Файл: Тема Основы организационной и учебнометодической деятельности преподавателей медицинских высших и средних учебных заведений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Педагогическое проектирование используется каждым педа­гогом и является его основной и значимой функцией. Это можно объяснить тем, что она является организаторской и коммуника­тивной.

В отечественной педагогике основоположником теории и практики педагогического проектирования можно по праву считать А. С. Макаренко, который рассматривал воспитательный процесс как своеобразно организованное «педагогическое произ­водство». А. С. Макаренко был против неорганизованного про­цесса воспитания, следствием этого стало его предложение раз­работать единую систему воспитания, в конечном итоге он и стал разработчиком педагогической техники. Так как А. С. Макаренко участвовал в разработке системы воспитания, то его предложение было объединить и совершенствовать такие понятия, как:

  • техника дисциплины;

  • техника разговора педагога и воспитанника;

  • техника самоуправления;

  • техника наказания.

Для проектирования в человеке, воспитаннике всего лучшего, формирования сильной и богатой культуры были продуманы все действия, их последовательность, направления.

Сущность педагогического проектирования заключается в со­здании образа предстоящей деятельности, возможно, даже несколь­ко вариантов образов, что ведет к прогнозированию результатов этой деятельности. В свою очередь, объектом педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогический процесс, педагогическая ситуация.

Объекты педагогического проектирования:

  1. педагогическая ситуация;

  2. педагогический процесс;

  3. педагогическая система.

Педагогическая ситуация - объект проектирования. Педагоги­ческая ситуация является составной частью педагогического про­цесса. Она характеризует его состояние в определенное время; она всегда конкретна. Педагогические ситуации или появляются,

или создаются на уроке, экзамене, экскурсии и сразу же должны разрешиться. Строение педагогических ситуаций всегда просто. В ней находятся два или несколько субъектов деятельности и спо­собы их взаимодействия.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуа­ций - сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям (рис. 1).


  1. этап - моделирование;

  2. этап - проектирование;

  3. этап - конструирование.









Рис 1.Этапы педагогического проектирования
Педагогическое моделирование (создание модели) - это раз­работка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) - даль­нейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участ­никами воспитательных отношений.

Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.

Концепция - одна из форм проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Последняя строится на результатах науч­ных исследований. Назначение концепции - изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.
Принципы педагогического проектирования

1.Принцип человеческих приоритетов - принцип ориентации на человека - участника подсистем, процессов или ситуаций - является главным.

Подчиняйте проектируемые педсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих вос­питанников.

Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, кон­структов, умейте отступить, заменить их другими.

Жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе.

2.Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способны­ми по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.



Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.

Требования, предъявляемые к методической разработке
систем разного уровня:

  • Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

  • Содержание методической разработки должно быть таким,
    чтобы преподаватели могли получить сведения о наиболее
    рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения
    учебного материала, применения современных технических
    и информационных средств обучения.

  • Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые
    явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

  • Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

  • Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

  • Методическая разработка должна учитывать конкретные
    материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

  • Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как
    учить».

  • Должна содержать конкретные материалы, которые может
    использовать преподаватель в своей работе (планы занятий,
    инструкции для проведения лабораторных работ, опорные
    конспекты, схемы, тесты, по уровневые задания и т. д.).


3. Учебно-методическая деятельность педагога на занятие

Преподаватель – это автор занятия, от него, его вдохновения и компетентности, его мотивов зависит занятие, которое представляет собой педагогическое произведение, имеющее и художественную окраску. Педагогическому творчеству в разработке занятия свойственны те же процессы, что и любому творчеству: сначала возникает творческий замысел занятия, потом замысел разрабатывается и реализуется на занятии с определенной доработкой как педагогическое произведение.

Современное занятие нельзя построить, не ориентируясь в нынешнем передовом и новаторском опыте. Ведь у новаторов есть нечто всеобщее, особенное и единичное. Разрабатывая занятие, преподавателю нужно определить, что можно взять из всеобщего и доступного. При этом необходимо учитывать и специфическое для определенных групп предметов.


