Файл: Совершенствование системы бухгалтерского учета и аудита финансовых результатов предприятия (на примере ооо ост эл).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 анализа финансовых результатов. При этом ведущие специалисты в сфере экономического анализа рассматривают отдельные теоретические и методические вопросы анализа с разных сторон и с различной детализацией.
Рассмотрим некоторые из наиболее часто применяемых методики анализа финансовых результатов с позиций нескольких специалистов.
Например, по методике Савицкой Г.В. предлагается осуществлять анализ финансовых результатов деятельности предприятия поочередно проводя следующие виды анализа:
1. Анализ состава и динамики прибыли. Здесь определяются такие показатели, как: маргинальная прибыль, прибыль от реализации продукции
(товаров, услуг), брутто-прибыль (рассчитанная прибыль до того, как уплачены проценты и налоги), чистая прибыль, а также капитализированная и потребляемая виды прибыли. При этом автор методики поясняет, что необходимость расчета какого-либо из предложенных показателей определяется целью анализа. Так, маргинальная прибыль применяется для вычисления безубыточного объема продаж и зоны финансовой безопасности организации, для оценки доходности производства и реализации отдельно каждого вида продукции, а также для вычисления коммерческой маржи. Такой показатель как чистая прибыль применяется для определения уровня рентабельности собственного капитала, общая прибыль до уплаты процентов и налогов - для определения уровня доходности совокупного капитала, а капитализированная, т.е. реинвестированная, прибыль - для уровня стабильности роста организации [25, с. 147].
В данном виде анализа нужно выделить составные части прибыли, т.е. структурный состав прибыли, рассчитать динамику, а также относительное и абсолютное выполнение плана за отчетный год. Отметим, что автор это методики Савицкая Г.В. выделяет необходимость обращать особое внимание на учет инфляции и ее влияния на изменение прибыли. Также важно учитывать и другие факторы изменения каждой части структуры прибыли рассматриваемого периода.

12 2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг. В этом виде анализа рассчитываются показатели динамики, выполнения плана по прибыли от основных видов деятельности, выделяются факторы изменения прибыли, как-то: изменение физического объема продукции и уровня цен, изменение структуры реализации, изменение затрат на производство продукции.
3. Анализ ценовой политики предприятия и факторный анализ уровня среднереализационных цен. Здесь раскладывается по факторам изменение уровня среднереализационной цены. При этом выделяют следующие показатели влияния: качество продукции, сроки реализации, структуры рынков сбыта, инфляция и т.п.
4. Анализ прочих доходов и расходов. Здесь рассчитывается состав
(структура), показатели динамики, выполнения плана, а также проводится факторный анализ полученной прибыли (убытка) по каждому виду прибыли.
5. Анализ рентабельности предприятия. Здесь Савицкая предлагает расчет рентабельности продукции и определение окупаемости затрат, а затем расчет рентабельности продаж, т.е. рентабельности оборота, а также определение рентабельности совокупного капитала. Далее предложено определение показателей динамики вышеназванных показателей рентабельности и сравнение их с планом. Также нужно провести сравнение с аналогичными показателями других предприятий, работающими в той же отрасли и на том же рынке сбыта. Затем проводится факторный анализ исследуемых показателей рентабельности.
6. Анализ использования прибыли. Заканчивается методика расчетом факторов изменения прибыли до налогообложения, изменения выплат процентов, изменения выплат налогов, факторов чистой потребленной прибыли и факторов капитализированной прибыли.
В свою очередь А. Д. Шеремет предлагает проводить анализ прибыли и рентабельности продукции в следующей последовательности:
1.
Изначально предлагаются ряд показателей, которые характеризуют


13 финансовые результаты предприятия. Здесь же определяются показатели прибыли отчетного периода (валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) от продаж и прочей деятельности, прибыль (убыток) до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль), прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль, нераспределенная прибыль (убыток)).
2. Предварительный этап анализа, который включает в себя определение абсолютных показателей прибыли и относительных ее показателей. Например, отношение прибыли к выручке от продаж — рентабельность продаж [22, с. 60].
3. Следующий этап анализа более углубленный и проводится в виде изучения влияния всевозможных факторов на прибыль и рентабельность продаж. Эти факторы, в свою очередь, делятся на внешние и внутренние.
4. Рассчитывается влияние инфляционных процессов на финансовые показатели от продажи товаров (работ, услуг).
5. Исследуются свойства прибыли и составляется обобщенная характеристика структурного состава источников формирования прибыли.
6.
Анализируется изменение показателей рентабельности активов предприятия.
7.
Проводится анализ маржинальной прибыли [6, с. 12].
Ефимова О.В. полагает, что основной задачей в анализе результатов финансовой деятельности является определение в доходах наиболее стабильных, которые могут использоваться для прогноза финансовых результатов. Здесь Ефимова О.В. обосновывает значимость внешнего и внутреннего анализа результатов финансовой деятельности и определяет такие этапы их проведения, как внешний и внутренний [14, с. 12-18].
Внешнюю часть анализа предлагается проводить в два этапа. Сначала при помощи изучения комментариев и пояснительной записки к годовому балансу определяется общее представление о формировании доходов и расходов в организации. Вторым этапом проводится изучение отчета о прибылях и убытках.
С свою очередь внутреннюю часть анализа предлагается проводить в три

14 этапа. Сначала рассматривается влияние принципов учета в организации в то части, где происходит оценка статей активов, доходов и расходов, а также изменений учетной политики. Вторым этапом нужно найти причины динамики конечных финансовых результатов и выявить стабильные и случайные факторы, влекущие эти изменения.
На третьем этапе происходит углубленный анализ результатов финансовой деятельности с использованием данных о доходах и расходах из управленческого учета по центрам ответственности. Тогда же происходит оценка качества полученного результата и делается прогноз будущих результатов, а также анализируется доходность (рентабельность) работы предприятия.
Метод анализа финансовых результатов необходимо рассматривать и с использованием международных стандартов. При этом нужно обратить особое внимание на своеобразность метода анализа прибыли, базирующейся на разделении сбытовых и производственных затрат на постоянные и переменные а так же на категории маржинального дохода. В странах, где рыночные отношения находятся на высоком уровне развития данный метод часто применяется.
При изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины для обеспечения системного подхода в зарубежных странах используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД) – это прибыль (П) в сумме с постоянными затратами предприятия (Н).
МД = П + Н, откуда П = МД-Н
(1.1)
При этом, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат, с помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли.
Иногда при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода


15 используются выручка (ВР) и удельный вес маржинального дохода в ней (Д
у
).
Если известны количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Д
с
) в цене за единицу продукции (Ц), при анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли:
(1.2) где, V – переменные затраты на единицу продукции;
К – количество реализованной продукции.
С помощью этой формулы можно рассчитать пофакторное изменение величины прибыли за счет изменения физического объема товарооборота, изменения цен и величины переменных и постоянных затрат. В целом динамика прибыли рассчитывается за счет динамики физического объема продукции, реализационных цен, общей величины постоянных издержек, удельных переменных издержек.
При анализе прибыли в многономенклатурном производстве помимо вышеуказанных факторов влияния на прибыль нужно также определить и учесть влияние на прибыль структуры реализованной продукции.
В развитых странах при рассмотрении влияния разных факторов на динамику прибыли при большой номенклатуре продукции применяется модель, когда средняя доля маргинального дохода в выручке (Ду) сама в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки
(УД
i
) и доли маргинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маргинального дохода к цене):
(1.3)

