Файл: Владислав Волгин Склад. Стандарты управления Практическое пособие Автор 2013.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В. В. Волгин. «Склад. Стандарты управления: Практическое пособие»
16
Покупайте время консультантов – это в конечном итоге выйдет гораздо дешевле. Кон- сультант не только предоставит необходимое время, но и уйдет по завершению проекта, хотя,
при необходимости, может осуществлять дальнейшее сопровождение. Консультант может обу- чать сотрудников в ходе работы, с учетом специфики фирмы, подготовленности и воспри- имчивости обучаемых, объединяя самые разные темы, решая вместе с обучаемыми конкрет- ные задачи. Образовательный эффект является самым важным в процессе консультирования.
Консультант очень часто – настоящая находка для предприятия, которому нужен свежий, «не замыленный» взгляд на себя, новые идеи, концепции, подходы, не ангажированность консуль- тантов во внутреннем раскладе сил и войнах различных кланов внутри предприятия. Нема- лую роль играет и относительная экономическая выгода использования консультанта. Отноше- ния предприятий с консультантами, могут быть самыми разнообразными. В одних случаях их даже приглашают работать на постоянной основе, но с теми же функциями – консультировать.
В других создают «проектно-исследовательские группы», когда для решения той или иной задачи привлекают внутренних работников и консультантов со стороны, которые этими работ- никами концептуально руководят и следят, чтобы те не растворились «в текучке», которая характерна для деятельности любого коммерческого предприятия. Даже если руководители не склонны вообще прислушиваться к кому-либо, мнение квалифицированного консультанта поколеблет их уверенность в полноте своих знаний и безошибочности действий. Консультанты в любых случаях играют роль катализатора, изменяющего течение процессов внутри предпри- ятия.
Основная проблема многих предприятий в том, что все люди «варятся в собственном соку», специалисты, даже высшей квалификации, не могут взглянуть на ситуацию в своей фирме со стороны – влияние формальных и неформальных взаимоотношений, сложившихся между сотрудниками, психологические и целевые установки в работе и в отношениях с потре- бителями мешают выявить причины проблем и правильно поставить задачи – поэтому даже простые решения порой ускользают от них. Консультант же в силу своей независимости и не связанности ситуацией может посмотреть на проблему с другой стороны.
В. В. Волгин. «Склад. Стандарты управления: Практическое пособие»
17
Организация склада
Виды и назначение складов
Склады – это аккумуляторы резервов материальных ресурсов, необходимых для демп- фирования колебаний объемов поставок и спроса, а также синхронизации скоростей потоков товаров в системах продвижения от изготовителей к потребителям или потоков материалов в технологических производственных системах
1
В экономической деятельности используется множество разновидностей складов. По назначению можно выделить следующие виды:
• производственные – склады сырья, комплектующих, материалов, цеховые склады гото- вых изделий, заводские склады готовой продукции;
• транзитно-перевалочные – склады при железнодорожных станциях, портах, речных пристанях, аэропортах, автогрузовых терминалах служат для кратковременного хранения гру- зов в период перегрузки их с одного вида транспорта на другой;
• таможенные – склады для хранения товаров в ожидании таможенной очистки;
• досрочного завоза – склады в районах, доставка товаров в которые возможна лишь в определенные периоды года;
• сезонного хранения – склады для товаров сезонного характера;
• резервные – для хранения запасов на случай чрезвычайных обстоятельств;
• оптовые распределительные – склады, снабжающие товаропроводящие сети.
• коммерческие общего пользования – склады, обслуживающие любых владельцев това- ров;
• розничные – склады торговых предприятий.
Склады различаются условиями хранения – общего назначения, резервуары, сейфы для опасных веществ, специализированные склады-хранилища (овощехранилища, фруктохрани- лища, склады-холодильники с машинным охлаждением, ледники для хранения продуктов и др.). На складах создают необходимые условия для хранения с учетом физико-химических свойств товаров. В ряде случаев на складах имеются мощности по расфасовке, упаковке, тести- рованию и другим операциям.
1
По: Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. – М.: Издательский Дом "Дашков и Кº", 1999.
