Файл: Основные понятия Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термином личность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные понятия:

Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термином «личность» обозначали маску, которую надевал актёр древнего театра, затем - самого актёра и его роль в представлении. Впоследствии термином «личность» стали называть реальную роль человека в общественной жизни. Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г. Ананьева; К.Л. Абульханова; Б.С. Братусь; Б.В. Зейгарник; А.Г. Ковалёва; В.Н. Мясищева; И.М. Палей; С.Л. Рубинштейна; Д.Н. Узнадзе; Е.В. Шорохова. Также проблемой личности занимались такие психологи, как: Бодалёв Л.А.; Брушлинский А.В.; Давыдов В.В.; Зинченко В.П.; Кон И.С.; Лазурский Мерлин В.С.; Платонов К.К.; Рейнвальд Н.И.; Рубцов В.В.; Фельдштейн Д.И.; Шкуратова И.П.; Ядов В.А. Проблема личности является одной из центральных в теоретической и прикладной психологии и выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности.

Ведущие подходы в понимании личности включают в себя четыре основных направления.

  1. В психологических подходах французской социологической школе, и в ряде других, под личностью имеют в виду социальное качество индивида, «индивидуальную форму существования и развития социальных связей и отношений»; «определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении». Хотя указанные подходы могут существенно различаться между прежде всего, трактовкой роли Активности самого субъекта общественных отношений в процессах формирования его личности, на первый план неизбежно выступает общественно-историческая детерминация этих процессов.

  2. Если личность рассматривать, прежде всего, как продукт включения человека в общественные отношения и приобщения его к культурным нормам и ценностям, то без ответа остается вопрос об источниках самой культуры и общественного развития. Человек не только потребляет материальные и духовные ценности, но и сам делает в них вклады. Эти вклады тем крупнее и значительнее, чем значительнее личность человека. Поэтому в ряде философских и психологических направлений (персонализм, гуманистическая психология, экзистенциализм и др.) на первое место среди конституирующих личность свойств выдвигают творческое, порождающее начало, хотя природа этого начала трактуется в разных подходах весьма различно. Но, создавая нечто значимое для других, человек создает значимое для самого себя, изменяет себя, творит свою личность. Можно сказать, несколько перефразируя С.Л.Рубинштейна, что личность есть форма непрерывного выхода человека за пределы самого себя.

  3. Многие авторы в определении личности на первое место ставят ее индивидуальную неповторимость и уникальность. Так, Дж. Гилфорд считает, что личность индивида есть «специфическое созвездие черт». Этот подход часто тесно переплетается с пониманием личности как источника творчества, ибо именно уникальность и неповторимость личности делает ее носителем уникального опыта и потенциальным творцом нового, оригинального в культуре.

  4. И. Кант утверждал, что человек становится личностью благодаря самосознанию, позволяющему ему подчинить свое «Я» нравственному закону. В центр многих психологических подходов ставится изучение самосознания и «Я» как формы переживания человеком своей личности. У. Джемс задал традицию выделения двух аспектов «Я» — «Я» познающее (чистое ego) и «Я» познаваемое, которое он назвал эмпирической личностью. В последней выделяется физическая или материальная личность, социальная и духовная личности. Ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии.


8 слайд - Методологические аспекты акмеологии базируются на общенаучных представлениях о развитии, которое рассматривается как постоянное совершенствование человека, достижение им максимального совершенства в созидательной и продуктивной деятельности на базе природных потенциалов.

9 –слайд -Существует две точки зрения на акмеологию:

  • первая - классическая (психологическая), когда под предметом акмеологии понимается поиск совершенствования и закономерностей достижения вершин личностью и обществом на различных уровнях социального взаимодействия.

  • Согласно второй акме рассматривается как предмет, как социальное явление, ставшее итогом развития не только отдельного человека, но и всего социума, поэтому понятие «человек» употребляется здесь в собирательном смысле и «рассматривается, как основной компонент любой социальной системы, носитель социального системного качества».

