Файл: Отчет по практикуму слушателя дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автоматизированная проверка состояния сетевой инфраструктуры с помощью инструмента мониторинга производительности сети и приложений позволяет контролировать все поддерживаемые SNMP-устройства, анализируя потоки приложений с потерей пакетов или высокой загруженностью, регулярно опрашивая базы MIB SNMP в маршрутизаторах. Процесс будет простым и быстрым даже для десятков и сотен коммутаторов в сети.

Некоторые проблемы проявляются только в конкретной точке. Для их обнаружения требуется портативное устройство с широкими возможностями тестирования и нужным интерфейсом для подключения к проблемной точке, будь то клиент или канал 10 Гбит/с в центре обработки данных. Сейчас многие работают удаленно, поэтому инструмент, который обеспечит такую видимость, просто незаменим, а с ростом числа личных устройств на работе он станет еще более важным компонентом.

Портативный прибор можно отправить на удаленную площадку, чтобы посмотреть, что конкретно происходит с неуправляемым оборудованием в сети. При этом отправлять на место инженера совершенно необязательно. В идеале он должен анализировать маршрут, оценивать состояние инфраструктуры и потоков приложений, анализировать производительность WLAN, возможности роуминга, а также любые помехи от внешних устройств.

Если нет перегруженных каналов или ошибок кадров, проблема не в сети. Но подтвердить это можно, только если инженер проанализировал каналы в течение соответствующего периода времени, а проблема по-прежнему существует. Для этого система мониторинга производительности сети и приложений должна записывать данные в течение длительного времени.

Шаг №4 – анализ причин возникновения проблемы и ее устранение

На данном этапе инженер подтверждает причину проблемы, разрабатывает, применяет и проверяет решение. Если проблема не заключается в сети, скорости реагирования сервера или перегрузки ресурсов, требуется получить более подробную информацию за счет захвата и анализа пакетов. Сначала важно изолировать канал или проблему между сервером, сетью и приложением, так как для анализа пакетов требуется очень много времени и богатый опыт.

Чтобы быстрее добраться до основной причины лучше всего начинать с уровня приложений. Например, если сетевой тракт в порядке, но время отклика — нет, значит проблема может заключаться в виртуализированном сервере, приложении, которое работает на нескольких уровнях или в ошибке приложения.


Один из вариантов — использовать анализатор пакетов, который показывает данные на уровне приложений и многоступенчатые схемы пакетов.

2.17. Основные средства криптографии

Криптография является областью знаний, связанной с решением таких проблем безопасности информации, как конфиденциальность, целостность, аутентификация и невозможность отказа сторон от авторства

Криптосистема работает по определенной методологии (процедуре). Криптосистема работает по определенной методологии (процедуре). Она состоит из:

- одного или более алгоритмов шифрования (математических формул);

- ключей, используемых этими алгоритмами шифрования;

- системы управления ключами;

- незашифрованного текста;

- зашифрованного текста (шифртекста).

2.18. Классификация операционных систем согласно классам безопасности. Профиль защиты

Требования безопасности информации к операционным системам утверждены приказом ФСТЭК России от 19 августа 2016 г. № 119, вступили в силу с 1 июня 2017 г. Устанавливают 3 типа (А, Б, В) и 6 классов защиты ОС:

Тип А – ОС общего назначения,

Тип Б – встраиваемая ОС,

Тип В – ОС реального времени.

6 класс – самый низкий, 1 класс – самый высокий

Операционные системы 6 класса защиты применяются в ГИС 3 и 4 классов защищенности, в АСУТП 3 класса защищенности, в ИСПДн при необходимости обеспечения 3 и 4 уровней защищенности персональных данных

Операционные системы 1, 2 и 3 класса применяются в информационных системах, обрабатывающих государственную тайну.

Профиль защиты - нормативный документ, который регламентирует все аспекты безопасности продукта информационных технологий в виде требований к его проектированию, технологии разработки и квалификационному анализу. Профиль защиты состоит из следующих пяти разделов: описание, обоснование, функциональные требования, требования к технологии разработки, требования к процессу квалификационного анализа.

2.19. Средства защиты от несанкционированного доступа операционных систем и систем управления базами данных

Устанавливается девять классов защищенности ОС от НСД к информации. Каждый класс характеризуется определенной минимальной совокупностью требований по защите. Классы подразделяются на три группы, отличающиеся особенностями обработки информации в АС. В пределах каждой группы соблюдается иерархия требований по защите в зависимости от ценности (конфиденциальности) информации и, следовательно, иерархия классов защищенности АС.



