Файл: Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ орел 2022.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проектируя целевой компонент программы, важно мысленно ответить на вопросы:
-
Какие ценности лежат в основе образовательного процесса? -
Насколько значимы эти ценности для детей, как согласуются с их интересами и потребностями, с содержанием образовательного запроса семьи? -
В чем я вижу личностно-значимый результат освоения программы? -
Почему этот результат важен для данного возраста детей? -
За счет чего будет достигаться планируемый результат?
Существуют две группы целей и задач – образовательные и социально- педагогические.
Образовательные – в комплексе представлены задачи обучения, воспитания, развития, которые направлены на достижение метапредметных и личностных результатов образования:
-
развитие соответствующих специальных способностей, в том числе к познанию в данной предметной области, -
развитие универсальных учебных действий, -
воспитание отношения к базовым ценностям, -
освоение необходимого комплекса знаний и умений в какой-либо предметной области деятельности человека.
Социально-педагогические - (ориентир – функции дополнительного образования детей):
-
оздоровление детей, -
социальная защита, помощь и поддержка, адаптация, реабилитация, -
создание условий для самопознания, самореализации, развития социальной инициативы и др.
Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это
«образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и обучающихся.
Цель должна быть конкретна, ясна, реальна, значима; должна быть связана с названием программы и отражать ее основную направленность; результаты ее достижения должны быть измеримы.
Цель дополнительной общеразвивающей программы имеет обобщенный и несколько абстрактный характер, связана с общим развитием учащегося и предполагает выход на личностный образовательный результат.
Для определения цели можно обратиться к приказу Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196, п.3):
«Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
-
формирование и развитие творческих способностей обучающихся; -
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; -
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; -
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся; -
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; -
профессиональную ориентацию обучающихся; -
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; -
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; -
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; -
формирование общей культуры обучающихся; -
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований». При формулировке цели лучше использовать ключевое слово в форме существительного.
Примеры формулировок цели:
-
Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара. -
Формирование общей культуры личности, привитие учащимся этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета. -
Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства. -
Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков. -
Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом. -
Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения. -
Развитие мотивации учащегося к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края. -
Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками. -
Профилактика асоциального поведения. -
Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии. -
Развитие познавательно - творческих и музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста в процессе культурно- эстетического воспитания и формирования системных знаний о традициях музыкальной и художественной культуры разных стран мира.
Пример употребления существительных для формулирования цели: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и т.п.
Задачи – конкретные «пути» достижения цели; они должны быть логично согласованы с целью и демонстрировать её достижение. Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать?» для достижения цели.
Задачи могут быть описаны вариативно:
1-й вариант: обучающие (приобретение определенных знаний, умений, навыков), развивающие (развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности и т.п.), воспитательные (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);
2-й вариант: задачи в области развития личностной сферы учащегося, в области развития метапредметных умений, в области предметных знаний и умений).
Личностные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
предметные (образовательные) – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми результатами, которые определяются как личностные, метапредметные и предметные.
Пример употребления глаголов (несовершенного вида) для формулирования задач: акцентировать, активизировать, корректировать, мотивировать, знакомить, формировать, обеспечить, расширять, поддержать, предоставлять возможность, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять, ориентировать, осуществлять, передавать, побуждать, повышать, совершенствовать, стимулировать, удовлетворять и др.
Образовательные:
познакомить с …;
обучить …;
обучить технологическим приемам выполнения ….;
обучить навыкам самостоятельного изготовления ….
применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Развивающие:
способствовать развитию творчески мыслящей личности;
развить образное мышление ….
развить абстрактное, пространственное мышление, зрительную память и восприятие, внимание, творческое воображение;
развить потребность обучающихся в здоровом образе жизни.
Воспитательные:
воспитать бережное отношение к …
воспитать у детей активное и самостоятельное общение;
воспитать уважительное отношение друг к другу, чувства человеческого достоинства, коллективизм и справедливость.
| ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 к Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы) |
Содержание программы
Примерное оформление учебного плана
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
| | | | | |
Содержание учебного плана
Раздел 1.
Теория:
Практика:
Пример:
Теория.
Рассказ-беседа о декоративно-прикладном искусстве и его назначении в жизни человека. Обзор народного прикладного искусства России. Знакомство с планом работы объединения. Демонстрация изделий, выполненных воспитанниками объединения. Организация рабочего места.
Практика.
Упражнения на ассоциации «Дорисуй увиденное».