10 слайд - И поскольку в рамках данного подхода особое внимание уделяется достижению результата в деятельности человека и общества, то можно говорить о его акмеологичности, которая характеризуется конкретным реализованным состоянием продукта деятельности, представленного в выраженных физических, психических и акмеологических потенциалах. Отметим некоторые важные закономерности, отражающие акмеологичность как сущностную константу при рассмотрении пути развития:

  1. Во-первых, традиционное понимание развития человека включает в себя категории процесса и конкретных свойств творческой деятельности. Анализ работ Б. Г. Ананьева позволяет расширить это понимание и выделить три базовых элемента акмеологичности:

  • созидательную деятельность

  • творческую деятельность

  • акме-деятель

Разграничим эти понятия: творческая деятельность связана с осмыслением, конструированием нового образа продукта в сознании субъекта; созидательная предполагает воплощение этого образа в процессе достижения результата в форме конкретного продукта деятельности. Творческая и созидательная деятельность реализуются талантливым субъектом деятельности - акме-деятелем.

  1. Во-вторых, если в психологии основное внимание уделяется процессам отражения субъектом реальности в различных системах отношений (человек-машина, человек-человек и т. д.), то для акмеологии главным понятием, раскрывающим акмеологичность, является продукт деятельности. Его особенность в том, что он представляет собой не отдельное свойство процесса, а высший, предельный уровень, к которому этот процесс устремлен. Получается, что такое свойство как акмеологичность связывает человека, его деятельность в мире и результат этой деятельности в единое целое, которое может быть определено через количественные и качественные показатели. Важной особенностью также является фиксация базовых состояний, с которых начинается движение вверх. При этом базовое состояние одновременно подытоживает прошлые акме, отсекая те проявления, которые не были значимы, оставляя лишь те, что способствовали воплощению результата.

  2. В-третьих, акмеологичность заключается в том, что человек постоянно преодолевает порог прошлого. В реальности всегда есть опасность «почивать на лаврах», когда возникает желание остановиться на достигнутом и требуются дополнительные усилия для нового восхождения. В преодолении порога прошлого и движении к новой вершине человек приобретает новые свойства, благодаря которым создаются условия непрерывного проявления акмеологичности. Особое значение в понимании сущности акмеологичности имеет понятие «субъект деятельности» - выдающийся акме-человек, достигший высшего результата в любом виде индивидуальной творческой деятельности. Когда акме-человек и субъект деятельности рассматриваются в единстве, это означает полную, максимальную самореализацию личности в форме конкретного продукта деятельности.


12 слайд - Акмеологический подход к личности вырабатывается в рамках психологической науки с опорой на психологическое определение ее сущности. Однако он рассматривает личность в более широком контексте комплексного подхода к человеку, разработанного Б.Г. Ананьевым и философской антропологии, предложенной С.Л. Рубинштейном (последняя есть философское учение о специфике бытия человека в мире).

13 слайд - Личность (как предмет акмеологии и само понятие личности) определяется в континиуме других качеств человека как индивида, как субъекта, и как индивидуальности.

Первым основанием при рассмотрении соотношения акмеологического и психологического понимания личности является принцип развития. Вторым – и в зарубежной, и в отечественной психологии развитие личности рассматривается преимущественно в определенных пределах, т. е. как развитие личности ребенка (в отечественной психологии это имело место в силу идеологических причин – минимизации роли личности в обществе, а поэтому отрицания необходимости изучения личности взрослого.

Акмеологический подход рассматривает развитие на протяжении всей жизни человека. В силу этого он опирается на те психологические концепции личности, которые связывали и развитие, и самую сущность личности с масштабом времени и пространства всего жизненного пути личности:

  • В отечественной психологии – это теории жизненного пути С.Л. Рубинштейна и жизненного цикла Б.Г. Ананьева

  • В зарубежной – теория жизненного пути Ш. Бюлер (хотя она также, поддаваясь влиянию фрейдизма, акцентировала решающую роль детства в развитии личности), теория жизненного развития Э. Эриксона, выявившего важнейшие качественные новообразования каждого жизненного этапа (развития индивида, личности) и особенно подчеркнувшего роль и качество личностной зрелости (аналогично на этапах развития телесности, самости и т. д. останавливается Т.Г. Олпорт; более того, Олпорт в порядке альтернативы минимизирует прошлое, отдавая главенствующую роль будущему).

  • В рамках феноменологического подхода "гештальт–терапия" также не абсолютизирует роль прошлого, поскольку на первый план выходит само переживание и процесс преодоления противоречий "здесь и теперь", что закрепляется как паттерн поведения в будущем.


