Файл: Тема Основы организационной и учебнометодической деятельности преподавателей медицинских высших и средних учебных заведений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, оптимизация учебного процесса – это постоянная непрерывная деятельность преподавателя.
Заканчивая подготовку к занятию, целесообразно еще раз уточнить время изложения материала, порядок и продолжительность этапов занятия. После этого переходят к составлению плана занятия (технологической карты занятия). Он должен отражать существо занятия, не быть громоздким и способствовать рациональному его проведению.
Общепринятая форма плана:
-
Тема и задача. -
Структура. -
Ход и содержание занятия (по частям). -
Применяемые в занятии методы обучения. -
Оборудование, используемое на занятии. -
Задание на дом.
Эффективность учебного занятия, прежде всего, зависит от методики его проведения. Начало занятия должно быть своевременным, четким и организованным. Преподаватель должен разъяснить студентам задачи занятия и сосредоточить их внимание на предстоящей работе. Не менее важно держать внимание студентов и сохранять их активность на протяжение всего занятия. Полезно помнить, что внимание и активность на занятии обусловлены:
-
постановкой беглых вопросов, выполнением самостоятельных заданий, созданием состояния постоянной готовности к работе; -
рациональным использованием времени на занятии. Запаздывание, преждевременное прекращение занятия, ненужные паузы, бездеятельность студентов, неподготовленность пособий и оборудования или не умелое их применение – все это ведет к снижению внимания, падению интереса, активности и дисциплины; -
требованием от студентов внимания и познавательной активности, пресечением нарушений дисциплины, соблюдением индивидуального подхода. При этом следует избегать неуместных шуток, бесцельных хождений, резких движений, жестов и т.п.; преподаватель должен быть уверенным, твердым, решительным, настойчивым; -
занимательным, ярким, эмоциональным изложением материала, умелым использованием наглядных пособий; -
постоянным наблюдением за студентами, за их восприятием, пониманием, отношением к делу.
При проведении занятия нельзя забывать о воспитательной его стороне: наблюдать за взаимоотношениями студентов, способствовать преодолению неуверенности, зазнайства, индивидуализма.
Необходимо следить за гигиеническими условиями, в которых проходит занятие. Кабинет должен быть проветрен, достаточно освещен.
Проводя занятие в соответствии с планом, преподаватель в то же время должен учитывать конкретные условия; если по ходу занятия возникает необходимость в обоснованном, оправданном отступлении от плана, преподаватель должен пойти на это. Проведение занятия – это процесс творческий, и поэтому очень трудно бывает все предусмотреть заранее. Надо всегда помнить, что основная задача занятия – дать студентам знания. И если возникают какие-либо обстоятельства, мешающие этому и не предусмотренные преподавателем заранее, на них надо соответствующим образом реагировать.
Для совершенствования процесса обучения необходимо уметь осуществлять анализ проведенного занятия.
Качество осуществленного занятия можно определить по основным дидактическим категориям и по структурным элементам.
Задача анализа проведенного занятия по дидактическим категориям состоит в том, чтобы выяснить:
-
соответствует ли занятие дидактическим принципам и требованиям учебно-воспитательного процесса; -
соответствует ли ход занятия и результаты требованиям к занятию и программе, основным дидактическим целям; -
решены ли дидактические задачи и достигнута ли цель приращения знаний, умений и навыков студентов; -
какой была структура занятия в целом и последовательность элементов внешней и внутренней структуры; -
соответствовало ли сочетание методов обучения, применение наглядности и технических средств обучения дидактическим задачам занятия; обеспечило ли это высокий уровень познавательной самостоятельности студентов, соединение обучения и воспитания; чем характерны дифференциация и индивидуализация на данном занятии, в чем суть связи с жизнью.
Анализ занятия по структурным элементам определяет: качество актуализации; развитие новых понятий и способов действия; развитие умений и навыков; воспитывающее влияние на студентов каких-то элементов занятия.
Анализируются причины недостаточного выполнения научно обоснованных требований к учебно-воспитательной деятельности студентов на занятие, делаются выводы.
При анализе занятий коллегами необходимо придерживаться правил:
-
единство требований всех посещающих занятия; -
целесообразность требований к каждому конкретному занятию; -
оптимальность количества требований; -
единство взаимообусловленности и требований к учебно-воспитательной деятельности преподавателя и студента; -
объективность и доброжелательность.
При проведении анализа занятия коллегами важно определить информативные, разносторонние и объективные критерии и показатели деятельности преподавателя, позволяющие выявит и осмыслить преимущества и недостатки занятия, сформировать ориентиры для дальнейшего улучшения педагогического процесса.
3.Структура методической разработки лекции, практического занятия, самостоятельной внеаудиторной работы.
