Файл: Доклад Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как правило, более склонными к творчеству являются люди, которые вынося суждение, в большей мере полагаются на свои чувства и интуицию, а не на размышления.

Специфический акт творчества – внезапное озарение (инсайт) –заключается в осознании чего-то, всплывшего из глубин подсознания, в схватывании элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые гарантируют, решение задач.

Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение. Творческому воображению, фантазии принадлежит решающая роль в создании нового и развитии общества. Эта способность должна постоянно развиваться, стимулироваться и тренироваться. Различают три типа воображения: логическое (выводит будущее из настоящего путем логических преобразований); критическое (ищет, что именно в современной системе несовершенно, и нуждается в изменении); творческое (рождает принципиальные новые идеи и представления, опирающиеся на элементы действительности, но не имеющие пока прообразов в реальном мире).

Активизация творческого мышления предполагает знание факторов, отрицательно влияющих на него. К числу таких факторов относится отсутствие гибкости мышления, сила привычки, узкопрактический подход, чрезмерная специализация, влияние авторитетов, боязнь критики, страх перед неудачей, чересчур высокая самокритичность, лень.

Противоположностью творческого воображения является психологическая инерция мышления, связанная со стремлением («идти по проторенной дорожке») действовать в соответствии с прошлым опытом и знаниями, с использованием стандартных методов и т. д. Психологическая инерция – это следствие обучения. Если изучен какой-либо конкретный метод, то вполне естественно, что появится желание использовать его снова. Психологическая инерция – это игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Психологическая инерция не позволяет сделать качественный скачок, получить принципиально новую идею.

Знакомство с вопросом также усиливает психологическую инерцию. Знакомые человеку объекты, процессы или идеи редко используются в новом качестве. Существует также эффект, называемый функциональной устойчивостью. Доказано, что предметы, выполняющие в данной ситуации обычные для них функции, редко используются в новом качестве. Можно ожидать, что молоток, которым только что забит гвоздь, будет не так часто использован в некотором новом качестве (например, как дверной запор), как тот, который просто лежит без применения. Психологическая инерция, обусловленная знакомством с предметом и его назначением, вполне обычное явление. Психологическая инерция влияет также и на обучение. Эксперименты показали, что люди в большей мере стремятся узнать те факты, которые подтверждают их мнения, чем те, которые противоречат их убеждениям. Психологическую инерцию можно преодолеть. С ней относительно легко справиться, просто помня о ней.


В связи с этим необходимо формулировать задания таким образом, чтобы исключить возможность психологической инерции и ее отрицательного влияния на творчество, стремиться всемерно развивать творческое воображение.

Творческая личность обладает рядом особенностей и прежде всего умением сосредоточить внимание и долго удерживать его на каком-либо вопросе или проблеме. Это одно из важнейших условий успеха в любом виде деятельности. Без упорства, настойчивости, целенаправленности немыслимы творческие достижения. Так, например, Эдисон получил более 10 тысяч отрицательных результатов, прежде чем загорелась электрическая лампочка.

В настоящее время для решения творческих задач по-прежнему широко используется метод проб и ошибок, к современным усовершенствованиям которого можно отнести следующие:

  • увеличение числа "проб", например, с помощью большого числа людей, одновременно работающих над проблемой;

  • замена вещественных проб – мысленными;

  • создание методов активизации перебора вариантов («мозговой штурм», морфологический анализ, синектика и др).

Для успешной организации творческого процесса необходимо знание мотивов, побуждающих учащихся активно участвовать в этом сложном процессе. Антипова Л.Г. определяет следующие мотивы:

  • мотив будущего (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе);

  • мотив престижа (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе);

  • познавательный интерес (любознательность);

  • мотив долга (готовность работать в области избранной профессии);

  • мотив влияния уважаемого человека;

  • мотив принуждения (выполняют работу, чтобы избежать неприятностей).

Как и любая другая составная часть учебно-воспитательного процесса, творческий процесс нуждается в эффективном контроле. Горская Г.И., Чуракова Р.Г. считают, что высокая результативность контроля зависит от выполнения следующих условий:

  • компетентность проверяющих;

  • своевременная и точная информированность о ходе дел в контролируемом процессе;

  • научная обоснованность, полнота, объективность, конкретность выводов, рекомендаций, предложений, требований;

  • действенность контроля, т.е. оказание своевременной помощи.

В отдельных видах творчества структура творческого процесса обладает своими особенностями. Ограничимся рассмотрением её на примере научного и технического творчества.

Все еще встречается представление, ограничивающее научное творчество нахождением решения проблемы. Но в этом случае не учтено само начало творческого процесса, начало его развертывания. Осознание потребности, постановка и формулирование проблемы – это начальные рубежи процесса поиска решения проблемы. Фиксируя

конкретную проблемную ситуацию и цель исследования, проблема направляет весь творческий процесс в его сложном движении к результату.


    1. Творческая активность учителя.

Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Именно поэтому творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

Признаки, характеризующие педагогическое творчество как целостный процесс:

  • наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

  • социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;

  • наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

  • наличие субъективных (личностных) предпосылок для творчества;

  • новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо ее нельзя назвать творческой.

Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творчество обусловливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.


Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный – значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные, пути и способы решения проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента.

Творческой можно считать личность, значимой характеристикой которой является способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Разные авторы приводят различные перечни типологии творческой личности , выделяя способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, на первый взгляд, очевидное, избегать поверхностных формулировок, умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу.

Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В. И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов.

Теоретик-логик – это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим, широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерны большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.

Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей – создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.

Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. У людей этого типа всегда большой интерес и способности к практическим делам.

Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этого типа отличают высокая энергия и коммуникабельность.


Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, он быстро остывает или переключается на решение других творческих задач.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако, для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий:

  • временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

  • сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

  • отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

  • атмосфера публичного выступления;

  • необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся (студентов), — это личность, профессионал, осознающий, что творчество — одно из самых характерных проявлений человеческой свободы.

В систему социально-педагогических характеристик такого педагога входят:

  • способность к целостному самосовершенствованию;

  • признание в качестве приоритетов образования целостности развития личности учащегося, становления индивидуальности, гармонизации отношений растущей личности с природой, обществом, самим собой;

  • установка на диалог с учащимися и взаимопонимание;

  • умение насытить образовательное пространство импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством;

  • готовность создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения, взаимной терпимости, открытости критике, нововведениям;

  • умение преобразовывать образовательную среду в оптимальное пространство его творческого развития.

Учитель, работающий с одаренными детьми, должен:

• быть доброжелательным и чутким;

• разбираться в особенностях психики одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

• иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста (в том числе со своими собственными детьми);

• иметь высокий уровень интеллектуального развития;

• обладать широким кругом интересов и умений;

• иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;