Планирумые результаты освоенияпрограммы
Планируемые результаты освоения программы формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения и навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, которые присвоят обучающиеся в процессе освоения теоретической и практической части программы. Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами программы.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы (ФЗ п.9 ст.2) представляют собой:
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивным (знания, рефлексия деятельности); операциональным (умения, навыки); эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия);
метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;
предметные результаты включают систему основных элементов знаний и систему формируемых действий; могут включать теоретические знания и практические умения, формируемые через освоение учебного материала.
Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».
Планируемые результаты формулируются на каждый год освоения программы.
Образовательные (предметные)
Учащиеся должны знать:
Метапредметные
Должны уметь:
Предполагается, что важным результатом образовательного процесса, явится воспитание у учащихся следующих качеств и сторон личности:
Личностные
Примеры:
По окончании первого (второго...) года обучения обучающиеся:
будут знать/понимать, иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления, будет развита устойчивая потребность к самообразованию…; будут уметь, будут стремиться, получат навыки, научатся делать, будут развиты творческие способности…; будет сформирована устойчивая потребность, будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, будет сформирована активная жизненная позиция….
В процессе освоения программы обучающиеся будут иметь возможность приобрести опыт освоения универсальных компетенций и проявить: критическое мышление - потребность, способность и готовность к анализу и принятию решений; креативность - потребность, способность и готовность к созданию нового; коммуникация – потребность, способность и готовность к общению; коллаборация - потребность, способность и готовность к сотрудничеству, взаимодействию, ситуативной децентрализации общения и совместной деятельности; самопрезетация - потребность, способность и готовность представить свое мнение, суждение, отношение и собственные результаты в процессе сотрудничества.
Теория:
Практика:
Пример:
-
Вводное занятие
Теория.
Рассказ-беседа о декоративно-прикладном искусстве и его назначении в жизни человека. Обзор народного прикладного искусства России. Знакомство с планом работы объединения. Демонстрация изделий, выполненных воспитанниками объединения. Организация рабочего места.
Практика.
Упражнения на ассоциации «Дорисуй увиденное».
| ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 к Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы) |
Планирумые результаты освоенияпрограммы
Планируемые результаты освоения программы формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения и навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, которые присвоят обучающиеся в процессе освоения теоретической и практической части программы. Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами программы.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы (ФЗ п.9 ст.2) представляют собой:
-
систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу программы; -
письменную формулировку предполагаемых достижений учащегося, которые он сможет продемонстрировать.
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивным (знания, рефлексия деятельности); операциональным (умения, навыки); эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия);
метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;
предметные результаты включают систему основных элементов знаний и систему формируемых действий; могут включать теоретические знания и практические умения, формируемые через освоение учебного материала.
Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».
Планируемые результаты формулируются на каждый год освоения программы.
Образовательные (предметные)
Учащиеся должны знать:
-
Правила работы с … -
Правила техники безопасности при работе с … -
Общие сведения по… -
Правила и приёмы работы с …
-
Правила охраны труда при работе различными инструментами.
Метапредметные
Должны уметь:
-
Самостоятельно выполнять … -
Самостоятельно составлять …
-
Правильно и аккуратно пользоваться инструментами при работе, рационально использовать … -
Выполнять … -
Уметь оценивать свою работу и работу товарищей.
Предполагается, что важным результатом образовательного процесса, явится воспитание у учащихся следующих качеств и сторон личности:
Личностные
-
Развитая любознательность.
-
Эмоционально-творческая активность. -
Интерес к произведениям искусства своей Родины, родного края. -
Умение работать в коллективе. -
Трудолюбие. -
Чувства взаимопомощи.
Примеры:
По окончании первого (второго...) года обучения обучающиеся:
будут знать/понимать, иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления, будет развита устойчивая потребность к самообразованию…; будут уметь, будут стремиться, получат навыки, научатся делать, будут развиты творческие способности…; будет сформирована устойчивая потребность, будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, будет сформирована активная жизненная позиция….
В процессе освоения программы обучающиеся будут иметь возможность приобрести опыт освоения универсальных компетенций и проявить: критическое мышление - потребность, способность и готовность к анализу и принятию решений; креативность - потребность, способность и готовность к созданию нового; коммуникация – потребность, способность и готовность к общению; коллаборация - потребность, способность и готовность к сотрудничеству, взаимодействию, ситуативной децентрализации общения и совместной деятельности; самопрезетация - потребность, способность и готовность представить свое мнение, суждение, отношение и собственные результаты в процессе сотрудничества.