Файл: Отчет по практикуму слушателя дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.3. Оценка эффективности использования технических и программных средств

Для оценки эффективности использования технических и программных средств, проводится инвентаризация. Согласно требованиям стандарта ISO 9001:2000 на экономическом объекте должна быть организована работа по сохранению основных средств и их учету.

Тем не менее, инвентаризация представляет собой сложный технический процесс, который осуществляется 1 раз в 3 года. Для проведения инвентаризации затрачивается много ресурсов. Для постоянного контроля проводится мониторинг, который может быть доступен любому сотруднику.

     На настоящий момент на рынке программного обеспечения предлагается достаточное количество программ для проведения автоматизированного аудита эффективности использования средств вычислительной техники. Среди них следует отметить такие программы, как AIDA64, Sisoftware Sandra Professional Unicode Win32 x86, Exponent и др. Они позволяют проводить качественное тестирование компьютеров (как отдельных, так и входящих в компьютерную сеть, другого аппаратного и программного обеспечения). Кроме того, такие программы, как Exponent и Sklad2 (последняя бесплатная), позволяют заносить в отдельные файлы данные о протестированных компьютерах, о пользователях и рабочих местах. В программах Exponent и Sklad2 также предлагаются модули для оценки компьютеров: в Exponent| – в денежном выражении, в Sklad2 – по системе «хорошо-неважно».

    Безусловно, такие программы весьма полезны для решения задач инвентаризации и автоматического учета аппаратного обеспечения информационной системы, как основных средств экономического объекта, для ведения журналов модернизации и ремонта аппаратных средств.

2. Анализ администрирования и эксплуатации аппаратно-программных средств инфокоммуникационных систем организации; анализ обеспечения защищенности компьютерных систем от вредоносных воздействий
2.1. Правила, регламенты и стратегия администрирования в ИС

Любая большая современная информационная система (ИС) в любой предметной области, как правило, несёт другую культуру управления. Проблема внедрения таких систем – это
проблема восприятия, освоения и внедрения другой культуры управления.

Для большинства предметных областей внедрения информационных технологий характерны высокие требования к качеству их работы и надёжности эксплуатации, от которых во многом зависит эффективность использования и возврата вложенных средств. Эти требования относятся к проблемам, связанным с администрированием ИС, которые представляют собой сетевой программно-аппаратный и информационный ресурс.

Администрирование (административные механизмы) – это процедуры управления, регламентирующие некоторые процессы или их часть.

В нашем случае, оно входит в полномочия администратора ИС, который фиксирует и руководит соответствующими его полномочиям процессами и ситуациями, нуждающимися в целевом управлении и ограничениях.

К таковым процессам относят планирование работ, построение, эксплуатацию и поддержку эффективной ИТ-инфраструктуры, интегрированной в общую архитектуру информационной системы – один из критических факторов успешной реализации стратегических бизнес-целей организации.

Инфраструктура включает решения по программному обеспечению, аппаратному комплексу и организационному обеспечению ИС, что соответствует пониманию системы в современных стандартах типа ISO/IEC 15288.

Правила, регламенты и стратегия администрирования в ИС:

  • регламенты прав и обязанностей пользователей;

  • правила для администраторов (пользователей с особыми привилегиями);

  • правила создания «гостевых» учетных записей.

В перечень таких регламентов входят: подключения компьютера; подключения пользователя; настройки и конфигурирования компьютера; установки библиотеки TCP-оболочек на компьютер; настройки резервного копирования для нового компьютера; защита нового компьютера; перезапуск сложного программного обеспечения; восстановления Web-серверов, которые не отвечают на запросы или не предоставляют данных; разгрузки очереди и перезагрузки принтера; модернизации операционной системы; инсталляции пакета прикладных программ; инсталляции программного обеспечения по сети

; модернизации наиболее важных программ (sendmail, gcc,named и т.д.); резервные копирования и восстановления файлов; выполнение аварийной остановки системы (всех компьютеров; всех, кроме наиболее важных, компьютеров и т.д.).
2.2. Выполнение работ по проектированию сетевой инфраструктуры

Инфокоммуникационная система – это совокупность информационных и коммуникационных сетей. Проектирование ИКС предполагает решение следующих задач: определить архитектуру ИКС:

- выбрать типы компонент ИКС;

- рассчитать количество компонент ИКС;

- произвести необходимые расчеты (расчет показателей надежности ИКС, расчет параметров волоконно-оптических линий связи, оценка задержки сети по времени, оценка показателей эффективности ИКС).