Третья группа включает АС, в которых работает один пользователь, допущенный ко всей информации АС, размещенной на носителях одного уровня конфиденциальности. Группа содержит два класса - 3Б и 3А.

Вторая группа включает АС, в которых пользователи имеют одинаковые права доступа (полномочия) ко всей информации АС, обрабатываемой и (или) хранимой на носителях различного уровня конфиденциальности. Группа содержит два класса - 2Б и 2А.

Первая группа включает многопользовательские АС, в которых одновременно обрабатывается и (или) хранится информация разных уровней конфиденциальности. Не все пользователи имеют право доступа ко всей информации АС. Группа содержит пять классов - 1Д, 1Г, 1В, 1Б и 1А.


3. Разработка предложений по автоматизации администрирования инфокоммуникационной системы и эксплуатации аппаратно-программных средств, улучшения использования ресурсов, обеспечению защищенности компьютерных систем от вредоносных воздействий и повышения производительности в системе здравоохранения

В последние годы в связи с широким распространением персональных компьютеров и внедрения информационных технологий в различные сферы деятельности резко возросла потребность в специализированном программном обеспечении для автоматизации лечебного процесса и документооборота в медицинских учреждениях.

Основные приоритеты в этом направлении были обозначены в «Концепции информатизации здравоохранения». Одним из приоритетных направлений в этих документах выделяется разработка медицинских информационных систем (МИС) [1].

В частности, информационные системы применяются в медицине. Медицинская информационная система (МИС) - это совокупность информационных, организационных, программных и технических средств, предназначенных для автоматизации медицинских процессов и (или) организаций. То есть, это комплексная автоматизированная информационная система для автоматизации деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), в которых объединены система поддержки принятия медицинских решений, электронные медицинские записи о пациентах, данные медицинских исследований в цифровой форме, данные мониторинга состояния пациента с медицинских приборов, средства общения между сотрудниками, финансовая и административная информация [2].

Медицинская информационная система (МИС) призвана оптимизировать деятельность лечебно-профилактического учреждения, облегчить труд медицинского персонала. МИС представлена огромным обширным программным обеспечением, предназначенным для различных целей и задач. Широкое распространение получает телемедицина, которая обладает огромными перспективами. Тем не менее, система администрирования инфокоммуникационной системы и эксплуатации аппаратно-программных средств в медицинской среде остается недостаточно разработанной [3]. Медицинский персонал не обладает всеми необходимыми знаниями, позволяющими полноценно использовать ресурсы, обеспечить их безопасность. Все это определяет потребность в разработке предложений по автоматизации администрирования инфокоммуникационной системы и эксплуатации аппаратно-программных средств, улучшения использования ресурсов, обеспечению защищенности компьютерных систем от вредоносных воздействий и повышения производительности в системе здравоохранения. На основе анализа состояния современной МИС, нами были сформулированы следующие предложения:


1. Системный администратор медицинского учреждения должен подобрать и обеспечить эффективную эксплуатацию системы, которая обеспечит эффективное выполнение следующих функций [5]:

- повышение качества обслуживания пациентов;

- предоставление удобного и быстрого доступа к большим объемам медицинской информации;

- снижение организационных и временных издержек при подготовке отчетов;

- сокращение числа ошибок при составлении медицинских документов;

- облегчение и упрощение работы медперсонала.

2. Системный администратор должен подобрать и ввести в эксплуатацию медицинского учреждения систему, которая будет обладать следующими свойствами:

- функциональная достаточность (полнота);

- надежность (в том числе восстанавливаемость, наличие средств выявления ошибок);

- адаптируемость;

- модифицируемость;

- модульность построения;

- удобство эксплуатации.

3. При выборе информационной системы, системный администратор должен учитывать тот факт, что основными задачами, решаемыми с помощью МИС, являются [4; 6]:

- Сбор и передача информации о законченных случаях фактов оказанной медицинской помощи населению.

- Информационная поддержка функционирования и взаимодействия сотрудников медицинских организаций, в том числе как самостоятельных структурных подразделений (поликлиника, стационар, дневные стационары, скорая медицинская помощь, вспомогательные лечебно-диагностические подразделения).

- Автоматизация информационного взаимодействия медицинских организаций с внешними организациями, а также обмен данными персонифицированного учета с заинтересованными организациями.

