Файл: Доклад Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • составление и уточнение технического задания;

  • эскизное конструирование;

  • разработка технического проекта;

  • создание рабочего проекта.

На практике могут осуществляться не все виды конструирования, а только некоторые из них. Это зависит от многих обстоятельств: возраст учащихся, их подготовленность к творческой деятельности, решаемой технической задачи и др.

Для эффективного руководства детским техническим творчеством учитель должен знать методы и приемы развития познавательной активности, технической памяти, смекалки и наблюдательности учащихся и уметь подобрать формы и методы организации творческой деятельности учащихся в конкретных условиях, заинтересованность, привить любовь к творческому поиску.

В результате педагогических исследований и большой практической работы педагогов и методистов определен ряд эффективных методов, к которым относятся:

  • конструирование (моделирование) изделий;

  • манипулятивное конструирование;

  • применение технической документации с сокращенными данными;

  • решение творческих задач;

  • выполнение творческих заданий;

  • мысленный эксперимент;

  • повторное выполнение работ с изменением ранее изготовленных конструкций;

  • поиск и устранение неисправностей с использованием технических средств (в том числе и тренажеров).

Использование этих методов в определенной системе позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать у них интерес к технике.

Для учета учителем возможностей творческого продвижения школьника педагогами и психологами разработана школа уровней творческой подготовленности учащихся.

Уровень 1: учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему, направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.

Уровень 2: учащемуся доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в представленную схему.

Уровень 3: учащийся справляется с изготовлением изделий с предварительным конструкторским

оригинальным усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.

Уровень 4: учащемуся посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (представленной учителем) и его изготовление.

Уровень 5: учащийся способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.


2.3. Решение творческих задач – основа технической деятельности.

Способность ставить и решать задачи разнообразных типов и различной степени сложности является наиболее характерной чертой деятельности человека. Необходимость повседневно решать противоречия жизненных обстоятельств (задач) породила потребность в знаниях, а необходимость оперирования знаниями привела к развитию мышления. Человек к этому так привык, что понятие «задача» не связывает с повседневной жизнью, а относит его к категориям педагогики, науки. Хотя любое знание, даже то, которое воспринимается нами как бесспорная истина, на самом деле является результатом неустанных человеческих поисков, когда-то зарождавшихся и разрешившихся в виде новых и, может быть, чрезвычайно трудных задач.

Техническая деятельность в этом плане не является исключением. Наоборот, с появлением техники количество задач значительно увеличивалось, а сложность их возрастала во много раз. Если при решении повседневных задач человек обходится знаниями, приобретенными, в процессе жизненного опыта, то для решения технических задач потребовались научные, технические знания. То же касается и мышления.

Необходимость передачи технических знаний из поколения в поколение привела людей к мысли об использовании задач не только для открытия знания, но и для обучения детей технике, развитию их технического мышления. Специально подобранные и сформулированные задачи стали активным средством обучения подрастающего поколения технике. В большинстве технических задач заложено то или иное противоречие. Этим и объясняется их

творческий характер. Противоречие является движущей силой решения технических задач, т.е. причиной возникновения проблемной ситуации, которая активизирует познавательную деятельность решающего задачу.

Количество и разнообразие противоречий очень велико, их классифицируют по различным признакам. Главным свойством всех противоречий является их способность «приводить в движение» мысль. Для большинства технических задач характерным является то, что заложенное в них противоречие в процессе решения задачи трансформируется – одно противоречие переходит в другое или порождает третье. Образовавшаяся система противоречий поддерживает мыслительную активность у решающего задачу, направляет ее в нужное русло.



При решении учебной технической задачи, так же как изобретательской, заложенное в задаче противоречие вызывает у ученика состояние проблемной ситуации, которое активизирует его познавательную деятельность на протяжении решения задачи. В ходе поиска решения основного противоречия и противоречий, возникающих в процессе решения задачи, как изобретатель, так и ученик оперируют имеющимися знаниями, приобретают новые знания, широко используют операции мышления (сравнение, противопоставление, анализ, синтез и др.), ассоциативные связи, возможности памяти, аналогии и другие приемы, позволяющие не только решить задачу, но и развивать интеллектуальную сферу ученика.

Тщательный анализ процесса технического творчества учащихся показывает, что его можно

представить как решение специально подобранной системы учебных и производственных технических задач, с целью приобретения учащимися технических знаний, опыта технической деятельности и развития технического мышления.
2.4. Разнообразие приемов и методов развития творческого потенциала по предмету «Технология».

Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.


Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач. Естественно, любой риск таит в себе массу опасностей, в том числе и для физического здоровья. Но здесь встает вопрос, который Я. Корчак (1979) сформулировал как проблему выбора между физически здоровой, но неразвитой личностью и созданием условий для личностного развития, но с риском ущерба для здоровья, а иногда и жизни человека. Исследования показывают, что склонность к решению рискованных задач - одна из фундаментальных черт творческой личности (Петровский В.А. - 1992).
Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.

Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа (Ильясов И.И. - 1992; Соколов В.Н. - 1995, и др.). Именно эвристическое образование, направленное на открытие, актуализацию ресурсов развития личности, утверждение смысло-жизненных мотивов, формирование креативных установок деятельности и т.д., способствует рождению творческой индивидуальности субъектов воспитания и обучения, выполняет главное предназначение образования.

Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником.


Для формирования творческого потенциала учащихся на занятиях трудового обучения, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности:

  • репродуктивный (обяснительно-иллюстративный);

  • воспроизводящий;

  • проблемное изложение;

  • частично поисковый (эвристический);

  • исследовательский.

Деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими. Он основан на получении информации, которую ученик анализирует, самостоятельно прибегая к частично-поисковому методу. В ходе этого анализа возникают проблемные ситуации, решение которых может привести к исследованию.

В практике работы лучше всего методы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим. В настоящее время определен ряд эффективных методов, использование которых в определенной системе позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать их интерес к труду.

Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

  • объяснение педагога;

  • теоретическое осмысление работы;

  • показ;

  • инструктаж;

  • проба.


Выполнение работы - это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

На этапе «контроля» работы учащихся проверяются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания, а также проявление творческого мышления (Е.Я.Гальперин).

Практические методы лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания