Файл: Тема Основы организационной и учебнометодической деятельности преподавателей медицинских высших и средних учебных заведений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, оптимизация учебного процессаэто постоянная непрерывная деятельность преподавателя.

Заканчивая подготовку к занятию, целесообразно еще раз уточнить время изложения материала, порядок и продолжительность этапов занятия. После этого переходят к составлению плана занятия (технологической карты занятия). Он должен отражать существо занятия, не быть громоздким и способствовать рациональному его проведению.

Общепринятая форма плана:

  • Тема и задача.

  • Структура.

  • Ход и содержание занятия (по частям).

  • Применяемые в занятии методы обучения.

  • Оборудование, используемое на занятии.

  • Задание на дом.

Эффективность учебного занятия, прежде всего, зависит от методики его проведения. Начало занятия должно быть своевременным, четким и организованным. Преподаватель должен разъяснить студентам задачи занятия и сосредоточить их внимание на предстоящей работе. Не менее важно держать внимание студентов и сохранять их активность на протяжение всего занятия. Полезно помнить, что внимание и активность на занятии обусловлены:

  • постановкой беглых вопросов, выполнением самостоятельных заданий, созданием состояния постоянной готовности к работе;

  • рациональным использованием времени на занятии. Запаздывание, преждевременное прекращение занятия, ненужные паузы, бездеятельность студентов, неподготовленность пособий и оборудования или не умелое их применение – все это ведет к снижению внимания, падению интереса, активности и дисциплины;

  • требованием от студентов внимания и познавательной активности, пресечением нарушений дисциплины, соблюдением индивидуального подхода. При этом следует избегать неуместных шуток, бесцельных хождений, резких движений, жестов и т.п.; преподаватель должен быть уверенным, твердым, решительным, настойчивым;

  • занимательным, ярким, эмоциональным изложением материала, умелым использованием наглядных пособий;

  • постоянным наблюдением за студентами, за их восприятием, пониманием, отношением к делу.

При проведении занятия нельзя забывать о воспитательной его стороне: наблюдать за взаимоотношениями студентов, способствовать преодолению неуверенности, зазнайства, индивидуализма.


Необходимо следить за гигиеническими условиями, в которых проходит занятие. Кабинет должен быть проветрен, достаточно освещен.

Проводя занятие в соответствии с планом, преподаватель в то же время должен учитывать конкретные условия; если по ходу занятия возникает необходимость в обоснованном, оправданном отступлении от плана, преподаватель должен пойти на это. Проведение занятия – это процесс творческий, и поэтому очень трудно бывает все предусмотреть заранее. Надо всегда помнить, что основная задача занятия – дать студентам знания. И если возникают какие-либо обстоятельства, мешающие этому и не предусмотренные преподавателем заранее, на них надо соответствующим образом реагировать.

Для совершенствования процесса обучения необходимо уметь осуществлять анализ проведенного занятия.

Качество осуществленного занятия можно определить по основным дидактическим категориям и по структурным элементам.

Задача анализа проведенного занятия по дидактическим категориям состоит в том, чтобы выяснить:

  • соответствует ли занятие дидактическим принципам и требованиям учебно-воспитательного процесса;

  • соответствует ли ход занятия и результаты требованиям к занятию и программе, основным дидактическим целям;

  • решены ли дидактические задачи и достигнута ли цель приращения знаний, умений и навыков студентов;

  • какой была структура занятия в целом и последовательность элементов внешней и внутренней структуры;

  • соответствовало ли сочетание методов обучения, применение наглядности и технических средств обучения дидактическим задачам занятия; обеспечило ли это высокий уровень познавательной самостоятельности студентов, соединение обучения и воспитания; чем характерны дифференциация и индивидуализация на данном занятии, в чем суть связи с жизнью.

Анализ занятия по структурным элементам определяет: качество актуализации; развитие новых понятий и способов действия; развитие умений и навыков; воспитывающее влияние на студентов каких-то элементов занятия.

Анализируются причины недостаточного выполнения научно обоснованных требований к учебно-воспитательной деятельности студентов на занятие, делаются выводы.



При анализе занятий коллегами необходимо придерживаться правил:

  • единство требований всех посещающих занятия;

  • целесообразность требований к каждому конкретному занятию;

  • оптимальность количества требований;

  • единство взаимообусловленности и требований к учебно-воспитательной деятельности преподавателя и студента;

  • объективность и доброжелательность.

При проведении анализа занятия коллегами важно определить информативные, разносторонние и объективные критерии и показатели деятельности преподавателя, позволяющие выявит и осмыслить преимущества и недостатки занятия, сформировать ориентиры для дальнейшего улучшения педагогического процесса.
3.Структура методической разработки лекции, практического занятия, самостоятельной внеаудиторной работы.

