Файл: Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ орел 2022.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 17 Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»).
Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников (п.1 ст. 18 Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»).
Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (п. 1 ст. 18 Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»).
Примеры учебных планов образовательной программы типовой модели 4:
Образец оформления титульного листа
Программа «» имеет… направленность и ориентирована на (указать конкретные цели, руководствуясь Концепцией развития дополнительного образования детей)
- Актуальность программы
Актуальность программы формулируется кратко, четко и конкретно. Она включает в себя обоснование, для чего необходима эта программа. Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем общества, города, района; анализе детского или родительского спроса; современных требованиях системы образования; интеграции общего и дополнительного образования; возможности поддержки детей с особыми образовательными потребностями
; материалах научных исследований; анализе лучших педагогических практик; потенциале образовательного учреждения и т.д.
Примеры:
Программа направлена на развитие и углубление знаний по …… или
- актуальность программы обусловлена тем, что отвечает потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное решение актуальных проблем ребенка, соответствует государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу:
программа направлена на создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности и на поддержку детей с особыми образовательными потребностями (одаренных детей);
актуальность программы обусловлена тем, что она базируется на материалах научных исследований.
Новизна программы может быть объективной (новшество, которое никем и нигде не использовалось), корпоративной (новшество для данной организации), субъективной (новшество для данного педагога). Поэтому здесь необходимо указать, на основе какой (каких) программ или учебно-методических материалов была разработана программа.
Отличительные особенности/новизна могут быть отражены:
в ином решении проблем дополнительного образования;
в использовании технологий и методик преподавания, которые в программах по данному виду творчества не применялись ранее или использовались в другом качестве;
в нововведениях в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Примеры:
Занятия по программе формируют и развивают речь учащихся, умение общаться друг с другом, поддерживать доброжелательную атмосферу в коллективе, правильно оценивать и анализировать свою работу и работу товарищей.
К отличительным особенностям программы можно отнести …. . Программа построена на основе … .
Основные идеи программы, отличающие ее от существующих программ, … .
Преимущество данной программы выражено в … .
Нельзя не упомянуть о том, что в программе затронуты … , раскрыты…, проработаны … .
В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ … .
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что... .
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена... .
Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники...
Программа ориентирована на применение широкого комплекса...
В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: теория, практика, проект, или «Содержание программы объединено в тематических модулях, каждый из которых реализует отдельную задачу».
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать (авторские модели), или «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию…».
Для того чтобы подвести учащихся …. лет, к освоению … , предлагается метод…
Предлагаемая программа является … . Она построена на основе … .
Педагогам желательно указать, возраст детей, которым адресована эта программа; условия приема; систему набора в группы (степень сформированной подготовки, если это необходимо); категорию детей (дети с ОВЗ, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из сельской местности, одаренные дети); дать краткую характеристику возрастным особенностям детей, которые должны учитываться при реализации конкретной программы.
Примеры:
Программа адресована детям от до лет.
Программа будет особенно полезна и интересна тем, кто..
На обучение принимаются все желающие...
На обучение по программе существует отбор на основании...
Возраст обучающихся - .....
Форма обучения - очная, очно-заочная, заочная.
Уровень программы - стартовый, или базовый, или продвинутый.
Пример:
Уровень программы - базовый. Освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает получение обучающимися базовых знаний по ....
Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
В реализации программ с использованием сетевого взаимодействия участвуют, как минимум, две образовательные организации, имеющие лицензию. На титульном листе должны быть указаны грифы утверждения обеих организаций. В программе прописывается участие каждой организации в реализации своей части программы.
Модульные программы – программы, построенные на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающие в себя относительно самостоятельные дидактические единицы модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность, формирующие определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения. См. раздел «Проектирование модульных программ».
При реализации программ с использованием дистанционных технологий или с использованием электронного обучения указываются имеющиеся технические возможности, а также условия, при которых организуется дистанционное обучение. В дистанционном формате может реализовываться как вся программа, так и ее часть (курсы, модули).
Организационные формы обучения.
Пример: Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом.
Группы формируются из обучающихся одного (разного) возраста.
Состав группы обучающихся – постоянный (переменный).
Режим занятий
Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28, и Постановления от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Пример:
Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Цель и задачи программы
Целям подчиняются все компоненты образовательного процесса: задачи, содержание, организационные формы и методы работы, планируемые результаты.
Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников (п.1 ст. 18 Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»).
Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (п. 1 ст. 18 Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»).
Примеры учебных планов образовательной программы типовой модели 4:
Модули (по выбору) | Форма обучения | Трудоемкость (кол-во ак.ч.) | Формы аттестации |
Рисунок | очная | 20 | просмотр работ |
Живопись | очная | 20 | просмотр работ |
Композиция | очная | 20 | просмотр работ |
Декоративно-прикладное искусство | очная | 20 | проектная работа |
Графический дизайн | заочная | 20 | проектная работа |
ИТОГО объем программы | | 20 – 40 | |
Дисциплины (модули) | Форма обучения | Трудоемкость | Формы аттестации | |
уровень сложности | кол-во ак.ч. | |||
Изобразительное искусство | очная | стартовый | 72 | выставка работ |
базовый | 144 | выставка работ | ||
продвинутый | 216 | выставка работ | ||
Летний модуль. Пленэр | заочная | стартовый, базовый, продвинутый | 20 | выставка работ |
ИТОГО объем программы | | | 432 – 492 | |
| ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы) |
Образец оформления титульного листа
Наименование учредителя образовательной организации Наименование образовательной организации ____________________________________________________________________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (______________________________________________________________) (наименование программы) ID программы: Направленность программы: Уровень программы: Категория и возраст обучающихся: Срок освоения программы: Объем часов: Фамилия И.О., должность разработчика (ов) программы: Наименование города, населенного пункта Год разработки программы |
| ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы) |
Программа «» имеет… направленность и ориентирована на (указать конкретные цели, руководствуясь Концепцией развития дополнительного образования детей)
- Актуальность программы
Актуальность программы формулируется кратко, четко и конкретно. Она включает в себя обоснование, для чего необходима эта программа. Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем общества, города, района; анализе детского или родительского спроса; современных требованиях системы образования; интеграции общего и дополнительного образования; возможности поддержки детей с особыми образовательными потребностями
; материалах научных исследований; анализе лучших педагогических практик; потенциале образовательного учреждения и т.д.
Примеры:
Программа направлена на развитие и углубление знаний по …… или
- актуальность программы обусловлена тем, что отвечает потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное решение актуальных проблем ребенка, соответствует государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу:
программа направлена на создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности и на поддержку детей с особыми образовательными потребностями (одаренных детей);
актуальность программы обусловлена тем, что она базируется на материалах научных исследований.
-
Отличительные особенности и новизна программы
Новизна программы может быть объективной (новшество, которое никем и нигде не использовалось), корпоративной (новшество для данной организации), субъективной (новшество для данного педагога). Поэтому здесь необходимо указать, на основе какой (каких) программ или учебно-методических материалов была разработана программа.
Отличительные особенности/новизна могут быть отражены:
в ином решении проблем дополнительного образования;
в использовании технологий и методик преподавания, которые в программах по данному виду творчества не применялись ранее или использовались в другом качестве;
-
в ином построении учебного плана;
в нововведениях в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Примеры:
-
Программа располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе обучения по программе ребёнок осваивает целый ряд графических и живописных навыков. При этом у учащихся развивается произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство цвета, формы, ритма, правильное восприятие пространственных представлений.
Занятия по программе формируют и развивают речь учащихся, умение общаться друг с другом, поддерживать доброжелательную атмосферу в коллективе, правильно оценивать и анализировать свою работу и работу товарищей.
К отличительным особенностям программы можно отнести …. . Программа построена на основе … .
Основные идеи программы, отличающие ее от существующих программ, … .
Преимущество данной программы выражено в … .
Нельзя не упомянуть о том, что в программе затронуты … , раскрыты…, проработаны … .
В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ … .
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что... .
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена... .
Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники...
Программа ориентирована на применение широкого комплекса...
В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: теория, практика, проект, или «Содержание программы объединено в тематических модулях, каждый из которых реализует отдельную задачу».
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать (авторские модели), или «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию…».
Для того чтобы подвести учащихся …. лет, к освоению … , предлагается метод…
Предлагаемая программа является … . Она построена на основе … .
-
Адресат программы
Педагогам желательно указать, возраст детей, которым адресована эта программа; условия приема; систему набора в группы (степень сформированной подготовки, если это необходимо); категорию детей (дети с ОВЗ, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из сельской местности, одаренные дети); дать краткую характеристику возрастным особенностям детей, которые должны учитываться при реализации конкретной программы.
Примеры:
Программа адресована детям от до лет.
Программа будет особенно полезна и интересна тем, кто..
На обучение принимаются все желающие...
На обучение по программе существует отбор на основании...
Возраст обучающихся - .....
Форма обучения - очная, очно-заочная, заочная.
Уровень программы - стартовый, или базовый, или продвинутый.
Пример:
Уровень программы - базовый. Освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает получение обучающимися базовых знаний по ....
Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
В реализации программ с использованием сетевого взаимодействия участвуют, как минимум, две образовательные организации, имеющие лицензию. На титульном листе должны быть указаны грифы утверждения обеих организаций. В программе прописывается участие каждой организации в реализации своей части программы.
Модульные программы – программы, построенные на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающие в себя относительно самостоятельные дидактические единицы модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность, формирующие определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения. См. раздел «Проектирование модульных программ».
При реализации программ с использованием дистанционных технологий или с использованием электронного обучения указываются имеющиеся технические возможности, а также условия, при которых организуется дистанционное обучение. В дистанционном формате может реализовываться как вся программа, так и ее часть (курсы, модули).
Организационные формы обучения.
Пример: Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом.
Группы формируются из обучающихся одного (разного) возраста.
Состав группы обучающихся – постоянный (переменный).
Режим занятий
Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28, и Постановления от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Пример:
Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Цель и задачи программы
Целям подчиняются все компоненты образовательного процесса: задачи, содержание, организационные формы и методы работы, планируемые результаты.