Файл: Практическая работа 2 Осуществление исследования и составление отчета по результатам исследования Ход занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 863

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 2
На региональном рынке офисной мебели конкурируют 6 компаний, имеющие следующие показатели по объёму производства и выручки за месяц:








Доля рынка в




Доля рынка




Объём

натурал.

Выручка,

в стоимост.

Торговая марка

производства,

выражении,

млн руб.

выражении,




шт.

%




%

«Орион»

596,5




48,5




«Багратион»

358,0




39,3




«Петровская»

327,3




30,6




«Шатура»

223,0




30,1




«Добрый стиль»

212,5




23,8




«Знаменская»

155,8




17,7




Итого














Вариант 3
На региональном рынке средств сотовой связи конкурируют шесть торговых марок. В таблице приведены количество реализуемых изделий каждой марки и выручка от их реализации за месяц.














Доля рынка




Объём сбыта,

Доля рынка в

Выручка,

в стоимост.

Торговая марка

шт.

натуральном

млн руб.

выражении,







выражении, %




%

Nokia

68 500




631,2




Samsung

67 850




602,0




Sony Ericson

55 700




588,6




Motorola

53 300




543,5




Sagem

49 240




450,7




Pantech

36 250




420,1




Итого














Вариант 4
Рынок сока в нашей стране развивается быстрыми темпами. В таблице приведены данные о шести торговых марках: их объёмы производства и выручка за декабрь минувшего года.













Доля рынка




Объём

Доля рынка в

Выручка,

в стоимост.

Торговая марка

производства,

натуральном

тыс. руб.

выражении,




тыс. лит.

выражении, %




%

Добрый

96,4




1548




Фруктовый сад

95,8




1464




Ботаник

73,7




1312




Привет

62,3




1261




Rich

62,0




1158




Сокос

51,9




987




Итого















Вариант 5
На рынке мороженого города конкурирует продукция различных регионов. В таблице приведены данные о шести марках-лидерах: объёмы реализуемой ими продукции и выручка за июль прошлого года.







Доля рынка













в




Доля рынка




Объём сбыта,

натуральном

Выручка,

в стоимост.

Торговая марка

кг

выражении,

тыс. руб.

выражении,







%




%

«Сам-По»

6 991,0




570




«Метелица»

6 980,0




545




«Экстрем»

5 273,5




543




«Nestle»

5 230,3




465




«Русский стандарт»

3 840,0




235




«Snikers»

3 524,0




226




Итого















Задача 2.3 Определение потенциальной ёмкости рынка в натуральном выражении

Оценка потенциальной ёмкости рынка в натуральном выражении может производиться по уровню охвата и проникновения (формула 3) и по среднему нормативу потребления (формула 4).


Q = n · c · q ,

(3)


где Q – ёмкость рынка, ед. товара; n – количество потенциальных потребителей; c – уровень охвата, доля реальных пользователей среди потенциальных потребителей, q – уровень проникновения, величина единичного потребления на одного реального пользователя.




(4)







где Pij – доля населения, принадлежащая к i- му сегменту рынка, доходы которого позволяют приобретать объём товаров и услуг в рамках j-го бюджета; Nj – средневзвешенный норматив потребления определённой группы продукции (технологический норматив для производства, физиологический – для продуктов питания, рациональный для непродовольственных товаров) в базисном периоде.

Вариант 1
Нормы потребления хлебных продуктов, определённые потребительской корзиной в настоящее время, для трудоспособного населения – 133,7 кг в год, для пенсионеров – 103,7 кг в год, для детей
– 84 кг. На территории Кировской области проживает 1 млн жителей, из которых 50 % - пенсионеры, 20 % - дети до 18 лет. Рассчитать ёмкость рынка хлебных продуктов в натуральном выражении.
Вариант 2
Потребление рыбопродуктов в центральных областях России на 20 % ниже, чем на Дальнем Востоке. Рассчитать ёмкость рынка данной продукции Владивостока, если годовая ёмкость рынка Смоленска составляет 18 млн кг. Численность населения данных городов 700 тыс. и 400 тыс. жителей соответственно.
Вариант 3
Рассчитать ёмкость рынка бензина города N, если на учёте в ГАИ состоят 180 тыс. автомобилей, потребляющих в среднем бензина марки А-95 по 100 л в месяц за период с мая по октябрь, по 70 л в месяц в остальные шесть месяцев. Согласно данным статистики,

количество автомобилей на дорогах города N в период с октября по апрель уменьшается на 20 %.
Вариант 4
Население городов Х и Y – по 220 тыс. жителей. В городе Х на 100 человек зарегистрировано 100 мобильных телефонов, в Y этот показатель на 20% меньше. Но по прогнозам экспертов, через 4 года обеспеченность телефонами жителей данных городов будет одинаковая. Насколько увеличится ёмкость рынка средств мобильной связи города Y в натуральном выражении в ближайший год?
Вариант 5
Согласно данным статистики, потребление молока и молочных продуктов в нашей стране с 1985 г. По настоящее время возросло на 20 % и составляет 262 л в год. На сколько возросла ёмкость рынка Самары в натуральном выражении, если в 1985 г. численность населения города была 1257 тыс. человек, а на сегодняшний день – 1300 тыс. человек?

Задача 2.4 Определение ёмкости рынка в стоимостном
выражении

Ёмкость рынка в стоимостном выражении может оцениваться

через товарооборот (формула 5).


Q = n · q · p ,

(5)


где Q – ёмкость рынка, ед. товара; n – количество потенциальных потребителей; q – уровень проникновения, величина единичного потребления на одного реального пользователя; p – средняя цена за единицу товара.
Вариант 1
Потребление электроэнергии на одного жителя России с 1995 году по настоящее время возросло на 15 %. В городе N проживает 110 тыс. жителей, среднее потребление электроэнергии на одного человека ранее было 42 к/Вт в месяц. На сколько возросла денежная ёмкость рынка электроэнергии этого города в месяц, если численность его населения прежняя, а стоимость 1 к/Вт увеличилась с 0,035 руб. в 1995 году* до 1,95 руб. в настоящее время?
Вариант 2
Стоимость бытового газа в Воронежской области в 2005 году была 39 руб. с 1 человека в месяц, в настоящее время – 96 руб. Объём потребления газа в области возрос на 10 %. Как изменилась денежная ёмкость рынка, если численность населения сохраняется на уровне 1 млн 100 тыс. жителей?
Вариант 3
Негосударственное образовательное учреждение « Карьера» предоставляет услуги по обучению иностранным языкам. Годовая денежная ёмкость целевого сегмента, на котором работает организация, составляет 6,2 млн руб. За 2008 г. реальные доходы населения России выросли на 2,8 %. В 2009 году по прогнозу Минэкономразвития средняя зарплата населения снизится на 2,7 % и составит 19 тыс.43 руб . в месяц. Изменится ли денежная ёмкость рынка, если инфляция прогнозируется на уровне 15 %? Сделать расчёт для НОУ «Карьера».
Вариант 4
Численность населения Орловской области 1 млн человек. Среднее потребление яиц – 205 штук в год на человека. В настоящее время отпускная цена этого продукта птицефабрики «Орловская» – 25 руб. за 1 десяток. По прогнозу, в следующем году денежные доходы населения области вырастут на 12 %, цены поднимутся на 15 %, что снизит покупательскую способность населения. Как должны измениться отпускные цены птицефабрики, чтобы сохранилась рыночная доля организации в стоимостном выражении?
Задача 2.5 Расчёт концентрации фирм на рынке
Ранговый индекс концентрации (индекс Холла-Тайдмана, индекс Розенблюта) рассчитывается по формуле (6) на основе сопоставления рангов фирм на рынке следующим образом:








(6)






где НТ ранговый индекс концентрации, qi – доля фирмы, Ri ранг фирмы на рынке (по убывающей , самая крупная фирма имеет ранг 1). НТ изменяется в пределах от1 / п до1,гдеn –число фирм-конкурентов. Чем меньше показатель, тем меньше концентрация на рынке.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ

На рынке сельскохозяйственной продукции региона конкурируют четыре крупных компании-поставщика. Их рыночные доли соответственно 0,35; 0,3; 0,25; 0,1. Определим ранговый индекс концентрации:


Ранговый индекс концентрации далёк от единицы, следовательно, концентрация на рынке невысока.
Вариант 1
На рынке региона конкурируют четыре крупных мясоперерабатывающих компании. Рыночные доли трёх из них соответственно 0,45; 0,27; 0,13. Найти рыночную долю четвёртой компании и ранговый индекс концентрации.
Вариант 2
На столичном рынке сотовой связи конкурируют четыре оператора: «МТС» (доля 41 %), «Билайн » (доля 39 %), «Мегафон» (доля 18 %), «Скай-Линк» (доля 2 %). Найти ранговый индекс концентрации.
Вариант 3
На региональном рынке конкурируют шесть компаний, продающих очки: «Прозрение» с занимаемой долей рынка 31 %, «Optima» (доля рынка 24 %), «Аргос» (доля рынка 18 %), «Визит» (доля рынка 13 %), «Взгляд» (доля рынка 8 %), «Анютины глазки» (доля рынка 6 %). Найти ранговый индекс концентрации.
Вариант 4

В городе N три фирмы предлагают товары для охоты и рыбалки: «Диана», «Русская охота», «Дом оружия». Их доли на рынке соответственно равны: 56 %, 33 %, 11 %. Найти ранговый индекс концентрации.
Вариант 5
В городе работают 8 аптечных сетей. С помощью рангового индекса концентрации определить уровень конкуренции между ними, рассчитав рыночные доли по объёму среднемесячной выручки:





Аптечная сеть

Выручка в месяц, тыс.руб.

1. ОГУП «ФАРМАЦИЯ»

121,1

2.

ООО «Имплозия»

114,2

3.

ООО «Эскулап»

123,0

4.

ЗАО «Вита»

110,5

5.

ЗАО «Россы»

54,3

6.

