Файл: Основные понятия Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термином личность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индивидуальность - устойчивое своеобразие принадлежащих данной личности психических процессов, состояний и свойств как в специфических особенностях их содержания, так и в способах и формах проявления. Все психические явления личности как субъекта труда индивидуальны.
Саморегулирование - способность сознательно управлять своим психическим миром в связи с требованиями социальной среды или условиями выполняемой трудовой деятельности. Человек не механически приспосабливается к окружающей среде в ответ на её раздражения. Он сознательный участник среды, избирательно воспринимающий ее воздействия, оценивающий и перерабатывающий их и управляющий своим поведением.
Активность. Личность всегда деятельна в окружающей её социальной и природной среде. Деятельность превращает человека как субъекта труда в личность. В деятельности проявляется личность.
Взаимосвязь с социальной средой. Человек как субъект труда практически всегда находятся в определенных связях и отношениях с окружающими его людьми и обществом в целом. Эти связи и отношения неизбежно отражаются в различных его поведения и деятельности, определяют истинную сущность человека. Её нельзя понять, если рассматривать человека как отдельное существо, изолированно (абстрактно) от общества.
К.К. Платонов предложил классифицировать личность субъекта труда по четырем подструктурам:
1. Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Она социально обусловлена и формируется воспитанием. Платонов назвал ее подструктурой направленности личности.
2. Вторая подструктура включает знания, умения, навыки и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически обусловленных свойств личности. Это подготовленность или подструктура опыта.
3. Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов. Роль биологической обусловленности просматривается в них еще более отчетливо. Но эта подструктура формируется упражнением. Кратко ее можно назвать
подструктурой форм отражения.
4. Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и её патологические (органические) изменения. Они формируются (переделываются) тренировкой. Кратко эту подструктуру можно назвать биологически обусловленной подструктурой.
Семантический интеграл выражает найденный личностью в ходе своей жизни ценностный способ связи внешнего и внутреннего, ее способ соотношения с действительностью, включающий и тот или иной способ организации психики (например, интенсивный или экстенсивный способ использования своих психических ресурсов). Неудовлетворенные потребности компенсируются по принципу творческого либидо или фрустрируются, удовлетворенные — ведут ко все большему возрастанию ценности самореализации.
В целом в семантическом интеграле неразрывно связаны притязания, способ саморегуляции и удовлетворенности.
Этот интеграл представляет собой своеобразную личностную интерпретацию своего способа жизни, включающую представление о своем месте в обществе (и своей ценности для него, для себя, для других), представление о своей профессиональной состоятельности — несостоятельности, перспективности, жизненную «приземленность» или, наоборот, идеалистичность. Эта интерпретация и есть основа сознания с его смыслообразующей активностью.
Самыми общими составляющими семантического интеграла являются притязания, характеризующие одновременно уровень требований как к результату и способу его удовлетворения (ценностному или потребительскому), так и адресату требований личности (к себе или к другим), т.е. ее ценностную направленность на способ удовлетворения потребностей, выбор критериев этого удовлетворения. Будучи зависимой от притязаний, саморегуляция в широком смысле включает и рефлексию, и самоконтроль, и способность сочетать свои действия с другими людьми, и способность к мобилизации в данный момент или промежуток деятельности всей психической активности.
Профессиональная компетентность - это способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями.
Различают следующие виды профессиональной компетентности:
-
специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; -
социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда; -
личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности; -
индивидуальная компетентность — владение приемами само реализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.
Можно сказать, что каждый из описанных выше видов компетентности включает в себя такие общие межпрофессиональные компоненты:
-
в специальной компетентности — способность к планированию трудовых процессов, умения работать с компьютером, с оргтехникой, чтение технической документации, ручные навыки; -
в личностной компетентности — способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения; способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения; -
в индивидуальной компетентности — мотивация достижения, успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм.