Файл: Доклад Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Информационный поиск может осуществляться с использованием электронных ресурсов (мультимедийные энциклопедии, электронные каталоги, электронные учебники, Интернет и т.д.). Выбор источника информации зависит от уровня информационной подготовки учащихся, характера задания и личной мотивации учащегося.

Разработка модели (преобразование) объекта. Моделирование объекта, разработка конструкции, составление схемы , построение чертежа и т.д. — это основные традиционные задания для уроков технологии. Использование ИКТ в данном случае позволяет: сэкономить время на выполнение задания; быстро внести коррективы, не переделывая всей работы.

Технология изготовления изделия связана с материальным воплощением объекта, и использование информационных технологий на данном этапе минимальное. Уровень задания зависит от сложности конструкции и выбора способов обработки материала.

Презентация (оформление) работы. Результаты работы (чертежи, таблицы, схемы, доклады, рефераты и т.д.) с использованием информационных технологий могут быть оформлены аккуратнее, нагляднее с помощью различных компьютерных программ. В данном случае учащиеся, придумывал алгоритм своего выступления, прорабатывая электронную презентацию, оформляя буклет по теме и т.д., не только осуществлять информационный поиск, но и анализировать информацию, выделять главное, кратко выражать свои мысли, подбирать соответствующее иллюстративное сопровождение, учатся правильно оформлять печатные документы, тем самым подготавливаясь к осуществлению проектной деятельности.

Использование ИКТ положительно влияет на качество учебного процесса:

повышает эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке),

расширяет объем предъявляемой учебной информации, что расширяет кругозор обучающихся;

улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

повышает качество контроля знаний учеников и разнообразие его формы;

повышает интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшить качество образования, активизировать творческий потенциал учащегося.
Заключение
Для психолога и педагога процесс исследования неотделим от процесса активного вторжения в практику работы школы. И наши исследования, с одной стороны, были направлены на изучение и обобщение тех ценностей, тех находок, которые
обнаружены в передовом опыте учителей и школ, с другой же стороны, на вовлечение педагогического коллектива школы, ее руководства, в активную и целенаправленную деятельность по развитию творческого потенциала воспитанников, по созданию общей системы учебной и воспитательной работы школы, преследующей эту задачу.

В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития творческих способностей учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования творческого потенциала учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов.

В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания творческих интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении. В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их творческой деятельности.

Фантазия, наука, труд и талант сливаются в один поток, несущий с собой неиссякаемые возможности развития творчества. И родителям нет основания бояться бурного расцвета у подростков фантазии. Надо лишь, чтобы она всегда сохраняла соприкосновение с жизнью, чтобы она оставалась «толчком к работе».

Тему развитие творческого потенциала учащихся в процессе изучения предмета «Технология» нельзя считать законченной. В данной работе представлены только некоторые итоги, рассмотренные по этой теме, и они также могут дальше исследоваться на разных уровнях. Цель, поставленная вначале работы, была достигнута в результате исследования литературы, а также практике. В ходе исследования были также решены все поставленные задачи в равной мере глубоко и основательно. Выявлен ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это: изучение путей и средств эффективного развития творческого потенциала.



Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики - развитие творческого потенциала учащихся, следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных творцов.
Приложения
5 класс

Конструирование разделочной доски

Задание: используя предложенные элементы конструкции доски, составить собственную конструкцию.

Конструирование разделочной доски













Мои варианты конструкции разделочной доски

















































Форма верхней части доски

Форма средней части доски

Форма нижней части доски

Форма углов


Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития, книга 1. - Казанский университет, 1996.

2. Андрианов П.Н. Техническое творчество учащихся. - М.: «Просвещение», 1986.

3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 1989.

4. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности - СПб.: издательство Буковского, 1994.

5. Волков И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. - М.: «Педагогика», 1987. - С. 101-140.

6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: «Просвещение», 1987.

7. Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазанова Л.В., Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных школ. - М.: «Вентана-Граф», 1997.


8. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. - М.: «Академия», 2007.

9. Левин В.И. Воспитание творчества - Томск: Пеленг, 1993.

10. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии. - М.: «Астрель», 2005.

11. Мещерякова Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций. - Челябинск, 1998.

12. Мещерякова Л.В., Рындак В.Г. Инновационность в обучении (теория и опыт). - М.: «Педагогический вестник», 1997.

13. Муравьев Е.М. Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск, 2000.

14. Нефедычев И. П. Руки трудовые, умелые. // Школа-пресс. - 1994. - №3 - С. 13.

15. Петровский А.В. Способности и труд. - М., 1966.

16. Подласый И.П. Педагогика, книга 1. - М.: «Владос», 2003. - С. 475.

17. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). - М., 1997.

18. Рындак, В.Г. Москвина А.В. Личность, творчество, развитие. - М., 2001.

19. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996.

20. Сманцер А. П. Новые технологии в системе непрерывного образования как средство развития творческой личности // Новые технологии в системе непрерывного образования.- Минск, 1995.

21. Соловейчик С. Учение с увлечением. - М., 1976.

22. Столяров Ю.С. Техническое творчество учащихся. - М.: «Просвещение», 1989. - С. 3-16.

23. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1983. - С.101.

24. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002.

25. Мещерякова Л.В., Рындак В.Г. Инновационность в обучении (теория и опыт). - М.: «Педагогический вестник», 1997

26. Сманцер А. П. Новые технологии в системе непрерывного образования как средство развития творческой личности // Новые технологии в системе непрерывного образования.- Минск, 1995