Файл: Руководство по практическому применению За права военнослужащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 382

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

116
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
старшина роты, командир взвода и командир роты дисциплинарной воинской части имеют право только снимать ранее примененные ими дисциплинарные взыскания. Ко- мандир дисциплинарной воинской части имеет право снимать дисциплинарные взыска- ния, в том числе ранее примененные его подчиненными (подп. «а» ст. 69 и ст. 76 Правил).
Своеобразными средствами исправления осужденных военнослужащих в дисцип- линарных воинских частях являются меры по стимулированию их правопослушного поведения, например, п. 70 Правил устанавливает порядок изменения условий со- держания осужденных в лучшую сторону и содержание измененных условий. Дан- ная норма дает возможность осужденным военнослужащим при примерном поведе- нии, добросовестном отношении к военной службе и труду и по отбытии не менее одной трети срока наказания перевестись в облегченные условия отбывания наказа- ния. Данные военнослужащие зачисляются в предназначенные для этой категории осужденных подразделения дисциплинарной воинской части и, по справедливому замечанию М.Ю. Птицына
2
, получают нормативно закрепленные льготы.
Тем не менее, в юридической литературе отмечается, что такие критерии, как «по- ложительная характеристика», «примерное поведение», «добросовестное отношение к военной службе и труду», с одной стороны, являются фундаментальными в степени исправления осужденного. Но, с другой стороны, такое поведение или отношение может трактоваться различными судами и исполняющими наказание органами со- вершенно по-разному. Нет четкого понимания содержания и градации указанных критериев и у законодателя, так как в ряде случаев примерное поведение и добросо- вестное отношение к военной службе или труду определяется в УИК РФ не более чем как основание для применения мер поощрения в отношении осужденных (ст.ст. 57,
71, 153)
3
. В связи с этим Верховный Суд Российской Федерации указал, что при ре- шении вопроса о возможности применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания согласно положениям ст.ст. 79, 80 и 93 УК РФ судам надлежит обеспечить индивидуальный подход к каждому осужденному
4
Следует указать на еще один немаловажный фактор – это противоправная дея- тельность воинских должностных лиц, исполняющих уголовные наказания в дис- циплинарных воинских частях. Например, военным прокурором Мулинского гар- низона утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении командира 28-го отдельного дисциплинарного батальона подполковника З. Он об- виняется в получении взятки (ч. 2 ст. 290 УК РФ).
В ходе прокурорской проверки и последующего расследования установлено, что указанный офицер за вознаграждение от родственников двух осужденных военно- служащих подготовил документы для их условно-досрочного освобождения.
Уголовное дело в отношении З. в Нижегородский гарнизонный военный суд на- правлено для рассмотрения по существу.
Всего же прокурорской проверкой законодательства, регламентирующего поря- док и правила исполнения наказаний в дисциплинарной воинской части, выявлены более 60 случаев принятия командиром дисциплинарного батальона в 2010 – 2011 гг.
решений об условно-досрочном освобождении осужденных военнослужащих с на- рушением установленного порядка. Расследование этих эпизодов продолжается.
Ослабление контроля со стороны должностных лиц штаба Западного военного округа сформировало у подполковника З. уверенность во вседозволенности и безна- казанности, что в результате привело к совершению им преступления.
Для устранения нарушения закона внесено представление командующему вой- сками Западного военного округа
5
. В военно-пенитенциарной сфере в условиях дей-
2
Птицын М.Ю. Содержание в дисциплинарной воинской части как вид уголовного наказа- ния и его применение: дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 150.
3
Воробьев А.Г. О полиграфе как средстве оценки степени исправления осужденных военно- служащих: новый подход к старой проблеме // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 11.
4
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказа- ния более мягким видом наказания» от 21 апреля 2009 г. № 8 (приведено в приложении 1 к настоящему изданию).
5
URL: http://gvp.gov.ru/news/view/270/


117
Глава IV. Отдельные практические вопросы применения поощрений к военнослужащим
????? ?????????? (???????????) ????????????? ? ???????? ??????
?? ?? ???????? ???? ????? ? ???? ?????? ???????????? ??
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
??? ?? ?? ? ???? -
??? ???? ??? ? ?? ?-
??? ??? ??? ?? ??? ?-
? ?? ? ??? ???
??
??
??
??
??
?
???
????
??
??
??
??
?
???
?
???
???
??
?
??
?-
??
?
??
??
??
??
??
??
??
??
??
?
???
?
??
??
??
??
?
?
??
??
??
??
??
?-
??
??
??
??
?
???
??
??
???
?
??
??
?
??
??
??
??
??
??
??
??
?
?
??
?
??
??
??
?
??
??
?
??
??
??
??
??
??
??
??
??
?
???
?
?
?
?
??
-
??
??
??
?
??
?
??
??
??
?
?
???
??
??
?
??
??
??
??
?
?
?
??
???
??
??
??
??
??
?
???
??
??
?
?
??? ??? ??
???? ??? ??
+ +

– –
??? ?? ??? ???
??-
? ??? ??? ? ?????
+ +

– –
??? ???? ? ???? + +

– –
??? ??? ??
? ?? ???
+ +
+
– –
??? ??? ?? ???? + +
+
– –
??? ??? ?? ??? + +
+
+ + ствия всего двух дисциплинарных воинских частей коррупционные проявления со стороны воинских должностных лиц становятся ключевым фактором, который мо- жет существенно затруднить достижение целей уголовного наказания
6
Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство и нормативные пра- вовые акты Министерства обороны Российской Федерации регламентируют испол- нение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дис- циплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих. Устанав- ливая определенные ограничения, связанные с обязанностями соблюдать требова- ния режима, нормы права закрепляют поощрительные начала, имеющие как непо- средственное
(выделено мной. –
О. З.
), например, меры поощрения, применяемые к осужденным военнослужащим, так и опосредованное
(выделено мной. –
О. З.
) отра- жение, например, возможность перевода в облегченные условия отбывания наказа- ния, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; замена неотбытой части наказания более мягким наказанием, отмена условного осуждения, снятие су- димости. Согласно вышеназванным нормам в представлении об условно-досроч- ном освобождении от отбывания наказания (о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об отмене условного осуждения и о снятии с осуж- денного судимости) должны содержаться данные, характеризующие личность осуж- денного военнослужащего, а также его поведение, отношение к военной службе и труду во время отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному дея- нию.
В приложении 7 к настоящему изданию приведен образец представления об от- мене условного осуждения и о снятии с осужденного судимости.
Однако независимо от формы выражения поощрения – прямой (когда мера по- ощрения четко формализована) или косвенной (когда осужденный военнослужащий опосредованно ориентирован на благоприятные последствия) – во всех случаях сти- мулирование правомерного поведения носит позитивный характер, поскольку дей- ствует, вызывает заинтересованность в благоприятных последствиях. Посредством поощрительных норм можно вызвать выгодное обществу и государству поведение.
6
Воробьев А.Г. Указ. соч.


118
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   25

§ 3. Полномочия лиц гражданского персонала
в отношении подчиненных военнослужащих
В соответствии со ст. 16 ДУ ВС РФ лица гражданского персонала Вооруженных
Сил Российской Федерации, замещающие воинские должности
(выделено мной. –
О. З.
),
в отношении подчиненных военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с занимаемой штатной воинской должностью.
Например, должность заместителя министра обороны Российской Федерации может замещаться лицом гражданского персонала, которое в отношении военно- служащих Вооруженных Сил Российской Федерации пользуется властью наравне с заместителем министра обороны Российской Федерации, являющимся военнослу- жащим.
В военных образовательных учреждениях профессионального образования ряд профессорско-преподавательских должностей замещаются лицами гражданского пер- сонала. Преподаватели при проведении занятий по отношению к обучаемым военно- служащим являются прямыми начальниками и пользуются властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным согласно занимаемой штатной должности. Если по штату должности преподавателя предусмотрено воинское звание «подполковник»,
то лицо гражданского персонала, занимающее эту должность, будет пользоваться в отношении обучаемых дисциплинарной властью командира батальона.
Лица гражданского персонала могут занимать должности заведующих кафедра- ми, у которых в подчинении находятся преподаватели, являющиеся военнослужа- щими. В этом случае они будут являться прямыми начальниками для всего личного состава кафедры и пользоваться в отношении его правами в соответствии с воин- ским званием, предусмотренным для этой должности. Если для должности началь- ника кафедры предусмотрено штатом воинское звание «полковник», то он пользует- ся в отношении своих подчиненных властью командира полка.
§ 4. Поощрения военнослужащих наградами иностранных государств,
международных и иностранных организаций, общественными организациями,
иными органами государственной власти
В соответствии с положениями федеральных законов «О статусе военнослужа- щих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, «О государственной гражданской службе Россий- ской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, «О противодействии коррупции» от