16
После преобразований факторная модель прибыли от реализации продукции будет представлена в следующем виде:
(1.4)
При использовании факторной модели прибыли от реализации является возможным выявить изменение прибыли за счет изменения физического объема реализованной продукции, изменения структуры рынков сбыта, удельных переменных издержек и постоянных издержек организации.
Преимуществом представленной методики для анализа прибыли является учет взаимосвязи элементов модели, а именно: объема продаж, издержек и прибыли. Этим соблюдается точности при вычислении влияния факторов и соответственно гарантируется более высокая надежность полученных финансовых результатов планирования и прогнозирования [19, с. 68].
Выше рассмотрены концепции о бухгалтерском учете и отчетности в
Российской Федерации, являющиеся идентичными законодательству о бухгалтерском учете Республики Армения.
Итак, рассмотрев методики анализа финансовых результатов разных авторов, можно найти зависимость выбора методики анализа для каждого предприятия для его целей, которые нужно достичь.
1.3 Особенности аудита финансовых результатов энергетических
компаний
Аудит является обязательным элементом функционирования любой организации. Не являются исключением и компании из сферы энергетики.
Современный рынок ставит такие условия, что энергетические компании для привлечения инвесторов должны иметь по максимуму конкурентных преимуществ [17, с. 41].


17
По сути своей аудит является функциональной наукой о методах и приемах независимого, а значит объективного, финансового контроля. Он связан с другими дисциплинами, как-то: бухгалтерский (финансовый) и управленческий учет, АХД, оперативное управление и планирование
(регулирование, координация и мониторинг планов), финансовый контроль.
Финансовые результаты и в целом финансовое состояние энергетической компании интересует, в первую очередь, собственников для контроля деятельности организации [20, с. 62]. Финансовое состояние в аудиторской проверке изучается в составе общей программы аудита. Аудит финансового состояния для энергетических компаний выполняет следующие функции:

оценка соблюдения компанией принципа непрерывности деятельности.
Здесь при положительном заключении аудитор оценивает риск непрерывной деятельности компании на ближайшее время, как минимум год с даты проверки;

подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности, которая является основной информационной базой для определения финансовых показателей, на основе которых анализируется финансовое положение компании и рассматривается его динамика.
Следует отметить, что хотя очень много авторов и практических специалистов занимаются рассмотрением проблем аудита организаций, большое количество вопросов аудита энергетических компаний ими не затрагивается. Так очень мало рассмотрены детали методических материалов для аудита финансового состояния с точки рения системного подхода с применением данных бухучета, анализа и учета жизненного цикла предприятия. Поэтому здесь еще необходимо очень много практически прорабатывать эти проблемы для совершенствования методик аудита финансового состояния энергетических организаций. Так нужно определить особенности методик для планирования аудита, смотря на какой стадии жизненного цикла находится аудируемая организация, выделить практические аспекты применения особенностей развития компании и ее финансового

18 состояния в зависимости от фазы экономического цикла рынка, исследовать методику учета финансовых результатов на присутствие типичных ошибок и искажений на определенных стадиях жизненного цикла организации.
Метод экономического анализа и аудита финансовой отчетности с точки зрения концепции ЖЦО предполагают выделение этапов развития организации, рассмотрение в деталях информации деятельности фирмы за ряд равных периодов и оценить перспективы ее развития с учетом стадии развития фирмы и данного цикла экономики [18, с. 40]. Этот метод подразумевает выделение стадий жизненного цикла еще на этапе планирования аудиторских процедур.
Метод аудита финансовой отчетности с учетом ЖЦО базируется на учете рисков, характерных для каждой стадии ЖЦО, может дать более точные оценки результатов деятельности компании, ее финансового состояния и перспектив дальнейшего развития компании.
Таким подходом снижается аудиторский риск в связи с улучшением понимания условий существования и процесса формирования коммерческого предприятия, его особенностей, а также имеющихся проблем и потребностей при функционировании в тех или иных стадиях ЖЦО, платежеспособности и показателей финансовой устойчивости, ожидаемых темпов роста организации и общих показателей деятельности.
С точки зрения влияния циклов развития компании на ее финансовое положение как основной риск можно назвать риск непрерывности существования предприятия. Поэтому важным представляется при проверке отчетности в любой фазе цикла развития предприятия получение аудитором уверенности в непрерывности деятельности компании в ближайшее время.
Спад может произойти под влиянием и внешних, и внутренних факторов, а эффективная работа организации (например, рост выручки) зависит от стадии жизненного цикла предприятия и фазы цикла экономики, а стабильность при воздействии внешних факторов различная на разных этапах цикла. Например, положение организации стабильнее на стадии зрелости, чем на стадии роста.
Далее мы рассмотрим некоторые особенности влияния разных стадий