3.1.Общие требования к оформлению методической разработки

Методическая разработка должна иметь:

  • титульный лист

  • аннотацию

  • содержание

  • введение

  • основную часть

  • заключение

  • список использованной литературы

  • приложения

  • рецензию

  • Титульный лист должен содержать:

  • Наименование вышестоящей организации

  • Наименование организации, где выполнялась работа

  • Наименование работы

  • Тема

  • Сведения об авторе (должность, Ф.И.О.)

  • Место и дата выполнения работы

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Содержание работы печатается на отдельном листе. Здесь даются наименование разделов и указываются соответствующие страницы по тексту. Разделы «Аннотация», «Введение», «Заключение» и «Список литературы» не нумеруются. Разделы «Основная часть» могут иметь сквозную нумерацию и нумерацию подразделов.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования. Здесь же можно показать причины появления этой работы на примере колледжа.


Количество разделов в основной части работы может изменяться в зависимости от объема имеющегося материала и поставленной перед собой целью. В этом разделе подробно рассматриваются все вопросы, внесенные в содержание. По ходу изложения можно представлять необходимые таблицы и рисунки. Их нумерация обычно проводится в пределах текущего раздела (например, рис.2.1., таблица 1.3. и т.д.). Таблица должна иметь название и «шапку» с наименованием колонок.

В заключение (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые поставлены педагогом, приступая к составлению методической разработки.

В список литературы по порядку включаются те источники, которые использовались при написании работы. На все перечисленные в «Списке литературы» источники должны быть ссылки в основном тексте работы в виде номеров из списка, заключенных в квадратные скобки. Пример: , где 5 это номер по порядку в списке использованных источников.

В раздел «приложение» помещают относящиеся к работе дополнительные материалы, которые усиливают или иллюстрируют важные стороны излагаемых вопросов. В качестве таких материалов могут быть даны примеры раздаточных карточек, опорных конспектов, схемы изложения учебных вопросов, фрагменты из конспектов открытых уроков, выдержки из авторских описаний лабораторных или демонстрационных работ и пр.

3.2.Методическая разработка занятия теоретического обучения

В основной части можно выделить следующие разделы:


  • Методическое обоснование темы.

  • Методические рекомендации по проведению занятия.

  • План занятия.

  • Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).

  • Список литературы (источников) для студентов.

  • Список литературы для преподавателей .

Пример методического обоснования темы: «Данная тема изучается в конце учебного года и является логическим завершением раздела: «Россия в к.20-н.21в.» учебного курса «История России 20-н.21вв.». История России н.21 века остаётся «белым» пятном в изучении исторических событий. Ещё до конца не проанализированы многие события и факты. Не дана оценка действиям многих историческим деятелям.

Поэтому разработка и проведение таких уроков с одной стороны, вызывает много трудностей, с другой стороны они интересны обучающимся, являющимся свидетелями этих событий».

Пример методических рекомендаций по проведению занятия: Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Обучающиеся разделены на творческие группы. Заранее получают задание, накапливают материал, готовят ответы на вопросы. Преподаватель проводит консультации с группами.

Рекомендуемый план учебного занятия (изучение нового учебного материала)


  • Тема программы (по тематическому плану учебной программы дисциплины)

  • Тема урока (по календарно-тематическому плану)

  • Тип урока

  • Вид урока

  • Цель методическая

  • Цели образования (обучения, воспитания, развития) (приложение 5)

  • Материально-техническое обеспечение занятия

  • Методическое и дидактическое обеспечение занятия

  • Межпредметные и внутри предметные связи.

  • Продолжительность занятия - 2 часа

  • Место проведения занятия - аудитория


План - хронокарта занятия

Этапы

занятия

Содержание занятия

Время

I

Организационная часть

(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест)

1 - 2 минуты

II

Сообщение темы и целей занятий

(объявление темы урока, постановка достижимых целей перед студентами)

1-2 минуты

III

Актуализация опорных знаний студентов

(выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового материла)

5-7 минут

IV

Начальная мотивация учебной деятельности

(заинтересованность в изучении данной темы: необходима в профессиональной деятельности, в жизненной ситуации, и т.д.)

2 - 3 минуты

V

Изучение нового материала

(последовательное изложение по принципу «от простого к сложному» с возможной демонстрацией наглядных пособий)

60 - 63 минуты

VI

Обобщение и систематизация изученного материала

(выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д)

5 - 6 минут

VII

Итоговая часть занятия

(подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок)



3 - 5 минут

VIII

Сообщение домашнего задания

(если есть необходимость, выполнение домашнего задания следует разобрать или дать необходимые рекомендации по его выполнению - в этом случае время на сообщение домашнего задания увеличить)

1- 2 минуты