Файл: Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ орел 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Планируемые результаты

Уровень программы

Умения ученика, необходимые для выполнения выбранного уровня заданий

Техническая направленность

Естественно-научная направленность

Социально - педагогическая направленность

Художественная направленность

Туристско-краеведческая направлен-ность

Физкультурно-спортивная направлен-ность

Стартовый уровень

Владеет обязательным минимумом знаний и практических умений по теме, выделяет главное, дает, порой, упрощенные, но правильные ответы или выполняет простые действия в соответствии с заданием. Может иметь неполную, но цельную картину основных представлений.

Решает поставленные задачи с помощью педагога, ориентируется на внешние характеристики поставленной задачи, ситуации.

Имеет минимальный, нормированный программой объем знаний, способен его воспроизводить. Ориентируется на внешние характеристики поставленной задачи, ситуации.

Участвует в решении задач. Самостоятельности и инициативы не проявляет, существующих проблем не видит, дорожит взаимоотношениями в коллективе.

Способен действовать, воспроизводить, ориентируясь на освоенные образцы.

Имеет минимальный нормированный программой объем знаний, способен его воспроизводить. Выполняет задания, инициативы не проявляет.

Осваивает заданные нормативы, имеет минимальный объем теоретических знаний, применяет их на практических занятиях

Базовый уровень

Способен конкретизировать, иллюстрировать, анализировать ситуацию, задачу, умеет решать проблемные ситуации в рамках программы, найти ход, позволяющий добиться успеха в решении ситуации на практике, самостоятелен.

Пытается анализировать, обобщать в рамках предложенного задания, самостоятельно выбирать (находить) задачу, искать принцип, пути решения.

Применяет знания на практике, умеет объяснить, систематизировать, классифицировать, использует разнообразные источники, межпредметные связи, берет на себя самостоятельное выполнение ответственных заданий.

Умеет выполнять самостоятельно индивидуальные задания, различные виды работ, берет за них ответственность. Умеет работать в команде, решать затруднительные вопросы, умеет работать с различными источниками и материалами.

Умеет создавать изделия, образ, модель, эскиз. Умеет оформлять, представлять, творчески применять имеющиеся шаблоны, образцы, использовать известные приемы, сохранять традиции и включать их элементы в собственное творчество.

Имеет знания о российской и региональной истории, традициях, особенностях, способен их поддерживать, воспроизводить, создавать собственные пробы. Владеет теоретическими знаниями, соблюдает технику безопасности. Может выполнять ответственные задания в походах, поддерживает свой спортивны

Умеет самостоятельно работать над совершенствованием физических качеств, стремится к самосовершенствованию. Применяет все умения при выполнении нормативов, в игре, на соревнованиях. Проявляет волю, настойчивость.

Продвинутый уровень

Видит весь спектр возможных решений, умеет выбрать наиболее подходящее, эффективное, подключить при решении межпредметные знания, видит перспективы творческого применения. Умеет обобщать и переносить обобщение на другую ситуацию, способен переосмысливать ситуацию.

Самостоятельно выполняет индивидуальные задания, умеет делать выбор собственных вариантов, решений, делает самооценку. Способен видеть целостную картину и привлекать все возможные ресурсы для ее реализации. Умеет работать с различными источниками, обобщать и применять обобщения в дальнейшем, диагностировать и прогнозировать, видеть и уметь добиваться воплощения решенных задач на практике. Умеет работать в команде.

Умеет оценивать значимость явлений, выстраивает логические связи, доказательства, делает выбор в пользу экологического поведения. Способен видеть проблему, находить пути ее решения, привлекать для этого необходимые ресурсы. Умеет работать с различными источниками, обобщать и пользоваться обобщениями впоследствии, диагностировать и прогнозировать, видеть и уметь добиваться воплощения решенных задач на практике. Умеет работать в команде.

Самостоятельно выполняет индивидуальные задания, вносит в них черты собственного творчества, видит проблемы, хочет и умеет их решать, разрабатывает собственные варианты, умеет делать выбор лучших вариантов, берет за него ответственность. Умеет работать в команде, коммуницировать, решать проблемные и ситуационные задачи. Умеет делать выводы, обобщать

Имеет собственное видение, ориентируется в мире искусства, вносит свои авторские черты, приемы, делает творческие открытия, способен к импровизации. Делает адекватную самооценку, способен презентовать свое произведение творческий продукт, видит возможности совершенствования и применения своего таланта.

Способен заниматься изыскательской работой, представлять результаты, взаимодействовать. Использует межпрежметные связи. Способен создавать и реализовывать проекты, позволяющие сохранить память и наследие наших предков. Выполняет ответственные поручения в походах, берет на себя инициативу и ответственность. Заботится о безопасности других и собственной. Успешно решает возникающие практические задачи. Оказывает помощь младшим участникам похода.

