Файл: Доклад Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Информационный поиск может осуществляться с использованием электронных ресурсов (мультимедийные энциклопедии, электронные каталоги, электронные учебники, Интернет и т.д.). Выбор источника информации зависит от уровня информационной подготовки учащихся, характера задания и личной мотивации учащегося.
Разработка модели (преобразование) объекта. Моделирование объекта, разработка конструкции, составление схемы , построение чертежа и т.д. — это основные традиционные задания для уроков технологии. Использование ИКТ в данном случае позволяет: сэкономить время на выполнение задания; быстро внести коррективы, не переделывая всей работы.
Технология изготовления изделия связана с материальным воплощением объекта, и использование информационных технологий на данном этапе минимальное. Уровень задания зависит от сложности конструкции и выбора способов обработки материала.
Презентация (оформление) работы. Результаты работы (чертежи, таблицы, схемы, доклады, рефераты и т.д.) с использованием информационных технологий могут быть оформлены аккуратнее, нагляднее с помощью различных компьютерных программ. В данном случае учащиеся, придумывал алгоритм своего выступления, прорабатывая электронную презентацию, оформляя буклет по теме и т.д., не только осуществлять информационный поиск, но и анализировать информацию, выделять главное, кратко выражать свои мысли, подбирать соответствующее иллюстративное сопровождение, учатся правильно оформлять печатные документы, тем самым подготавливаясь к осуществлению проектной деятельности.
Использование ИКТ положительно влияет на качество учебного процесса:
повышает эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке),
расширяет объем предъявляемой учебной информации, что расширяет кругозор обучающихся;
улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
повышает качество контроля знаний учеников и разнообразие его формы;
повышает интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшить качество образования, активизировать творческий потенциал учащегося.
Заключение
Для психолога и педагога процесс исследования неотделим от процесса активного вторжения в практику работы школы. И наши исследования, с одной стороны, были направлены на изучение и обобщение тех ценностей, тех находок, которые
обнаружены в передовом опыте учителей и школ, с другой же стороны, на вовлечение педагогического коллектива школы, ее руководства, в активную и целенаправленную деятельность по развитию творческого потенциала воспитанников, по созданию общей системы учебной и воспитательной работы школы, преследующей эту задачу.
В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития творческих способностей учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.
В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования творческого потенциала учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов.
В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания творческих интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении. В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их творческой деятельности.
Фантазия, наука, труд и талант сливаются в один поток, несущий с собой неиссякаемые возможности развития творчества. И родителям нет основания бояться бурного расцвета у подростков фантазии. Надо лишь, чтобы она всегда сохраняла соприкосновение с жизнью, чтобы она оставалась «толчком к работе».
Тему развитие творческого потенциала учащихся в процессе изучения предмета «Технология» нельзя считать законченной. В данной работе представлены только некоторые итоги, рассмотренные по этой теме, и они также могут дальше исследоваться на разных уровнях. Цель, поставленная вначале работы, была достигнута в результате исследования литературы, а также практике. В ходе исследования были также решены все поставленные задачи в равной мере глубоко и основательно. Выявлен ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это: изучение путей и средств эффективного развития творческого потенциала.
Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики - развитие творческого потенциала учащихся, следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных творцов.
Приложения
5 класс
Конструирование разделочной доски
Задание: используя предложенные элементы конструкции доски, составить собственную конструкцию.
Конструирование разделочной доски | | | | | Мои варианты конструкции разделочной доски |
| | | | ||
| | | | ||
| | | | ||
| | | | ||
Форма верхней части доски | Форма средней части доски | Форма нижней части доски | Форма углов |
Литература
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития, книга 1. - Казанский университет, 1996.
2. Андрианов П.Н. Техническое творчество учащихся. - М.: «Просвещение», 1986.
3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 1989.
4. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности - СПб.: издательство Буковского, 1994.
5. Волков И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. - М.: «Педагогика», 1987. - С. 101-140.
6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: «Просвещение», 1987.
7. Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазанова Л.В., Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных школ. - М.: «Вентана-Граф», 1997.
8. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. - М.: «Академия», 2007.
9. Левин В.И. Воспитание творчества - Томск: Пеленг, 1993.
10. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии. - М.: «Астрель», 2005.
11. Мещерякова Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций. - Челябинск, 1998.
12. Мещерякова Л.В., Рындак В.Г. Инновационность в обучении (теория и опыт). - М.: «Педагогический вестник», 1997.
13. Муравьев Е.М. Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск, 2000.
14. Нефедычев И. П. Руки трудовые, умелые. // Школа-пресс. - 1994. - №3 - С. 13.
15. Петровский А.В. Способности и труд. - М., 1966.
16. Подласый И.П. Педагогика, книга 1. - М.: «Владос», 2003. - С. 475.
17. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). - М., 1997.
18. Рындак, В.Г. Москвина А.В. Личность, творчество, развитие. - М., 2001.
19. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996.
20. Сманцер А. П. Новые технологии в системе непрерывного образования как средство развития творческой личности // Новые технологии в системе непрерывного образования.- Минск, 1995.
21. Соловейчик С. Учение с увлечением. - М., 1976.
22. Столяров Ю.С. Техническое творчество учащихся. - М.: «Просвещение», 1989. - С. 3-16.
23. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1983. - С.101.
24. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002.
25. Мещерякова Л.В., Рындак В.Г. Инновационность в обучении (теория и опыт). - М.: «Педагогический вестник», 1997
26. Сманцер А. П. Новые технологии в системе непрерывного образования как средство развития творческой личности // Новые технологии в системе непрерывного образования.- Минск, 1995