Файл: Отчет по практикуму слушателя дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автоматизированная проверка состояния сетевой инфраструктуры с помощью инструмента мониторинга производительности сети и приложений позволяет контролировать все поддерживаемые SNMP-устройства, анализируя потоки приложений с потерей пакетов или высокой загруженностью, регулярно опрашивая базы MIB SNMP в маршрутизаторах. Процесс будет простым и быстрым даже для десятков и сотен коммутаторов в сети.
Некоторые проблемы проявляются только в конкретной точке. Для их обнаружения требуется портативное устройство с широкими возможностями тестирования и нужным интерфейсом для подключения к проблемной точке, будь то клиент или канал 10 Гбит/с в центре обработки данных. Сейчас многие работают удаленно, поэтому инструмент, который обеспечит такую видимость, просто незаменим, а с ростом числа личных устройств на работе он станет еще более важным компонентом.
Портативный прибор можно отправить на удаленную площадку, чтобы посмотреть, что конкретно происходит с неуправляемым оборудованием в сети. При этом отправлять на место инженера совершенно необязательно. В идеале он должен анализировать маршрут, оценивать состояние инфраструктуры и потоков приложений, анализировать производительность WLAN, возможности роуминга, а также любые помехи от внешних устройств.
Если нет перегруженных каналов или ошибок кадров, проблема не в сети. Но подтвердить это можно, только если инженер проанализировал каналы в течение соответствующего периода времени, а проблема по-прежнему существует. Для этого система мониторинга производительности сети и приложений должна записывать данные в течение длительного времени.
Шаг №4 – анализ причин возникновения проблемы и ее устранение
На данном этапе инженер подтверждает причину проблемы, разрабатывает, применяет и проверяет решение. Если проблема не заключается в сети, скорости реагирования сервера или перегрузки ресурсов, требуется получить более подробную информацию за счет захвата и анализа пакетов. Сначала важно изолировать канал или проблему между сервером, сетью и приложением, так как для анализа пакетов требуется очень много времени и богатый опыт.
Чтобы быстрее добраться до основной причины лучше всего начинать с уровня приложений. Например, если сетевой тракт в порядке, но время отклика — нет, значит проблема может заключаться в виртуализированном сервере, приложении, которое работает на нескольких уровнях или в ошибке приложения.
Один из вариантов — использовать анализатор пакетов, который показывает данные на уровне приложений и многоступенчатые схемы пакетов.
2.17. Основные средства криптографии
Криптография является областью знаний, связанной с решением таких проблем безопасности информации, как конфиденциальность, целостность, аутентификация и невозможность отказа сторон от авторства
Криптосистема работает по определенной методологии (процедуре). Криптосистема работает по определенной методологии (процедуре). Она состоит из:
- одного или более алгоритмов шифрования (математических формул);
- ключей, используемых этими алгоритмами шифрования;
- системы управления ключами;
- незашифрованного текста;
- зашифрованного текста (шифртекста).
2.18. Классификация операционных систем согласно классам безопасности. Профиль защиты
Требования безопасности информации к операционным системам утверждены приказом ФСТЭК России от 19 августа 2016 г. № 119, вступили в силу с 1 июня 2017 г. Устанавливают 3 типа (А, Б, В) и 6 классов защиты ОС:
Тип А – ОС общего назначения,
Тип Б – встраиваемая ОС,
Тип В – ОС реального времени.
6 класс – самый низкий, 1 класс – самый высокий
Операционные системы 6 класса защиты применяются в ГИС 3 и 4 классов защищенности, в АСУТП 3 класса защищенности, в ИСПДн при необходимости обеспечения 3 и 4 уровней защищенности персональных данных
Операционные системы 1, 2 и 3 класса применяются в информационных системах, обрабатывающих государственную тайну.
Профиль защиты - нормативный документ, который регламентирует все аспекты безопасности продукта информационных технологий в виде требований к его проектированию, технологии разработки и квалификационному анализу. Профиль защиты состоит из следующих пяти разделов: описание, обоснование, функциональные требования, требования к технологии разработки, требования к процессу квалификационного анализа.
2.19. Средства защиты от несанкционированного доступа операционных систем и систем управления базами данных
Устанавливается девять классов защищенности ОС от НСД к информации. Каждый класс характеризуется определенной минимальной совокупностью требований по защите. Классы подразделяются на три группы, отличающиеся особенностями обработки информации в АС. В пределах каждой группы соблюдается иерархия требований по защите в зависимости от ценности (конфиденциальности) информации и, следовательно, иерархия классов защищенности АС.
