Файл: Основные понятия Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термином личность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наверное, понятно, что обнаруживаемые у людей к моменту достижения ими ступени взрослости разные уровни проявле­ния показателей биологического, социального и психологичес­кого возрастов оказываются следствием действия большого числа факторов, как объективных, так и субъективных. Напри­мер, показатели биологического возраста у 20-летнего человека могут быть ниже нормативных из-за врожденных аномалий, вызвавших отставание в развитии какой-то системы его орга­низма. И в то же время другой 20-летний человек по показате­лям своего биологического возраста может приближаться к би­ологическому возрасту 40-летнего человека, из-за системати­ческих больших перегрузок, которым подвергалась его нервная система, отсутствия полноценного питания, постоянных нару­шений сна и отдыха, перенесенных в связи с этим болезней и действия на организм этого человека и других неблагоприят­ных факторов. Между прочим, например, врачи установили, что биологический возраст многих титулованных гимнасток – девушек, постоянно подвергающихся физическим и нервно-психическим перегрузкам, – по своим показателям значитель­но выше их хронологического возраста.

Или, скажем, при наличии у человека задатков – природных предпосылок развития способностей, обучения его по системе, обеспечившей их неординарное развитие, и его воспитания, благоприятствовавшего формированию устойчивой направ­ленности на творчество, – показатели его психологического возраста будут, как правило, обгонять показатели его хроноло­гического возраста. Примеры вхождения в науку Л.Д.Ландау и А.Д.Сахарова, а их число легко увеличить, имея в виду других молодых людей, сравнительно рано ярко проявивших себя на других поприщах, подтверждают справедливость высказанного положения.

Что же касается соответствия показателей психологического возраста показателям биологического возраста в начале ранней взрослости, то тут, помимо взаимосоответствия этих возрастов, возможен не только, так сказать, недобор в показателях психо­логического возраста по сравнению с показателями биологи­ческого возраста, о чем свидетельствуют случаи крайнего ин­фантилизма, но и вариант несоответствия из-за нарушения нормального хода развития организма человека, когда, напри­мер, форсируется его умственное развитие и не проявляется должной заботы о его физическом здоровье и, в частности, обеспечении обязательной двигательной активности, что неми­нуемо ведет к нарушению работы сердечно-сосудистой систе­мы и к другим расстройствам.


Несовпадение хронологического, биологического, социаль­ного и психологического возрастов при вступлении и прохож­дении людьми ступени ранней взрослости свидетельствует о том, что обычно такая глобальная особенность человека, как его зрелость, представляет собой феномен, содержательные ха­рактеристики которого не только не однородны, но и от случая к случаю могут сильно варьировать по степени своей сформи­рованности. Так, один человек, дойдя до ступени взрослости, может быть не зрелым физически, но зрелым социально и пси­хологически, а другой может, наоборот, оказаться зрелым физи­чески, но незрелым социально и психологически и т. д.

25 слайд - Особенности развития познавательной сферы в ранней взрослости:

 Специфика когнитивной сферы лиц, достигших 20—40 лет, обусловлена не только хронологическим возрастом и изменениями организма, но в большей степени определяется личными, социальными и культурными событиями и факторами. Динамика и направление развития когнитивной сферы может быть как положительной, так и отрицательной. Социальные ориентиры и культурные запросы достигшего взрослости молодого человека могут поддерживать, расширять или подрывать сложившиеся в юношеские годы особенности познавательных процессов.

Динамика развития когнитивной сферы человека при достижении им возраста ранней взрослости в значительной степени имеет индивидуально-ситуативную обусловленность. Как полагает С. Пако, оптимум интеллектуальных функций достигается на рубеже юности — первых этапов ранней взрослости, а интенсивность их инволюции зависит от двух факторов: внутреннего и внешнего.

В качестве  внутреннего фактора  выступает  уровень одаренности (степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей, определяющих успешность индивида в определенном виде деятельности) индивида. У более одаренных индивидуумов интеллектуальный прогресс длительный, инволюция наступает позже и происходит медленнее, чем у менее одаренных.

В качестве внешнего фактора выступает совокупность условий, зависящих от социально-экономических и культурных условий. Таким внешним фактором в первую очередь является образование, которое, по мнению С. Пако, существенно противостоит старению, затормаживая инволюционный процесс. Однако если обучение в школе носит всеобщий и обязательный характер, то повышение уровня образования после окончания школы имеет не только объективную — социально-экономическую, но и личностную обусловленность. 

