Файл: Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ орел 2022.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объем государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с частями 6 и 13 статьи 76 и частью 8 статьи 73 Федерального закона № 273-ФЗ, если иное не установлено федеральными законами.
Сроки реализации программы определяются образовательной организацией самостоятельно, с учетом категории обучающихся, их возраста, особенностей здоровья, особенностей географического расположения образовательной организации, уровнем программы.
При проектировании целеполагания и результативности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ важно учитывать особенности целеполагания и результативности программ стартового, базового и продвинутого уровней.
Уровень | Специфика целеполагания | Прогнозируемая результативность |
Стартовый |
|
|
Базовый |
|
|
Продвинутый |
|
|
Согласно пункту 4 статьи 75 Федерального Закона содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
П. 9 ст. 2 Федерального Закона так трактует определение образовательной программы: «Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
* (Материал взят из книги Проектирование разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ: учебн. - метод. пособие / Л. Б. Малыхина, Н. А. Меньшикова, Ю. Е. Гусева, М. В. Осипова, А. Г. Зайцев / под ред. Л. Б. Малыхиной. – СПб: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. – 155 с.)
V. Особенности проектирования программа с применением дистанционных технологий и электронных ресурсов
Для осуществления учебной деятельности выделяются два подхода к разработке дистанционных форм организации работы:
- комбинация традиционных форм организации учебной деятельности и современных информационно-коммуникационных технологий, новых средств передачи информации путем Интернета и сотовой связи (поддержка реализации дополнительной общеобразовательной программы дистанционным курсом и цифровыми ресурсами. Это путь постепенного выстраивания параллельного дистанционного курса к дополнительной общеобразовательной программе.);
- использование форм привлечения обучающихся к тому или иному виду деятельности в сети Интернет (проектно-исследовательская деятельность, волонтерская деятельность, виртуальные музеи, сервисы совместного просмотра фильмов, конкурсы, онлайн-олимпиады и др.)
«Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»:
- регулирует образовательные отношения, в том числе при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- разработаны в целях оказания методической помощи при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Основные направления и дистанционные формы учебной работы педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу с использованием электронного обучения и дистанционных технологий:
- Профессиональная ориентация (с опорой на видео-мастер-классы и профильные цифровые тренажеры).
- Углубленное изучение школьных предметов в соответствии с заявленным и обозначенным познавательным интересом ученика.
- Изучение специализированных сфер знания и практики, связанных с заявленным и обозначенным познавательным интересом ученика.
- Освоение базовых инструментальных знаний, необходимых для успешного функционирования в современном мире (пользование ПК, в том числе, специализированными программами; иностранные языки; базовые правовые и экономические представления).
Основные дистанционные образовательные формы:
- видео- и аудио- уроки, лекции, мастер-классы;
- открытые электронные библиотеки;
- вебинары;
- комплексные программы дистанционного образования;
- цифровые тренажёры;
- цифровые тесты;
- адресные дистанционные консультации;
- формы дистанционного дополнительного образования;
- информативный блок;
- блок трансляции методов, приёмов, реже технологий работы;
- диагностический блок;
- блок заданий, выполнение которых, предполагает подготовку слушателями текста;
- демонстрация слушателями освоенных способностей и методов, сформированных компетентностей в режиме видеозаписи;
- развивающая экспертиза заданий;
- компетентностно-коммуникативные тренинговые форматы, проводимые в режиме вебинаров.
Пример учебного планапрограммы «Основы дизайн-проектирования» с применением дистанционных технологий и электронных ресурсов
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Теоретические основы дизайна | 2 | 2 | - | |
2 | Основы композиции | 2 | 2 | - | Промежуточное тестирование |
3 | Рекламный и полиграфический дизайн | 2 | 2 | - | |
4 | Архитектурный дизайн | 4 | 4 | - | |
5 | Ландшафтный дизайн | 4 | 4 | | |
6 | Дизайн-проект | 6 | - | 6 | Итоговое тестирование Проектная работа |
| Итого: | 20 | 14 | 6 | |
VI. Особенности проектирования программ, реализуемых в сетевой форме
Нормативно-правовые основания для разработки дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме
Возможность реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме обусловлена частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании».
Актуальность реализации образовательных программ в сетевой форме обозначена в Федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование», утвержденным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. Проектом предусмотрено, что к концу 2024 года не менее чем 70% образовательных организаций будут реализовывать образовательные программы в сетевой форме в целях повышения эффективности использования инфраструктуры и кадрового потенциала системы образования и расширения возможностей детей в освоении программ общего образования.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р предполагает вариативность содержания и форм организации образовательного процесса. В Концепции, подчеркивается, что проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ может осуществляться в сетевой форме.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» была поставлена цель вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Проектировать дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в сетевой форме, необходимо в соответствии с:
- приказом
Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
- локальными нормативными актами образовательной организации, регламентирующими образовательную деятельность;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Сетевые программы могут реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных технологий, в соответствии с этим необходимо учитывать требования, изложенные в приказе Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Конкурентные преимущества дополнительного образования описываются в Концепции развития дополнительного образования детей и проявляются в следующих его характеристиках:
- свободный личностный выбор деятельности;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
- доступность знаний и информации для каждого;
- адаптивность к возникающим изменениям.
В