Файл: Доклад Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

Рассмотрим подробнее содержание некоторых практических методов:

  • Конструирование - основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.

  • Решение творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, - побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.

  • Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия.

  • Мыслительный эксперимент - один из наиболее эффективных методов формирования способности к исследованию у учащихся старших классов. На практике применяются два вида мыслительного эксперимента: первый является частью предварительной работы для проведения реального эксперимента, второй представляет собой организацию и проведение идеализированного эксперимента, который на практике осуществить невозможно. Мыслительный эксперимент важен для развития творческого воображения и эвристического мышления. Школьник оперирует пространственными образами, мысленно ставит то или иное изделие в различные положения и подбирает такие ситуации, в которых, как и в обычном опыте должны проявиться наиболее важные особенности данного предмета.

  • Одним из результативных методов решения творческих задач является мозговая атака или мозговой штурм. Суть данного метода основывается на следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5-8 человек и каждому предложить независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской и рационализаторской задачи, то в сумме получим идей меньше, чем, если предложить этой группе коллективно высказать идеи по этой же задаче. Во время сеанса мозговой атаки происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву, что позволяет найти решение той или иной задачи. Универсальность метода мозговой атаки позволяет с его помощью рассматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере она не возникла.


В середине 50-х годов Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска творческих решений - синектика. Этот метод актуален и на сегодняшний день. В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнообразных элементов». Суть метода заключается в том, чтобы найти близкий по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических. Данный метод помогает учащимся путем сравнения с аналогичным предметом из другой области знаний получить необычные решения.

При выборе методов работы преподаватель должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы.

Формы организации обучения (организационные формы) -- это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Нестандартные занятия - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

  • урок-соревнование;

  • урок с групповой формой работы;

  • урок - творческий отчет;

  • урок – конкурс;

  • урок – викторина;

  • урок-фантазия;

  • урок – игра;

  • урок-путешествие;

  • интегральный урок и т.д.

Такие формы обучения позволяют способствовать развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия.



Таким образом, можно сделать вывод, что многообразие форм и методов, рассмотренных в научной литературе, дает право использовать их в практике на любом из разделов предмета «Технологии».

Глава 3

Развитие творческих способностей учащихся посредством ИКТ на уроках технологии

Современный этап развития общества характеризуется значительным влиянием на него компьютерных и информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.

Новая эпоха ставит перед школьным образованием важную задачу - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием информационных технологий обучения.

Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить информационно-коммуникативное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность к самообразованию и самоорганизации, к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; делать выбор и принимать решения; развивать творческие способности.

Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному творческому мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения.

В ЭОР предусмотрено два уровня управления: внутренний, осуществляемый программой и внешний, выполняемый пользователем. Такая двухуровневость управления ЭОР значительно усиливает интерактивность программного продукта, способствует усилению иллюзии интеллекта ресурса, что делает его не только эффективным при применении, но и стимулирует к нему интерес учащихся для развития творческих способностей, что, способствует повышению качества технологического образования школьников, основанного на использовании ИКТ.

Для того чтобы дети развивали творческие способности, педагог постоянно создаёт ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей
раскрытию и развитию природных данных, где творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. И чем раньше дети будут развивать свои способности, тем выше будет их творческий потенциал.

Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы ребенок мог создать что-то новое он должен опираться на уже известное, иметь материал, хранящейся в памяти. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию. Иначе интереса к творчеству просто не будет.

Последовательность творческой деятельности ребенка заключается в том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах педагог предлагает включать элементы, обязательные для начального обучения, для пробуждения интереса к действию, показывая примеры творческих работ. Показ рассчитан на пробуждение переживаний учащихся, вызванных созерцанием красивого изделия, мастерски выполненного преподавателем.

Педагог подготовил и использует каталог мультимедийной поддержки уроков технологии, предоставляет учащимся возможность активного «визуального» овладевать учебным материалом, узнавать свойства изучаемого объекта, связывать его зримый образ с физическими или техническими параметрами, задающими его. Учитель часто применяет видеоролики, презентации, различные тесты, задания, развивающего характера.

При помощи ИКТ педагог имеет возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. Экран притягивает внимание, которого педагогу трудно добиться при фронтальной работе с классом. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Выполнения творческие работы на уроках технологии педагог разделяет на четыре группы:

  • информационный поиск;

  • разработка модели (преобразование) объекта;

  • технология изготовления изделия;

  • презентация (оформление) работы.

Поэтому сложность данных заданий определяется не только технологической составляющей (хотя, она является основной), но и характером и объемом информационной поддержки задания. Рассмотрим подробно каждую группу заданий: