Файл: Экономика отрасли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.6 Пример расчета перевозки грузов автомобильным и железнодорожным транспортом

Пример: Из пункта А в пункт Б ежегодно следует отправлять 35 тыс. т картофеля. Корреспондирующие пункты связаны железной дорогой. Имеется и автомобильная дорога. Необходимо установить, какой из двух возможных способов (вариантов) перевозки является наиболее экономичным.

Расстояние между пунктами А и Б по железной дороге – 150 км. Пункты расположены в пределах одного участка, обслуживаемого электровозной тягой. Рассматриваемый дополнительный поток осваивается в груженом направлении. Перевозка картофеля выполняется в 4-осных крытых вагонах при полном использовании их грузоподъемности. Подвоз картофеля к станции отправления осуществляется автомобильным транспортом на расстояние 5 км. Вывоз груза со станции назначения осуществляется на подъездном пути протяженностью 3 км. Грузовые операции механизированы. Расстояние по автомобильной дороге с твердым покрытием между пунктами А и Б – 140 км. Перевозка производится автомобилями марки ЗИЛ-130 с прицепом, марки ИАПЗ-754 В.
2.6.1 Текущие (эксплуатационные) расходы на перевозку груза

Железнодорожный вариант перевозки

Расходы, связанные с начально-конечными операциями (таблица 2)

р./10 т

Расходы, связанные с передвижением вагонов в поездах, включая расходы по простою вагонов на технических станциях в пути следования без переработки (таблица 3)

р./10 т-км

Расходы по переработке груженых и порожних вагонов на технических станциях (таблица 4)

р./10 т.

Расходы, связанные с передвижением порожних вагонов и зависящие от размеров движения (таблица 3)

р./10 т-км

Общие эксплуатационные расходы на перевозку картофеля магистральным железнодорожным транспортом составят

р./10 т,


А всего потока груза (35 тыс. т)

тыс. руб.

Для определения эксплуатационных расходов, связанных с вывозом картофеля со станции назначения на склад по подъездному пути, сначала найдем значения и .

Общее число вагонов, необходимое для перевозки,

ваг./год.

В рассматриваемом примере скорость движения может быть принята равной 12 км/ч. При условии продолжительности расстановки вагонов по фронтам выгрузки 0,3 ч затрата локомотиво-ч на один заезд ч, а с учетом заезда за порожними вагонам = 2 0,8=1,6 ч. Если принять время загрузки, выгрузки маршрута за 6 ч, то оборот вагона на подъездном пути ч.

Тогда стоимость вывоза 1 т картофеля

р./т,

Всего годового объема (35 тыс. т)

тыс. руб./год.

Эксплуатационные расходы, связанные с подвозом картофеля к станции отправления автотранспортом:

Основная и дополнительная заработная плата водителей с отчислениями (Эфзп) определяется по формуле:

руб./т-км

Расходы на топливо для автомобильного транспорта (Эт) определяются по формуле:

руб./т-км

Расходы на смазочные и обтирочные (эксплуатационные) материалы (Эсо) составляют 10-20 % от расходов на топливо:

руб./т-км

Расходы на техническое обслуживание и ремонт автомобилей (Это) определяются по формуле:

руб./т-км

Расходы на восстановление и амортизацию подвижного состава (Эв-а) определяются по формуле:


руб./т-км

Эксплуатационные расходы на погрузку и выгрузку автомобилей на промышленных предприятиях (Энк) определяются по формуле:

руб./т



Полные эксплуатационные расходы на перевозку картофеля при железнодорожном варианте перевозки составят



Автомобильный вариант перевозки

Полные эксплуатационные расходы на перевозку картофеля при автомобильном варианте перевозки составят.

