Файл: ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 3795

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В начале 60-х годов американский социолог Кеннет Боулдинг предпринял попытку создать универсальное учение о конфликте - «общую теорию конфликта». Первоначальную предпосылку появления конфликта он усматривал в природе человека, в его извечном стремлении к борьбе. Ученый выделил две модели конфликта - статическую и динамическую. Статическая модель подвергает анализу все стороны конфликта и отношения между ними. Динамическая модель рассматривает конфликт через изучение интересов сторон. Можно сказать, что эта теория находится на стыке социологии и психологии.


В 1962 году появляется работа Н.Смелсера «Теория коллективного поведения», в которой развиваюся некоторые мысли Парсонса (Смелсер, кстати, был другом и соавтором последнего). Здесь ученый рассматривает те формы коллективных действий, которые обычно рассматриваются как иррациональные. К их числу относятся разного рода возмущения, бунты, формы коллективного помешательства, паники. Коллективное поведение он определяет как «мобилизацию на основе некоторых убеждений, которые по-новому определяют социальное действие». В дальнейшем наметилась тенденция интеграции различных подходов к изучению конфликта.


Политология

Собственно конфликтологические теории в этой группе отсутствуют. Однако в области изучения конфликтов сделано настолько много, что не сказать ничего об этой отрасли знаний просто невозможно.


Теория политических групп, создателем которой считается Вильфредо Парето (1848-1923). Он выдвинул концепцию элиты. Как неодинаковы люди по их биологическим показателям, так неодинаковы и общества, социальные группы, среди которых есть более качественные, элитарные, занимающие лучшие места у кормушки. Борьба за звание элиты - суть социальных конфликтов. Круговорот элит обеспечивается именно такими конфликтами и способствует эволюции общества.


Свои представления о конфликтах и их причинах дают Гоэтано Моска (один из отцов политологии), Франц Оппенгеймер (немецкий историк) и другие. А вот французский социальный мыслитель Жорж Сорель (1847-1922) высказал предположение, что ход истории иррационален. Она вся состоит из неконтролируемых, спонтанных конфликтов, которые благо уже потому, что существуют.


В противовес ему некоторые ученые (Дж.Блондел, Д.Истон, С.Липсет) попытались сформулировать теорию политической стабильности, найти те рычаги, которые способны поддерживать общество в состоянии покоя.


Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы ХХ столетия. В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии.


Ч.Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов. Сегодня за рубежом теория и практика конфликта растут большими темпами. В 1986 году Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов как часть ее Программы Мира. Задача организации - разрабатывать и внедрять навыки по разрешению конфликта для их эффективного применения в личной жизни, на работе и в международных отношениях. Однако, следует иметь ввиду, что пользоваться на практике неадаптированными зарубежными методиками не рекомендуется, т.к. в разных странах и культурах конфликты имеют специфические особенности и то, что приемлемо для одних народов для других может оказаться категорически неприемлемым и нанести вред.



Стратегия – это программа и план действий удовлетворения своей конкретной

потребности или своего конкретного интереса в данном конфликте.

Тактика – это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые

определяют стиль поведения человека в конфликте.

Выделяют пять стратегий поведения в конфликте: сотрудничество,

соперничество, компромисс, уклонение, приспособление. Каждой из них присущи

определенные тактические действия, для каждой требуются определенные качества

личности. Любая из указанных стратегий эффективна только в определенных

условиях и ни одна не может быть выделена как самая лучшая. Суть заключается в

том, чтобы сознательно сделать тот или иной выбор, учитывая конкретные

обстоятельства и склад своего характера. Таким образом, осознанное

целенаправленное поведение в конфликте сводится к выбору стратегии и тактики.

Управление конфликтом

С о п е р н и ч е с т в о

Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом,

нанесенным противоположной стороне. Предпочтение такого поведения в конфликте часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. Эта стратегия отражает такую форму борьбы, при которой одна сторона выходит победителем.

Целесообразно использовать:

в том случае, если Вы, обладая неопределенной властью, уверенны в правильности

своего решения данной проблемы;

когда исход очень важен для Вас, и Вы делаете большую ставку на свое решение

проблемы;

когда решение необходимо принять быстро, и Вы имеете для этого достаточно

авторитета и возможностей;

если Вы чувствуете, что Вам нечего терять, и у Вас нет иного выбора.

если Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного

реагирования.




