Файл: Основные понятия Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термином личность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Индивидуальность - устойчивое своеобразие принадлежащих данной личности психических процессов, состояний и свойств как в специфических особенностях их содержания, так и в способах и формах проявления. Все психические явления личности как субъекта труда индивидуальны.

  • Саморегулирование - способность сознательно управлять своим психическим миром в связи с требованиями социальной среды или условиями выполняемой трудовой деятельности. Человек не механически приспосабливается к окружающей среде в ответ на её раздражения. Он сознательный участник среды, избирательно воспринимающий ее воздействия, оценивающий и перерабатывающий их и управляющий своим поведением.

  • Активность. Личность всегда деятельна в окружающей её социальной и природной среде. Деятельность превращает человека как субъекта труда в личность. В деятельности проявляется личность.

  • Взаимосвязь с социальной средой. Человек как субъект труда практически всегда находятся в определенных связях и отношениях с окружающими его людьми и обществом в целом. Эти связи и отношения неизбежно отражаются в различных его поведения и деятельности, определяют истинную сущность человека. Её нельзя понять, если рассматривать человека как отдельное существо, изолированно (абстрактно) от общества.

    К.К. Платонов предложил классифицировать личность субъекта труда по четырем подструктурам:

    1. Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Она социально обусловлена и формируется воспитанием. Платонов назвал ее подструктурой направленности личности.

    2. Вторая подструктура включает знания, умения, навыки и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически обусловленных свойств личности. Это подготовленность или подструктура опыта.

    3. Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов. Роль биологической обусловленности просматривается в них еще более отчетливо. Но эта подструктура формируется упражнением. Кратко ее можно назвать
    подструктурой форм отражения.

    4. Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и её патологические (органические) изменения. Они формируются (переделываются) тренировкой. Кратко эту подструктуру можно назвать биологически обусловленной подструктурой.

    Семантический интеграл выражает найденный личностью в ходе своей жизни ценностный способ связи внешнего и внутреннего, ее способ соотношения с действительностью, включающий и тот или иной способ организации психики (например, интенсивный или экстенсивный способ использования своих психических ресурсов). Неудовлетворенные потребности компенсируются по принципу творческого либидо или фрустрируются, удовлетворенные — ведут ко все большему возрастанию ценности самореализации.

    В целом в семантическом интеграле неразрывно связаны притязания, способ саморегуляции и удовлетворенности.

    Этот интеграл представляет собой своеобразную личностную интерпретацию своего способа жизни, включающую представление о своем месте в обществе (и своей ценности для него, для себя, для других), представление о своей профессиональной состоятельности — несостоятельности, перспективности, жизненную «приземленность» или, наоборот, идеалистичность. Эта интерпретация и есть основа сознания с его смыслообразующей активностью.

    Самыми общими составляющими семантического интеграла являются притязания, характеризующие одновременно уровень требований как к результату и способу его удовлетворения (ценностному или потребительскому), так и адресату требований личности (к себе или к другим), т.е. ее ценностную направленность на способ удовлетворения потребностей, выбор критериев этого удовлетворения. Будучи зависимой от притязаний, саморегуляция в широком смысле включает и рефлексию, и самоконтроль, и способность сочетать свои действия с другими людьми, и способность к мобилизации в данный момент или промежуток деятельности всей психической активности.

    Профессиональная компетентность - это способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями.

    Различают следующие виды профессиональной компетентности:

    1. специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

    2. социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

    3. личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

    4. индивидуальная компетентность — владение приемами само реализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.


    Можно сказать, что каждый из описанных выше видов компетентности включает в себя такие общие межпрофессиональные компоненты:

      • в специальной компетентности — способность к планированию трудовых процессов, умения работать с компьютером, с оргтехникой, чтение технической документации, ручные навыки;

      • в личностной компетентности — способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения; способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;

      • в индивидуальной компетентности — мотивация достижения, успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм.