Файл: Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ орел 2022.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Планируемые результаты
Уровень программы | Умения ученика, необходимые для выполнения выбранного уровня заданий | Техническая направленность | Естественно-научная направленность | Социально - педагогическая направленность | Художественная направленность | Туристско-краеведческая направлен-ность | Физкультурно-спортивная направлен-ность |
Стартовый уровень | Владеет обязательным минимумом знаний и практических умений по теме, выделяет главное, дает, порой, упрощенные, но правильные ответы или выполняет простые действия в соответствии с заданием. Может иметь неполную, но цельную картину основных представлений. | Решает поставленные задачи с помощью педагога, ориентируется на внешние характеристики поставленной задачи, ситуации. | Имеет минимальный, нормированный программой объем знаний, способен его воспроизводить. Ориентируется на внешние характеристики поставленной задачи, ситуации. | Участвует в решении задач. Самостоятельности и инициативы не проявляет, существующих проблем не видит, дорожит взаимоотношениями в коллективе. | Способен действовать, воспроизводить, ориентируясь на освоенные образцы. | Имеет минимальный нормированный программой объем знаний, способен его воспроизводить. Выполняет задания, инициативы не проявляет. | Осваивает заданные нормативы, имеет минимальный объем теоретических знаний, применяет их на практических занятиях |
Базовый уровень | Способен конкретизировать, иллюстрировать, анализировать ситуацию, задачу, умеет решать проблемные ситуации в рамках программы, найти ход, позволяющий добиться успеха в решении ситуации на практике, самостоятелен. | Пытается анализировать, обобщать в рамках предложенного задания, самостоятельно выбирать (находить) задачу, искать принцип, пути решения. | Применяет знания на практике, умеет объяснить, систематизировать, классифицировать, использует разнообразные источники, межпредметные связи, берет на себя самостоятельное выполнение ответственных заданий. | Умеет выполнять самостоятельно индивидуальные задания, различные виды работ, берет за них ответственность. Умеет работать в команде, решать затруднительные вопросы, умеет работать с различными источниками и материалами. | Умеет создавать изделия, образ, модель, эскиз. Умеет оформлять, представлять, творчески применять имеющиеся шаблоны, образцы, использовать известные приемы, сохранять традиции и включать их элементы в собственное творчество. | Имеет знания о российской и региональной истории, традициях, особенностях, способен их поддерживать, воспроизводить, создавать собственные пробы. Владеет теоретическими знаниями, соблюдает технику безопасности. Может выполнять ответственные задания в походах, поддерживает свой спортивны | Умеет самостоятельно работать над совершенствованием физических качеств, стремится к самосовершенствованию. Применяет все умения при выполнении нормативов, в игре, на соревнованиях. Проявляет волю, настойчивость. |
Продвинутый уровень | Видит весь спектр возможных решений, умеет выбрать наиболее подходящее, эффективное, подключить при решении межпредметные знания, видит перспективы творческого применения. Умеет обобщать и переносить обобщение на другую ситуацию, способен переосмысливать ситуацию. | Самостоятельно выполняет индивидуальные задания, умеет делать выбор собственных вариантов, решений, делает самооценку. Способен видеть целостную картину и привлекать все возможные ресурсы для ее реализации. Умеет работать с различными источниками, обобщать и применять обобщения в дальнейшем, диагностировать и прогнозировать, видеть и уметь добиваться воплощения решенных задач на практике. Умеет работать в команде. | Умеет оценивать значимость явлений, выстраивает логические связи, доказательства, делает выбор в пользу экологического поведения. Способен видеть проблему, находить пути ее решения, привлекать для этого необходимые ресурсы. Умеет работать с различными источниками, обобщать и пользоваться обобщениями впоследствии, диагностировать и прогнозировать, видеть и уметь добиваться воплощения решенных задач на практике. Умеет работать в команде. | Самостоятельно выполняет индивидуальные задания, вносит в них черты собственного творчества, видит проблемы, хочет и умеет их решать, разрабатывает собственные варианты, умеет делать выбор лучших вариантов, берет за него ответственность. Умеет работать в команде, коммуницировать, решать проблемные и ситуационные задачи. Умеет делать выводы, обобщать | Имеет собственное видение, ориентируется в мире искусства, вносит свои авторские черты, приемы, делает творческие открытия, способен к импровизации. Делает адекватную самооценку, способен презентовать свое произведение творческий продукт, видит возможности совершенствования и применения своего таланта. | Способен заниматься изыскательской работой, представлять результаты, взаимодействовать. Использует межпрежметные связи. Способен создавать и реализовывать проекты, позволяющие сохранить память и наследие наших предков. Выполняет ответственные поручения в походах, берет на себя инициативу и ответственность. Заботится о безопасности других и собственной. Успешно решает возникающие практические задачи. Оказывает помощь младшим участникам похода. | Видит и использует оптимальные варианты развития и совершенствования своих способностей, таланта, целеустремлен настойчив, мыслит творчески |
| ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 к Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы) |
Оценочные материалы
| Планируемые результаты | Критерии оценивания | Виды контроля /промежуточной аттестации | Диагностический Инструментарий (формы, методы, диагностики) |
Личностные результаты | | | | |
Предметные результаты | | | | |
Метапредметные результаты | | | | |
| ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 к Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы) |
Методические материалы
№ п/п | Название раздела, темы | Материально- техническое оснащение, дидактико-методический материал | Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии | Формы учебного занятия |
| | | | |
| | | | |
| ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 к Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы) |
Календарный учебный график
начало и окончание учебного года, количество учебных недель, количество часов в год,
продолжительность и периодичность занятий, сроки проведения промежуточной аттестации, объем и срок освоения программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения).
