Файл: Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ орел 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках договора и дополнительных соглашений к нему организации могут урегулировать другие вопросы, возникающие в рамках реализации сетевой программы.

Несмотря на то, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает в качестве существенного условия договора в сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных программ определение финансовых условий такого договора, организации должны согласовать, каким образом и в каком объеме будет осуществляться финансовое обеспечение их деятельности.

Примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ приведена в Приложении № 11 к настоящим методическим рекомендациям.


  1. Действующие нормативные акты образовательной организации.

В случае необходимости вносятся изменения в устав образовательной организации.

При реализации в сетевой форме дополнительных общеобразовательных программ необходимо также проанализировать соответствие следующих нормативных актов организации, регламентирующих:

  • правила приема обучающихся;

  • режим занятий;

  • порядок и основания перевода;

  • формы, периодичность и порядок текущего контроля и промежуточной и итоговой аттестации;

  • порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) обучающихся;

  • правила учета и формы предоставления сведений о посещаемости занятий обучающимися по дополнительной общеобразовательной программе между образовательными организациями;

  • порядок учета результатов текущего контроля, промежуточной аттестации и итоговой аттестации;

  • правила и порядок реализации академической мобильности (сопровождения) обучающихся к месту обучения в рамках реализации сетевой программы, а также определение ответственных лиц, осуществляющих сопровождение;

  • порядок зачетов результатов освоения обучающимися отдельных модулей.



VII. Особенности проектирования модульных программ
Общаяхарактеристикамодульныхпрограмм

При разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ может применяться модульная технология построения программ (ФЗ №273, ст.13, п.3; Порядок №196, п.10).

Модульная образовательная программа – образовательная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающая в себя относительно самостоятельные дидактические единицы (части образовательной программы) модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность. Каждый модуль имеет определенные деятельностныецели, достижение которых обеспечивается конкретнымобъемомлогическизавершенногосодержанияучебногоматериала.

Модульность позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся. Особенность модульной программы в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с ней, так как каждый модуль включает в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических задач. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно- координирующей.

Содержание модульной программы структурируется в автономные организационно-методические блоки модули, содержание и объем которых зависит

от дидактических целей, уровневой дифференциации учащихся, самостоятельного выбора учащегося.

Определениеобразовательногомодуля

Образовательный модуль это структурный элемент программы, направленный на формирование одной компетенции или группы компетенций учащегося.

Образовательный модуль имеет «входные требования» в виде набора необходимых для его освоения компетенций (или знаний и умений) и четко сформулированные планируемые результаты обучения, которые в совокупности должны обеспечить учащемуся освоение заявленной компетенции (группы компетенций).

Рекомендуется каждый модуль начинать с:

1) входной диагностики знаний и умений для определения уровня готовности учащихся к предстоящей самостоятельной работе;

2) выдачи индивидуального задания, основанного на результатах входной диагностики.

Образовательный модуль может иметь междисциплинарное содержание, состоять из разделов различных программ, объединенных для решения образовательной задачи модуля. Кроме того, один модуль возможно встраивать в содержание нескольких программ, если это является необходимым условием достижения целей данных программ. Например, модуль «Элементы классической хореографии» (объем 10 часов) может быть частью таких программ как «Современный эстрадный танец» (72 часа), «Народный танец» (144 часа), «Танцы народов мира» (216 часов) и т.д.

По модульной технологии построения программ может быть разработана как вся программа, так и какой-то один ее уровень (например, стартовый), учебный год.

Схемы построения модульной программы:

  • линейная(или вертикальная) схема включает последовательно изучаемые модули, нацеленные на достижение определенного образовательного результата;

  • нелинейная (или горизонтальная) схема: составляющие модули вносят приблизительно равный и относительно независимый вклад в образовательный результат, их можно изучать параллельно, последовательность изучения жестко не задана. Вариант нелинейной последовательности модулей в программе представляет учащемуся возможность выбора модулей, а значит возможность построения индивидуального учебного плана (Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п. 7);

  • комбинированная схема, сочетающая линейную и нелинейную схемы. Программа может включать базовый (обязательный, инвариантный) модуль и модули по выбору (вариантные: например, модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули разного уровня освоения программы, выстроенные в логике определенных видов деятельности по программе, например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности и т.п.; модули, выстроенные по содержанию образования).


Объеммодулей

Модульный принцип построения содержания и организации образовательного процесса больше всего удобен для оказания краткосрочных (не более 4 месяцев) образовательных услуг. Рекомендуемый объем каждого модуля не менее 8 академических часов, не более 1/3 всего объема программы. Продолжительность обучения по модульной программе возможно установить в пределах «отчас и дочас», в зависимости от количества модулей.

Особенностиоформленияструктурныхэлементовмодульнойпрограммы.

Структура модульной программы оформляется в соответствии с общими требованиями к структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

В разделе «Комплекс основных характеристик программы» структурные элементы: «Пояснительная записка», «Цель и задачи», «Планируемые результаты», а в разделе «Комплекс организационно-педагогических условий» «Условия», «Формы аттестации» «Оценочные материалы», «Методическое обеспечение», «Рабочая программа воспитания», «Календарный план воспитательной работы» разрабатываются для всей программы в целом.

Некоторые структурные элементы модульной программы обладают особенностями, которые необходимо учитывать при разработке ДООП.

Учебныйпланмодульной программы представляет собой перечисление модулей с указанием количества часов.

Пример оформления учебного плана модульной программы
снелинейнойпоследовательностьюмодулей:

ДООП «Изобразительное искусство» художественной направленности, срок реализации – 1 год обучения.