25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, Закона Российской Феде- рации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-I, Положения о порядке прохождения военной службы, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской
Федерации, Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужа- щих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граж- дан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по моби- лизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребываю- щих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей,
утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации 27 октября 2010 г.
№ 1313, Инструкции об организации выезда из Российской Федерации военнослу- жащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации,
утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2006 г.
№ 250, других нормативных и правовых актов, действующих на момент заключения контракта, на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными закона- ми, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства
Российской Федерации, распространяются ограничения и запреты
, за исключением ограничений и запретов, препятствующих исполнению военнослужащим обязанно- стей по осуществлению оперативно-разыскной деятельности или обеспечению безо- пасности Российской Федерации. В случае нарушения данных ограничений и запре-

119
Глава IV. Отдельные практические вопросы применения поощрений к военнослужащим
тов в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения военно- служащий может быть привлечен к дисциплинарной, административной, матери- альной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с зако- нодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что военнослужащий, проходящий военную службу по кон- тракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с нарушением запре- тов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Данные требования указаны также в письме министра обороны Российской Фе- дерации «О Перечне ограничений и запретов, распространяющихся на военнослу- жащих, проходящих военную службу по контракту» от 21 марта 2012 г. № 205/2/180.
В указанный Перечень включен запрет на иностранные награды (п. 7 ст. 10 Феде- рального закона «О статусе военнослужащих»). Военнослужащим запрещено при- нимать без разрешения Президента Российской Федерации звания, ордена или дру- гие знаки отличия иностранного государства. Запрет включает в себя и награды,
почетные и специальные звания международных и иностранных организаций. По- скольку признание иностранным государством каких-либо заслуг военнослужащего ставило бы его в двусмысленное положение, постольку федеральное законодатель- ство регулирует условия принятия наград и званий иностранного государства.
Немаловажное практическое значение позитивного воздействия на сознание воен- нослужащих имеет поощрение со стороны негосударственных органов (обществен- ных организаций). Пунктом 6 Положения о Министерстве обороны Российской Фе- дерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г.
№ 1082, по этому поводу разъясняется: «Минобороны России осуществляет свою дея- тельность во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной влас- ти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами ме- стного самоуправления, общественными объединениями и организациями».
Кроме того, в соответствии со ст. 83 УВС ВС РФ командир (начальник) обязан действовать в пределах предоставленных ему прав самостоятельно, в тесной взаимо- связи с органами государственной власти и местного самоуправления, обществен- ными объединениями, не преследующими политических целей, коллективами пред- приятий, ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранами военной службы, поддерживая и приумножая традиции во- инской части (подразделения); проводить собрания, воинские ритуалы, спортивные праздники и другие мероприятия с приглашением на них представителей обществен- ности, членов семей военнослужащих.
Порядок организации взаимодействия с общественными организациями регла- ментируется Методическими рекомендациями по организации и выполнению меро- приятий повседневной деятельности в воинской части (книга 5), введенными в дей- ствие директивой первого заместителя министра обороны Российской Федерации
5 ноября 2002 г. № 332/500.
Взаимодействие с общественными объединениями
7
командование части осуще- ствляет в соответствии с федеральными законами «Об обороне», «О статусе военно- служащих», «Об общественных объединениях», «О политических партиях» и други- ми нормативными актами.
В соответствии с указанными Методическими рекомендациями не следует орга- низовывать взаимодействие с общественными объединениями, не получившими го- сударственную регистрацию.
Приоритетным направлением взаимодействия среди общественных объединений,
как показывает практика, является сотрудничество с ветеранскими организациями,
общественными объединениями военно-патриотической направленности.
Обычно определяются направления совместной работы, мероприятия, которые целесообразно проводить в интересах повышения престижа военной службы, патри- отического и воинского воспитания военнослужащих, социальной помощи военно-
7
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммер- ческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общнос- ти интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.