Видит и использует оптимальные варианты развития и совершенствования своих способностей, таланта, целеустремлен настойчив, мыслит творчески







ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

к Методическим рекомендациям

по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы)



Оценочные материалы





Планируемые

результаты

Критерии

оценивания

Виды контроля /промежуточной

аттестации

Диагностический

Инструментарий (формы, методы,

диагностики)


Личностные

результаты














Предметные

результаты














Метапредметные результаты


















ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

к Методическим рекомендациям

по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы)


Методические материалы


№ п/п

Название раздела, темы

Материально-

техническое

оснащение,

дидактико-методический

материал


Формы, методы, приемы

обучения.

Педагогические технологии

Формы учебного занятия





































ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

к Методическим рекомендациям

по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы)



Календарный учебный график

начало и окончание учебного года, количество учебных недель, количество часов в год,

продолжительность и периодичность занятий, сроки проведения промежуточной аттестации, объем и срок освоения программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения).





ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

к Методическим рекомендациям

по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы)

Критерии оценки дополнительных общеобразовательных программ, заявленных на общественную экспертизу

        1. Общие сведения о дополнительной общеобразовательной программе:

муниципалитет ________________________________________________

образовательная организация ____________________________________

название программы ___________________________________________

направленность программы _____________________________________

вид программы ________________________________________________

        1. Результаты оценивания дополнительной общеобразовательной программы.






Критерии оценки

Показатель

Балл

Источник информации





1

2

3

4

5

I. Критерии оценки структурных элементов программы (57 баллов):

1.1.

Титульный лист программы содержит следующую информацию

(10 баллов):

наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);

1

Данные общественной экспертизы

наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);

1

Данные общественной экспертизы

дата и № протокола педагогического совета (методического), рекомендовавшего программу к реализации;

1

Данные общественной экспертизы

гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);

1

Данные общественной экспертизы

название программы;

1

Данные общественной экспертизы

ID программы;

1

Данные общественной экспертизы

адресат программы;

1

Данные общественной экспертизы

срок реализации программы;

1

Данные общественной экспертизы

ФИО, должность разработчика (-ов) программы;

1

Данные общественной экспертизы

Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.

1

Данные общественной экспертизы

1.2.

Дополнительная общеразвивающая программа содержит следующие структурные элементы (разделы) (п. 9 ст. 2 федерального закона № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской

Федерации»)

(2 балла):

комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы;

1

Данные общественной экспертизы

организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы.

1

Данные общественной экспертизы

1.3.

Раздел «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы» включает в себя следующие пункты

(4 балла):

пояснительная записка;

1

Данные общественной экспертизы

календарный учебный график;

1

Данные общественной экспертизы

содержание программы;

1

Данные общественной экспертизы

планируемые результаты

1

Данные общественной экспертизы

1.4

Пункт «Пояснительная записка» содержит следующую информацию

(10 баллов):



направленность программы;

1

Данные общественной экспертизы

актуальность программы;

1

Данные общественной экспертизы

отличительные особенности программы;

1

Данные общественной экспертизы

адресат программы;

1

Данные общественной экспертизы

уровень программы;

1

Данные общественной экспертизы

возможность реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося (для продвинутого уровня и адаптированных программ);

1

Данные общественной экспертизы

объем программы;

1

Данные общественной экспертизы

формы обучения;

1

Данные общественной экспертизы

особенности организации образовательного процесса (состав группы, режим занятий, периодичность и продолжительность занятий);

1

Данные общественной экспертизы

цель и задачи программы;

1

Данные общественной экспертизы

1.5

Пункт «Календарный учебный график» содержит следующую информацию

(5 баллов):

начало и окончание учебного года;

1

Данные общественной экспертизы

количество учебных недель;

1

Данные общественной экспертизы

количество часов в год;

1

Данные общественной экспертизы

сроки проведения промежуточной аттестации;

1

Данные общественной экспертизы

объем и срок освоения программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения).

1

Данные общественной экспертизы

1.6

Пункт «Содержание программы» соответствует следующим условиям

(2 балла):

учебный план (УП) содержит следующие обязательные элементы: перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся.

(Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5);

1

Данные общественной экспертизы

в содержании учебного плана отражено реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме.

1

Данные общественной экспертизы

1.7

Пункт «Планируемые результаты» содержит следующую информацию

(2 балла):

требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т. е. что он должен знать и уметь);

1

Данные общественной экспертизы

личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы;

1

Данные общественной экспертизы

1.8

Раздел «Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы» включает в себя следующие пункты

(4 балла):

условия реализации программы;

1

Данные общественной экспертизы

формы аттестации;

1

Данные общественной экспертизы

оценочные материалы;

1

Данные общественной экспертизы

методически материалы.

1

Данные общественной экспертизы

1.9

Пункт «Условия реализации программы» содержит следующую информацию

(3 балла):

материально-техническое обеспечение программы;

1

Данные общественной экспертизы

информационное обеспечение программы;

1

Данные общественной экспертизы

кадровое обеспечение программы.


1

Данные общественной экспертизы

1.10

Пункт «Формы аттестации» содержит следующую информацию

(2 балла):

формы отслеживания и фиксации образовательных результатов;

1

Данные общественной экспертизы

формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

1

Данные общественной экспертизы

1.11

Пункт «Оценочные материалы» содержит (1 балл):

перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.

