Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
– поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
– помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности;
– помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Исходя из своего опыта, я определила, каким должен быть контент, чтобы он был максимально развивающимся и интересным. Эти элементы: конфликт, предположение, опровержение, несоответствие, неопределенность.
Поэтому при проектировании содержания материала, я включаю эти элементы.
Например:
-
Опровержение.
На уроке по теме "Кодировка ASCII" учитель предлагает рассмотреть эту тему с помощью опровержения. Этот подход поможет сделать урок интересным и запоминающимся для учеников.
Опровержение 1:
Кодировка ASCII - не единственная кодировка символов.
Несмотря на то, что кодировка ASCII является широко распространенной, существуют и другие кодировки. Например, кодировка Unicode представляет собой более масштабную и универсальную систему кодирования символов, которая включает в себя более чем 110 000 символов, в том числе и иероглифы.
Опровержение 2:
Кодировка ASCII не может использоваться для всех языков.
ASCII-кодировка была разработана для представления английского языка, и она не подходит для других языков, которые используют другие алфавиты или системы записи. Например, китайский язык имеет свою собственную систему записи, и его символы не могут быть представлены в системе ASCII.
Опровержение 3:
Кодировка ASCII не является безопасной.
ASCII-кодировка имеет определенные ограничения, которые делают ее небезопасной для вычислительной системы. Например, ASCII не может использоваться для передачи шифрованной информации, так как системы шифрования используют символы, которые не могут быть представлены в системе ASCII.
Итак, во время урока по теме "Кодировка ASCII" опровержение было использовано как часть урока для того, чтобы привлечь внимание учеников и помочь им лучше понять эту тему. Благодаря такому подходу учителя, ученики получили необходимые знания и понимание о том, почему кодировка ASCII не является единственной и наилучшей системой кодирования символов.
2) Неопределённость.
Учитель может начать урок с неопределенного вопроса, например: "Какую информацию можно найти в интернете?", "Как много информации существует на планете Земля?" Использование таких вопросов позволит привлечь внимание учеников и вызвать у них интерес к теме урока.
Дальнейшее описание задач урока может также содержать неопределенность. Например, учитель может сказать: "На этом уроке вы узнаете, как определить объем информации на странице", или "Мы будем изучать, как организовать и обрабатывать большой объем информации". Это поможет вызвать у учеников интерес и позволит им представить себе возможности, которые открываются перед ними.
При изучении темы "Информационный объем информации" учитель может использовать методы исследования, которые подразумевают неопределенность, например, "наблюдение". Учитель может сказать: "Посмотрите на эту страницу. Сколько информации она содержит?" Затем он может попросить учеников оценить объем информации на странице и сравнить результаты. Это может привести к интересным обсуждениям и выводам, и расширить понимание учеников о том, что такое информационный объем.
Для организации интересных дискуссий учитель может использовать неопределенность, предлагая вопросы, на которые никто из учеников не может дать точный ответ. Например, "Какой объем информации может вместиться в вашу голову?" Этот вопрос может произвести на учеников сильное впечатление и привести к исследованию того, как человеческий мозг обрабатывает информацию.
Итоговый вывод
При заключительном обсуждении учитель может использовать неопределенность, чтобы закрепить тему урока и побудить учеников задуматься о том, что они узнали. Например, он может сказать: "Мы изучили различные методы измерения информационного объема, но сколько информации действительно существует на свете, мы можем только догадываться". Такой вывод позволит ученикам осознать, насколько информационный объем огромен и что тема является комплексной и интересной.
-
Классификация методов проблемного обучения.
Методы проблемного обучения отличаются по своей сложности, направленности и уровню принуждения. Рассмотрим наиболее популярные методы проблемного обучения на уроке информатики. Таким образом, по методу решения проблемных проблем иногда существует четыре метода: проблема представления (учитель самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее); совместное обучение (учитель самостоятельно ставит проблему, и решение достигается вместе со студентами); исследования (учитель ставит проблему, и решение достигается самими учениками) и творческое обучение (учащиеся, формулируют проблему и находят свое решение). По характеру взаимодействия и распределения деятельности учителей и учащихся также иногда различают пять способов организации учебного процесса (их называют двоичными методами), в которых соответствующий метод обучения соответствует его методике преподавания (отчетность – исполнительная, объяснительная – репродуктивные, поучительнопрактические, объяснительные и частично– поисковые, побуждающие и ищущие). Остановимся подробнее на классификации методов проблемного обучения, предложенных М. И. Махмутовым. Если мы будем следовать этой классификации, идея изучения проблемы более распространена в трех последних методах. М. И. Махмутов, в зависимости от метода представления учебного материала (проблемных ситуаций) и степени активности студентов, определил шесть методов: метод монологического изложения, метод рассуждения, диалогический метод представления, эвристический метод обучения, метод исследования и метод запрограммированных задач.
Метод монологического изложения. Метод монологического изложения – это один из методов проблемного обучения, который заключается в том, чтобы ученики рассказывали о своих знаниях, мыслях и исследованиях, связанных с конкретной проблемой или темой. В процессе монологического изложения ученики изучают новую тему или проблему, знакомятся с различными источниками информации и формируют свои собственные представления о предмете исследования. Затем они используют свои знания для составления речевого выступления, в котором описывают свое понимание темы, анализируют решение проблемы, обосновывают свои выводы и предлагают возможные пути решения.
Этот метод способствует развитию у учащихся навыков коммуникации, аналитического мышления и критического осмотрительного подхода к решению проблем. Он также повышает самооценку учащихся, дает возможность проявить свои индивидуальные способности и стимулирует интерес к учебному материалу.
