Файл: Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ орел 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 17 Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»).

Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников (п.1 ст. 18 Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»).

Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (п. 1 ст. 18 Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»).

Примеры учебных планов образовательной программы типовой модели 4:



Модули (по выбору)


Форма обучения

Трудоемкость (кол-во ак.ч.)


Формы аттестации

Рисунок

очная

20

просмотр работ

Живопись

очная

20

просмотр работ

Композиция

очная

20

просмотр работ

Декоративно-прикладное искусство

очная

20

проектная работа

Графический дизайн

заочная

20

проектная работа

ИТОГО объем программы




20 – 40







Дисциплины (модули)

Форма обучения

Трудоемкость


Формы аттестации

уровень сложности

кол-во ак.ч.

Изобразительное искусство

очная

стартовый

72

выставка работ

базовый

144

выставка работ

продвинутый

216

выставка работ

Летний модуль. Пленэр

заочная

стартовый,

базовый, продвинутый

20

выставка работ

ИТОГО объем программы







432 – 492











ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Методическим рекомендациям

по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы)



Образец оформления титульного листа



Наименование учредителя образовательной организации

Наименование образовательной организации

____________________________________________________________________


ПРИНЯТО/УТВЕРЖДЕНО

методическим/педагогическим советом

__________________________________

(сокращенное наименование образовательной организации)
Протокол от «____» _____ 20__ г. №__


УТВЕРЖДАЮ

Руководитель образовательной организации

_______________ И.О. Фамилия

(подпись)

«___» ______________20__г.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

(______________________________________________________________)

(наименование программы)


ID программы:

Направленность программы:

Уровень программы:

Категория и возраст обучающихся:

Срок освоения программы:

Объем часов:

Фамилия И.О., должность разработчика (ов) программы:


Наименование города, населенного пункта

Год разработки программы







ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к Методическим рекомендациям

по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы)

Программа «» имеет… направленность и ориентирована на (указать конкретные цели, руководствуясь Концепцией развития дополнительного образования детей)
- Актуальность программы

Актуальность программы формулируется кратко, четко и конкретно. Она включает в себя обоснование, для чего необходима эта программа. Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем общества, города, района; анализе детского или родительского спроса; современных требованиях системы образования; интеграции общего и дополнительного образования; возможности поддержки детей с особыми образовательными потребностями

; материалах научных исследований; анализе лучших педагогических практик; потенциале образовательного учреждения и т.д.

Примеры:

Программа направлена на развитие и углубление знаний по …… или

- актуальность программы обусловлена тем, что отвечает потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное решение актуальных проблем ребенка, соответствует государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу:

программа направлена на создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности и на поддержку детей с особыми образовательными потребностями (одаренных детей);

актуальность программы обусловлена тем, что она базируется на материалах научных исследований.


  • Отличительные особенности и новизна программы

Новизна программы может быть объективной (новшество, которое никем и нигде не использовалось), корпоративной (новшество для данной организации), субъективной (новшество для данного педагога). Поэтому здесь необходимо указать, на основе какой (каких) программ или учебно-методических материалов была разработана программа.

Отличительные особенности/новизна могут быть отражены:

 в ином решении проблем дополнительного образования;

 в использовании технологий и методик преподавания, которые в программах по данному виду творчества не применялись ранее или использовались в другом качестве;

  • в ином построении учебного плана;

 в нововведениях в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Примеры:

  • Программа располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе обучения по программе ребёнок осваивает целый ряд графических и живописных навыков. При этом у учащихся развивается произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство цвета, формы, ритма, правильное восприятие пространственных представлений.

Занятия по программе формируют и развивают речь учащихся, умение общаться друг с другом, поддерживать доброжелательную атмосферу в коллективе, правильно оценивать и анализировать свою работу и работу товарищей.

К отличительным особенностям программы можно отнести …. . Программа построена на основе … .

Основные идеи программы, отличающие ее от существующих программ, … .

Преимущество данной программы выражено в … .


Нельзя не упомянуть о том, что в программе затронуты … , раскрыты…, проработаны … .

В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ … .

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что... .

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена... .

Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники...

Программа ориентирована на применение широкого комплекса...

В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: теория, практика, проект, или «Содержание программы объединено в тематических модулях, каждый из которых реализует отдельную задачу».

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать (авторские модели), или «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию…».

Для того чтобы подвести учащихся …. лет, к освоению … , предлагается метод…

Предлагаемая программа является … . Она построена на основе … .

  • Адресат программы

Педагогам желательно указать, возраст детей, которым адресована эта программа; условия приема; систему набора в группы (степень сформированной подготовки, если это необходимо); категорию детей (дети с ОВЗ, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из сельской местности, одаренные дети); дать краткую характеристику возрастным особенностям детей, которые должны учитываться при реализации конкретной программы.

Примеры:

Программа адресована детям от до лет.

Программа будет особенно полезна и интересна тем, кто..

На обучение принимаются все желающие...

На обучение по программе существует отбор на основании...

Возраст обучающихся - .....

Форма обучения - очная, очно-заочная, заочная.

Уровень программы - стартовый, или базовый, или продвинутый.

Пример:

Уровень программы - базовый. Освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает получение обучающимися базовых знаний по ....
Особенности организации образовательного процесса

Формы реализации образовательной программы:


Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации.

В реализации программ с использованием сетевого взаимодействия участвуют, как минимум, две образовательные организации, имеющие лицензию. На титульном листе должны быть указаны грифы утверждения обеих организаций. В программе прописывается участие каждой организации в реализации своей части программы.

Модульные программы – программы, построенные на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающие в себя относительно самостоятельные дидактические единицы модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность, формирующие определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения. См. раздел «Проектирование модульных программ».

При реализации программ с использованием дистанционных технологий или с использованием электронного обучения указываются имеющиеся технические возможности, а также условия, при которых организуется дистанционное обучение. В дистанционном формате может реализовываться как вся программа, так и ее часть (курсы, модули).

Организационные формы обучения.

Пример: Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом.

Группы формируются из обучающихся одного (разного) возраста.

Состав группы обучающихся – постоянный (переменный).

Режим занятий

Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28, и Постановления от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Пример:

Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.

Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Цель и задачи программы

Целям подчиняются все компоненты образовательного процесса: задачи, содержание, организационные формы и методы работы, планируемые результаты.