Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вывод по экспериментальной группе:
Средний показатель мотивации в группе 18,875
Согласно методике Дубовицкой Т.Д учащиеся находятся на высоком уровне внутренней мотивации. Уровень мотивации при применении проблемных заданий в на уроке экспериментальной группе вырос в 2 раза.
В таблице 8 представлены результаты среднего показателя мотивации учащихся обеих подгрупп в классе после проведения второго этапа эксперимента.
Таблица 8. Сравнительная таблица 2 групп по первому этапу эксперимента.
Ответы | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Средний показатель мотивации в классе | 9,875 | 18,875 |
Выводы по второму этапу:
Уровень мотивации в экспериментальной группе при применении проблемных заданий вырос в 2 раза. Уровень контрольной группы остался на прежнем уровне
Выводы к главе 2.
Таким образом, проблемно-ориентированное обучение базируется на принципе проблемности, который реализуется через различные виды образовательных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой исследовательской деятельности студента.
Должны ли все тренировки быть проблематичными? Не все, если проблема подготовки, имеет в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самообучение путем решения проблем обучения, путем открытия сочетается с репродуктивным обучением, как изложено учителем или учеником. Студент не может и не должен повторять весь исторический путь развития знаний человека. Но принципы этого развития и обобщенные методы действий он должен повторить, чтобы научиться им развивать способы творческой деятельности.
Проблемное обучение понимается как вид обучения, обеспечивающий в сочетании с традиционным и новым, введенным в педагогику многими исследователями и практиками развитие всего комплекса чувств и ума, мышления студента и его памяти, развитие целостной, интеллектуально. Обучение нельзя считать развивающим, если не использовать законы проблемного обучения (принцип задачи, проблемная ситуация).
Проблемный Тип обучения не решает всех учебно-воспитательных задач, поэтому не может заменить всю систему обучения, включая различные виды, методы, организацию учебного процесса.
Доступно ли для всех студентов обучение на основе проблем?
Большинство. Однако уровень проблемы и степень познавательной независимости будут сильно различаться в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся, степени их обучения методам проблемного обучения и т.д
Заключение
Приложение А
Методика диагностики направленности мотивации изучения предмета
(автор Дубовицкая Т.Д.)
Цель— выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Общая характеристика методики:методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.
Инструкция:
Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
«верно» + +;
«пожалуй, верно» +;
«пожалуй, неверно» –;
«неверно» – –.
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
Вопросы для опроса:
-
Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности. -
Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше. -
В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях. -
Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель). -
Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным. -
При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу. -
Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать. -
Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути. -
На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться». -
Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя). -
Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями). -
Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают. -
По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня. -
Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше. -
Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания. -
Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю. -
Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом. -
Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания. -
Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает. -
Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Ключ:
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы («верно»; «пожалуй, верно»), а «Нет» — отрицательные («пожалуй, неверно»; «неверно»).
«Да» - 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
«Нет» - 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;
6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;
15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.
Приложение Б
Конспект урока по информатике
Тема урока: Кодирование текстовой информации
Класс: 10
Цель: овладение учащимися знаниями об основных понятиях и действиях текстового редактора.
Задачи:
-
Обучающая: систематизировать знания о текстовом редакторе, привитие навыков создания, форматирования и редактирование текстового документа. -
Развивающая: направлена на формирование творческой личности, на развитие памяти, мышления, воображения, учить сравнивать, обобщать, делать выводы. -
Воспитательная: воспитывать у учащихся информационную культуру, умение работы в коллективе, умение слушать преподавателя, бережное отношение к учебному труду, формирование культуры речи и уверенности.
Дидактическое обеспечение:
-
Учебник Информатика. 10 класс. Базовый уровень - Босова Л.Л. -
Практическая работа (Приложение 1)
Оборудование и методические материалы для урока: компьютеры, интерактивная доска, раздаточный материал: практическая работа, презентация, флипчарты.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
-
Организационный момент
- Готовность учителя к уроку
- Готовность обучающихся к уроку
-
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Проблемное задание.
На уроке информатики школьникам предлагается написать эссе на заданную тему, ограниченное количество символов в котором составляет 140. Одни ученики справляются с заданием легко, ведь для них 140 символов – это норма для Twitter или SMS. Однако другие сталкиваются с трудностями, потому что их эссе получается слишком коротким или они не могут уместить в 140 символов все свои мысли.
Сконцентрировать внимание учащихся на учебной деятельности, настроить класс на рабочий ритм, мобилизовать учащихся для включения в учебный процесс
-
Актуализация знаний
-
Что называется, текстовой информацией? (Текстовая информация – это информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков). -
По какой формуле можно вычислить количество информации? (N=2I , N –количество возможных информационных сообщений, I –количество информации). -
Что называется, закодированной информацией? (информация, которая передается специальными значками (кодами)); -
Какими способами можно передавать одну и ту же информацию? (с помощью алфавита, с помощью цифр, с помощью нот, с помощью азбуки Морзе, на компьютере); -
Что такое декодирование? (Декодирование – преобразование закодированной в виде условных обозначений информации в привычную для нас форму представления информации);
-
Изложение нового материала
-
Виды текстовых документов -
Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации -
Создание текстовых документов -
Автоматизация процесса создания документов -
Оформление реферата и других работ -
Дополнительные возможности
-
Закрепление изученного материала. Практическая работа
Приложение 1 ( задание 1-4)
-
Контроль усвоения и коррекция ошибок -
Рефлексивно-оценочный этап
-
Подведение итогов урока -
Выставление оценок -
Самооценка, взаимооценка -
Вопросы для рефлексии
- Что нового вы узнали на уроке?
- Бала ли вам интересна наша тема урока?
- Как вы думаете пригодиться ли нам знания этой темы в бедующем
8. Инструкция по выполнению домашней работы
-
Повторить пройденный параграф 23 -
Задание 5-6 из практической работы 1
9.Уборка рабочих мест