Основная и дополнительная заработная плата водителей с отчислениями (Эфзп) определяется по формуле:

руб./т-км

Расходы на топливо для автомобильного транспорта (Эт) определяются по формуле:

руб./т-км

Расходы на смазочные и обтирочные (эксплуатационные) материалы (Эсо) составляют 10-20 % от расходов на топливо:

руб./т-км

Расходы на техническое обслуживание и ремонт автомобилей (Это) определяются по формуле:

руб./т-км

Расходы на восстановление и амортизацию подвижного состава (Эв-а) определяются по формуле:

руб./т-км

Эксплуатационные расходы на погрузку и выгрузку автомобилей на промышленных предприятиях (Энк) определяются по формуле:

руб./т



Результаты расчетов показали, что эксплуатационные расходы, связанные собственно с перевозкой груза, при автотранспортной доставке груза значительно ниже, чем при железнодорожной.
2.6.2 Определение капитальных вложений

Железнодорожный вариант перевозки

В нашем примере стоимость парка вагонов, необходимого для освоения расчетного объема перевозок груза при железнодорожном варианте доставки при цене крытого вагона 914 000 руб. (см. прил. Г), в принятых условиях работы составит:


а) в части, связанной с нахождением вагонов на магистральном транспорте,

тыс. руб./год

б) в части, связанной с нахождением вагонов на подъездных путях станции выгрузки,

тыс. руб./год

Общая величина капитальных затрат в вагонный парк при железнодорожном варианте доставки груза

тыс. руб./год

Автомобильный вариант перевозки

Для рассматриваемого примера стоимость парка автомобилей, необходимого для освоения расчетного грузооборота, при цене автомобиля марки ЗИЛ-130 – 1 540 000 руб. и прицепа типа ИАПЗ-754В – 420 000 руб. равна:

а) при подвозе груза к станции автотранспортом

тыс. руб./год

б) при автомобильном варианте перевозок

тыс. руб./год

Общая стоимость подвижного состава, необходимого для освоения грузопотока при железнодорожном варианте перевозок

тыс. руб./год

Таким образом, по капитальным затратам в подвижной состав в рассматриваемом примере железнодорожный вариант перевозки груза эффективнее прямого автомобильного.
2.6.3 Учет стоимости грузов при сравнении перевозок по видам транспорта

Железнодорожный вариант перевозки

В рассматриваемом примере стоимость грузовой массы (цена 1 т картофеля – 6000 руб.):



Автомобильный вариант перевозки

тыс. руб./год
2.6.4 Сопоставление вариантов по приведенным затратам и выбор наиболее эффективного вида транспорта

Определив приведенные расходы на перевозку заданного груза железнодорожным и автомобильным транспортом, выбираем тот, у которого эти расходы меньше.

В нашем примере приведённые расходы при железнодорожном варианте перевозок


тыс. руб.

Приведенные расходы при прямой автотранспортной доставке грузов

тыс. руб.

Таким образом, по приведенным расходам автомобильный вариант доставки груза является более выгодным.

В тех случаях, когда в результате расчетов рассматриваемые варианты по приведенным затратам окажутся равноценными, для решения вопроса выбора вида транспорта могут быть привлечены результаты дополнительных расчетов натуральных показателей: производительности труда, расхода топлива, электроэнергии, металла, продолжительности доставки грузов, наличия пропускной способности и др.

Если рассматриваются более двух вариантов доставки груза, то определяют экономическую эффективность каждого предлагаемого варианта по сравнению с существующим (базовым), а затем сравнивают варианты между собой.

Вместе с тем в ряде случаев требуется установить не только наиболее эффективное решение для рассмотренных условий, но и сферу рационального использования выбранного варианта, например: при изменяющейся дальности перевозки груза магистральным видом транспорта или изменяющемся грузообороте. Для этого проводят дополнительные экономические расчёты, варьируя соответствующие параметры системы доставки рассматриваемого груза. При необходимости строят графики зависимости дисконтированных затрат от варьируемых параметров.

В конечном итоге при выборе оптимального (рационального) варианта доставки грузов учитываются технические, технологические (эксплуатационные) и экономические факторы. Кроме того, следует прогнозировать другие особенности каналов грузопотоков: форму снабжения (складская или транзитная), способ организации перевозок (маршрутные, повагонные, контейнерные отправки), характер грузопотоков (детерминированный или стохастический). В связи с этим целесообразно применять различные математические методы, как линейное и нелинейное программирование, сети Петри, имитационное моделирование.
Библиографический список
1. Аксенов, И.Я. Единая транспортная система.- М.: Высшая школа, 1991.

2. Взаимодействие различных видов транспорта / Н.В. Правдин,
В.А. Подкопаев. Примеры и расчеты.- М.: Транспорт, 1989.

3. Галабурда, В.Г. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 1996.