- определить стоимость ИКС.

- IP адресация и др.

Исходные данные для проектирования могут быть получены в ходе предпроектного анализа прикладной области.


2.3. Функциональные области системного администрирования

В результате проведенного анализа, нами были выделены основные функциональные области системного администрирования:

  • установка и сопровождение компьютерных сетевых и информационных систем;

  • определение и согласование с фирмами-поставщиками всей аппаратно-программной и организационной части по реализации системы;

  • планирование развития информационных систем и внедрения сервисов;

  • решение вопросов ведения проектов;

  • обучение технического персонала и пользователей;

  • консультирование по компьютерным проблемам персонала предприятия и технических служб;

  • решение проблем сбора статистики, мониторинга, диагностики, восстановления и сохранения системы, а также всех вопросов организации соответствующих программных и аппаратных продуктов для этой деятельности;

  • разработка программных продуктов на языках управления заданиями (например, скриптах) с целью создания технологии работы компании и синхронизации работы компонентов информационной системы;

  • определение ошибок в работе прикладных, системных и аппаратных средств, используемых предприятием, и решение вопросов по их устранению.

2.4. Состав служб администратора системы и их функции. Требования к специалистам служб администрирования ИС

Нами был проанализирован состав служб администратора системы и их функции, а также были выделены требования к специалистам служб администрирования ИС. Ниже приведена характеристика основных служб.

Службы управления конфигурацией занимаются вопросами задания параметров запуска (инсталляции) операционных систем (ОС) и СУБД, заданием параметров запуска приложений. Они же выполняют функции изменения этих параметров при модификации информационной системы, следя за согласованностью и совместимостью этих параметров.

Службы управления по контролю характеристик и ошибочными ситуациями осуществляют мониторинг и сбор статистики параметров информационной системы при помощи специальных программно-аппаратных комплексов, устанавливают критерии определения опасных и тревожных ситуаций, следят за их обнаружением и устранением, используют специальные методы и средства диагностики ошибок.


Службы управления производительностью обычно работают в тесном взаимодействии со службами управления по контролю характеристик и ошибочными ситуациями. При помощи аппаратно-программных комплексов они анализируют работу информационной системы и следят за такими параметрами, как время работы приложения, время отклика приложения, время обращения к дисковой подсистеме ввода-вывода, задержка передачи данных и др.

Службы управления безопасностью (иногда их называют службами защиты от несанкционированного доступа — НСД) осуществляют комплекс мероприятий по противодействию различным угрозам несанкционированного доступа, настраивают работу различных ОС, СУБД и прикладных продуктов, внедряя их собственные средства защиты от НСД.

Службы эксплуатации и сопровождения осуществляют архивирование (копирование) и восстановление информационной системы.

Службы планирования и развития определяют техническую и экономическую эффективность от внедрения различного вида информационных услуг или сервисов компании, следят за появлением новых компьютерных технологий и оценивают целесообразность их использования, ведут внедряемые проекты и планируют работы других служб и компаний-поставщиков и инсталляторов по их реализации.

Службы общего управления занимаются управлением работы всех информационных служб, согласованием их действий, выработкой корпоративных стандартов (например, на формат документов), разработкой инструкций для пользователей, их обучением и консультацией, ведением нормативно-справочной документации необходимой в организации.

В связи с вышеизложенным, можно выделить основные требования к специалистам служб администрирования ИС. Так, специалиста должны владеть базовыми навыками и знаниями.

Необходимо знать: объекты администрирования информационных систем; основные задачи администратора сетевой операционной системы и доступный для управления операционной системой инструментарий; структуру основных служб сетевого администрирования; основные задачи администратора сервера баз данных и доступный для управления сервером баз данных инструментарий; основные угрозы информационной безопасности корпоративной информационной системы;

Необходимо уметь: используя инструментальные средства сетевой операционной системы и СУБД, реализовывать политику безопасности, в том числе управлять учетными записями пользователей, конфигурировать аппаратные и программные средства системы, осуществлять мониторинг и защиту корпоративной сетевой среды;