Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, учитель может использовать эту ситуацию для того, чтобы помочь ученикам правильно понимать и объяснять цветовую модель RGB и общие принципы смешивания цветов.
На уроке информатики в 10 классе учитель рассказывает о стандарте Unicode, который используется для представления символов и текста в компьютерных системах. В процессе объяснения учитель говорит, что к одному и тому же символу в разных языках могут относиться разные коды, и что в одном языке может быть несколько разных символов, каждый с уникальным кодом. Один из учеников не понимает, каким образом компьютер может отображать символы разных языков, если каждому из них соответствует свой уникальный код.
Эта ситуация связана с тем, что ученик не понимает, как работает стандарт Unicode и как символы и текст представляются в компьютерных системах. Учитель может объяснить, что компьютеры не просто знают, какой код соответствует какому символу, но также используют таблицы соответствия символов, так называемые шрифты, которые определяют, как каждый код должен быть отображен в конечном виде. Иными словами, компьютер читает код символа из текстового файла и затем ищет соответствующий шрифт, который содержит отображение этого символа в конечном виде на экране.
Учитель может также проиллюстрировать это на примере языков с разными алфавитами, такими как китайский и кириллица, и показать, как один и тот же символ может быть отображен по-разному в разных языках. Это поможет ученику понять, что таблицы соответствия символов являются ключевым элементом для правильного отображения текста на компьютере.
Таким образом, эту ситуацию можно использовать, чтобы ученики лучше понимали стандарт Unicode и как символы и текст представляются в компьютерных системах.
На уроке информатики, ребятам предложили решить задачу на сложение чисел в системах счисления с основанием q. Учитель раздал всем по два листочка, на одном из которых было записано первое число в системе счисления с основанием q, а на втором - второе число. Для решения задачи, ученикам нужно было сначала перевести числа в десятичную систему счисления, затем сложить их и результат перевести обратно в систему счисления с основанием q.
Однако, ученикам было трудно понять, как правильно производить перевод чисел в десятичную систему счисления. Они не знали, как умножать цифры числа на соответствующие степени основания системы счисления, что приводило к ошибкам при выполнении задания.
Решение проблемной ситуации:
Первым шагом учителя должно быть объяснение основных понятий и правил перевода чисел из различных систем счисления в десятичную. При этом нужно использовать наглядные примеры и показать, как умножать цифры числа на соответствующие степени основания.
Учителю стоит предложить ученикам задания с различными числами и системами счисления, чтобы они могли на практике применять полученные знания и закреплять их. Также стоит дать ученикам возможность работать в группах, чтобы они могли дополнительно обсудить задания и помогать друг другу при возникновении затруднений.
Необходимо обратить внимание на разнообразие заданий и учитывать уровень подготовки каждого ученика. Некоторым ученикам может потребоваться дополнительное индивидуальное объяснение материала.
На следующих уроках можно предложить ученикам задания на сложение чисел в системах счисления с основанием q с уже известными им числами в десятичной системе счисления. Это поможет им понять, как правильно осуществлять перевод чисел из одной системы в другую и сложение чисел в разных системах счисления будет даваться им легче.
Следующий пример, представим ситуацию: на уроке информатики в 10 классе учитель объясняет студентам, что использование кодировки ASCII является довольно устаревшей технологией, которая уже не соответствует современным запросам информационного общества.
Однако некоторые студенты, не особо понимающие тему или же не обладающие большим опытом работы в Интернете, могут не согласиться с преподавателем, заявляя, что ASCII является наиболее удобной и доступной для использования на практике кодировкой.
Таким образом, встает проблема продвижения более новых и совершенных стандартов кодирования данных в сознании студентов.
Для решения этой проблемы, учитель может попросить студентов рассмотреть различные примеры проблем, которые могут возникнуть при использовании устаревшей кодировки на практике. Он также может провести более глубокое и детальное изучение современных стандартов кодирования, для того, чтобы продемонстрировать, как они могут обеспечить более качественный и точный обмен информацией в сравнении с ASCII.
В итоге, студенты смогут получить глубокое понимание о том, почему используется определенный стандарт кодировки, а также научаться анализировать и выбирать оптимальные методы передачи данных на практике.
Данные разработки будут использованы на педагогической практике.
2.3 Педагогический эксперимент.
Цель педагогического эксперимента: проверить – влияет ли применение проблемных ситуаций на уроках информатики при изучении раздела «Представление информации в компьютере» на мотивацию изучения предмета.
Гипотеза эксперимента-применение проблемных заданий на уроках информатики положительно влияет на активность учащихся, повышает мотивацию к изучению предмета.
Условия проведения эксперимента. Педагогический эксперимент проводился в лицее ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» города Ульяновска, находящейся по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, площадь Ленина,4. Участниками педагогического эксперимента являются учащиеся 10 класса.
Класс разделен на 2 подгруппы.