Третья группа включает АС, в которых работает один пользователь, допущенный ко всей информации АС, размещенной на носителях одного уровня конфиденциальности. Группа содержит два класса - 3Б и 3А.
Вторая группа включает АС, в которых пользователи имеют одинаковые права доступа (полномочия) ко всей информации АС, обрабатываемой и (или) хранимой на носителях различного уровня конфиденциальности. Группа содержит два класса - 2Б и 2А.
Первая группа включает многопользовательские АС, в которых одновременно обрабатывается и (или) хранится информация разных уровней конфиденциальности. Не все пользователи имеют право доступа ко всей информации АС. Группа содержит пять классов - 1Д, 1Г, 1В, 1Б и 1А.
3. Разработка предложений по автоматизации администрирования инфокоммуникационной системы и эксплуатации аппаратно-программных средств, улучшения использования ресурсов, обеспечению защищенности компьютерных систем от вредоносных воздействий и повышения производительности в системе здравоохранения
В последние годы в связи с широким распространением персональных компьютеров и внедрения информационных технологий в различные сферы деятельности резко возросла потребность в специализированном программном обеспечении для автоматизации лечебного процесса и документооборота в медицинских учреждениях.
Основные приоритеты в этом направлении были обозначены в «Концепции информатизации здравоохранения». Одним из приоритетных направлений в этих документах выделяется разработка медицинских информационных систем (МИС) [1].
В частности, информационные системы применяются в медицине. Медицинская информационная система (МИС) - это совокупность информационных, организационных, программных и технических средств, предназначенных для автоматизации медицинских процессов и (или) организаций. То есть, это комплексная автоматизированная информационная система для автоматизации деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), в которых объединены система поддержки принятия медицинских решений, электронные медицинские записи о пациентах, данные медицинских исследований в цифровой форме, данные мониторинга состояния пациента с медицинских приборов, средства общения между сотрудниками, финансовая и административная информация [2].
Медицинская информационная система (МИС) призвана оптимизировать деятельность лечебно-профилактического учреждения, облегчить труд медицинского персонала. МИС представлена огромным обширным программным обеспечением, предназначенным для различных целей и задач. Широкое распространение получает телемедицина, которая обладает огромными перспективами. Тем не менее, система администрирования инфокоммуникационной системы и эксплуатации аппаратно-программных средств в медицинской среде остается недостаточно разработанной [3]. Медицинский персонал не обладает всеми необходимыми знаниями, позволяющими полноценно использовать ресурсы, обеспечить их безопасность. Все это определяет потребность в разработке предложений по автоматизации администрирования инфокоммуникационной системы и эксплуатации аппаратно-программных средств, улучшения использования ресурсов, обеспечению защищенности компьютерных систем от вредоносных воздействий и повышения производительности в системе здравоохранения. На основе анализа состояния современной МИС, нами были сформулированы следующие предложения:
1. Системный администратор медицинского учреждения должен подобрать и обеспечить эффективную эксплуатацию системы, которая обеспечит эффективное выполнение следующих функций [5]:
- повышение качества обслуживания пациентов;
- предоставление удобного и быстрого доступа к большим объемам медицинской информации;
- снижение организационных и временных издержек при подготовке отчетов;
- сокращение числа ошибок при составлении медицинских документов;
- облегчение и упрощение работы медперсонала.
2. Системный администратор должен подобрать и ввести в эксплуатацию медицинского учреждения систему, которая будет обладать следующими свойствами:
- функциональная достаточность (полнота);
- надежность (в том числе восстанавливаемость, наличие средств выявления ошибок);
- адаптируемость;
- модифицируемость;
- модульность построения;
- удобство эксплуатации.
3. При выборе информационной системы, системный администратор должен учитывать тот факт, что основными задачами, решаемыми с помощью МИС, являются [4; 6]:
- Сбор и передача информации о законченных случаях фактов оказанной медицинской помощи населению.
- Информационная поддержка функционирования и взаимодействия сотрудников медицинских организаций, в том числе как самостоятельных структурных подразделений (поликлиника, стационар, дневные стационары, скорая медицинская помощь, вспомогательные лечебно-диагностические подразделения).
- Автоматизация информационного взаимодействия медицинских организаций с внешними организациями, а также обмен данными персонифицированного учета с заинтересованными организациями.
- Учёт медицинских услуг и предоставление возможности интеграции, обеспечивающей ввод и хранение на уровне лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) данных в электронной форме, достаточных для формирования отчётных статистических и аналитических форм.