- Учёт медицинских услуг и предоставление возможности интеграции, обеспечивающей ввод и хранение на уровне лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) данных в электронной форме, достаточных для формирования отчётных статистических и аналитических форм.

4. Системный администратор должен учитывать, что медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений должны быть представлены следующими основными группами [7]:

- информационными системами консультативных центров;

- банками информации медицинских служб;


- персонифицированными регистрами;

- скрининговыми системами;

- информационными системами лечебно-профилактического учреждения;

- информационными системами НИИ и медицинских вузов.

5. При введении в эксплуатацию определенной ИС, системный администратор должен разработать регламент / стандарт для учреждения, в котором будут детально прописаны особенности используемой системы, условия ее эксплуатации. Также необходимо разработать и предоставить каждому пользователю системы детальную пошаговую инструкцию, которая позволит ему эффективно использовать данную систему. В инструкции должны быть прописан алгоритм выполнения каждой операции, а также должны быть детально описаны возможные ошибки / дефекты / внештатные ситуации, и действия, которые должен предпринять пользователь при возникновении того или иного нарушения.

6. В настоящее время в сфере здравоохранения на федеральном и региональном уровнях действует достаточно большое количество различных информационных систем, мониторингов, нозологических регистров больных и т.д. Часть из них согласно Постановлению Правительства от 05.05.2018 №555 вошло в состав ЕГИСЗ, часть являются независимыми информационными системами [8]. Задача системного администратора состоит в том, чтобы подобрать наиболее эффективную программу для каждого конкретного учреждения, внедрить ее в эксплуатацию, обеспечить бесперебойное функционирование, поддержку, обеспечить надежный уровень защищенности, обучить пользователей.

Рассмотрим основные программы, применяемые в современных ЛПУ (таблица 2).

Таблица 2. Основные программы, применяемые в медицине

№ п.п.

Название программы

Характеристика программы

1.

1С: Медицина. Софт для главврача


Целый комплекс решений для организации работы больниц, аптек, поликлиник, лабораторий и других медицинских учреждений. Нацелен на автоматизацию процессов и нужен для ведения взаимных расчетов с партнерами, составления расписаний врачей, ведения историй болезней и т. д.

2.

Medesk. Таск-менеджер для больницы

Это софт, который нужен главврачу. Medesk — информационная система для управления клиникой. Важные элементы, которые предлагает программа: онлайн-запись, расписание врачей, контроль и управление оплатой услуг, телемедицина, сбор статистических данных о пациентах, ответы на звонки и т. д.

3.

ПО Hermes Medical Solutions

Этот софт умеет анализировать медицинские снимки. Программа для визуализации для разных видов лучевой диагностики — компьютерной (КТ), магнитно-резонансной (МРТ) и позитронно-эмиссионной (ПЭТ) томографии. Сегодня решения Hermes Medical Solutions применяются в кардиологии, онкологии, неврологии и некоторых других областях.

4.

Smart Помощник

Онлайн-сервис поддержки врачебных решений Smart Помощник призван проверить, правильно ли специалист выписал лекарство в том или ином случае, подходит ли оно пациенту с учетом его истории болезни и соответствует ли лечение международным стандартам. Для начала достаточно вбить возраст, вес, диагноз и выбранные препараты. Программа оценит, насколько правильно они выбраны.

5.

PROMT Translation Server «Медицина и Фармацевтика»

С его помощью можно найти перевод инструкций к лекарствам, руководства по эксплуатации медтехники, результаты исследований и лабораторных тестов, эпикризов, историй болезни, заключений, сайтов по медицине и фармацевтике, клиническим испытаниям и т. д.

6.

Самсон

Представляет собой электронную регистратуру, очередь, стационарный мониторинг. Содержит электронные истории болезни, хранящиеся в базе данных. Содержит информацию о коечном фонде, позволяет вести складской учет и управление кадрами, ресурсами. Оптимизирует сбор и хранение статистической информации.

7.

Виста

Позволяет оптимизировать большинство функций по управлению и функционированию ЛПУ: самозапись пациентов, мониторинг, диагностика, лечение, ведение регистров, учетов, тарификация, учет контингента.

8.

Ариадна

Позволяет ввести учет пациентов, учет бланков, рабочего времени, стационарный мониторинг. Позволяет планировать деятельность, контролировать выполненные работы, вести складской учет, квотирование.

9.

Медиалог

Позволяет провести комплексную автоматизацию лечебно-профилактического учреждения любого уровня и масштабов. Есть возможности для интеграции с другими службами. Применяется в рамках телемедицины.