МУП «Облфарм»

52,6

7.

ООО «Фармсервис»

21,2

8.

ЗАО «Авиценна-плюс»

19,5



Задача 2.6 Определение устоявшейся доли рынка организации по модели Маркова

Устоявшаяся доля рынка организации тем выше , чем выше лояльность потребителей к данной организации, то есть вероятность того, что потребитель купит товар именно у неё. Модель Маркова позволяет рассчитать возможность переключения потребителей на товар компании-конкурента.

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:

На рынке конкурируют две клиники, оказывающие платные медицинские услуги , «М» и «S». Лояльность потребителей клиники «M» оценивается в 80 %, лояльность потребителей клиники «S» составляет 60%. Рыночная доля «М» стабилизировалась, и чтобы рассчитать её, необходимо построить матрицу переключения потребителей на клинику-конкурента. Поскольку вероятность того, что потребитель обратиться за помощью в клинику «М», равна 80 %, то вероятность его обращения к «S» будет 20 % (таблица 3.1). Аналогично обозначим лояльность клиентов клиники «S» и составим уравнение, приняв искомую величину устоявшейся доли рынка «М» за Х, тогда доля «S» 1 – Х. Таблица 3.1 – Лояльность потребителей к конкурирующим компаниям.



То есть, при рыночной доле в 80 % и существующем конкурентном положении устоявшаяся доля рынка клиники «М» равна 67 %.

Вариант 1
На рынке бытовых услуг посёлка Пригородного конкурируют «Комбинат бытового обслуживания» и ИП «Алиса». Лояльность потребителей к первой организации – 70 %, ко второй – 50 %. Какова будет устоявшаяся доля «Комбината бытового обслуживания»?
Вариант 2
В будущем летнем сезоне модельеры предсказывают несколько тенденций покупательских предпочтений. Модный дом «Star» разработал коллекцию романтического стиля, приверженцами которого называют себя 35 % потребителей. 60 % потребителей выразили лояльность к разнообразным другим направлениям в одежде. Рассчитать устоявшуюся долю рынка «Star».
Вариант 3
В городе Николаеве работают драматический театр и театр сатиры. По данным социологического опроса, постоянными зрителями первого называют себя 25 % горожан, а второму отдают предпочтение 15 % респондентов. Какова устоявшаяся доля драматического театра?

Вариант 4
В районном центре присутствуют филиалы «Сбербанка» и «ВТБ». Лояльность жителей к «Сбербанку» составляет 65 %, к «ВТБ»– 47 %. Какова устоявшаяся доля «Сбербанка» в данном районном центре?
Вариант 5
Детские лагеря отдыха «Юность» и «Берёзка» – основные конкуренты на областном рынке. По данным опроса, 75 % потребителей лояльны «Юности», 60 % лояльны «Берёзке». Какова устоявшаяся доля рынка лагеря «Берёзка»?
Задача 2.7 Влияние лояльности потребителя на динамику рыночной доли компании
Рыночная доля организации подвержена изменениям в зависимости от того, насколько велика лояльность потребителя. Определив вероятность повторных покупок и вероятность того, что потребитель совершит повторную покупку у конкурентов, можно спрогнозировать будущую рыночную долю данной организации.

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:

Конкурирующие на рынке города три крупные продовольственные сети «1», «2», «3» имеют рыночные доли Д1 = 30 %, Д2 = 25 %, Д3 = 10 %. Вероятность того, что потребитель совершит повторную покупку в сети «1» равна 50 %, что он после посещения этой сети будет покупать в фирме «2» – 30 %, что обратиться в компанию «3» – 20 %. Заполним в матрице вероятности будущих покупок соответствующую строку (таблица). Вероятность того, что после покупки в «2» потребитель снова обратиться в эту компанию – 30%, что повторную покупку совершит в «1» – 40 %, что обратиться в «3» – 30 %. Вероятность повторных покупок потребителя, купившего товар в компании «3» отражена в нижней строке матрицы.
Таблица – Матрица вероятности будущих покупок


Доля рынка

Вероятность










компаний на

повторной




Доля рынка компаний




момент




покупки







при последующих покупках




исследовани

В1




В2




В3













я

























Д1

= 0,3

0,5




0,3




0,2

ПД1

= (0,5 · 0,3) + (0,4 · 0,25) + (0,5 · 0,1)

= 0,3

Д2

= 0,25

0,4




0,3




0,3

ПД2 = (0,3 · 0,3) + (0,3 · 0,25) + (0,2 · 0,1)

= 0,185

Д3

= 0,1

0,5




0,2




0,3

ПД3

= (0,2 · 0,3) + (0,3 · 0,25)+ (0,3 · 0,1) = 0,165

Определим будущую долю рынка по матрице вероятности. Для этого суммируем произведения вероятностей повторных покупок на соответствующих долях рынка. Как видно из полученных данных, высокая лояльность потребителей к торговой сети «1» в будущем обеспечит её устойчивую долю рынка. Сеть «2», вероятнее всего, будет терять потребителей, а сеть «3» увеличит своё присутствие на рынке.