ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Экономика транспорта»
Рачек С.В.
Внуковский Н.И.
Колышев А.С.
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
Екатеринбург
УрГУПС
2016
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Экономика транспорта»
Рачек С.В.
Внуковский Н.И.
Колышев А.С.
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
Методические указания
к курсовой работе по дисциплине
«Экономика отрасли»
для студентов направления подготовки
38.03.02 – «Менеджмент»
всех форм обучения
Екатеринбург
УрГУПС
2016
УДК 338.26(075)
Р28
Рачек, С. В.
Р28 Экономика отрасли: метод. указания к курсовой работе / С. В. Рачек, Н. И. Внуковский, А. С. Колышев. – Екатеринбург: УрГУПС, 2016. – 34 с.
Методические указания к курсовой работе составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 – «Менеджмент».
В методических указаниях к курсовой работе по дисциплине «Экономика отрасли» содержатся общие требовании к решению практического задания, теоретический материал.
УДК 338.26(075)
Издано по решению редакционно-издательского
совета университета
Авторы: С. В. Рачек, заведующий кафедрой «Экономика транспорта»,
профессор, д-р экон. наук, УрГУПС
Н. И. Внуковский, д.э.н., профессор кафедры «Экономика
транспорта», УрГУПС
А.С. Колышев, ассистент кафедры «Экономика
транспорта», УрГУПС
Рецензент: И. В. Еремина, доцент кафедры «Экономика транспорта»,
канд. экон. наук, УрГУПС
© Уральский государственный университет
путей сообщения (УрГУПС), 2016
оглавление
Аннотация…………………………………………………………………… | 4 |
Введение………………………………………………………………………. | 5 |
Содержание курсовой работы……………………………………………... | 6 |
1 Методические указания по структуре и содержанию курсовой работы | 6 |
1.1 Выбор темы курсовой работы………………………………………… | 6 |
1.2 Структура и содержание работы………………………………………. | 9 |
1.3 Защита работы……………………………………………………………. | 12 |
2 Методические указания по выполнению аналитической части курсовой работы…………………………………………………………………… | 13 |
2.1 Постановка задачи……………………………………………………… | 13 |
2.2 Методические указания к определению наиболее выгодного распределения грузопотоков между автомобильным и железнодорожным транспортом………………………………………………………………… | 18 |
2.3 Определение текущих расходов………………………………………. | 22 |
2.4 Определение капитальных вложений………………………………….. | 31 |
2.5 Учет стоимости грузов………………………………………………….. | 32 |
2.6 Пример расчета перевозки грузов автомобильным и железнодорожным транспортом…………………………………………………………… | 33 |
Библиографический список………………………………………………… | 41 |
Приложение А – Средняя техническая скорость движение автомобилей | 42 |
Приложение Б – Продолжительность погрузочно-разгрузочных работ (для бортовых автомобилей и автопоездов)………………………………... | 43 |
Приложение В – Оптовая цена топлива, руб./т. (на 2016 г.)……………. | 43 |
Приложение Г – Оптовые цены на подвижной состав, руб. (на 2016 г.).. | 43 |
Приложение Д – Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ (на 2016 г.)………………………………………………………………………. | 44 |
Приложение Е – Коэффициент использования пробега бортового автомобиля……………………………………………………………………. | 44 |
Приложение Ж – Нормы амортизационных отчислений……………….. | 44 |
Приложение З – Коэффициент изменения энергетических расходов в зависимости от нагрузки на ось гружёного вагона, определяющий уровень сопротивления вагонов движению………………………………………… | 45 |
Приложение И – Стоимость перевозимых грузов……………………….. | 45 |
Аннотация
В методических рекомендациях приведены структура и содержание курсовой работы по дисциплине «Экономика отрасли», тематика курсовой работы и правила их оформления. Данные рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы предназначены для студентов 2-3 курса, обучающихся по программам высшего образования, направлений подготовки 380302 – «Менеджмент» всех форм обучения, изучающих дисциплину «Экономика отрасли».
Курсовая работа должен отражать основные направления курса «Экономика отрасли» и выполняется на тему: «Определение наиболее выгодного распределения грузопотоков между автомобильным и железнодорожным транспортом». В процессе выполнения курсовой работы необходимо выполнить расчеты по отдельным вопросам экономики, организации и планирования в автотранспортных предприятиях. Все расчеты и пояснения даются в расчетной части курсовой работы, которая должна содержать следующие элементы:
1) определение текущих расходов;
2) определение капитальных вложений;
3) учет стоимости грузов;
4) сопоставление вариантов по приведенным затратам и выбор наиболее эффективного вида транспорта.
введение
Курс «Экономика отрасли» играет важную роль в подготовке современных специалистов в области экономики и управления и связан с такими экономическими дисциплинами, как экономическая теория, организация производства, статистика, анализ экономической и финансовой деятельности. Предметом изучения дисциплины «Экономика отрасли» являются производственные отношения и экономические интересы, возникающие между:
– железнодорожным транспортом и потребителем транспортных услуг;
– взаимодействующими коллективами самих железных дорог во взаимодействии с коллективами других видов транспорта;
– трудовыми коллективами и работниками отдельных подразделений, служб и звеньев железнодорожного транспорта между собой.
Данная курсовая работа включает две части: теоретико-прикладную и расчетную.
В первой части необходимо рассмотреть основы экономики и структуру транспортной отрасли в соответствии с экономическими законами, действующими в рыночной экономике, в тесной взаимосвязи с вопросами повышения эффективности и качества работы транспортной системы. Целью первой части курсовой работы является формирование полной картины состояния транспортной отрасли в Российской Федерации с определением перспективы развития и пакета конкретных рекомендаций по ее осуществлению.
Перед грузоотправителями регулярно встает вопрос, каким видом транспорта выгоднее перевозить производимую продукцию? Целью второй части курсовой работы является расчет полных эксплуатационных затрат железнодорожного и автомобильного видов транспорта.
При выполнении работы студенты самостоятельно рассчитывают эксплуатационные затраты для каждого вида транспорта.
содержание курсовой работы
Курсовая работа предполагает выполнение двух частей:
1. Раскрытие теоретического вопроса в соответствии с методическими указаниями.
2. Определение наиболее выгодного распределения грузопотоков между автомобильным и железнодорожным транспортом в соответствии с методическими указаниями (аналитическая часть).
1 Методические указания по структуре и содержанию курсовой работы
1.1 Выбор темы курсовой работы
Тема расчетно-графической работы выбирается студентом самостоятельно по алгоритму, указанному в п. 1.2. Студент имеет право предложить собственную формулировку темы, но в этом случае он должен обосновать выбор и согласовать тему с руководителем. Тема должна быть интересна студенту, но он должен адекватно оценивать свои возможности ее реализации. Подготовка курсовой работы может стать началом исследования, которое студент планирует проводить в дальнейшем. Поэтому рекомендуется выбирать тему таким образом, чтобы результаты курсовой работы можно было использовать при подготовке выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Процесс написания курсовой работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:
– выбор темы исследования, определение ее новизны, согласование темы с руководителем, получение задания;
– подбор литературы, ее систематизация для анализа, составление личного рабочего плана выполнения работы;
– составление плана, формирование структуры;
– написание работы на основе анализа и обобщения собранной литературы и практической информации по выбранной теме;
– формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций, обоснование своей точки зрения по исследуемому вопросу;
– оформление работы, библиографического списка использованных источников и литературы, приложений и получение допуска к защите;
– защита работы;
– контроль кафедры за ходом подготовки и защиты курсовой работы.
