Файл: Совершенствование системы бухгалтерского учета и аудита финансовых результатов предприятия (на примере ооо ост эл).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
42
Таблица 2.4
Анализ основных средств ООО «ОСТ ЭЛ»
8
Наименование показателя
2013 2014 2015
Изменение 2013-2015 абс.
Знач.
Уд.
Вес,
% абс.
Знач.
Уд.
Вес,
% абс.
Знач.
Уд.
Вес,
%
Абс.
Знач.
Изменен ие в структур е
Прир ост, %
Основные средства
1200 83 100 1110 77 100 1020 70 100
-18013 0,00 85
Здания
7410 7,5 61,71 6854 9,58 62 6297 7,19 62
-11130,3 -0,01 85 машины и механизмы
4587 5,5 38,2 4243 4,92 38 3888 8,67 38
-6986,83 -0,10 85
Производст венный инвентарь
100 0
92,50 019 0
204,1 4
0 104,14 0,12 204
Итого
2401 66
-
2221 54,00 02
-
2041 40
-
-
-
-
При проверке ведения аналитического учета никаких нарушений не выявлено. Каждому объекту основных средств правильно присваивается шифр амортизационных отчислений, и имеются в наличии справочные данные.
Согласно утвержденному приказу на предприятии, ООО «ОСТ ЭЛ» один раз в год проводит инвентаризацию основных средств.
Учет движения основных средств и их износа ведется на предприятии.
Ремонт основных средств производится за счет текущих затрат. Расходы на все виды ремонта основных производственных фондов включаются в состав затрат на производство и реализацию продукции.
По данным бухгалтерского баланса дебиторская задолженность предприятия на 31.12.2015г. составила 103тыс.руб., в том числе дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. 103тыс.руб.
На 31.12.2013г. дебиторская задолженность предприятия составила
29510тыс.руб., в том числе платежи по которой ожидаются в течение 12 мес.
29510 тыс.руб. За анализируемый период дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев не было. Расшифровка
8
Таблица составлена автором по данным, полученным в процессе исследования
43 крупнейших дебиторов за 2015г. показана в табл. 2.5.
Кредиторская задолженность ООО «ОСТ ЭЛ» за 2015г. сложилась в размере 11407 тыс.руб. перед поставщиками.
Таблица 2.5
Расшифровка крупных дебиторов ООО «ОСТ ЭЛ» за 2015г.
9
Наименование организации
Сумма
УМПКХ
52 тыс.руб.
«Городские сети Армении»
51 тыс.руб.
Итого дебиторская задолженность
103 тыс.руб.
Список предприятий поставщиков и подрядчиков приведем ниже в табл.
2.6.
Таблица 2.6
Список поставщиков и подрядчиков (кредиторская задолженность)
ООО «ОСТ ЭЛ»
10
Наименование организации
Сумма, тыс. руб.
Поставщики газа
8459
Поставщики мазута
561
По оплате труда
125
Прочим поставщикам
2262
Итого
11407
Увеличение кредиторской задолженности происходило из-за нехватки собственных средств предприятия.
Величина собственного капитала в течение анализируемых периодов не изменялась.
Резервы предстоящих расходов не создавались и не использовались ООО
9
Таблица составлена автором по данным полученным в процессе исследования
10
То же
44
«ОСТ ЭЛ» в анализируемом периоде. Остатков по резервам предстоящих расходов нет.
Существенных ошибок в бухгалтерском учете или нарушения законодательства при осуществлении деятельности ООО «ОСТ ЭЛ», которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период не обнаружено.
Решений о реорганизации, реконструкции организации не принималось.
Крупных сделок, связанных с выбытием и приобретением основных средств и финансовых вложений не проводилось.
Пожаров, аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, в результате которых уничтожена была бы значительная часть активов организации, не происходило.
Деятельность организации не прекращалась, действий органов государственной власти в отношении ООО «ОСТ ЭЛ» не производилось.
45
1 2 3 4
Глава 3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы
бухгалтерского учета и аудита финансовых результатов в
ООО «ОСТ ЭЛ»
Основная задача бухучета на предприятии в современных условиях — это формирование полной и достоверной отчетности о хозяйственных процессах и итогах деятельности фирмы. Такая информация нужна не только управляющему персоналу для оперативного руководства и видения истинной ситуации, но и инвесторам, кредиторам, а также финансовым и банковским органам.
Учитывая, что прибыль является не только целью любого коммерческого предприятия, но и наиболее наглядным показателем эффективности деятельности компании, особое значение имеет возможность максимально досконально рассмотреть учет и аудит показателей прибыли.
Одна из задач данной работы состоит в определении таких путей улучшения учета и распределения прибыли, как правильное отражение в бухучете и разложение по счетам бухгалтерского учета всех показателей деятельности, внедрение систем учет, которые могут предоставить обширные возможности для более полного анализа прибыли и, как следствие, более обоснованного на верных данных принятия решений, которые позволят точнее осуществлять контроль за финансовыми работами предприятия.
Для решения указанной выше задачи было проведено исследование финансового состояния бухгалтерского учета и финансовых результатов энергетической компании ООО «ОСТ ЭЛ».
В теории основные вопросы организации методик бухучета в плане финансовых результатов, о которых было сказано в первой главе, представляются как база для поиска более подходящей учетной системы, чтобы можно было сформировать полны и эффективный учет финансовых результатов в работе организации, если учитывать особенности отрасли, где работает хозяйствующий субъект, и специфику организации его работы.
46
После проведенного анализа организации бухучета в организации можно выделить предпосылки для получения более достоверных итоговых показателей с целью формирования финансовых результатов деятельности.
В результате анализа имеющейся практики учета промежуточных показателей для формирования финансовых результатов в ООО «ОСТ ЭЛ» были выявлены следующие проблемы: несмотря на то, что учет работает на весьма высоком уровне, практически не развит учет и контроль распределения финансовых ресурсов в соответствии с нормативной базой, выявлено недоиспользование рациональных возможностей учета показателей, которые регламентированы в действующем законодательстве, крайне низкая автоматизация отдельных элементов учета и всего его комплекса в целом. Для устранения выявленных недостатков и необходимо проработать и провести мероприятия совершенствования учетной системы.
При рассмотрении организации учета финансовых показателей мы видели, что заполнение первичной документации бухучета производится на весьма высоком уровне и согласуется с действующими нормами. Но следует учесть, что на рассматриваемом предприятии всю отчетность ведет один человек, поэтому нельзя исключить человеческий фактор и риск совершения ошибок. Представляется важным автоматизировать учет и анализ дополнительных показателей. При этом нужно внедрять новое программное обеспечение, которое в первую очередь позволило бы проводить регулярные проверки формирования прибыли и ее распределения. Для решения основных проблем системы внутрифирменного контроля нужно сам контроль технически организовать и обеспечить доступ к информации контролирующих органов
(директора).
Применяемый способ расчета финансовых результатов по методикам учета доходов по имеющимся отчетным документам является характерным для стран с рыночной экономикой. Такой порядок расчетов финансовых результатов соответствует также и требованиям международных стандартов по бухучету. Тот факт, что на многих отечественных предприятиях неохотно
47 пользуются правовым методом, скорее говорит, с одной стороны, о стереотипах в применяемой методологии учета, а с другой стороны — о сложностях применять эту систему из-за массовых задержек оплаты покупателями и предоставления расчетных документов поставщиками.
Согласно указанному способу расчетов продажная стоимость материальных ценностей, которые числятся как оборотные средства и не подвергались дополнительной обработке в самой организации, равно как и других ценностей и услуг, которые входят в финансовые результаты как
«прочая реализация», должна учитываться в выручке от реализации.
Инструкция плана счетов бухучета в части учета общехозяйственных расходов говорит так: «В зависимости от принятой предприятием организации учета затрат на производство указанные расходы в качестве условно- постоянных могут списываться в дебет счета 90 «Продажи». Это значительно упрощает возможность применить международные принципы учета затрат. Но мало, какие предприятия этим пользуются. Здесь сказывается и приверженность старым привычкам, и то, что сама Инструкция изложенный выше метод рассматривает в качестве вторичного. Об этом свидетельствует фраза «могут списываться». А в целом предписано затраты, которые уже учтены на счете «общехозяйственные расходы», далее списать в дебет счета
«Основное производство», а при наличии счета — «Вспомогательные производства», если сами вспомогательные производства выполняли работы и услуги на сторону) и «Обслуживающие производства и хозяйства», т.е. делать калькуляцию полной себестоимости продукции.
Выручка и прочие поступления, которые связаны с реализацией выбывших основных средств и другими операциями по выбытию основных средств, нематериальных активов, продажной стоимости валютных ценностей, ценных бумаг и других финансовых вложений не должны совмещаться с выручкой от реализации, связанной с коммерческими результатами. Итоги этих операций рассматриваются в качестве доходов и расходов (убытков) по прочим операциям.
48
Представляется нужным приблизить в учетной практике предприятия счет распределения чистой прибыли и нераспределенной прибыли к используемой международной практике. То, что в балансе отчетного года отражается нераспределенная прибыль по итогам года не несет особой важной информативности, т.к. в принципе интерес представляет вся сумма нераспределенной прибыли наращенным итогом. Именно она служит как источник приращения собственного имущества (чистых активов). При этом данные о нераспределенной прибыли за отчетный год содержатся в отчете об использовании чистой прибыли. Сам счет «Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)» хотелось бы структурно улучшить. Тогда без учета предусмотренных планом счетов он содержал бы два таких субсчета, как
«Нераспределенная прибыль», «Непокрытый убыток».
Напрашивается создание новой методики для учета изменений в размере чистой прибыли и ее текущего распределения в отчетном периоде. Тогда чистая прибыль в конце отчетного года заключительной проводкой переносится в кредит счета «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Полученный убыток в тот же срок нужно отразить в дебете счета «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». При учете прибылей и убытков пользуются раздельными субсчетами. В течение всего периода отчетного года по дебету субсчета «Нераспределенная прибыль» отражаются отчисления в резервный фонд и другие фонды специального назначения, а также целевое распределение прибыли по различным потребностям предприятия. Эти отчисления, не увеличивают имущество предприятия. Сальдо по счету «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» приводят развернуто, причем сразу по дебету и кредиту счета, т.к. наличие нераспределенной прибыли не отрицает и непокрытых убытков.
Так же развернуто эти показатели отражают в отчетном бухгалтерском балансе и финансовой отчетности. Отчетность составляют нарастающим итогом с начала отчетного года. Переход на изложенную методику учета прибыли, ее расхода и распределения сводит к минимуму использование счета
49
«Использование прибыли», а также реформации баланса. Она сводится к единственной заключительной записи, которая закрывает счет «Прибыли и убытки» на дату составления годового отчета. Естественно, что в годовом отчете нужно отразить все решения о распределении прибыли, принятые до представления годового отчета.
На предприятии необходимо организовать службу внутреннего аудита с подчинением ее генеральному директору, которая базируется на самоконтроле, взаимном контроле работников, автоматизации сбора, обработки и контроля информации.
Для решения основных задач системы внутреннего контроля необходимо организованное обеспечение контрольной деятельности. Организационное обеспечение контроля связано с упорядочением взаимоотношений между работниками по поводу контроля, упорядочением организации производства для обеспечения реализации эффективных форм и методов контроля.
Для технического обеспечения контроля необходимо наличие соответственных технических средств, с помощью которых производится измерение, подсчет, взвешивание, обмер и т.д.
Для технологического обеспечения контроля необходима установка порядков и правил, а также определения последовательных контрольных работ.
С это целью разработаны определенные управленческие технологические процедуры.
Экономическое обеспечение контроля связано с созданием экономической заинтересованности в осуществлении контроля. Юридическое обеспечение контроля связано с выбором форм, методов и процедур контроля, обеспечивающих полноценную доказательность результатов контроля, а также недвусмысленность при определении вины сотрудников в негативных отклонениях, с конкретизацией прав и обязанностей сотрудников в каждой области контроля.
Информационное обеспечение контроля связано с обеспечением работников необходимой информацией для реализации задач внутреннего
50 контроля.
С целью налаживания и проведения контроля внутри фирмы должны быть разработаны определенные процедуры, по которым будет определяться порядок действий при выполнении работы первичного контроля. Эти процедуры закрепят порядок ведения контроля: круг сотрудников, которые будут участвовать в определении показателя или его характеристик, заложат основу взаимоотношений работников по использованию информации, их права, обязанности, ответственность каждого, а также определят связь результата проведенного контроля с деятельностью сотрудников.
Также нужно отработать конкретные управленческие процедуры для каждого вида деятельности с использованием разделения труда. При этом этапы жизненного цикла внутрифирменной информации будут разделены на некоторые учетно-контрольные операции, каждая из которых будет являться составным элементом в процессе обеспечения достоверности информации.
В отсутствии рациональных операций для эффективного управления получаются нерациональные взаимодействия элементов аппарата управления, происходит нарушение документооборота, неверная самостоятельность сотрудников в учете информации, затрудняется процесс улучшения действующих порядков в формировании и обобщении информации.
При наличии необходимых процедур можно избежать ошибок по интеграции отдельных частей в целую систему информации, т.е. для оптимизации системы информации нужны иные подходы, чем при оптимизации ее отдельных частей. Эти процедуры являются залогом для оптимизации информационных подсистем и целой информационной системы, для успешного воплощения новых разработок и идей. Формы, технические средства, технологии, организация контроля субъекта и объект контроля — только элементы и подсистемы целой контролирующей системы. Взаимосвязь всех элементов друг с другом и с внешней средой и образуют целостную систему контроля в организации.
Свойства системы внутреннего контроля как и любая целостная система