| ПРИЛОЖЕНИЕ № 8 к Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы) |
Критерии оценки дополнительных общеобразовательных программ, заявленных на общественную экспертизу
-
Общие сведения о дополнительной общеобразовательной программе:
муниципалитет ________________________________________________
образовательная организация ____________________________________
название программы ___________________________________________
направленность программы _____________________________________
вид программы ________________________________________________
-
Результаты оценивания дополнительной общеобразовательной программы.
№ | Критерии оценки | Показатель | Балл | Источник информации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Критерии оценки структурных элементов программы (57 баллов): | ||||
1.1. | Титульный лист программы содержит следующую информацию (10 баллов): | наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации); | 1 | Данные общественной экспертизы |
наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации); | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
дата и № протокола педагогического совета (методического), рекомендовавшего программу к реализации; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа); | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
название программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
ID программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
адресат программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
срок реализации программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
ФИО, должность разработчика (-ов) программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы. | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
1.2. | Дополнительная общеразвивающая программа содержит следующие структурные элементы (разделы) (п. 9 ст. 2 федерального закона № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации») (2 балла): | комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы; | 1 | Данные общественной экспертизы |
организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы. | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
1.3. | Раздел «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы» включает в себя следующие пункты (4 балла): | пояснительная записка; | 1 | Данные общественной экспертизы |
календарный учебный график; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
содержание программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
планируемые результаты | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
1.4 | Пункт «Пояснительная записка» содержит следующую информацию (10 баллов): | направленность программы; | 1 | Данные общественной экспертизы |
актуальность программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
отличительные особенности программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
адресат программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
уровень программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
возможность реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося (для продвинутого уровня и адаптированных программ); | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
объем программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
формы обучения; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
особенности организации образовательного процесса (состав группы, режим занятий, периодичность и продолжительность занятий); | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
цель и задачи программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
1.5 | Пункт «Календарный учебный график» содержит следующую информацию (5 баллов): | начало и окончание учебного года; | 1 | Данные общественной экспертизы |
количество учебных недель; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
количество часов в год; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
сроки проведения промежуточной аттестации; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
объем и срок освоения программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения). | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
1.6 | Пункт «Содержание программы» соответствует следующим условиям (2 балла): | учебный план (УП) содержит следующие обязательные элементы: перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5); | 1 | Данные общественной экспертизы |
в содержании учебного плана отражено реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме. | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
1.7 | Пункт «Планируемые результаты» содержит следующую информацию (2 балла): | требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т. е. что он должен знать и уметь); | 1 | Данные общественной экспертизы |
личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
1.8 | Раздел «Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы» включает в себя следующие пункты (4 балла): | условия реализации программы; | 1 | Данные общественной экспертизы |
формы аттестации; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
оценочные материалы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
методически материалы. | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
1.9 | Пункт «Условия реализации программы» содержит следующую информацию (3 балла): | материально-техническое обеспечение программы; | 1 | Данные общественной экспертизы |
информационное обеспечение программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
кадровое обеспечение программы. | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
1.10 | Пункт «Формы аттестации» содержит следующую информацию (2 балла): | формы отслеживания и фиксации образовательных результатов; | 1 | Данные общественной экспертизы |
формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
1.11 | Пункт «Оценочные материалы» содержит (1 балл): | перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов. | 1 | Данные общественной экспертизы |