П р и с п о с о б л е н и е

Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого.

Применяя эту тактику Вы просто отталкиваете от себя проблему и другая сторона не получает в итоге ничего.

Целесообразно применять:

когда Вас не особенно волнует происходящее;

когда Ваш вклад в данную ситуацию не слишком велик;

когда важнее сохранить хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы;

когда, правд, не на вашей стороне;

когда у Вас мало шансов победить.

К о м п р о м и с с

Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то же самое. Такие люди, как правило, предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

Целесообразно использовать:

когда необходимо найти наиболее быстрое и наиболее экономичное решение;

когда обе стороны хотят одного и того же, но понимают, что одновременно это


невыполнимо;

когда Вас может устроить временное решение;

когда другие подходы к решению проблемы кажутся неэффективными;

компромисс позволяет сохранить значимые для Вас взаимоотношения.

У к л о н е н и е

Как один из вариантов разрешения конфликта, при котором предоставляется возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного ответа, избежать бесполезной напряженности; в критической ситуации спрятаться в свой панцирь. Этот стиль может служить эффективным способом разрешения ситуации, а уход или отсрочка могут быть конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

Целесообразно использовать:

когда напряженность ситуации слишком велика и ощущается необходимость

ослабления накала;

когда исход не очень важен для Вас;

когда ситуация слишком сложна для Вас;

когда Вам необходимо выиграть время;

когда у Вас недостаточно власти для решения этой проблемы.

С о т р у н и ч е с т в о

Человек с таким типом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, люди с таким типом реагирования пытаются определить то, в чем состоят

все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества. Участники конфликта приходят к разрешению его с полным удовлетворением интересов обеих сторон.

Целесообразно использовать, когда:

когда обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг

друга;

когда у Вас есть время поработать над возникшей проблемой;

когда решение проблемы важно для обеих сторон;

когда обе вовлеченные в конфликт стороны обладают одинаковыми возможностями

для решения проблемы.

Раздаточный материал подготовила педагог - психолог гимназии № 1528 А.В. Мохова

Психологические реакции поведения

или типичные «конфликтные привычки»

Ситуация: Вы твердо не согласны с тем, что вам говорит человек. Вы готовы защищать свою точку зрения, но чувствуете, что Вам его не переубедить

С о п е р н и ч е с т в о

продолжаете доказывать человеку ошибочность его точки зрения;

выражаете ему свое раздражение и демонстрируете его, пока человек не примет Вашуточку зрения;

пробуете его перехитрить;

предпочитаете криком решить проблему;

ищите союзников с цепью оказать на противника должное воздействие;

твердо требуете, чтобы ради соглашения противник уступил;

можете прибегнуть к физическому или моральному насилию.

П р и с п о с о б л е н и е

делаете вид, будто ничего не произошло;

предпочитаете пойти на его условия ради мира;

ругаете себя впоследствии за то, что не смогли ничего противопоставить;

употребляете все свое личное обаяние, чтобы достичь цели;

ничего не предложите для решения проблемы, но подумаете, как организовать интригу;


сделаете все, чтобы скрыть свое раздражение, огорчение и бессилие.

К о м п р о м и с с

предложите делить «конфликтный пирог» поровну;

Вам, прежде всего нужны нормальные отношения на будущее (боязнь попасть под пресс

давления своего противника дает выход на компромисс);

Вы немного уступите, но для того, чтобы получить чуть-чуть больше.

У к л о н е н и е

прекращаете разговаривать с этим человеком;

подавляете в себе несогласие с ним;

становитесь в позу обиженного;

ощущаете подавленность от непонимания с его стороны;

переходите на сдержанный тон в обращении с ним и формальные отношения;

скажете неприятные слова о нем, но не ему;

намерены прекратить заботу о нем, поддержку действий, начинаний;

мысленно вычеркиваете его из списка друзей или партнеров общего дела.

С о т р у д н и ч е с т в о

признаете реально существующий конфликт без иллюзий, без недомолвок;

не скрываете своих интересов, претензий и требуете этого от своего партнера;

отказываетесь от своих имеющихся преимуществ, не злоупотребляете своим силовым потенциалом, так как предполагаете действовать с партнером на равных ;

приглашаете партнера к совместному поиску решений конфликтной проблемы;

честно принимаете на себя ответственность за удачу и неудачу в разрешении конфликта;

в случае неудачи стараетесь не стать врагами, а продолжать совместные поиски выхода из конфликтной ситуации.




























ВОПРОС 22. ВОПРОС 23. Имиджиология


Имидж и его особенности


Правильно выбранный имидж представляет собой наиболее эффективный способ работы с массовым сознанием. Он отражает те ключевые позиции, на которые безошибочно реагирует массовое сознание. Это попытка перевода массового сознания на автоматические реакции.

В одном телесериале герой из отрицательных жалуется, что его не любят сразу после того, как познакомятся. Положительный герой ему отвечает: «Чтобы сэкономить время».

Имидж действительно призван сэкономить наше время. Он задает апробированные пути идентификации объекта. Объект в результате станет узнаваемым и неопасным. Мы начинаем легко прогнозировать его действия. Назовем эту функцию имиджа идентификацией.

Существует и другая функция имиджа, назовем ее идеализацией. В этом случае, имидж пытается выдать желаемое за действительное. И в том, и в другом случае, имидж несет функцию противопоставления, поскольку он строится системно, исходя из уже имеющихся иных имиджей. Злодей виден только на фоне доброго человека, только так будут видны его качества, только на контрасте.

Пример: Напиток «Байкал» был разработан чтобы противостоять «Пепси» в преддверии Московской олимпиады.

Схематично имидж можно показать:









Не следует также трактовать функцию идеализации как направленную на обман населения. Ведь когда объект перестраивается под мои собственные желания, подобная адаптация может носить только положительный характер. Хотя бы потому, что лидер начинает думать о своем избирателе.


Работа с имиджем делает из политика настоящего актера, поскольку именно актеры эффективно воздействуют на свою публику. Любая подобная техника эффективности переносится на иной тип деятельности.

Имидж облегчает жизнь человеку, задавая для него наиболее эффективные типы ролей. Он начинает вести себя в соответствии и ними, а уже об эффективности тех или иных ролей думают специалисты. Лидер должен четко выдерживать свой имидж и свои поступки. Имидж вообще строится на контрасте, и переходы при смене имиджа не так легки.

Пример «хозяйственник – политик» – Ю. Лужков. Такими же противопоставлениями является контраст «молодой – старый». Это важно, поскольку молодой лидер всегда воспринимается как более энергичный. Ельцин – Клинтон. Ельцин – Путин.

А. Лебедь пытался старательно отойти от имиджа типичного военного, его чаще стали видеть в гражданской одежде (костюме), чем в мундире военного. Такого рода переходы достаточно сложны, поскольку стереотипы в массовом сознании практически не разрушаются. Так англичане думали, что появление женщин в парламенте изменит отношение к возможностям женщин в целом в обществе. Однако М. Тэтчер на карикатурах изображалась не как женщина, а, скорее всего, как мужчина. Это означает, что ее характеристики жесткости и агрессивности не соответствуют стереотипным представлениям о женщине в данном обществе. В таких случаях массовое сознание поступает следующим образом: оно не меняет стереотип, а создает рядом с ним подтип нетипичного представителя данного объекта. Об этом же, как оказалось, свидетельствует невозможность изменить представление о других нациях, которые делаются в результате дружеских контактов. Просто создается дружественный подтип данных лиц, но при сохранении прошлого отрицательного стереотипа данной нации.

Имидж позволяет показать лидера с разных сторон. Все это связано с тем, что подобные сообщения достигнут иной аудитории. Лидер перестает быть застывшей маской, к которой аудитория уже охладевает. Достигнутая автоматизация восприятия тут же снимается деавтоматизацией, которая должна считаться одним из существенных инструментов в арсенале имиджмейкера.

Пример деавтоматизации это динамический аспект имиджа хорошо понимал Геббельс, выступивший в роли автора имиджа фюрера. Имидж Гитлера не ограничивался одним лишь героическим аспектом. Портрет фюрера представлял собой попурри из всего на свете. Студентам и интеллектуалам он представлял Гитлера в качестве архитектора, оторванного от учебы в 1917 году необходимостью служить нации. Для сентиментальных имелся Гитлер, питавший любовь к детям. Рабочим подавал Гитлера – рабочего и т. д.

Имидж настолько многогранен, насколько многогранна его целевая аудитория. С другой стороны, в определенные периоды требуется смена имиджа. Звезды тоже стареют и должны переходить в иную весовую категорию.