Разрабатывая замысел занятия, преподаватель стремится осуществить эффективность обучения, поставить студента в позицию субъекта обучения, превратив его в соавтора занятия.

При разработке занятия очень важно выбрать методические приемы в изучении программного материала, а потом уже определять другие его компоненты: проверку домашнего задания, методику закрепления и т. д.

Продуктивность занятия во многом зависит от качества его подготовки. Преподаватель, систематически готовящийся к занятиям, работает творчески и с интересом. А творческий труд, полный энергии, не воспринимается как тяжелый – такова психологическая особенность человека.

Многие преподаватели практикуют тематическое планирование и разрабатывают систему занятий. Зная место данного занятия в системе занятий, они составляют план в зависимости от поставленной задачи.

В самом процессе подготовки преподавателя к занятию можно выделить следующие основные моменты:

Определение задачи данного занятия, его типа, круга вопросов, которые надо решить, и структуры занятия (части, их последовательность и примерная продолжительность) на основании программы, рабочего плана и т. п.

Определение содержания каждой части занятия в соответствии с его основной задачей и подбор необходимого для занятия материала (фактов, примеров, практических заданий и пр.). Материал к занятию можно подбирать не только из учебника, но и из самых разных источников: сборников, литературных произведений, исторических документов, научных исследований, периодической печати, из жизни и т.п.

Дидактическая обработка подобранного материала применительно к условиям, в которых будет проводиться занятие, в соответствии с задачей занятия, подготовленностью студентов и др.

Передача знаний имеет свои психологические особенности, требует точности, строгой системы, предельной ясности и простоты для понимания. Данная задача является трудной. Необходима углубленная работа над подобранным материалом. Его надо систематизировать, выделить существенное, подчеркнуть главное, подкрепить второстепенными деталями, которые придадут ему яркость, доходчивость, доступность, увлекательность.

Дидактическая обработка материала требует от преподавателя аналитико-синтетической мыслительной деятельности. В результате излагаемый материал должен быть простым по форме и содержанию, но не утрачивать своей научности.


Подбор методов обучения и методических приемов к каждой части занятия очень важен для успешности процесса обучения. Если преподаватель собирается рассказывать, объяснять материал или читать лекцию, он должен тщательно продумать содержание, форму рассказа, объяснение и пр. Если преподаватель не имеет достаточного опыта, ему следует проверить, сколько времени займет объяснение или рассказ, потренироваться в изложении материала. Если преподаватель в план занятия включает беседу, он должен подготовить вопросы, четко сформулировать каждый из них, заранее решить, к кому из студентов и с каким вопросом он обратится, предусмотреть дополнительные вопросы.

Тщательная подготовка иллюстративного материала, необходимого оборудования и инвентаря. Наглядные пособия, оборудование и инвентарь следует заблаговременно проверить и расположить так, чтобы на занятии не надо было тратить времени на их подготовку. Рекомендуется также определить время и место показа медицинского оборудования, предметов ухода, иллюстративного материала и т. п.

Организация занятия: четкая смена одних видов деятельности другими, распределение студентов на малые группы для проведения тренинга, дидактической игры и т. д. Это позволяет экономить время и активизирует познавательную деятельность студентов.

Оптимизация учебного процесса осуществляется уже на этапе планирования учебного занятия и проходит через всю педагогическую деятельность преподавателя в ходе его взаимодействия со студентами. Исходя из поставленной цели и имеющихся педагогических возможностей – средств и методов воздействия, преподаватель выбирает оптимальные решения в каждой конкретной ситуации. Выбор решения в незапланированных ситуациях – это всегда поиск оптимального варианта.

Например, контроль знаний выявил неготовность всех студентов к выполнению практических заданий. Что должен сделать преподаватель: поставить всем неудовлетворительные оценки; дать задание для самостоятельной подготовки на занятии; отказаться от проведения занятия, доложить об инциденте заместителю директора или директору? Это далеко не все возможные варианты. Выбор варианта определяется на основе учета и анализа всех условий. Необходимо выяснить причину неподготовленности студентов, насколько сложным был теоретический материал по изучаемой теме, каковы взаимоотношения преподавателя со студентами и т. д.