Файл: Доклад Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Доклад

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»

 

Макласова Евгения Ивановна 

Должность: учитель технологии

Место работы:

ГБОУ СОШ №471 

 

2022 г.

г. Санкт-Петербург

Российская Федерация

 ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение




Глава 1.

Творчество как необходимый компонент развития личности.




1.1. Творческая личность — важнейшая цель процесса обучения и воспитания.




1.2. Структура творческого процесса.




1.3. Творческая активность учителя.




Глава 2.

Развитие технического творчества учащихся как социально - педагогическая проблема.




2.1. Сущность и понятие технического творчества учащихся.




2.2. Особенности технического творчества.




2.3. Решение творческих задач – основа технической деятельности.




2.4. Разнообразие приемов и методов развития творческого потенциала по предмету «Технология».




Глава 3.

Развитие творческих способностей учащихся посредством ИКТ на уроках технологии.




Заключение.

















Введение

Творчество – это не сумма знаний, а особая

направленность интеллекта, особая взаимосвязь

между интеллектуальной жизнью личности и

проявлением ее сил в активной деятельности.

Творчество – это деятельность, в которой

раскрывается духовный мир личности.

В.А. Сухомлинский

Значительные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека. В этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, учёбе, работе.


Актуальность развития творческих способностей учащихся объясняется тем, что, с одной стороны, их развитие является основополагающим фактором целостного гармоничного развития самой личности человека, с другой стороны, стимулирование творческих способностей подростков предопределяет во многом весь ход дальнейшей самореализации. Сама структура творческих способностей обладает большим педагогическим потенциалом, что указывает на необходимость разнонаправленных исследований как самих творческих способностей, так и различных факторов, влияющих на их развитие.

Образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден грамотно оперировать ученик как будущий квалифицированный специалист. Таким образом, в результате динамично меняющихся условий жизни, проводимых социально-экономических преобразований, изменения типа познавательного отношения к миру, качественных изменений ценностей и потребностей общества на современном этапе резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Такая деятельность невозможна без определенных творческих способностей, заложенных в человеке природой и нуждающихся в постоянном совершенствовании и развитии.

Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»: умственной активности, смекалки и изобретательности, трудолюбия, стремления добывать новые знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. «Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста», - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н.; Школа и всестороннее развитие детей).

Самосовершенствование, самореализация, развитие самосознания личности происходит в активной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и самого человека. Творческий потенциал как характеристика, присущая каждому человеку, может выступать в этом случае мерой творчества и рассматриваться как готовность к самосозиданию.



Творческая деятельность дает учащимся общеобразовательных школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в деятельности на уроках технологии раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.

Глава 1

Творчество как необходимый компонент развития личности

    1. Творческая личность — важнейшая цель процесса обучения и воспитания.

Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

Для начала важно определить, что такое творчество и творческая личность. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением.

Творчество как деятельность включает в себя все ее компоненты: цель, содержание, формы, методы и средства. Творческий подход к деятельности затрагивает все подструктуры личности.

Системообразующие характеристики творческой личности:

  • продуктивное самосознание как совокупность креативных представлений о себе;

  • интеллектуально-творческая инициатива;

  • жажда познания и преобразования; чувствительность к проблеме, новизне;

  • потребность в нестандартном решении встающих перед человеком задач;

  • критичность ума;

  • самостоятельность в поиске пути и выборе способов решения возникающих проблем.


Эти характеристики являются своего рода фундаментом творческой активности, которая проявляется в таких процессуальных состояниях, как интерес, замысел, состояние предрешения, подготовка к реализации решения, озарение, решение, проверка. Творчество обнаруживается в личностном росте, который характеризуется такими понятиями, как «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание».

О динамике, развития творческого потенциала учащегося судят по развитию таких личностных новообразований, как:

  • способность открытия нового знания; появление новых мотивов, целей учебной деятельности;

  • владение новыми (для личности) способами деятельности;

  • импровизационность как способность внезапно принимать решение; расширение поля интеллектуальной активности;

  • креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Мы любим своих детей, желаем им добра и счастья. Напутствуем их, чтобы они росли умными, активными, творческими, целеустремленными хозяевами своей страны. Мы помним, что настоящий хозяин растет в труде. Труд должен войти в жизнь наших воспитанников, одухотворив её, придав ей деятельную активность и нравственную направленность, обогатив душу сознанием пользы любого, даже маленького дела, совершенного во имя блага.


    1. Структура творческого процесса.

Структура творческого процесса отражает логику (необходимость) движения творчества, логику перехода от одного этапа к другому. В структуре творчества проявляется его сущность и

многие закономерности его динамики. Раскрытие структуры творчества имеет большое значение для понимания сущности творчества, его законов. Проблема структуры творчества — одна из важнейших в теории творчества.

Еще в начале нашего столетия известные ученые Рибо, Энгельмейер, Россман пытались анализировать творческий процесс, проникнуть в его сложный механизм и создать его схему.

Попытки дать анализ особенностей предложенных многими авторами вариантов структуры

творчества были предприняты Л. А. Пономаревым, Н. А. Венгеренко, А. М. Матюшкиным,

Г. Я- Бушем, А. И. Половинкиным, Н. Н. Кирилловой, В. А. Болотиным и др.

Опираясь на опыт исследования структур творческой деятельности, можно определить

структуру творчества, исходя из того, какие задачи решаются на каждом этапе творчества, выде-


лить основные этапы движения творчества — от возникновения проблемной ситуации до ее разрешения, то есть, самая простая структура состоит из двух этапов — постановки проблемы (задачи) и ее решения.

Исследования показали, что существенным моментом творчества является нахождение идеи (принципа) решения проблемы, разработка ее и проверка, которая может быть и логической, и практической. Таким образом, можно выделить четыре основных этапа творчества:

осознание, постановка, формулирование проблемы;

  • нахождение принципа решения проблемы (решающая гипотеза, идея 'изобретения, замысел);

  • обоснование и развитие найденного принципа, экспериментальная проверка гипотезы, разработка плана реализации замысла, идеи;

  • практическая проверка гипотезы, практическая реализация изобретения.

Творчество представляет собой явление, относящееся прежде всего к конкретным субъектам и связанное с особенностями человеческой психики, закономерностями высшей нервной деятельности, умственного труда.

Можно выделить следующие этапы творческого процесса:

  • подготовка: накопление знаний и совершенствование мастерства, формулировка задачи;

  • концентрация усилий: упорная работа с целью получить решение;

  • передышка: период умственного отдыха, когда изобретатель отвлекается от решаемой задачи;

  • озарение: получение новой идеи или видоизменение уже известной, которая является искомым решением;

  • доведение работы до конца: обобщение, оценка.


Эти этапы не обязательно должны идти в строгой последовательности. Периоды работы могут чередоваться с периодами передышки или периодами подготовки к работе (например, накопление знаний и мастерства).

Можно выделить два основных подхода к механизму творческого процесса. Одни ученые считают, что мышление начинается там, где создалась проблемная ситуация, которая предполагает поиск решения в условиях неопределенности, дефицита информации. Другие утверждают, что определяющим механизмом творчества является не логика, а интуиция «Посредством логики доказывают, посредством интуиции изобретают», – говорил А. Пуанкаре. Интуиция нередко помогает в поиске правильного решения, и представляет собой быстрое решение, полученное в результате длительного накопления знаний в данной области и, следовательно, длительной подготовки. Это, скорее, итог умственной деятельности, чем начало. Таким образом, интуиция приходит в качестве вознаграждения за труд , и поэтому сложному механизму творческого мышления присущи как интуиция, так и логика.