В. В. Волгин. «Склад. Стандарты управления: Практическое пособие»
18
Склады общего пользования
Склад публичный, склад общего пользования, склад-отель – склад, специально предна- значенный для хранения товаров разных клиентов. Использование таких складов выгодно:
высокое качество обслуживания, снижение издержек хранения, возможность хранения лишь сезонных запасов, возможность хранения товаров на складе со специальными условиями хра- нения, возможность осваивать новые рынки без капитальных вложений на развитие собствен- ного складского хозяйства.
Известны три направления развития этого бизнеса.
• Для сдачи частями в аренду в рамках договора на гарантированные транс-
портно-складские услуги.
Согласно договору заказчику предоставляются услуги – складирова- ние грузов, экспедирование, транспортировка и др.). Эффективность использования получен- ных в аренду складских помещений и подъемно-транспортных средств зависит от заказчика.
• Для приемки на хранение и экспедирования грузов по распоряжениям клиентов.
• Для выполнения полного цикла работ с товарами, включая комплектацию ассортимент- ных наборов, агентские функции – исполнение заказов клиентов от имени принципала.
Первые два направления хорошо известны, а о третьем стоит рассказать подробнее. В
последние тридцать лет много крупных компаний
2
специализировались на предоставлении клиентам услуг по перемещению и хранению материалов, полуфабрикатов и готовой продук- ции, а также связанной с ними информации от места производства до места потребления. Они называют свои услуги “услугами по логистике".
Они обладают своими сетями транспортно-складских комплексов, центрами обработки обращений клиентов, а также системами организации доставки грузов.
Эти компании оказывают услуги:
• любые транспортные;
• обработка информации;
• таможенное оформление;
• складские: разгрузка, погрузка, приемка по количеству и качеству, хранение, инвента- ризация;
• обслуживание дилеров заказчика (исполнение функций дистрибьютора): обработка заказов дилеров, подбор грузов для отправок, упаковка, страхование, доставка грузов, работа с претензиями дилеров, отгрузка товаров взамен некачественных, замена неисправных изделий с последующим их ремонтом в ремонтных центрах изготовителей.
Услуги этих компаний начинаются у порога клиентов – компании забирают согласован- ный товар на складах клиента и перевозят на свои склады для дальнейшей работы в качестве дистрибьютора. Центры связи и склады этих компаний работают круглосуточно и без выход- ных.
Услугами этих компаний пользуются такие известные производители, как Philips, 3Com,
ЕМС2, Nokia, Infocus, Toshiba и др. Такие компании одновременно сертифицированы и рабо- тают как таможенные брокеры и таможенные перевозчики. Они используют собственную транспортную и складскую инфраструктуру в странах СНГ и России. С 1997 г. в Шереметьево функционирует подобный центр для обслуживания российских клиентов.
Пользование услугами таких компаний дает следующие преимущества:
• стратегические выгоды – фирмы, пользующиеся услугами по логистике, получают воз- можность концентрировать свои усилия на основном бизнесе;
2
Например, «DHL Worldwide».
В. В. Волгин. «Склад. Стандарты управления: Практическое пособие»
19
• использование современных информационных технологий компанией, содержащей склады, позволяет более эффективно контролировать процесс движения товаров;
• сокращение сроков доставки товаров благодаря стратегически удачно расположенным складским комплексам и использованию услуг широкого круга транспортных компаний;
• возможность более быстрого внедрения на новые рынки;
• возможность получения полного спектра услуг от одной компании;
• возможность отказаться от содержания собственных складов.
В. В. Волгин. «Склад. Стандарты управления: Практическое пособие»
20
Правила планировки помещений
Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение,
либо на распределение. Складские здания с менее интенсивным товарооборотом проекти- руют таким образом, чтобы максимизировать использование полезного объема склада, пред- назначенного для хранения товаров. Складские здания, ориентированные на распределение,
должны обеспечивать максимальную пропускную способность – это количество материалов или товаров, которое проходит через складское помещение за единицу времени.
При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение пространства также ведет к неэффектив- ности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характери- стики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность переме- щения, частоту отбора, скорость реализации.
Складские помещения должны обеспечивать:
• невозможность доступа посторонних лиц;
• невозможность извлечения товаров и служебной техники, хранящихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот;
• поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения для обеспечения сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме есте- ственного износа.
При организации складов, предназначенных для специализированного хранения товаров
(холодильные или морозильные камеры, наливные емкости, сейфовые комнаты и др.), к их обустройству и оборудованию предъявляться специфические требования.
При проектировании новых или реконструкции действующих складов обязательно спе- циализируют помещения или зоны на выполнении основных операций складского технологи- ческого процесса.
Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения, вспомогатель- ные, технические, административные, бытовые. Во вспомогательных помещениях хранят тару,
упаковку, поддоны, кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, размещают ремонтные мастерские и т. д. Техническими называют помещения машинных отделений, вентиляцион- ные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административных помещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посе- тителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 кв. м на одного сотрудника, должны отвечать санитарно-техническим требова- ниям и быть оборудованы:
• системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат);
• оргтехникой – компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т. д.;
• мебелью – столы, стулья, шкафы, полки;
• сейфом для хранения документов.
В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки, приемки товаров по количеству и качеству, хранения, комплектования заказов для отправки, упаковки,
погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки при- мыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров.
В. В. Волгин. «Склад. Стандарты управления: Практическое пособие»
21
В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких скла- дах эти зоны часто объединяют, если поступление и отгрузку товаров можно разделить во вре- мени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые поме- щения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.
Помещения должны соответствовать требованиям действующих СНиП, СанПиН,
ГОСТов и других документов.
Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масел, кра- сок, растворителей и т. п.) следует размещать преимущественно в отдельно стоящих зданиях.
При использовании арендуемых зданий и помещений последние должны быть приведены в соответствие требованиям.
Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пере- секающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хране- ния, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.
Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче или с другими помещениями, должны быть шири- ной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения това- ров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,6–2,7 м – в зависимости от объемов грузопотоков и использования электрифицированного транспорта.
Выбор варианта планировки осложняется тем, что все учитываемые факторы взаимосвя- заны. Некоторые факторы, учитываемые при разработке планировки, перечислены ниже
3
Собственный склад или арендуемый?
Этот выбор влияет на весь проект, так как нужно учесть налоги, необходимость заключения соглашения с владельцем склада, решение об инве- стициях в специализированное оборудование.
Переотправка (перегрузка) или перемещение через зону хранения склада?
Переотправка предполагает принятие товара на приемочной разгрузочной площадке, откуда его перемещают прямо на отгрузочную платформу. Товары не попадают ни в резервную зону склада, ни в зону хранения. Отправляемые машины служат как бы продолжением распределительного центра,
потому что хранение имеет место только в процессе заполнения машин товаром.
Переотправке помогает компьютеризованный контроль, позволяющий сразу же отправ- лять нужные товары, минуя обычные места хранения и зоны отбора заказов. В производствен- ном помещении, проектируемом для переотправки, предусматривается больше пространства для погрузочно-разгрузочных операций и меньше – для хранения товаров. Особое значение в операциях по переотправке придается грузовым модулям.
Горизонтальное или вертикальное размещение?
Выбор этажности склада осуществляют,
исходя из затрат на строительство, которые уменьшаются по кубической зависимости от высоты здания, и затрат на складское оборудование, которые наоборот увеличиваются с высо- той склада.
Две погрузочных платформы или одна?
Удобный склад имеет приемочную погрузочную платформу на одном конце и отгрузочную платформу – на другом, а между ними перемеща- ются товары. В альтернативном варианте используют одну платформу, на которой утром раз-
3
Джонсон Д. и др. Современная логистика. – М.: ИД «Вильямс», 2002.
В. В. Волгин. «Склад. Стандарты управления: Практическое пособие»
22
гружают товары, а после обеда с нее отгружают товары. Это уменьшает площадь, выделяемую для погрузочных работ, но требует, чтобы увозили и привозили товары в согласованное время.
Интенсивный или высокомеханизированный труд?
При увеличении трудовых затрат целесообразно приобрести оборудование, заменяющее физический труд
Методы расчетов объема и площади склада, зон приемки, отгрузки, хранения, расчетов грузопотоков, производительности и других проектных параметров приведены в специальной литературе
4 4
Например: Гаджинский А.М. «Логистика». – М.: ИТК «Дашков и Кº», 2003; Дыбская В.В. Логистика для практиков. –
М.:ИПТИЛ ВИНИТИ РАН, 2002; Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. – М.: Инфра-М, 2001.
В. В. Волгин. «Склад. Стандарты управления: Практическое пособие»
23
1 2 3