Темы работ по дисциплине «Экономика отрасли»
1. Железнодорожный транспорт как отрасль материального производства
1.1 Особенности транспортной продукции
1.2 Достоинства и недостатки железнодорожного транспорта. Сферы взаимодействия и конкуренции с другими видами транспорта
1.3 Основные показатели грузовых и пассажирских перевозок
2. Автомобильный транспорт как отрасль экономики
2.1 Особенности транспортной продукции
2.2 Достоинства и недостатки автомобильного транспорта. Сферы взаимодействия и конкуренции с другими видами транспорта
2.3 Основные показатели грузовых и пассажирских перевозок
3. Морской транспорт как отрасль экономики
3.1 Особенности транспортной продукции
3.2 Достоинства и недостатки морского транспорта. Сферы взаимодействия и конкуренции с другими видами транспорта
3.3 Основные показатели грузовых и пассажирских перевозок
4. Речной (внутренний водный) транспорт как отрасль экономики
4.1 Особенности транспортной продукции
4.2 Достоинства и недостатки речного транспорта. Сферы взаимодействия и конкуренции с другими видами транспорта
4.3 Основные показатели грузовых и пассажирских перевозок
5. Воздушный транспорт как отрасль экономики
5.1 Особенности транспортной продукции
5.2 Достоинства и недостатки воздушного транспорта. Сферы взаимодействия и конкуренции с другими видами транспорта
5.3 Основные показатели грузовых и пассажирских перевозок
6. Железнодорожный транспорт как естественная монополия
6.1 Характеристика рынка чистой монополии
6.2 Влияние эластичности спроса на продукцию транспорта на выручку монополиста
6.3 Максимизация прибыли и предложение монополиста
7. Железнодорожный транспорт как монополия и рыночная власть
7.1 Характеристика входных барьеров в отрасль
7.2 Ценовая дискриминация монополиста и ее степени
7.3 Влияние антимонопольной власти на развитие холдинга «РЖД»
8. Характеристика олигополистического типа строения рынка
8.1 Отличительные черты олигополии и ее разновидности
8.2 Олигополистическое ценообразование
8.3 Олигополистическая конкуренция в транспортной отрасли
9. Характеристика монополистической конкуренции
9.1 Отличительные черты монополистической конкуренции
9.2 Дифференцированность продукции в модели монополистической конкуренции
9.3 Кривые спроса монополистически конкурентного предприятия
10. Разновидности монополистической конкуренции
10.1 Ценовая и неценовая конкуренция
10.2 Монополистическая конкуренция в пространстве: модель линейного города
10.3 Монополистическая конкуренция в пространстве: модель города на окружности
11. Влияние масштаба производства на величину издержек
11.1 Источники экономии при расширении масштабов производства
11.2 Размещение предприятий как фактор влияния на величину издержек
11.3 Издержки управления и Х-эффективность
12. Модели роста предприятия
12.1 Модель роста Марриса
12.2 Межотраслевая диверсификация и ограничение по спросу
12.3 Рост предприятия посредством вертикальной интеграции
13. Модели ограничения роста
13.1 Ограничение роста предприятия со стороны управления
13.2 Финансовое ограничение роста предприятия
13.3 Влияние жизненного цикла и эволюционных изменений на размеры предприятия
14. Слияние предприятий как механизм функционирования рыночной экономики
14.1 Классификация слияний по различным признакам (по типу сделки, по отраслевому принципу)
14.2 Мотивы слияний и синергетический эффект
14.3 Конгломератные слияния
15. Поглощение предприятий как механизм функционирования рыночной экономики
15.1 Аллокативные поглощения
15.2 Управленческие поглощения
15.3 Стяжательские поглощения
1.2 Структура и содержание работы
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Теоретическая часть.
5. Аналитическая часть.
7. Заключение.
8. Список использованной литературы.
9. Приложения.
Объем курсовой работы колеблется от 30 до 40 машинописных страниц, в том числе теоретическая часть до 20 страниц.
Шрифт – Times New Roman размер 14, интервал 1,5. Абзац 1,25.
Верхний и нижний отступы – 2,0; правый – 1,5, левый – 3,0.
Таблица должна содержать номер и заголовок, которые располагаются над ней.
Номер и название рисунка подписывается под ним.
Страницы в работе должны быть пронумерованы, снизу по центру нижнего поля, на первой странице номер не ставится.