1

Данные общественной экспертизы

1.12

Пункт «Методические материалы» содержит следующую информацию

(5 баллов):

особенности организации образовательного процесса;

1

Данные общественной экспертизы

методы обучения;

1

Данные общественной экспертизы

формы организации образовательного процесса;

1

Данные общественной экспертизы

формы организации учебного занятия;

1

Данные общественной экспертизы

педагогические технологии.

1

Данные общественной экспертизы

1.13

Список литературы отвечает следующим требованиям

(2 балла):

список литературы соответствует
ГОСТ Р 7.0.100-2018;

1

Данные общественной экспертизы

список составлен
для разных участников образовательного процесса
(для педагогов, для родителей и детей);

1

Данные общественной экспертизы

1.14

Приложения к программе

(5 баллов):

условия набора обучающихся;

1

Данные общественной экспертизы

учебно-тематический план – график;

1

Данные общественной экспертизы

инструкции и правила, включая инструкции по обеспечению безопасности

образовательного процесса;

1

Данные общественной экспертизы

конспекты, положения, задания;

1

Данные общественной экспертизы

словарь специальных терминов.

1

Данные общественной экспертизы

II. Критерии оценки содержания программы (18 баллов):

2.1

Выраженность актуальности, педагогической целесообразности программы

(5 баллов):


программа опирается
на современные тенденции в науке, технике, культуре, спорте и/или осуществляется развитие уже существующих традиций;

1

Данные общественной экспертизы

представлено назначение и место программы
в системе дополнительного образования детей;

1

Данные общественной экспертизы

указаны государственные
или ведомственные нормативные документы, определяющие
и регламентирующие образовательный процесс данной программы;

1

Данные общественной экспертизы

учтена специфика региона: программа опирается
на региональный (территориальный) компонент и учитывает конкретный социальный заказ детей и родителей;

1

Данные общественной экспертизы

дано обоснование выбранных технологий, методов и средств обучения.

1

Данные общественной экспертизы

2.2

Соответствие цели и задач программы,
её содержания планируемым результатам

(3 балла):

цель и задачи обучения, воспитания, развития
и воспитания представлены
в комплексе;

1

Данные общественной экспертизы

цель и задачи направлены
на достижение метапредметных
и личностных результатов;

1

Данные общественной экспертизы

цель и задачи взаимосвязаны между собой, дополняют
или объясняют друг друга и соответствуют представленным результатам.

1

Данные общественной экспертизы

2.3

Обоснованность продолжительности реализации программы
(3 балла):


в программе есть обоснование необходимости, достаточности продолжительности реализации программы
в соответствии с ее целью, задачами, возрастными
и личностными особенностями детей, ожидаемыми результатами;

1

Данные общественной экспертизы

оптимальное количество часов теории и практики;


1

Данные общественной экспертизы

в программе учитываются поло-возрастные, индивидуально-психологические, физические и иные особенности и состояние обучающихся.

1

Данные общественной экспертизы

2.4

Вариативность содержания программы,
возможность выбора
и построения индивидуальной образовательной траектории

(3 балла):


программой предусмотрено разнообразие
и возможность выбора содержания и форм деятельности
в образовательном процессе;

1

Данные общественной экспертизы

содержит описание вариантов построения индивидуального образовательного маршрута в рамках программы;

1

Данные общественной экспертизы

программой предусмотрено создание условий
для доступности
и возможности решать индивидуальные образовательные задачи, вариативность организации
в зависимости от уровня контингента, характера организационного режима.

1

Данные общественной экспертизы

2.5

Описание разделов и тем программы

(4 балла):

описание разделов и тем программы представлено в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, и включает описание теоретических, практических частей
и форм контроля
по каждому разделу и/или модулю, теме, соответствующих цели, задачам и планируемым результатам освоения программы;

1

Данные общественной экспертизы

использование дистанционных образовательных технологий
при реализации программы
и/или наличие учебного плана с использованием электронный образовательных ресурсов (ЭОР) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ);

1

Данные общественной экспертизы

описание разделов и тем программы выполнено профессионально грамотно;

1

Данные общественной экспертизы

отмечается логика, последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность.

1

Данные общественной экспертизы

III. Критерии оценки условий реализации программы (5 баллов)

3.1

Условия реализации программы (материальные, методические, информационные, нормативные, психолого-педагогические
и другие)
(3 балла):


наличие методического обеспечения программы;

1

Данные общественной экспертизы

дано описание информационных ресурсов, необходимых для реализации программы, способов получения и обработки информации, материально-технического обеспечения;

1

Данные общественной экспертизы

дано обоснование необходимых материалов, оборудования, кадрового обеспечения, необходимости интеграции
со специалистами (социальными партнерами).

1

Данные общественной экспертизы

3.2

Формы аттестации
и оценочные материалы
(2 балла):


формы аттестации предоставлены согласно учебному плану;

1

Данные общественной экспертизы

разработан пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.

1

Данные общественной экспертизы

ИТОГО по всем показателям

80 баллов