Эксперимент проводился в 2 этапа. На первом этапе на уроке информатике в двух подгруппах было использовано традиционное обучение. На втором этапе на уроке с первой группой (контрольная) также было использовано традиционное обучение. На уроке со второй подгруппой (экспериментальная) было применено проблемное обучение.
Первый этап эксперимента начался с использования традиционных методов обучения. Была проведена лекция по теме «Представление текстовой информации в компьютере», в которой были даны теоретические сведения о представлении информации в компьютере. Затем, учитывая, что учащиеся могут знать не все понятия, необходимые для работы с темой, была проведена серия вопросов для проверки понимания материала и выявления уровня подготовленности учащихся.
После проведения первого этапа учащиеся прошли анкету «Методика диагностики направленности мотивации изучения предмета» (автор Дубовицкая Т.Д.).
Результаты первой и второй группы после первого этапа были одинаковыми (таблица 5)
В таблице 3 представлены ответы учащихся после проведения первого этапа эксперимента. В опросе участвовало 8 учащихся I подгруппы.
Таблица 3. Результаты первого эксперимента (контрольная группа)
№ | I подгруппа | Результаты первого опроса (количество баллов) |
1 | Иванов С. | 7 |
2 | Сидоров Н. | 9 |
3 | Прокофьев Н. | 11 |
4 | Петрова К. | 10 |
5 | Карпова У. | 8 |
6 | Пархоменко Э. | 12 |
7 | Кучеров Р. | 14 |
8 | Макарова С. | 8 |
Вывод по контрольной группе:
Средний показатель мотивации в группе 9,875
Согласно методике Дубовицкой Т.Д учащиеся находятся на среднем уровне внутренней мотивации.
В таблице 4 представлены ответы учащихся после проведения первого этапа эксперимента. В опросе участвовало 8 учащихся II подгруппы.
Таблица 4. Результаты первого эксперимента (экспериментальная группа)
№ | II подгруппа | Результаты первого опроса (количество баллов) |
1 | Петров К. | 8 |
2 | Кириллова Н. | 9 |
3 | Стулова А. | 10 |
4 | Кожеватова К. | 11 |
5 | Верн К. | 12 |
6 | Петря К. | 11 |
7 | Иван У. | 8 |
8 | Усманова Д. | 10 |
Вывод по экспериментальной группе:
Средний показатель мотивации в группе 9,875
Согласно методике Дубовицкой Т.Д учащиеся находятся на среднем уровне внутренней мотивации.
Таблица 5. Сравнительная таблица 2 групп по первому этапу эксперимента.
Ответы | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Средний показатель мотивации в классе | 9,875 | 9,875 |
Выводы по первому этапу:
Уровень мотивации в двух подгруппах, при применении традиционного обучения, в ходе первого эксперимента находится на одинаковом уровне.
На втором этапе эксперимента были использованы проблемные задания в экспериментальной группе. Учащимся были предложено решить проблемную задачу, связанную с предыдущей темой урока. Ученикам было предложено выполнить задания для того чтобы опробовать свои знания. То есть эксперимент был направлен на обобщение знаний. Для этого учителю необходимо было разобрать один из примеров, который решали ученики во время выполнения проблемных заданий и обобщить новые наработки. Участники урока смогли соединить теоретические сведения, которые они получили во время первого этапа, с практической работой, которую они провели на втором этапе.
В конце эксперимента было проведено тестирование для оценки эффективности применения проблемных заданий. Было замечено, что ученики, которые работали с проблемными заданиями, имели более высокий уровень мотивации к изучению предмета.
Результаты первой и второй группы после второго этапа различны (таблица 8).
В таблице 6 представлены ответы учащихся после проведения второго этапа эксперимента. В опросе участвовало 8 учащихся I подгруппы.
Таблица 6. Результаты второго эксперимента (контрольная группа)
№ | I подгруппа | Результаты первого опроса (количество баллов) |
1 | Иванов С. | 6 |
2 | Сидоров Н. | 8 |
3 | Прокофьев Н. | 10 |
4 | Петрова К. | 10 |
5 | Карпова У. | 8 |
6 | Пархоменко Э. | 9 |
7 | Кучеров Р. | 14 |
8 | Макарова С. | 8 |
Вывод по контрольной группе:
Средний показатель мотивации в группе 9,875
Согласно методике Дубовицкой Т.Д учащиеся находятся на среднем уровне внутренней мотивации. Уровень мотивации к изучению предмета не изменился при повторном использовании традиционного метода обучения.
В таблице 7 представлены ответы учащихся после проведения второго этапа эксперимента. В опросе участвовало 8 учащихся II подгруппы.
Таблица 7. Результаты второго эксперимента (экспериментальная группа)
№ | II подгруппа | Результаты первого опроса (количество баллов) |
1 | Петров К. | 16 |
2 | Кириллова Н. | 19 |
3 | Стулова А. | 20 |
4 | Кожеватова К. | 18 |
5 | Верн К. | 19 |
6 | Петря К. | 20 |
7 | Иван У. | 19 |
8 | Усманова Д. | 20 |