Аналогом акмеологического подхода к личности оказывается и теория К. Роджерса, поскольку он рассматривает индивида в его развитии и взаимодействии с реальностью, "руководствующегося" врожденными тенденциями организма к развитию своих возможностей, обеспечивающими его усложнение и сохранение. Сам Роджерс так формулирует гипотезу своего подхода: "Человек обладает в самом себе огромными ресурсами для самопознания, изменения "Я-концепции", целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только в том случае, если создается определенный климат благоприятных психологических установок".

Таким образом, Эриксон, Олпорт, Роджерс и Перлз, оставаясь в рамках психологических теорий, разработали некоторые принципы, соответствующие сущности акмеологического подхода в личности.

В психологии преобладает четырехуровневая система изучения личности (причем в отечественной психологии в основном разработаны методологические принципы ее исследования), в мировой психологии личность преимущественно исследуется в качестве объекта. Теоретические подходы и концепции личности носят авторский характер, но объединяются в направления, каждое из которых выявляет разные аспекты ее изучения.

Психология личности есть способ реализации ее намерений, притязаний (потребностей, мотивов и т. д.) ее способностями и возможностями в соответствии с ее характером (присущим ему способом самоорганизации) и объективными условиями, требованиями, изменениями жизненного пути. Самовыражение и самореализация интегральной сущности личности осуществляется жизненными способностями личности (ее сознанием, активностью, организацией времени) во времени - пространстве, формах (общения, познания, деятельности) жизненного пути.

В акмеологии разработана иная науковедческая модель изучения личности, носящая целевой и ценностный характер, которая теоретико-практически воспроизводит переход от наличного состояния и уровня развития личности к идеальному (оптимальному), осуществляемый личностью как субъектом или с помощью акмеолога. Эта модель построена на основе достижений психологической науки и новой парадигмы субъекта, в качестве которой (в основном) и изучается личность в акмеологии.

23 слайд - Взрослость и зрелость как важнейшие ступени жизненного цикла человека.
В большинстве исследований, посвящаемых психологии раз­вития, начало периода взрослости относится к 18–20-летнему возрасту человека. Вместе с тем, хотя предполагается, что к это­му времени у человека должен быть сформирован организм, со­ответствующий нормативам зрелости, развиты личностные ка­чества, за которыми стоят усвоенные им основные ценности жизни и культуры, и как субъект деятельности он готов полно­ценно трудиться, однако в действительности эта, так сказать, готовность явить себя взрослым всему своему окружению, если сравнивать разных людей, дает нам очень пеструю картину, особенно если выявлять уровни их развития, сопоставляя пока­затели хронологического, биологического, социального и пси­хологического возрастов, достигнутые каждым из них.

При выявлении этих уровней и их соотношения хронологи­ческий возраст – число прожитых человеком с момента рожде­ния лет и месяцев – мало что значит для понимания состояния его организма, нажитых им характеристик личности, качеств его как субъекта деятельности. Гораздо информативнее для получения правильного суждения обо всех этих его ипостасях оказываются его биологический, социальный и психологичес­кий возрасты. Первый всегда скажет о степени соответствия возрастным нормативам развития всех систем его организма, второй – о действительном наличии прав и обязанностей, ко­торыми он располагает, и об уровне реализации их им в пос­тупках и деяниях. Третий – дает картину сформированности его интеллекта, чувств, воли, мотивационно-потребностной сферы, характера, способностей. Все вместе связанные в еди­ную целостную систему показатели, выявленные внутри каж­дого из трех «возрастов», позволяют заключать о степени приближения человека к состоянию зрелости или уже о дости­жении ее.

Исходя из сказанного, сравнивая совокупные показатели би­ологического, социального и психологического возрастов лю­дей, даже если у них одинаковый хронологический возраст, мы неизбежно обнаруживаем различия между ними в этих сово­купных показателях. И вариантов таких различий может быть очень много. Так, при переходе из юности во взрослость (хро­нологический возраст 18-20 лет) у одних людей биологический возраст может быть меньше хронологического. У других, нао­борот, он может быть намного больше. Зато у первых их хроно­логический возраст может отстать от уровня их психологичес­кого возраста. А у вторых психологический возраст не дотяги­вать в своей сформированности до уровня хронологического и для считающихся для этого возраста нормой показателей соци­ального возраста. У третьих по уровню развития значительно впереди хронологического возраста могут оказаться и их био­логический, и их социальный, и их психологический возрасты. В реальности могут быть и иные варианты соотношений наз­ванных возрастов при оценивании других совершенно конк­ретных людей.