4. Системный администратор должен учитывать, что медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений должны быть представлены следующими основными группами [7]:
- информационными системами консультативных центров;
- банками информации медицинских служб;
- персонифицированными регистрами;
- скрининговыми системами;
- информационными системами лечебно-профилактического учреждения;
- информационными системами НИИ и медицинских вузов.
5. При введении в эксплуатацию определенной ИС, системный администратор должен разработать регламент / стандарт для учреждения, в котором будут детально прописаны особенности используемой системы, условия ее эксплуатации. Также необходимо разработать и предоставить каждому пользователю системы детальную пошаговую инструкцию, которая позволит ему эффективно использовать данную систему. В инструкции должны быть прописан алгоритм выполнения каждой операции, а также должны быть детально описаны возможные ошибки / дефекты / внештатные ситуации, и действия, которые должен предпринять пользователь при возникновении того или иного нарушения.
6. В настоящее время в сфере здравоохранения на федеральном и региональном уровнях действует достаточно большое количество различных информационных систем, мониторингов, нозологических регистров больных и т.д. Часть из них согласно Постановлению Правительства от 05.05.2018 №555 вошло в состав ЕГИСЗ, часть являются независимыми информационными системами [8]. Задача системного администратора состоит в том, чтобы подобрать наиболее эффективную программу для каждого конкретного учреждения, внедрить ее в эксплуатацию, обеспечить бесперебойное функционирование, поддержку, обеспечить надежный уровень защищенности, обучить пользователей.
Рассмотрим основные программы, применяемые в современных ЛПУ (таблица 2).
Таблица 2. Основные программы, применяемые в медицине
№ п.п. | Название программы | Характеристика программы |
1. | 1С: Медицина. Софт для главврача | Целый комплекс решений для организации работы больниц, аптек, поликлиник, лабораторий и других медицинских учреждений. Нацелен на автоматизацию процессов и нужен для ведения взаимных расчетов с партнерами, составления расписаний врачей, ведения историй болезней и т. д. |
2. | Medesk. Таск-менеджер для больницы | Это софт, который нужен главврачу. Medesk — информационная система для управления клиникой. Важные элементы, которые предлагает программа: онлайн-запись, расписание врачей, контроль и управление оплатой услуг, телемедицина, сбор статистических данных о пациентах, ответы на звонки и т. д. |
3. | ПО Hermes Medical Solutions | Этот софт умеет анализировать медицинские снимки. Программа для визуализации для разных видов лучевой диагностики — компьютерной (КТ), магнитно-резонансной (МРТ) и позитронно-эмиссионной (ПЭТ) томографии. Сегодня решения Hermes Medical Solutions применяются в кардиологии, онкологии, неврологии и некоторых других областях. |
4. | Smart Помощник | Онлайн-сервис поддержки врачебных решений Smart Помощник призван проверить, правильно ли специалист выписал лекарство в том или ином случае, подходит ли оно пациенту с учетом его истории болезни и соответствует ли лечение международным стандартам. Для начала достаточно вбить возраст, вес, диагноз и выбранные препараты. Программа оценит, насколько правильно они выбраны. |
5. | PROMT Translation Server «Медицина и Фармацевтика» | С его помощью можно найти перевод инструкций к лекарствам, руководства по эксплуатации медтехники, результаты исследований и лабораторных тестов, эпикризов, историй болезни, заключений, сайтов по медицине и фармацевтике, клиническим испытаниям и т. д. |
6. | Самсон | Представляет собой электронную регистратуру, очередь, стационарный мониторинг. Содержит электронные истории болезни, хранящиеся в базе данных. Содержит информацию о коечном фонде, позволяет вести складской учет и управление кадрами, ресурсами. Оптимизирует сбор и хранение статистической информации. |
7. | Виста | Позволяет оптимизировать большинство функций по управлению и функционированию ЛПУ: самозапись пациентов, мониторинг, диагностика, лечение, ведение регистров, учетов, тарификация, учет контингента. |
8. | Ариадна | Позволяет ввести учет пациентов, учет бланков, рабочего времени, стационарный мониторинг. Позволяет планировать деятельность, контролировать выполненные работы, вести складской учет, квотирование. |
9. | Медиалог | Позволяет провести комплексную автоматизацию лечебно-профилактического учреждения любого уровня и масштабов. Есть возможности для интеграции с другими службами. Применяется в рамках телемедицины. |