3.1.Общие требования к оформлению методической разработки
Методическая разработка должна иметь:
-
титульный лист -
аннотацию -
содержание -
введение -
основную часть -
заключение -
список использованной литературы -
приложения -
рецензию -
Титульный лист должен содержать: -
Наименование вышестоящей организации -
Наименование организации, где выполнялась работа -
Наименование работы -
Тема -
Сведения об авторе (должность, Ф.И.О.) -
Место и дата выполнения работы
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Содержание работы печатается на отдельном листе. Здесь даются наименование разделов и указываются соответствующие страницы по тексту. Разделы «Аннотация», «Введение», «Заключение» и «Список литературы» не нумеруются. Разделы «Основная часть» могут иметь сквозную нумерацию и нумерацию подразделов.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования. Здесь же можно показать причины появления этой работы на примере колледжа.
Количество разделов в основной части работы может изменяться в зависимости от объема имеющегося материала и поставленной перед собой целью. В этом разделе подробно рассматриваются все вопросы, внесенные в содержание. По ходу изложения можно представлять необходимые таблицы и рисунки. Их нумерация обычно проводится в пределах текущего раздела (например, рис.2.1., таблица 1.3. и т.д.). Таблица должна иметь название и «шапку» с наименованием колонок.
В заключение (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые поставлены педагогом, приступая к составлению методической разработки.
В список литературы по порядку включаются те источники, которые использовались при написании работы. На все перечисленные в «Списке литературы» источники должны быть ссылки в основном тексте работы в виде номеров из списка, заключенных в квадратные скобки. Пример: , где 5 это номер по порядку в списке использованных источников.
В раздел «приложение» помещают относящиеся к работе дополнительные материалы, которые усиливают или иллюстрируют важные стороны излагаемых вопросов. В качестве таких материалов могут быть даны примеры раздаточных карточек, опорных конспектов, схемы изложения учебных вопросов, фрагменты из конспектов открытых уроков, выдержки из авторских описаний лабораторных или демонстрационных работ и пр.
3.2.Методическая разработка занятия теоретического обучения
В основной части можно выделить следующие разделы:
-
Методическое обоснование темы. -
Методические рекомендации по проведению занятия. -
План занятия. -
Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений). -
Список литературы (источников) для студентов. -
Список литературы для преподавателей .
Пример методического обоснования темы: «Данная тема изучается в конце учебного года и является логическим завершением раздела: «Россия в к.20-н.21в.» учебного курса «История России 20-н.21вв.». История России н.21 века остаётся «белым» пятном в изучении исторических событий. Ещё до конца не проанализированы многие события и факты. Не дана оценка действиям многих историческим деятелям.
Поэтому разработка и проведение таких уроков с одной стороны, вызывает много трудностей, с другой стороны они интересны обучающимся, являющимся свидетелями этих событий».
Пример методических рекомендаций по проведению занятия: Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Обучающиеся разделены на творческие группы. Заранее получают задание, накапливают материал, готовят ответы на вопросы. Преподаватель проводит консультации с группами.Рекомендуемый план учебного занятия (изучение нового учебного материала)
-
Тема программы (по тематическому плану учебной программы дисциплины) -
Тема урока (по календарно-тематическому плану) -
Тип урока -
Вид урока -
Цель методическая -
Цели образования (обучения, воспитания, развития) (приложение 5) -
Материально-техническое обеспечение занятия -
Методическое и дидактическое обеспечение занятия -
Межпредметные и внутри предметные связи. -
Продолжительность занятия - 2 часа -
Место проведения занятия - аудитория
План - хронокарта занятия
Этапы занятия | Содержание занятия | Время |
I | Организационная часть (проверка присутствующих, подготовка рабочих мест) | 1 - 2 минуты |
II | Сообщение темы и целей занятий (объявление темы урока, постановка достижимых целей перед студентами) | 1-2 минуты |
III | Актуализация опорных знаний студентов (выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового материла) | 5-7 минут |
IV | Начальная мотивация учебной деятельности (заинтересованность в изучении данной темы: необходима в профессиональной деятельности, в жизненной ситуации, и т.д.) | 2 - 3 минуты |
V | Изучение нового материала (последовательное изложение по принципу «от простого к сложному» с возможной демонстрацией наглядных пособий) | 60 - 63 минуты |
VI | Обобщение и систематизация изученного материала (выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д) | 5 - 6 минут |
VII | Итоговая часть занятия (подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок) | 3 - 5 минут |
VIII | Сообщение домашнего задания (если есть необходимость, выполнение домашнего задания следует разобрать или дать необходимые рекомендации по его выполнению - в этом случае время на сообщение домашнего задания увеличить) | 1- 2 минуты |