19 жизненного цикла на изменение финансового состояния компании.
На первом этапе жизненного цикла - возникновения и раннего роста - предприятие практически не имеет выручки от основных видов деятельности.
[15, с. 161]
На этапе возникновения и раннего роста у предприятия практически отсутствует выручка от основных видов деятельности. У компании нет узнаваемого бренда, нет своей ниши на рынке. Чтобы получать выручку, компания должна приобрести юридический статус, необходимые лицензии, найти источники финансирования, нарастить внеоборотный капитал, сформировать штат специалистов в разных аспектах ее деятельности
(юридический, коммерческий отелы, производственные подразделения, бухгалтерия, администрация и т.д.), заключить договоры с поставщиками и покупателями. Отсутствие выручки не является сигналом о кризисном положении компании. Напротив, это скорее закономерность. Основная задача аудитора на этом этапе - оценить потенциал компании, т.е. будущие денежные потоки, проанализировать обоснованность прогнозных данных, наличие источников финансирования, рынка сбыта и др. факторы.
На следующем этапе жизненного цикла - роста - уже нужно рассматривать изменение коммерческих и управленческих расходов и соотносить эти изменения с динамикой выручки. При этом если темп роста расходов больше темпов роста выручки, то можно сделать вывод необходимости проведения оптимизации расходов, т.к. они экономически необоснованны [24, с. 71].
На таком этапе жизненного цикла, как завершающая фаза стадии роста и стадия зрелости, внезапное снижение поступлений финансов от основных видов деятельности организации говорит о возможном кризисе продаж. Также показателем, на который должен обращать внимание аудитор, является доля доходов от обычных видов деятельности, например, от инвестирования в ценные бумаги, от сдачи имущества в аренду. Если она слишком велика, то это является сигналом того, что доходность основной деятельности компании

20 снизилась и более привлекательным для менеджмента стало отвлечение средств в другие виды деятельности. Также индикатором возникновения проблем выступает наличие значительных прочих расходов. Сюда относятся выплаты по судебным решениям, а также штрафы за нарушение условий хозяйственных договоров и др.
На развитии любой организации сказываются исторически сложившиеся нормы ведения бизнеса в стране. Для нашей страны свойственна высокая концентрация производства. Это вызвано неравномерностью распределения населения по стране и технически обоснованными правилами размещения производств. Особенно это касается крупных промышленных предприятий.
Согласно исследованиям Центра проблемного анализа и государственно- управленческого проектирования в нашей экономике ведущую роль играют холдинги. Особенно это касается важных отраслей (транспортная, энергетическая, агропромышленная, металлургическая и др.). То есть нынешнему этапу развития экономика России характерна активная интеграция и кооперация бизнеса. Образование различных предпринимательских объединений, что присуще организациям, находящимся на последнем этапе стадии роста или на этапе зрелости организации.
Также существенным фактором является такая характеристика развития организаций в нашей стране, что многие крупные предприятия перешли в собственность после разгосударствления предприятий и их объединения путем акционирования. Большей частью такие компании доросли до размеров холдинга либо от созданных в Советском Союзе, либо путем слияний и поглощений. Для сохранения и укрепления положения на рынке любым компаниям необходимо постоянно развиваться. Для каждой отдельной компании имеются пределы роста, обусловленные размерами рынка и географическим положением. Для стабильного роста предприятия пытаются попасть на рынки с новым товаром, в другие географические части страны. Для одной организации это будет сложно, поэтому естественный рост — очень долгий процесс. Именно это является причиной столь частого объединения