Файл: Основные понятия Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термином личность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
жизненных стратегий является уровень ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и отношений человека» [6, с. 74], а основными показателями эффективности стратегии жизни человека – его удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Тема ответственности как значимая для рассматриваемой проблематики поднимает вопросы, связанные с необходимостью учитывать в исследовании стратегий личности такие характеристики, как уровень субъективного контроля (локус контроля), в соответствии с которым можно судить о том, в какой степени человек считает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств; смысл жизни и ценностные ориентации личности, жизненные силы, волевые качества и сила личности и др.
– жизненный путь – специфическое для личности время-пространство ее самореализации, изменения и развития (в котором научно определяется ее сущность);
– активность – интегральный способ самовыражения субъекта (личности, группы и т. д.); имеет две личностные формы - инициативу и ответственность и семантический интеграл притязаний, саморегуляции и удовлетворенности как способа ее организации и осуществления;
– ответственность – одна из форм активности личности, обозначающая ее способность гарантировать результат осуществления деятельности (жизни в целом) в определенные сроки и на качественно определенном уровне, несмотря на непредвиденные трудности и противоречия;
– способность к организации времени – одна из высших жизненных способностей личности, связанных с жизненным путем; имеются типологические механизмы у разных личностей, которые очерчивают их возможности – ограничения успешно действовать в объективно различных режимах времени деятельности (дефиците, лимите, норме и т. д.) и строить более или менее оптимальные стратегии жизненного пути.
51 слайд - Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
Категория субъекта восстанавливается и разрабатывается в отечественной философии и методологии в 50-х годах С.Л.Рубинштейном, преодолевшим ограниченность ее гегелевского понимания, и вопреки философской критике ее бессодержательности и чрезмерной описательности. На основе оригинальной трактовки принципа детерминизма он раскрыл качество личности как субъекта (прежде всего, собственной жизни). Впервые в 1922 г. содержание категории субъекта Рубинштейн связал с принципом "самодеятельности". Однако на этом
этапе он несколько оптимистично утверждал, что:
1) деятельность всегда принадлежит субъекту (всегда ли личность осуществляет деятельность как субъект? – такой вопрос возник впоследствии, когда деятельность начала рассматриваться как труд);
2) деятельность есть взаимодействие субъекта и объекта (это философское определение соответственно отступает на задний план, когда вскрываются более важные для психологии взаимодействия личности и деятельности (а не объекта), которое приводит к развитию личности);
3) деятельность всегда творческая (по мере уточнения понятия творчества это утверждение становится относительным, поскольку не всякая деятельность, например труд, является творческой);
4) деятельность всегда самостоятельна (впоследствии, когда понятие субъекта распространилось на коллектив, то совместная деятельность потребовала других характеристик).
Но далее и сам Рубинштейн углубляет и развивает категорию субъекта деятельности. Это позволило, прежде всего, переосмыслить науковедческий подход к соотношению объекта и предмета исследования в психологии. Хотя к этому времени психология уже разработала ряд представлений о личности как саморегулирующейся, потенциальной, изменяющейся и развивающейся системе, эти представления до последнего времени не обобщались и не приводили к выводу о том, что личность, являющаяся объектом изучения в психологии, – специфический объект, обладающий особым качеством субъекта (или приобретает это качество). Это неизбежно должно изменить способ выделения предмета исследования и привести к целой новой системе представлений о том, как исследовать субъекта.
Первая характеристика субъекта в акмеологии имеет методологический характер, поскольку связывает принцип субъекта с принципом развития (оптимизация, совершенствование). Две следующие характеристики являются теоретическими определениями субъекта.
1. Основная парадигмальная характеристика личности в качестве субъекта заключается в том, что все свои особенности, возможности, психические и личностные (ум, волю, мотивацию, способности), личность использует в качестве ресурсов и средств оптимального решения жизненных и деятельностных задач, оптимального осуществления общения, познания, деятельности, жизни. Самым элементарным примером такой реорганизации личности является следующий: она не просто обладает восприятием – стоит вопрос, как смотреть (слушать и т. д.), чтобы увидеть необходимое для осуществления деятельности (ее конкретной задачи); она не просто имеет способность мышления, она должна научиться думать определенным образом, уметь ставить необходимые, главные задачи, обобщать те факты, звенья,
которые создают композицию данного вопроса, дела.
2. Личность, достигая высшего уровня развития, на котором раскрывается ее индивидуальность, осуществляется максимальное самовыражение и самореализация, объективная продуктивность и субъективная удовлетворенность, становится субъектом. Личности как субъекту присуща способность разрешения противоречий; оптимальный способ такого решения ведет к ее развитию и совершенствованию.
Итак, принцип субъекта является парадигмальным для акмеологии, поскольку соответствует ее направленности на достижение человеком, личностью, совершенства. Понятием "субъекта" обозначается высшее и в этом смысле наиболее совершенное качество человека, личности (группы), его стремление к идеалу и достижение последнего.
Сущность личности проявляется в деятельности. То, на что человек направляет свои усилия и поступки, демонстрирует его нравственность, культуру, ответственность и другие важнейшие качества, которые и определяют личность.
Деятельность – это совокупность практических действий и поступков человека по достижению определенной цели.
Как правило, образ деятельности наглядно демонстрирует внутренний мир человека, раскрывает его мотивы и побуждения, то есть предмет характеризует личность. Деятельность является не только формой активности индивида, ее направленность показывает жизненные ценности и устремления личности.
Деятельность демонстрирует мировоззрение индивида, отношение его к окружающему миру. Посредством деятельности человек организует свою жизнь, реализует себя в мире и обществе.
Деятельность личности осуществляется в сложной системе социально-экономических отношений. С одной стороны, окружающая среда является полем приложения сил индивида. С другой стороны, среда является фактором воздействия на личность, и во многом влияет на поведение индивида.
Внутренние причины действуют через внешние условия. Один и тот же человек может поступать в разных ситуациях не совсем так, как можно было бы ожидать, исходя из знания его личностных качеств. Человек психологически включен в свои поступки, в них интегрируются и проявляются его качества, психическое состояние в данный момент, жизненная и мыслительная активность.
Индивидуальная деятельность человека имеет определенное строение. В его состав входят мотивы, цели и действия.
Мотивы – побудители человека к деятельности.
Цели – направленность деятельности.
Действия – относительно законченные этапы деятельности.
Направленность индивидуальной деятельности субъекта и величина развиваемых им усилий определяются вектором взаимодействия «мотив – цель». Данный вектор действует в прямом и обратном направлениях.
Профессиональная деятельность человека задаёт направление развития его личности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т.д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, т.е. о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности.
Развитию личности профессионала способствует построение «образа Я» профессионала, т.е. представление о себе как о профессионале, а также создание образа профессионала как эталонной модели его личности – соотношение этих двух образов, оценка их рассогласования, выработка стратегии приближения к эталонной модели и стремление к ней определяют один из путей развития личности. Не всякая трудовая деятельность развивает личность и не всякое развитие профессиональных способностей равнозначно развитию личности. Оно также, как и появление потребности в труде, связано с достижением субъектом чувства удовлетворения и от процесса, и от результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в трудовом процессе.
Процесс формирования личности профессионала начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют 4 этапа профессионализации:
На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются мотивы. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к её требованиям, то на последующих он может стремиться изменить её содержание и условия. Таким образом, профессиональное развитие – довольно сложный процесс, имеющий циклический характер
; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Оно снижает не только профессиональные успехи, но и негативно проявляется в «непрофессиональной жизни».
Отличительными особенностями личности как субъекта труда являются:
– жизненный путь – специфическое для личности время-пространство ее самореализации, изменения и развития (в котором научно определяется ее сущность);
– активность – интегральный способ самовыражения субъекта (личности, группы и т. д.); имеет две личностные формы - инициативу и ответственность и семантический интеграл притязаний, саморегуляции и удовлетворенности как способа ее организации и осуществления;
– ответственность – одна из форм активности личности, обозначающая ее способность гарантировать результат осуществления деятельности (жизни в целом) в определенные сроки и на качественно определенном уровне, несмотря на непредвиденные трудности и противоречия;
– способность к организации времени – одна из высших жизненных способностей личности, связанных с жизненным путем; имеются типологические механизмы у разных личностей, которые очерчивают их возможности – ограничения успешно действовать в объективно различных режимах времени деятельности (дефиците, лимите, норме и т. д.) и строить более или менее оптимальные стратегии жизненного пути.
51 слайд - Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
Категория субъекта восстанавливается и разрабатывается в отечественной философии и методологии в 50-х годах С.Л.Рубинштейном, преодолевшим ограниченность ее гегелевского понимания, и вопреки философской критике ее бессодержательности и чрезмерной описательности. На основе оригинальной трактовки принципа детерминизма он раскрыл качество личности как субъекта (прежде всего, собственной жизни). Впервые в 1922 г. содержание категории субъекта Рубинштейн связал с принципом "самодеятельности". Однако на этом
этапе он несколько оптимистично утверждал, что:
1) деятельность всегда принадлежит субъекту (всегда ли личность осуществляет деятельность как субъект? – такой вопрос возник впоследствии, когда деятельность начала рассматриваться как труд);
2) деятельность есть взаимодействие субъекта и объекта (это философское определение соответственно отступает на задний план, когда вскрываются более важные для психологии взаимодействия личности и деятельности (а не объекта), которое приводит к развитию личности);
3) деятельность всегда творческая (по мере уточнения понятия творчества это утверждение становится относительным, поскольку не всякая деятельность, например труд, является творческой);
4) деятельность всегда самостоятельна (впоследствии, когда понятие субъекта распространилось на коллектив, то совместная деятельность потребовала других характеристик).
Но далее и сам Рубинштейн углубляет и развивает категорию субъекта деятельности. Это позволило, прежде всего, переосмыслить науковедческий подход к соотношению объекта и предмета исследования в психологии. Хотя к этому времени психология уже разработала ряд представлений о личности как саморегулирующейся, потенциальной, изменяющейся и развивающейся системе, эти представления до последнего времени не обобщались и не приводили к выводу о том, что личность, являющаяся объектом изучения в психологии, – специфический объект, обладающий особым качеством субъекта (или приобретает это качество). Это неизбежно должно изменить способ выделения предмета исследования и привести к целой новой системе представлений о том, как исследовать субъекта.
Первая характеристика субъекта в акмеологии имеет методологический характер, поскольку связывает принцип субъекта с принципом развития (оптимизация, совершенствование). Две следующие характеристики являются теоретическими определениями субъекта.
1. Основная парадигмальная характеристика личности в качестве субъекта заключается в том, что все свои особенности, возможности, психические и личностные (ум, волю, мотивацию, способности), личность использует в качестве ресурсов и средств оптимального решения жизненных и деятельностных задач, оптимального осуществления общения, познания, деятельности, жизни. Самым элементарным примером такой реорганизации личности является следующий: она не просто обладает восприятием – стоит вопрос, как смотреть (слушать и т. д.), чтобы увидеть необходимое для осуществления деятельности (ее конкретной задачи); она не просто имеет способность мышления, она должна научиться думать определенным образом, уметь ставить необходимые, главные задачи, обобщать те факты, звенья,
которые создают композицию данного вопроса, дела.
2. Личность, достигая высшего уровня развития, на котором раскрывается ее индивидуальность, осуществляется максимальное самовыражение и самореализация, объективная продуктивность и субъективная удовлетворенность, становится субъектом. Личности как субъекту присуща способность разрешения противоречий; оптимальный способ такого решения ведет к ее развитию и совершенствованию.
Итак, принцип субъекта является парадигмальным для акмеологии, поскольку соответствует ее направленности на достижение человеком, личностью, совершенства. Понятием "субъекта" обозначается высшее и в этом смысле наиболее совершенное качество человека, личности (группы), его стремление к идеалу и достижение последнего.
Сущность личности проявляется в деятельности. То, на что человек направляет свои усилия и поступки, демонстрирует его нравственность, культуру, ответственность и другие важнейшие качества, которые и определяют личность.
Деятельность – это совокупность практических действий и поступков человека по достижению определенной цели.
Как правило, образ деятельности наглядно демонстрирует внутренний мир человека, раскрывает его мотивы и побуждения, то есть предмет характеризует личность. Деятельность является не только формой активности индивида, ее направленность показывает жизненные ценности и устремления личности.
Деятельность демонстрирует мировоззрение индивида, отношение его к окружающему миру. Посредством деятельности человек организует свою жизнь, реализует себя в мире и обществе.
Деятельность личности осуществляется в сложной системе социально-экономических отношений. С одной стороны, окружающая среда является полем приложения сил индивида. С другой стороны, среда является фактором воздействия на личность, и во многом влияет на поведение индивида.
Внутренние причины действуют через внешние условия. Один и тот же человек может поступать в разных ситуациях не совсем так, как можно было бы ожидать, исходя из знания его личностных качеств. Человек психологически включен в свои поступки, в них интегрируются и проявляются его качества, психическое состояние в данный момент, жизненная и мыслительная активность.
Индивидуальная деятельность человека имеет определенное строение. В его состав входят мотивы, цели и действия.
Мотивы – побудители человека к деятельности.
Цели – направленность деятельности.
Действия – относительно законченные этапы деятельности.
Направленность индивидуальной деятельности субъекта и величина развиваемых им усилий определяются вектором взаимодействия «мотив – цель». Данный вектор действует в прямом и обратном направлениях.
Профессиональная деятельность человека задаёт направление развития его личности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т.д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, т.е. о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности.
Развитию личности профессионала способствует построение «образа Я» профессионала, т.е. представление о себе как о профессионале, а также создание образа профессионала как эталонной модели его личности – соотношение этих двух образов, оценка их рассогласования, выработка стратегии приближения к эталонной модели и стремление к ней определяют один из путей развития личности. Не всякая трудовая деятельность развивает личность и не всякое развитие профессиональных способностей равнозначно развитию личности. Оно также, как и появление потребности в труде, связано с достижением субъектом чувства удовлетворения и от процесса, и от результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в трудовом процессе.
Процесс формирования личности профессионала начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют 4 этапа профессионализации:
-
Поиск и выбор профессии; -
Освоение профессии; -
Социальная и профессиональная адаптация; -
Выполнение профессиональной деятельности.
На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются мотивы. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к её требованиям, то на последующих он может стремиться изменить её содержание и условия. Таким образом, профессиональное развитие – довольно сложный процесс, имеющий циклический характер
; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Оно снижает не только профессиональные успехи, но и негативно проявляется в «непрофессиональной жизни».
Отличительными особенностями личности как субъекта труда являются:
-
Самосознание. Личность, как субъект труда, осознает себя прежде всего как живое, наделенное определенной телесной конституцией существо, отождествляет себя со своим физическим телесным обликом в конкретном понятии “я”. Вместе с тем в этом сознании “я” человек отражает в той или иной степени и свойственные ему психологические особенности и черты. Одновременно он противопоставляет свое “я” другим людям, выделяет себя как личность из их Среды. - 1 2 3 4