.С.Пушкина Николаю II?
А) А.Толстой;
Б) А.Фет;
В) Н.Некрасов;
Г) Ф.Тютчев.
11. Кому из поэтов II половины 19 века посвящена сказка «Чёрная курица, или Подземные жители»?
А) А.Толстому;
Б) А.Фету;
В) Н.Некрасову;
Г) Ф.Тютчеву.
12. Кому из поэтов II половины 19 века, испытавшего все тяготы городского бедняка, материальный успех принесла издательская деятельность?
А) А.Толстому;
Б) А.Фету;
В) Н.Некрасову;
Г) Ф.Тютчеву.
13. Где служил А.А.Фет, чтобы заслужить дворянский титул?
А) при посольстве;
Б) в кавалерии;
В) при дворе;
Г) в Тайной канцелярии.
14. Какой жизненной цели стремился достичь А.А. Фет?
А) моральной независимости;
Б) материальной независимости;
В) физической независимости;
Г) психологической независимости.
15. Излюбленным жанром поэзии Н.А. Некрасова является:
А) ода;
Б) элегия;
В) баллада;
Г) послание.
16. Укажите, кому посвящены следующие строки из стихотворения Н.А.Некрасова: «Наивная и страстная душа,//В ком помыслы прекрасные кипели,//Упорствуя, волнуясь и спеша,//Ты честно шел к одной, высокой цели…»
А) Н.Г.Чернышевскому;
Б) М.Ю.Лермонтову;
В) Н.В.Гоголю;
Г) В.Г.Белинскому.
17. К какому роду литературы относится поэма «Кому на Руси жить хорошо»?
А) драматический;
Б) эпический;
В) лирический;
Г) лиро-эпический.
18. Сколько мужиков ведут спор на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
А) десять;
Б) шесть;
В) девять;
Г) семь.
19. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» считает, что «весело и вольготно» живётся «вельможному боярину, министру государеву»
А) старик Пахом;
Б) братья Губины;
В) Лука;
Г) Пров.
20. Среди деревень, из которых происходили странники – герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», не было
А) Неурожайка;
Б) Горюхино;
В) Заплатово;
Г) Разутово.
Ответы
1) Б
2) Г
3) А
4) Г
5) Б
6) В
7) В
8) Г
9) В
10) А
11) А
12) В
13) Б
14) Б
15) Б
16) Г
17) Г
18) Г
19) А
20) Б
3.2 Федор Иванович Тютчев (1803—1873)
Индивидуальные упражнения № 4
Ф. И. Тютчев. Лирика
Задание № 1.
В статье «Русские второстепенные поэты» Н. А. Некрасов писал о
стихотворении Тютчева «Осенний вечер»: «... Каждый стих хватает за сердце, как
хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы
ветра; их и слушать больно, и перестать слушать жаль».
а) Прокомментируйте мысль поэта и сравните свое восприятие тютчевского
стихотворения с восприятием Некрасова.
б) Насколько правомерно сравнение стихотворения с явлением природы?
Какие у вас возникли ассоциации с этим стихотворением?
Задание № 2.
Тютчев утверждал: «Чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в
земле».
а) Что означает для поэзии «процветать»?
б) Расскажите о своем понимании мысли поэта относительно «корней»
поэзии в земле. Имеют ли стихи самого Тютчева такие корни? Аргументируйте
ответ примерами из поэзии Ф. И. Тютчева.
Задание № 3.
В «Биографии Ф. И. Тютчева» писатель И. С. Аксаков рассказывает: «Ум его
парил, а сам он будто свинцовыми гирями прикован был долу немощью воли,
страстями, избалованностью. Ум деятельный, не знавший ни отдыха, ни истомы, при
совершенной неспособности к действию».
а) Есть ли у Тютчева стихи, которые свидетельствуют о «немощи воли»,
«страсти» и «избалованности» автора?
б) Как вы понимаете мысль Аксакова о том, что у Тютчева — «ум
деятельный... при совершенной неспособности к действию»? Есть ли в биографии
поэта факты, подтверждающие или опровергающие эту мысль? А в стихах такие
доказательства есть?
в) Проиллюстрируйте мысль биографа Ф. И. Тютчева Аксакова И. С. на
примере стихов «Денисьевского цикла» («Весь день в забытьи», «Ты волна моя...»,
«Последняя любовь» и т. д.).
Задание № 4.
