Файл: Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ орел 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объем государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с частями 6 и 13 статьи 76 и частью 8 статьи 73 Федерального закона № 273-ФЗ, если иное не установлено федеральными законами.

Сроки реализации программы определяются образовательной организацией самостоятельно, с учетом категории обучающихся, их возраста, особенностей здоровья, особенностей географического расположения образовательной организации, уровнем программы.

При проектировании целеполагания и результативности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ важно учитывать особенности целеполагания и результативности программ стартового, базового и продвинутого уровней.



Уровень

Специфика целеполагания

Прогнозируемая результативность

Стартовый


  • -формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени [Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1];

  • -мотивация личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту [Концепция развития дополнительного образования детей].

  • освоение образовательной программы;

  • переход на базовый уровень в соответствии с результатами промежуточной аттестации




Базовый


  • -обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию [Концепция развития дополнительного образования детей];

  • -обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности [Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1];

  • -выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности [Закон № 273-ФЗ; гл. 11, ст. 77, п. 3].

  • освоение образовательной программы;

  • участие во внутри учрежденческих, муниципальных мероприятиях не менее 50% обучающихся;

  • наличие победителей и призеров муниципальных мероприятий;

  • переход на углубленный уровень в соответствии с результатами промежуточной аттестации

Продвинутый

  • -обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям [Концепция развития дополнительного образования детей];

  • -повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций [Концепция развития дополнительного образования детей].

  • освоение образовательной программы;

  • участие в региональных, всероссийских мероприятиях;

  • наличие победителей и призеров региональных, всероссийских мероприятий



Согласно пункту 4 статьи 75 Федерального Закона содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

П. 9 ст. 2 Федерального Закона так трактует определение образовательной программы: «Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

* (Материал взят из книги Проектирование разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ: учебн. - метод. пособие / Л. Б. Малыхина, Н. А. Меньшикова, Ю. Е. Гусева, М. В. Осипова, А. Г. Зайцев / под ред. Л. Б. Малыхиной. – СПб: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. – 155 с.)
V. Особенности проектирования программа с применением дистанционных технологий и электронных ресурсов
Для осуществления учебной деятельности выделяются два подхода к разработке дистанционных форм организации работы:

- комбинация традиционных форм организации учебной деятельности и современных информационно-коммуникационных технологий, новых средств передачи информации путем Интернета и сотовой связи (поддержка реализации дополнительной общеобразовательной программы дистанционным курсом и цифровыми ресурсами. Это путь постепенного выстраивания параллельного дистанционного курса к дополнительной общеобразовательной программе.);

- использование форм привлечения обучающихся к тому или иному виду деятельности в сети Интернет (проектно-исследовательская деятельность, волонтерская деятельность, виртуальные музеи, сервисы совместного просмотра фильмов, конкурсы, онлайн-олимпиады и др.)

«Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»:



- регулирует образовательные отношения, в том числе при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- разработаны в целях оказания методической помощи при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Основные направления и дистанционные формы учебной работы педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу с использованием электронного обучения и дистанционных технологий:

- Профессиональная ориентация (с опорой на видео-мастер-классы и профильные цифровые тренажеры).

- Углубленное изучение школьных предметов в соответствии с заявленным и обозначенным познавательным интересом ученика.

- Изучение специализированных сфер знания и практики, связанных с заявленным и обозначенным познавательным интересом ученика.

- Освоение базовых инструментальных знаний, необходимых для успешного функционирования в современном мире (пользование ПК, в том числе, специализированными программами; иностранные языки; базовые правовые и экономические представления).

Основные дистанционные образовательные формы:

- видео- и аудио- уроки, лекции, мастер-классы;

- открытые электронные библиотеки;

- вебинары;

- комплексные программы дистанционного образования;

- цифровые тренажёры;

- цифровые тесты;

- адресные дистанционные консультации;

- формы дистанционного дополнительного образования;

- информативный блок;

- блок трансляции методов, приёмов, реже технологий работы;

- диагностический блок;

- блок заданий, выполнение которых, предполагает подготовку слушателями текста;

- демонстрация слушателями освоенных способностей и методов, сформированных компетентностей в режиме видеозаписи;

- развивающая экспертиза заданий;

- компетентностно-коммуникативные тренинговые форматы, проводимые в режиме вебинаров.

Пример учебного планапрограммы «Основы дизайн-проектирования» с применением дистанционных технологий и электронных ресурсов


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика


1

Теоретические основы дизайна

2

2

-



2

Основы композиции

2

2

-

Промежуточное

тестирование

3

Рекламный и полиграфический дизайн

2

2

-



4

Архитектурный дизайн

4

4

-




5

Ландшафтный дизайн

4

4







6

Дизайн-проект

6

-

6

Итоговое тестирование

Проектная работа




Итого:

20

14

6





VI. Особенности проектирования программ, реализуемых в сетевой форме
Нормативно-правовые основания для разработки дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме
Возможность реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме обусловлена частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании».

Актуальность реализации образовательных программ в сетевой форме обозначена в Федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование», утвержденным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. Проектом предусмотрено, что к концу 2024 года не менее чем 70% образовательных организаций будут реализовывать образовательные программы в сетевой форме в целях повышения эффективности использования инфраструктуры и кадрового потенциала системы образования и расширения возможностей детей в освоении программ общего образования.

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р предполагает вариативность содержания и форм организации образовательного процесса. В Концепции, подчеркивается, что проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ может осуществляться в сетевой форме.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» была поставлена цель вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Проектировать дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в сетевой форме, необходимо в соответствии с:

- приказом
Минпросвещения России от 09.11.2018 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. 09-3242;

- локальными нормативными актами образовательной организации, регламентирующими образовательную деятельность;

- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Сетевые программы могут реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных технологий, в соответствии с этим необходимо учитывать требования, изложенные в приказе Минобрнауки России от 23.08.2017 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Конкурентные преимущества дополнительного образования описываются в Концепции развития дополнительного образования детей и проявляются в следующих его характеристиках:

- свободный личностный выбор деятельности;

- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

- доступность знаний и информации для каждого;

- адаптивность к возникающим изменениям.

В