Рассуждающий метод обучения. Рассуждающий метод обучения является одним из методов проблемного обучения, который поощряет учащихся мыслить критически и развивать свои полезные навыки. Этот метод подразумевает создание хорошо структурированных задач для восприятия учениками и проведения дискуссий, в которых они должны принимать активное участие.
Рассуждающий метод обучения помогает студентам овладеть навыками анализа, развить свою логику и убедительность в аргументации. Условием эффективности метода выступает начальное формирование знаний и навыков учащихся, которые затем могут использовать для решения более сложных задач.
Одним из преимуществ рассуждающего метода обучения является его гибкость: он может быть адаптирован для различных уровней сложности и стилей обучения, в том числе в зависимости от возраста ученика, уровня знаний и предпочитаемого подхода к обучению. Кроме того, этот метод позволяет ученикам самостоятельно находить решение для поставленных задач, что способствует развитию их творческих способностей. Недостатками рассуждающего метода обучения могут стать его временные затраты и трудность в поиске хороших задач, но в целом этот метод является эффективным инструментом обучения и может принести много пользы для студентов.
Диалогический метод изложения. Диалогический метод обучения – это метод, который предполагает взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения. Ученик играет активную роль, задавая вопросы, высказывая свои мысли, а учитель помогает ему найти ответы на них.
На уроках диалогический метод может быть применен для решения различных задач. Учитель и ученик обсуждают вместе проблемы, ищут решения, анализируют ошибки, обмениваются мнениями и опытом. Этот метод обучения позволяет ученикам понимать не только конкретные задачи, но и целостную картину технологий и процессов в информатике. Ученики овладевают критическим мышлением, умениеманализировать информацию и принимать обоснованные решения. Диалогический метод обучения на уроках помогает учащимся развивать навыки работы в команде, общения и взаимодействия с другими людьми. При этом ученики узнают не только новые технологии и методы, но и получают опыт их применения на практике.
Эвристический метод изложения. Эвристический метод обучения – это метод проблемного обучения, в котором ученики при помощи своих знаний и умений, а также с помощью наставника– учителя, находят решение задач или ответы на вопросы. Основной принцип этого метода – это не дать ученикам готовые ответы, а научить их самостоятельно искать решения. В процессе решения задач ученики формируют навыки и методы работы с информацией, учатся систематизировать знания и применять их на практике. Обучая учащихся при помощи эвристического метода, учитель создаёт проблемные ситуации, которые позволяют ученикам активнее участвовать в учебном процессе. К примеру, учитель может дать задачу, в которой нужно использовать знания и навыки, полученные на предыдущих уроках. При этом, учитель не даст чёткого алгоритма решения задачи, а наставит учащихся обращаться к своим знаниям и опыту, чтобы найти правильный путь решения.
Таким образом, эвристический метод обучения сохраняет интерес учащихся к учебному процессу, расширяет их знания и умения, формирует навыки самостоятельной работы и повышает уровень интеллектуальной активности.
Исследовательский метод. Исследовательский метод обучения включает в себя организацию обучающего процесса с акцентом на использование собственных исследований, учащихся в качестве способа осознания новых знаний и умений. Он стимулирует учащихся к анализу и решению проблем, закладывает основы уменияполучать, обрабатывать и интерпретировать информацию.
В рамках уроков исследовательский метод обучения может включать в себя следующие шаги:
1. Разработка проблемы – учителям необходимо помочь учащимся сформулировать интересную и актуальную проблему для изучения.
2. Исследование – ученики должны проводить исследования в соответствии с проблемой, используя различные ресурсы, включая Интернет.
3. Анализ данных – ученики должны анализировать данные, которые были собраны в процессе исследования, чтобы получить понимание проблемы.
4. Эксперимент – ученики должны разработать и провести эксперименты, чтобы проверить свои гипотезы.
5. Интерпретация результатов – ученики должны объяснить результаты исследования и экспериментов, чтобы сделать выводы.
6. Рефлексия – ученики должны обсудить свои результаты с другими учащимися, чтобы оценить свои исследовательские методы и найти способы улучшения своего подхода к решению проблем.
Исследовательский метод может стимулировать интерес учащихся к обучению и помочь им стать более успешными и компетентными в своей будущей работе.
Метод программированных заданий. Последний метод, выделенный М. И. Махмутовым, называется методом запрограммированных действий или запрограммированных задач. В этом методе учитель разрабатывает целую систему запрограммированных задач, в которых каждая задача состоит из отдельных элементов (или «персонала»). Метод программированных заданий – это метод проблемного обучения на уроках информатики, который предполагает выполнение учащимися программированных заданий для решения конкретных задач. Данный метод предполагает использование специальных учебных программ, которые построены по принципу древовидной структуры. Ученики начинают выполнение заданий с первого, наиболее простого уровня, постепенно переходят к заданиям более сложного уровня.
Программы содержат разнообразные задания, которые даются ученикам в форме вопросов, утверждений, и прочих задач. В ответ на каждое задание ученик должен выбрать правильный вариант ответа или написать код, который решает поставленную задачу.
Преимущества данного метода заключаются в том, что он позволяет ученикам учиться в своем темпе, отрабатывать навыки на практике, освоить новые технологии и подходы к решению проблем. Кроме того, данный метод является довольно эффективным и позволяет достичь значительных результатов в достаточно короткие сроки.
Исходя из предложенных методов, предложены 10 дидактических способов организации процесса проблемного обучения:
1. Мотивация студентов к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешних несоответствий между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.