1.12 | Пункт «Методические материалы» содержит следующую информацию (5 баллов): | особенности организации образовательного процесса; | 1 | Данные общественной экспертизы |
методы обучения; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
формы организации образовательного процесса; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
формы организации учебного занятия; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
педагогические технологии. | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
1.13 | Список литературы отвечает следующим требованиям (2 балла): | список литературы соответствует ГОСТ Р 7.0.100-2018; | 1 | Данные общественной экспертизы |
список составлен для разных участников образовательного процесса (для педагогов, для родителей и детей); | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
1.14 | Приложения к программе (5 баллов): | условия набора обучающихся; | 1 | Данные общественной экспертизы |
учебно-тематический план – график; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
инструкции и правила, включая инструкции по обеспечению безопасности образовательного процесса; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
конспекты, положения, задания; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
словарь специальных терминов. | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
II. Критерии оценки содержания программы (18 баллов): | ||||
2.1 | Выраженность актуальности, педагогической целесообразности программы (5 баллов): | программа опирается на современные тенденции в науке, технике, культуре, спорте и/или осуществляется развитие уже существующих традиций; | 1 | Данные общественной экспертизы |
представлено назначение и место программы в системе дополнительного образования детей; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
указаны государственные или ведомственные нормативные документы, определяющие и регламентирующие образовательный процесс данной программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
учтена специфика региона: программа опирается на региональный (территориальный) компонент и учитывает конкретный социальный заказ детей и родителей; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
дано обоснование выбранных технологий, методов и средств обучения. | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
2.2 | Соответствие цели и задач программы, её содержания планируемым результатам (3 балла): | цель и задачи обучения, воспитания, развития и воспитания представлены в комплексе; | 1 | Данные общественной экспертизы |
цель и задачи направлены на достижение метапредметных и личностных результатов; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
цель и задачи взаимосвязаны между собой, дополняют или объясняют друг друга и соответствуют представленным результатам. | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
2.3 | Обоснованность продолжительности реализации программы (3 балла): | в программе есть обоснование необходимости, достаточности продолжительности реализации программы в соответствии с ее целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей, ожидаемыми результатами; | 1 | Данные общественной экспертизы |
оптимальное количество часов теории и практики; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
в программе учитываются поло-возрастные, индивидуально-психологические, физические и иные особенности и состояние обучающихся. | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
2.4 | Вариативность содержания программы, возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории (3 балла): | программой предусмотрено разнообразие и возможность выбора содержания и форм деятельности в образовательном процессе; | 1 | Данные общественной экспертизы |
содержит описание вариантов построения индивидуального образовательного маршрута в рамках программы; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
программой предусмотрено создание условий для доступности и возможности решать индивидуальные образовательные задачи, вариативность организации в зависимости от уровня контингента, характера организационного режима. | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
2.5 | Описание разделов и тем программы (4 балла): | описание разделов и тем программы представлено в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, и включает описание теоретических, практических частей и форм контроля по каждому разделу и/или модулю, теме, соответствующих цели, задачам и планируемым результатам освоения программы; | 1 | Данные общественной экспертизы |
использование дистанционных образовательных технологий при реализации программы и/или наличие учебного плана с использованием электронный образовательных ресурсов (ЭОР) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ); | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
описание разделов и тем программы выполнено профессионально грамотно; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
отмечается логика, последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность. | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
III. Критерии оценки условий реализации программы (5 баллов) | ||||
3.1 | Условия реализации программы (материальные, методические, информационные, нормативные, психолого-педагогические и другие) (3 балла): | наличие методического обеспечения программы; | 1 | Данные общественной экспертизы |
дано описание информационных ресурсов, необходимых для реализации программы, способов получения и обработки информации, материально-технического обеспечения; | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
дано обоснование необходимых материалов, оборудования, кадрового обеспечения, необходимости интеграции со специалистами (социальными партнерами). | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
3.2 | Формы аттестации и оценочные материалы (2 балла): | формы аттестации предоставлены согласно учебному плану; | 1 | Данные общественной экспертизы |
разработан пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов. | 1 | Данные общественной экспертизы | ||
ИТОГО по всем показателям | 80 баллов |