Д. С. Мережковский, поэт-символист, размышляет в связи со стихотворением
«Silentium!»: «Двумя силами движется мир человеческий, так же как стихийный:
силой притяжения и силой отталкивания атомов — личностей. Из этих двух сил
только одну — силу отталкивания утверждает Тютчев. Но если бы исполнилось то,
чего он хочет, то мир человеческий, так же как стихийный, распался бы в хаос».
а) Можете вы согласиться с тем, что только «силу отталкивания» утверждает
Тютчев? Обоснуйте свой ответ.
б) Обязательно ли должна присутствовать «сила притяжения», например в
поэзии? Есть ли у Тютчева стихи, в которых, на ваш взгляд, главенствует «сила
притяжения»?
в) Можете ли вы согласиться с утверждением о возможности распада мира в
«хаос»? Почему?
Задание № 5.
«Религия молчания — Silentium! — не ложь, а половина истины, которая без
другой половины убийственнее всякой лжи». (Д. С. Мережковский).
а) Как вы думаете, в чем «истина» стихотворения «Silentium!»? В чем должна
(по Мережковскому) заключаться вторая половина «истины»?
3.3 Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892)
Творчество А. А. Фета
Вопросы.
1. Какие события юности изменили всю жизнь будущего поэта?
2. Почему Фет принял решение поступить на военную службу? Какие
загадки, связанные с личной жизнью, могли оказать влияние на мироощущение
поэта?
3. В чем суть теории «чистого искусства», которую исповедовал А. А. Фет?
4. Что поражало современников в характере Фета?
5. Что могло, по вашему мнению, дать основания Л. Н. Толстому сказать о
а) Мария Болконская
б) Наташа Ростова +
в) Лиза Болконская
15. Какой художественный прием использует писатель в следующих отрывках ?
«И к чему ей выходить замуж? — думал он. — Наверно, быть несчастною. Вон Лиза за Андреем (лучше мужа теперь, кажется, трудно найти), а разве она довольна своей судьбой? И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство. И разве не живут в девках? Еще счастливее!»
«Ведь он знает, — говорил он сам себе, — что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие?..»
«Да, да, вот они, те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, — говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни… — Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество — как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня».
а) внутренний монолог + б) метонимия в) аллитерация
16. На какой вопрос пытается ответить писатель раскрывая образы Наполеона и Кутузова?
а) что такое великий человек ? + б) что такое война? в) что такое власть и сила ?
17. Для кого из героев Наполеон был кумиром ?
а) Андрей Болконский + б) Пьер Безухов в) Наташа Ростова
18. В каком году начинает действие в произведении «Война и мир»?
а) 1800 год б) 1841 год в) 1805 год +
19. «Неизменяющаяся улыбка» является характерной чертой какой из героинь ?
а) воспитанница Ростовых Соня б) Анна Шерер в) Элен Курагина +
20. С каким героем знакомит нас писатель в следующих строках : «У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближению с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни… Что-то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми».
а) князь Василий + б) князь Андрей в) Анатоль Курагин
21.Какая идея привлекла Пьера Безухова в масонстве ?
а) единения и братства людей +
б) сила как основополагающая идея создания политического строя в стране
в) мистические идеи
22. Какую смысловую нагрузку несет эпилог произведения ?
а) затрагивает вопросы о величии исторических личностей
б) показывает насколько разрушительна война для народа и каждой личности отдельно
в) затрагивает мысль о духовности семьи и о роли личности в истории +
23. Какой эпизод является кульминацией романа «Война и мир» ?
а) Бородинское сражение +
б) ранение Андрея при Аустерлице
в) первый бал Наташи Ростовой
24. За кого выходит замуж Наташа Ростова ?
а) Пьер Безухов +
б) Анатоль Курагин
в) Андрей Болконский
25. Изначально произведение «Война и мир «задумывалось как :
а) рассказ
б) повесть +
в) очерк
26. Обозначьте годы написания произведения «Война и мир»:
а) 1863-1869 гг. + б) 1860-1900 гг. в) 1867- 1903 гг.
27. В каком журнале впервые появились главы произведения «Война и мир» ?
а) «Нева »
б) «Русский вестник» +
в) «Современник »
28. Изначально героем произведения должен был стать :
а) декабрист + б) крестьянин в) граф, прибывший из эмиграции
29. Во времена правления какого императора происходят события в романе ?
а) Александра I +
б) Александра II
в) Николая I
30. Творческое задание . Как вы понимаете смысл названия «Война и мир» ? (опишите не более 10 предложений ).
2.10 Антон Павлович Чехов (1860—1904)
Сочинение по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад
1. А. П. Чехов — враг пошлости и мещанства.
2. Проблема "футлярных" людей в творчестве А. П. Чехова.
3. История духовного оскудения личности в рассказе "Ионыч".
4. Рогов и Ионыч.
5. "Вишневый сад" — пьеса о судьбе России.
6. Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе "Вишневый сад".
7. Художественные функции пейзажа в пьесе "Вишневый сад".
8. Новаторство Чехова-драматурга.
9. Серьезное и смешное в творчестве А. П. Чехова.
10. Судьбы интеллигенции в произведениях А. П. Чехова.
11. Художественная деталь в произведениях А. П. Чехова
Сочинение проверяет знание по данному художественному произведению, умение анализировать художественное произведение, а также грамотно, хорошим литературным языком излагать результаты такого анализа.
Тема 3. Поэзия II половины XIX века
3.1 Поэзия второй половины XIX века
Тест по «Поэзия второй половины XIX века»
1. Какое направление появляется в русской поэзии второй половины 19 века?
А) сентиментализм;
Б) модернизм;
В) акмеизм;
Г) футуризм.
2. Кто из поэтов II половины 19 века уже в 15 лет был удостоен звания «сотрудника» Общества любителей русской словесности?
А) А.Толстой;
Б) А.Фет;
В) Н.Некрасов;
4) Ф.Тютчев.
3. Какая тема не исследуется в творчестве Ф.И. Тютчева?
А) природа и человек;
Б) назначение поэта и поэзии;
В) любовь;
Г) революционное преобразование действительности.
4. Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»
А) А.К.Толстой;
Б) А.А.Фет;
В) А.С.Пушкин;
Г) Ф.И.Тютчев.
5. Укажите, какой художественный прием использует А.А. Фет в выделенных словосочетаниях:
«Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,//Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет».
А) олицетворение;
Б) эпитет;
В) инверсия;
Г) аллегория.
6. Как звали поэта, который был сторонником «чистого искусства»?
А) А.С.Пушкин;
Б) Н.А.Некрасов;
В) А.А.Фет;
Г) М.Ю.Лермонтов.
7. В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?
А) А.Толстой;
Б) Н.Некрасов;
В) А.Фет;
Г) Ф.Тютчев.
8. Назовите адресата любовной лирики А.А. Фета
А) Е.А. Денисьева;
Б) А.П. Керн;
В) Амалия Крюденер;
Г) Мария Лазич.
9. Псевдоним А.К.Толстого, созданный как образ не очень умного и самовлюблённого бюрократа, под которым публиковались в основном сатирические произведения.
А) Красногорский;
Б) Жемчужников;
В) Прутков;
Г) Алексеев.
10. Кто из поэтов II половины 19 века, будучи ещё ребёнком, читал стихи из «Полтавы» А.С.Пушкина Николаю II?
А) А.Толстой;
Б) А.Фет;
В) Н.Некрасов;
Г) Ф.Тютчев.
11. Кому из поэтов II половины 19 века посвящена сказка «Чёрная курица, или Подземные жители»?
А) А.Толстому;
Б) А.Фету;
В) Н.Некрасову;
Г) Ф.Тютчеву.
12. Кому из поэтов II половины 19 века, испытавшего все тяготы городского бедняка, материальный успех принесла издательская деятельность?
А) А.Толстому;
Б) А.Фету;
В) Н.Некрасову;
Г) Ф.Тютчеву.
13. Где служил А.А.Фет, чтобы заслужить дворянский титул?
А) при посольстве;
Б) в кавалерии;
В) при дворе;
Г) в Тайной канцелярии.
14. Какой жизненной цели стремился достичь А.А. Фет?
А) моральной независимости;
Б) материальной независимости;
В) физической независимости;
Г) психологической независимости.
15. Излюбленным жанром поэзии Н.А. Некрасова является:
А) ода;
Б) элегия;
В) баллада;
Г) послание.
16. Укажите, кому посвящены следующие строки из стихотворения Н.А.Некрасова: «Наивная и страстная душа,//В ком помыслы прекрасные кипели,//Упорствуя, волнуясь и спеша,//Ты честно шел к одной, высокой цели…»
А) Н.Г.Чернышевскому;
Б) М.Ю.Лермонтову;
В) Н.В.Гоголю;
Г) В.Г.Белинскому.
17. К какому роду литературы относится поэма «Кому на Руси жить хорошо»?
А) драматический;
Б) эпический;
В) лирический;
Г) лиро-эпический.
18. Сколько мужиков ведут спор на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
А) десять;
Б) шесть;
В) девять;
Г) семь.
19. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» считает, что «весело и вольготно» живётся «вельможному боярину, министру государеву»
А) старик Пахом;
Б) братья Губины;
В) Лука;
Г) Пров.
20. Среди деревень, из которых происходили странники – герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», не было
А) Неурожайка;
Б) Горюхино;
В) Заплатово;
Г) Разутово.
Ответы
1) Б
2) Г
3) А
4) Г
5) Б
6) В
7) В
8) Г
9) В
10) А
11) А
12) В
13) Б
14) Б
15) Б
16) Г
17) Г
18) Г
19) А
20) Б
3.2 Федор Иванович Тютчев (1803—1873)
Индивидуальные упражнения № 4
Ф. И. Тютчев. Лирика
Задание № 1.
В статье «Русские второстепенные поэты» Н. А. Некрасов писал о
стихотворении Тютчева «Осенний вечер»: «... Каждый стих хватает за сердце, как
хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы
ветра; их и слушать больно, и перестать слушать жаль».
а) Прокомментируйте мысль поэта и сравните свое восприятие тютчевского
стихотворения с восприятием Некрасова.
б) Насколько правомерно сравнение стихотворения с явлением природы?
Какие у вас возникли ассоциации с этим стихотворением?
Задание № 2.
Тютчев утверждал: «Чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в
земле».
а) Что означает для поэзии «процветать»?
б) Расскажите о своем понимании мысли поэта относительно «корней»
поэзии в земле. Имеют ли стихи самого Тютчева такие корни? Аргументируйте
ответ примерами из поэзии Ф. И. Тютчева.
Задание № 3.
В «Биографии Ф. И. Тютчева» писатель И. С. Аксаков рассказывает: «Ум его
парил, а сам он будто свинцовыми гирями прикован был долу немощью воли,
страстями, избалованностью. Ум деятельный, не знавший ни отдыха, ни истомы, при
совершенной неспособности к действию».
а) Есть ли у Тютчева стихи, которые свидетельствуют о «немощи воли»,
«страсти» и «избалованности» автора?
б) Как вы понимаете мысль Аксакова о том, что у Тютчева — «ум
деятельный... при совершенной неспособности к действию»? Есть ли в биографии
поэта факты, подтверждающие или опровергающие эту мысль? А в стихах такие
доказательства есть?
в) Проиллюстрируйте мысль биографа Ф. И. Тютчева Аксакова И. С. на
примере стихов «Денисьевского цикла» («Весь день в забытьи», «Ты волна моя...»,
«Последняя любовь» и т. д.).
Задание № 4.
Д. С. Мережковский, поэт-символист, размышляет в связи со стихотворением
«Silentium!»: «Двумя силами движется мир человеческий, так же как стихийный:
силой притяжения и силой отталкивания атомов — личностей. Из этих двух сил
только одну — силу отталкивания утверждает Тютчев. Но если бы исполнилось то,
чего он хочет, то мир человеческий, так же как стихийный, распался бы в хаос».
а) Можете вы согласиться с тем, что только «силу отталкивания» утверждает
Тютчев? Обоснуйте свой ответ.
б) Обязательно ли должна присутствовать «сила притяжения», например в
поэзии? Есть ли у Тютчева стихи, в которых, на ваш взгляд, главенствует «сила
притяжения»?
в) Можете ли вы согласиться с утверждением о возможности распада мира в
«хаос»? Почему?
Задание № 5.
«Религия молчания — Silentium! — не ложь, а половина истины, которая без
другой половины убийственнее всякой лжи». (Д. С. Мережковский).
а) Как вы думаете, в чем «истина» стихотворения «Silentium!»? В чем должна
(по Мережковскому) заключаться вторая половина «истины»?
3.3 Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892)
Творчество А. А. Фета
Вопросы.
1. Какие события юности изменили всю жизнь будущего поэта?
2. Почему Фет принял решение поступить на военную службу? Какие
загадки, связанные с личной жизнью, могли оказать влияние на мироощущение
поэта?
3. В чем суть теории «чистого искусства», которую исповедовал А. А. Фет?
4. Что поражало современников в характере Фета?
5. Что могло, по вашему мнению, дать основания Л. Н. Толстому сказать о