Тенденция к самореализации и саморазвитию у многих молодых людей выступает в качестве важнейшего стимула к повышению уровня образования и формированию познавательных интересов, а следовательно и прогрессу познавательных процессов. Поэтому развитие когнитивной сферы людей в возрасте 20—40 лет неразрывно связано с развитием и формированием личности.


РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ОЩУЩЕНИЙ

К 23-25 годам многие психофизиологические функции достигают своего максимального развития и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет. К 25 годам наблюдается самая короткая продолжительность времени реакции(временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (зрительного, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал). Изменение времени реакции сопровождается повышением чувствительности функций. В работах Л.А. Шварц (1948) и С.В. Кравкова (1950) было доказано, что сенсорный оптимум достигается к 25 годам жизни. Следовательно, максимального развития ощущения достигают к 25 годам и сохраняются на этом уровне у большинства людей до 40-летнего возраста.

Б.Г. Ананьев говорит о том, что после достижения человеком 25-летнего возраста сохранность и стабильность психофизиологических функций в значительной степени определяется особенностями функционирования высших психических процессов. Следует отметить, что описанная выше закономерность ни в коей мере не является всеобщей. Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер. Б.Г. Ананьев высказывал предположение о том, что «любая сенсорная функция проявляет свой действительный потенциал лишь в том случае, если находится систематически в состоянии полезного для нее оптимального напряжения». По мнению Б.Г. Ананьева, сенсорные функции, включенные в трудовую деятельность, имеют как бы удвоенную, усиленную (по сравнению с другими сенсомоторными функциями) мотивацию. В таких условиях (оптимальной нагрузки, усиленной мотивации) происходит эволюция функций, достигающая новых, более высоких уровней развития в зрелые годы. Одновременно с этим другие сенсорные функции, не имеющие таких условий развития, инволюционируют, причем преждевременно, в относительно молодые годы человеческой жизни. Следовательно, трудовая деятельность человека также определяет возможность сохранения достигнутого уровня развития психофизиологических функций
.

Следует отметить, что данная закономерность характерна не только для сенсорно-перцептивных процессов, но в равной мере относится и к высшим психическим функциям. При этом, в ряде работ (Пако С, 1960;Ховланда К., 1963) приведены мнения и аргументы исследователей, полагающих, что оптимум развития интеллектуальных функций располагается между 18-20 годами. Например, если принять, по Фульдсу и Равену, логическую способность двадцатилетнего человека за эталон, то в 30 лет она будет равна 96%, в 40 лет — 87%, в 50 лет — 80%, в 60 лет — 75% от эталона

ПАМЯТЬ

Исследование памяти взрослых, проведенное Я.И. Петровым, обнаружило, что в развитии вербальной кратковременной памяти на слух выявлено два периода: наиболее высокие показатели развития приходятся на возраст от 18 до 30 лет и низкие с тенденцией все большего снижения — на возраст 31-40 лет. Кратковременная зрительная память на запечатление слогов и слов имеет ту же тенденцию.

В свою очередь, образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям, а вербальное запечатление долговременной памяти отличается большим постоянством в возрасте от 18 до35 лети снижением уровня своего развития в период от 36 до40 лет.

Я.И. Петров отмечает существование зависимости динамики развития мнемических функций от характера деятельности человека. Активная умственная деятельность человека позволяет достичь более высоких показателей развития

ВНИМАНИЕ

Из результатов исследования, проведенного Л.Н. Фоменко, следует, что различные свойства внимания у взрослых людей проявляются неравномерно. Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключаемость и избирательность внимания. По мнению Фоменко, устойчивость и концентрация внимания существенно не изменяются. Величины уровневых показателей развития объема, переключения и избирательности внимания нарастают постепенно в пределах возраста от 18 до 33 лет. После 34 лет происходит снижение показателей уровня развития свойств внимания. Причем наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключения и избирательности приходятся на возраст 27—33 года.

Таким образом, существует неравномерность в проявлении свойств внимания. Причем эта неравномерность обусловлена индивидуальными особенностями возрастного развития человека.

При этом на развитие внимания в первую очередь оказывают влияние те виды деятельности