ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 3770
Скачиваний: 1
Таким образом, есть невроз, следовательно, есть и источник творчества, нет невроза - человек перестает заниматься творчеством. Проходя психоанализ, художник устраняет свои бессознательные влечения и неврозы и потому как бы лишается источника творчества. Творчество, по Фрейду, подобно сновидению, в котором реализуется принцип исполнения желаний. Но поскольку в творческом процессе участвует и сознание, постольку творчество не может ограничиваться только бессознательной областью. Поэтому творчество лишь символично отражает бессознательные влечения. Творчество, как и сновидения, есть компромисс между сознанием и бессознательным. Фрейд, анализируя болезненную сторону психики художников и ее воплощение в их творчество, абсолютизирует ее роль в творческом процессе. Получается, что именно болезнь выступает источником и основой творчества. Творчество, согласно Фрейду, имеет исцеляющую силу. Но порождает творчество именно невроз: если нет невроза, то о творчестве говорить не приходится. Творчество порождается неврозом, но в то же время оно есть средство избавления от невроза. Само же творчество возникает в результате сублимации, т.е. трансформации сексуальной энергии либидо: в творческом процессе человек переводит сексуальную энергию своей бессознательной сферы в силу своего творчества. Глубина сублимации и определяет глубину творчества. А творческое дарование есть умение сублимировать либидо.
Можно выделить следующие моменты доктрины психоанализа относительно творчества. Во-первых, в основе творчества лежит бессознательная сфера, в частности либидо (лат. "похоть"). Во-вторых, творчество осуществляется на основе сублимации, определяемой глубиной дарования. И в-третьих, неврозы обладают творческой силой, а творчество в свою очередь - исцеляющей силой. В итоге основная идея этой доктрины сводится к тому, что творчество и невроз принципиально не отличаются друг от друга. Вся разница заключается лишь в месте их "пребывания": невроз остается в душе человека, во внутреннем мире, а творчество выходит наружу, т.е. содержанием творчества является болезнь. В том же духе развивается мысль и Ч. Ломброзо, согласно которому гений и умопомешательство - понятия родственные, и умопомешательство чаще всего есть оборотная сторона гениальности.
Действительно ли такова скрытая психология творчества? Если обратиться к современным боевикам, эротическим произведениям, примитивным детективам, любовным романам, фильмам ужаса, то мы получим, безусловно, положительный ответ. Без сомнения, их авторы дают в них выход своему болезненному подсознанию и болезненным влечениям. Подобное творчество целиком описывается теорией Фрейда. Но подлинное творчество представляет собой не просто выход бессознательной сферы, но и содержит в себе очищение, катарсис. Как говорит Н. Бердяев, "в подлинном творчестве всегда есть катарсис, очищение, освобождение духа от душевно-телесной стихии или одоление душевно телесной стихии духом".[2 с.117] И как бы возражая Фрейду, Бердяев утверждает, что "похоть жизни и есть начало, прямо противоположное творчеству. Творчество есть победа над похотью жизни".[2 с.125]
Возникает вопрос: может ли творчество, содержанием которого является болезнь, быть средством возвышающим и очищающим? Безусловно, нет, ибо болезнь может породить только болезнь. Все дело в том, что Фрейд описал только одну сторону творчества - психические проблемы автора. Они действительно имеют место. Но Фрейд как врач абсолютизировал болезненную сторону психики творца. В результате он описал не сам феномен творчества, а болезненное псевдотворчество, которое и расцвело в современную эпоху. Сутью и основой же творчества выступает не болезненная сторона психики художника, а духовность, которая противостоит ей и является носителем здоровья. Причем под духовностью следует понимать вовсе не то обывательское представление, которое утвердилось в наш атеистический век. Согласно ему, предполагается, что духовность противостоит материальности и связана с умственной деятельностью человека. Отчасти это так, но только отчасти. Это только описание, но не суть духовности. Умственная деятельность и все, что противостоит материальному миру, тоже могут быть бездуховными. Сутью духовности выступают прежде всего категории нравственности, совести. Духовность означает в своей основе соответствие нравственным требованиям. Сила духовности - это сила нравственности.[15] И духовность как основа творческой деятельности предполагает переработку и проработку болезненных желаний и влечений, преодоление неврозов силой духовности. Как ни странно, но именно сильная одаренность, в основе которой, безусловно, лежит духовность, и глубокие психические проблемы, отражающиеся на жизненной судьбе, составляют природу гениальности, к чему подошли современные исследователи феномена гениальности. Кроме того, именно категория духовности объясняет упомянутый выше феномен катарсиса. Суть катарсиса - очищение бессознательной сферы именно силой духовности. Катарсис - это очищение души, а чистоту в душу вносит духовность. Катарис возникает в результате воссоединения человеческой души с духом, в результате чего душа испытывает состояние духа. Это и очищает ее, освобождает от бремени страдания. Одновременно дух вдыхает в душу частицу себя, придавая ей божественные силы.
Сам катарсис в искусстве возможен именно благодаря тому, что в нем содержится потенциал духовности, который открывает душе возможность усваивать себя. Поэтому время общения с искусством становится временем постижения душой глубин духа. Это можно наблюдать тогда, когда в результате прочтения художественного произведения или философского трактата человек начинает уже по-иному смотреть на мир, по-иному воспринимать его, у него открываются глаза на то, что раньше проходило незаметно, когда, слушая музыку, он преображается, стоя у картины или музейного экспоната, он замирает, полностью забывая себя, и становится уже другим, отрекаясь от себя прежнего. Душа в процессе взаимодействия с духом очищается от суеты обыденности, входя в чистое и невинное состояние.
Всякое общение в сфере творчества, в области искусства не ограничивается сопереживанием. Это не просто сопереживание души, не только душевное единение, но и сопереживание духовное, сопереживание в самом духе. Это предполагает и принцип поп-fmito, т.е. принцип незавершенности в искусстве, определяющий особенности восприятия художественного произведения. Восприятие творческого продукта происходит лишь при духовном единении актера и зрителя, писателя и читателя, творца и того, кто вступает в общение с творчеством, воспринимающий поднимается на уровень духа творца, раскрывая при этом свой дух. Прекращение диалога в процессе общения с творчеством и есть переход к единению духа, переход от противопоставления душ к единству духа. Души сливаются и отождествляются, поскольку обнаруживают свое единство, которое может быть только духовным. Всякое подобное единение происходит, когда зрительный зал умолкает в едином порыве духа во время и сразу после спектакля. Это случается, когда спектакль уже закончен, а зрители и актеры не могут расстаться, все еще пребывая в возвышенном состоянии, громко аплодируя, аплодисменты представляют собой как раз символ целостности, единства и единения душ. Кисти наших рук, согласно зороастрийской традиции, символизируют прото-человека Гайомарта, которому была присуща целостность, утраченная современным человеком. Соединенные или скрещенные руки - это символ воссоединения утраченных половинок, образующих целостность нашей души. И, хлопая в ладоши, мы в символической форме неосознанно выражаем состояние своего душевного и духовного единения с тем, кому аплодируем. По обыкновению аплодисменты считаются знаком похвалы, благодарности, признания и восторга. Это действительно так, но это только то, что лежит на поверхности. Основа этого действия - единение душ и достижение совместного душевного катарсиса.
Именно духовную сторону творчества Фрейд не затрагивает и игнорирует. И в этом глубочайший порок его доктрины творчества. Творчество - реализация бессознательного. Но необходимо учитывать, что само бессознательное может быть духовным и бездуховным, созидательным и разрушительным. И суть творчества упирается в вопрос о том, какой вид бессознательного реализуется в нем. Духовность, лежащая в основе творчества, складывается из двух моментов: во-первых, это часть бессознательной сферы и, во-вторых, дарование, причем дарование - первое условие творчества. Самые простейшие проявления творчества уже требуют дарования. Поэтому без дарования феномен творчества принципиально существовать не может. Творчество всегда есть результат воплощения дарования. Творчество в зависимости от содержания бессознательной сферы, являющейся его источником, можно разделить на два вида. Первый вид - творчество, основанное непосредственно на духовной стороне бессознательной сферы. Оно предполагает прямое воплощение. Второй вид строится на бездуховной стороне бессознательной сферы, т.е. на разрушительных желаниях. Оно же предполагает сначала преобразование на основе творческого дара бессознательной сферы, а только потом ее воплощение. Содержанием творчества при этом становится не столько осуществление бессознательных влечений и желаний, сколько ощущение, одухотворение бессознательной области, придание ей нравственного характера.
Первый вид творчества - явление чрезвычайно редкое, ибо это уровень не человека, а сверхчеловека. Человек - существо, у которого всегда есть проблемы. Потому в основном встречается творчество второго вида. Однако при всей значимости данного деления проблема творчества - это прежде всего проблема его духовности, поэтому главным является вопрос о содержании творчества, которое может представлять собой либо результат зацикливания на бездуховной стороне бессознательной сферы, либо же преодоление бездуховности и утверждение духовности. Выплескивание невротических желаний - еще не подлинное творчество, а предтворчество. От этой стадии необходимо перейти непосредственно к самому творчеству, которое должно быть духовно. Тот, кто смакует свое невротическое бессознательное, занимается уже не творчеством, не созиданием, а саморазрушением. Подлинное творчество - не болезнь, не ее выражение, не отражение невроза. Творчество - прежде всего признак здоровья. Отсюда и вытекает исцеляющая сила творчества. Не невроз образует содержание творчества, а творчество служит способом излечения невроза. Безусловно, и Леонардо да Винчи, и Достоевскому были присущи неврозы и психические комплексы. Но это только одна сторона их личности, та сторона, которая не составляет основы их творчества. Невротические проявления могут наблюдаться у многих творческих людей, однако не все из них являются гениями. Гениями становятся лишь те, кто в своем творчестве преодолевает эти комплексы. Творчество для них - способ проработки своих комплексов, способ исцеления своей души. В творческом акте художник становится выше своих комплексов, ибо он может от них избавиться - это позволяет сделать духовность. Именно она придает силы для их преодоления.
К такому выводу пришли специалисты, занимающиеся современной практической психотерапией, в рамках которой разработана методика лечения творческим выражением.[16] Замечено, что у людей с душевными расстройствами намного улучшается состояние психики, как только они начинают приобщаться к творчеству. Через творчество человек преодолевает психическую депрессию, чувства тоски, одиночества, подавленности, робости и др. И не только это. Происходит излечение от рассеянности, невнимательности, восстанавливается и укрепляется память. То есть происходит коррекция явлений, связанных не только с психикой, но и физиологией человека. С помощью творчества можно снимать утомление и напряжение организма в целом. Почему? Просто потому, что всякое творчество связано с раскрытием в человеке духовных основ его существования. А духовность есть тот "хлеб насущный", который укрепляет и душу, и тело человека.
Человек - существо прежде всего духовное, его сущность духовна. Поэтому духовное, а точнее, одухотворенное бытие - его нормальное естественное и здоровое существование. А бездуховность - это неестественное состояние, потому она становится причиной потери здоровья. В жизни человека, как правило, духовность и бездуховность смешаны. И пока потенциал духовности преобладает над бездуховностью, человек сохраняет здоровье. Но как только начинает доминировать бездуховность, возникают отклонения от норм здоровья. Творчество же, высшим смыслом которого выступает возрождение утраченной духовности, укрепляет и усиливает потенциал духовности, который в свою очередь восстанавливает нарушенную гармонию здоровья. Даже просто воспроизводя в эпистолярных произведениях или художественных картинах содержание своих бессознательных психических комплексов, человек уже начинает излечиваться от своих неврозов. Ибо воспроизводя, он абстрагируется от них, а абстрагируясь, возвышается над ними. А это означает, что он выводит свое собственное состояние на уровень состояния духа, сила которого позволяет абстрагироваться от комплексов. В обычной жизни человек весь поглощен этими комплексами, он их переживает всей душой, ибо они его мучают. Воспроизводя их, он перестает их переживать, принимать близко к сердцу, он уже отождествляет себя не со своими комплексами, а со своим духом.
Известно, как благотворно влияет классическая музыка на психическое состояние человека. На этом основана музыкотерапия. Ее практика строится на установленных соответствиях между определенными музыкальными произведениями и эмоциональными состояниями, на которые они воздействуют как исцеляющий фактор.[17] Таким образом, не только в споем творчестве, но и в общении с творчеством других людей человек черпает целительные силы.
В свете сказанного по-новому раскрывается и смысл понятия "сублимация", т.е. трансформация материально-сексуальных энергий в энергию творческую, на котором психоанализ возводит свою теорию творчества. Однако что означает эта трансформация энергий? Творчество - это процесс реализации энергии, образующейся в результате трансформации. Это некий результат проявления трансформированной энергии. В обычной и обыденной жизни человек охвачен и поглощен вибрациями материальной и сексуальной энергии. Она не позволяет человеку творить. Это энергия нетворческая. Какая же энергия порождает и обеспечивает творчество? Об этом теория психоанализа умалчивает. Творческая энергия уже нематериальна, ибо она трансформируется в другой вид энергии. В процессе сублимации материальная, сексуальная энергия преобразуется в энергию духовную, которая и позволяет человеку творить. Человек выходит из-под власти материальной энергии и попадает в сферу духа. Если материальная энергия закрепощает человека, то духовная освобождает его, делает творцом. И как бы теория психоанализа ни игнорировала этот факт, она не может не учитывать его, скрывая под термином "сублимация". Понимание духовных основ творчества позволяет пролить свет и на вопрос, почему перестают заниматься творчеством люди, которые проходят психоанализ. Выше было сказано о том, что обычно человека на творчество толкают неврозы и психические комплексы. Проходя психоанализ, творческие люди излечиваются от своих неврозов, и потому их уже ничто не толкает на творчество, не мучают неврозы, комплексы, ничто не ограничивает душу - нет необходимости творить. На творчество же способна та душа, которой стало тесно в этом мире и она стремится к свободе и духу.
Немаловажно отметить и то, что хотя в теории психоанализ отрицает духовную сторону человеческого бытия, его практика не может не строиться на духовных основах. На практике всякое исцеление души и освобождение от комплексов связано с выходом психоанализа в сферу именно духовного, с обнаружением и выявлением бессознательных мотивов и установок, взаимодействующих с сознанием человека и вызывающих психические комплексы, с необходимостью избавления от них. Это достигается в процессе их осознания и осмысления, что составляет основу любого психоаналитического сеанса, являясь творческим актом. Поэтому игнорирование теорией психоанализа духовной стороны человеческого бытия вело и ведет к непониманию подлинной сути не только феномена творчества, но и самого психоанализа, в результате чего и творчество, и психоанализ предстают в редуцированном, суженном виде.