Файл: Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ орел 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проектируя целевой компонент программы, важно мысленно ответить на вопросы:

  • Какие ценности лежат в основе образовательного процесса?

  • Насколько значимы эти ценности для детей, как согласуются с их интересами и потребностями, с содержанием образовательного запроса семьи?

  • В чем я вижу личностно-значимый результат освоения программы?

  • Почему этот результат важен для данного возраста детей?

  • За счет чего будет достигаться планируемый результат?

Существуют две группы целей и задач – образовательные и социально- педагогические.

Образовательные – в комплексе представлены задачи обучения, воспитания, развития, которые направлены на достижение метапредметных и личностных результатов образования:

  • развитие соответствующих специальных способностей, в том числе к познанию в данной предметной области,

  • развитие универсальных учебных действий,

  • воспитание отношения к базовым ценностям,

  • освоение необходимого комплекса знаний и умений в какой-либо предметной области деятельности человека.

 Социально-педагогические - (ориентир – функции дополнительного образования детей):

  • оздоровление детей,

  • социальная защита, помощь и поддержка, адаптация, реабилитация,

  • создание условий для самопознания, самореализации, развития социальной инициативы и др.

Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это

«образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и обучающихся.

Цель должна быть конкретна, ясна, реальна, значима; должна быть связана с названием программы и отражать ее основную направленность; результаты ее достижения должны быть измеримы.

Цель дополнительной общеразвивающей программы имеет обобщенный и несколько абстрактный характер, связана с общим развитием учащегося и предполагает выход на личностный образовательный результат.

Для определения цели можно обратиться к приказу Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196, п.3):

«Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

  • профессиональную ориентацию обучающихся;

  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

  • формирование общей культуры обучающихся;

  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований». При формулировке цели лучше использовать ключевое слово в форме существительного.


Примеры формулировок цели:

  1. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.

  2. Формирование общей культуры личности, привитие учащимся этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.

  3. Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.

  4. Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.

  5. Укрепление  психического  и   физического  здоровья  детей  через занятия мотоспортом.

  6. Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения.

  7. Развитие мотивации учащегося к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

  8. Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.

  9. Профилактика асоциального поведения.

  10. Развитие    личности    ребенка,    способного    к    творческому самовыражению через овладение основами хореографии.

  11. Развитие познавательно - творческих и музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста в процессе культурно- эстетического воспитания и формирования системных знаний о традициях музыкальной и художественной культуры разных стран мира.

Пример употребления существительных для формулирования цели: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и т.п.

Задачи – конкретные  «пути»  достижения   цели;   они   должны   быть логично согласованы с целью и демонстрировать её достижение. Постановка задач отвечает на вопрос «Что  нужно  сделать?»  для достижения цели.

Задачи могут быть описаны вариативно:

1-й вариант: обучающие (приобретение определенных знаний, умений, навыков), развивающие (развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности и т.п.), воспитательные (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);

2-й вариант: задачи в области развития личностной сферы учащегося, в области развития метапредметных умений, в области предметных знаний и умений).

Личностные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;



метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

предметные (образовательные) – развитие познавательного  интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми результатами, которые определяются как личностные, метапредметные и предметные.

Пример употребления глаголов (несовершенного вида) для формулирования задач: акцентировать, активизировать, корректировать, мотивировать, знакомить, формировать, обеспечить, расширять, поддержать, предоставлять возможность, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять, ориентировать, осуществлять, передавать, побуждать, повышать, совершенствовать, стимулировать, удовлетворять и др.

Образовательные:

познакомить с …;

обучить …;

обучить технологическим приемам выполнения ….;

обучить навыкам самостоятельного изготовления ….

применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Развивающие:

способствовать развитию творчески мыслящей личности;

развить образное мышление ….

развить абстрактное, пространственное мышление, зрительную память и восприятие, внимание, творческое воображение;

развить потребность обучающихся в здоровом образе жизни.

Воспитательные:

воспитать бережное отношение к …

воспитать у детей активное и самостоятельное общение;

воспитать уважительное отношение друг к другу, чувства человеческого достоинства, коллективизм и справедливость.




ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к Методическим рекомендациям

по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы)

Содержание программы

Примерное оформление учебного плана


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика




















Содержание учебного плана


Раздел 1.

Теория:

Практика:

Пример:

    1. Вводное занятие

Теория.

Рассказ-беседа о декоративно-прикладном искусстве и его назначении в жизни человека. Обзор народного прикладного искусства России. Знакомство с планом работы объединения. Демонстрация изделий, выполненных воспитанниками объединения.  Организация рабочего места. 

Практика.

Упражнения на ассоциации «Дорисуй увиденное».






ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

к Методическим рекомендациям

по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы)


Планирумые результаты освоенияпрограммы

Планируемые результаты освоения программы формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения и навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, которые присвоят обучающиеся в процессе освоения теоретической и практической части программы. Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами программы.

Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы (ФЗ п.9 ст.2) представляют собой:

  • систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу программы;

  • письменную формулировку предполагаемых достижений учащегося, которые он сможет продемонстрировать.

                 Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивным (знания, рефлексия деятельности); операциональным (умения, навыки); эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия);

метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;

предметные результаты включают систему основных элементов знаний и систему формируемых действий; могут включать теоретические знания и практические умения, формируемые через освоение учебного материала.

Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

Планируемые результаты формулируются на каждый год освоения программы.

Образовательные (предметные)

Учащиеся должны знать:

  • Правила работы с …

  • Правила техники безопасности при работе с …

  • Общие сведения по

  • Правила и приёмы работы с …

  • Правила охраны труда при работе различными инструментами.

Метапредметные

Должны уметь:

  • Самостоятельно выполнять …

  • Самостоятельно составлять …

  • Правильно и аккуратно пользоваться инструментами при работе, рационально использовать …

  • Выполнять …

  • Уметь оценивать свою работу и работу товарищей.

Предполагается, что важным результатом образовательного процесса, явится воспитание у учащихся следующих качеств и сторон личности:

Личностные

  • Развитая любознательность.

  • Эмоционально-творческая активность.

  • Интерес к произведениям искусства своей Родины, родного края.

  • Умение работать в коллективе.

  • Трудолюбие. 

  • Чувства взаимопомощи.

Примеры:

По окончании первого (второго...) года обучения обучающиеся:

будут знать/понимать, иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления, будет развита устойчивая потребность к самообразованию…; будут уметь, будут стремиться, получат навыки, научатся делать, будут развиты творческие способности…; будет сформирована устойчивая потребность, будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, будет сформирована активная жизненная позиция….

В процессе освоения программы обучающиеся будут иметь возможность приобрести опыт освоения универсальных компетенций и проявить: критическое мышление  - потребность, способность и готовность к анализу и принятию решений; креативность - потребность, способность и готовность к созданию нового; коммуникация – потребность, способность и готовность к общению; коллаборация - потребность, способность и готовность к сотрудничеству, взаимодействию, ситуативной децентрализации общения и совместной деятельности; самопрезетация потребность, способность и готовность представить свое мнение, суждение, отношение и собственные результаты в процессе сотрудничества.